Урок истории в 8 классе "Оставление Москвы"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Урок истории в 8 классе "Оставление Москвы" . Урок был проведен в коррекционной  школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ostavlenie_moskvy_ist_8_kl.zip1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по истории

в 8 классе

Учитель Титова Е А

Тема: Оставление Москвы.

Цель: Подвести учащихся к пониманию предложения Кутузова на военном совете об оставлении Москвы, создать яркую образную картину пожара в Москве, бесчинства наполеоновской армии, проследить путь падения французской армии. Развивать познавательные способности учащихся,закреплять умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством русской армии.

Оборудование: презентация к уроку по теме, словарное слово «фураж», карта отступления из Москвы.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Повторение пройденного:

Игра «Верно-неверно».

Сейчас мы повторим пройденный материал и проверим , насколько вы внимательны. Я произношу утверждение, а вы должны решить: верно оно или нет.

1. Император Александр I не знал, что Наполеон готовится напасть на Россию. (неверно)

2. Отечественная война началась 24 июня 1813 года. (неверно: 1812 )

3. С первых дней войны главнокомандующим был назначен М.И.Кутузов. (неверно: Барклай-де-Толли)

4.Соотношение сил русской и французской армии в начале войны было одинаковым. (неверно: французов больше в три раза)

5. Первое крупное сражение было дано под Смоленском. (верно)

6. Генеральное сражение решено дать в 110 км от Москвы у села Бородино. (верно)

7. Готовясь к Бородинскому сражению Кутузов планировал разбить французов. (неверно: остановить перед Москвой)

8. Ставка Наполеона находилась в деревне Шевардино. (верно)

9. Батареей орудий в центре поля командовал генерал Багратион. (неверно: Раевский)

10. Бородинская битва началась 20 августа 1812 года. ( неверно: 26 августа)

11. Бородинское сражение продолжалось 3 дня. (неверно)

12. Бородинская битва закончилась полной победой русской армии (неверно)

подведение итогов, оценки

III. Работа по теме урока

Объяснение нового материала:

На следующий день после Бородинской битвы Кутузов отдал приказ отступать к Москве.

Отступление русское армии проходило через деревню Фили. Местность пересекалась глубокими оврагами, с тыла протекала река Москва, фланги армии были открыты. Позиция была очень невыгодной для русской армии. В этой сложной обстановке Кутузов созвал военный совет.

1 сентября в деревне Фили, в избе крестьянина Фролова, где находилась штаб-квартира главнокомандующего, собрались русские генералы, чтобы решить вопрос, давать ли сражение за Москву на неудобной для русской армии позиции или сдать город неприятелю без боя. Мнения генералов разделились. Выслушав всех, Кутузов принимает тяжелое решение об оставлении Москвы. Взяв всю ответственность за принятое решение на себя , он заявил: «С потерею Москвы ещё не потеряна Россия. Пока будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно завершить войну, но когда уничтожиться армия, погибнут и Москва и Россия .»

видео : Совет в Филях

На следующий день после совета, 2 сентября, русская армия вышла из Москвы и двинулась по Рязанской дороге. Вслед за армией потянулись обозы с ранеными, уходили жители. Москвичи забирали с собой всё, что могли унести. Кутузов приказал уничтожить склады с продовольствием, оружием,фуражом. Уходя, жители подожгли город.

Видео: уход жителей из Москвы.

Наполеон остановился недалеко от города на Поклонной горе. 6 часов он ждал делегацию москвичей с ключами от города. Но никакой делегации не было. И вдруг он узнал: никакой делегации не будет, потому, что никаких жителей в Москве нет. Москва была покинута своим населением, город был пуст.

Видео: Наполеон на Поклонной горе.

Наполеоновская армия вступала в город. Дул сильный ветер и подожженные дома разгорались все больше и больше. Пожар невозможно было остановить.

Наполеон остановился в Кремле. Французская армия стала грабить город. Из домов выносили уцелевшие вещи, серебряные изделия, из храмов - церковную утварь, с икон срывали драгоценные оклады, а сами иконы сжигали.

Видео: пожар в Москве.

Вскоре Москва превратилась в бушующее море огня. Французы схватили около 400 человек и расстреляли их , как поджигателей. От пожара стены Кремля так раскалились, что до них нельзя было дотронуться рукой и Наполеону пришлось перебраться в Петровский Путевой дворец, который находился за городом.

34 дня французская армия находилась в Москве. Не было продовольствия, фуража, солдаты всё больше превращались в разбойников. Чтобы спасти свою армию Наполеон отправил письмо Александру I с просьбой о мире. Но ответа не было. Наполеону ничего не оставалось делать, как покинуть город.

Видео: Наполеон в Петровском Путевом дворце.

Взятие Москвы не принесло победы Наполеону, а стало началом гибели его армии.

IV физкульт. пауза

V. Первичное закрепление материала.

1. В какой подмосковной деревне собрался военный совет?

2. Какое решение было принято Кутузовым на совете в Филях?

3. Чего ждал Наполеон на Поклонной горе?

4. Какой предстала Москва французской армии?

5. Какой шаг предпринял Наполеон для спасения своей армии?

VI. Составление плана рассказа.

1. Военный совет в Филях.

2. Оставление Москвы.

3. Вступление Наполеона в Москву.

4. Московский пожар.

5. Уход из Москвы- начало гибели наполеоновской армии.

Рассказ учащихся по первым пунктам плана.

Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...

План - конспект урока истории (6 класс). "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

План - конспект урока на тему "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" содержит материал  о борьбе Москвы за политическое первенство, о ходе сражения на Куликовом поле,...

Урок истории "Битва за Москву"

Разработка урока + презентация...

Конспект урока истории 6 кл - Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Конспект урока истории 6 кл - Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва...