План -конспекта урока 5 класс история
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Краснопеев Дмитрий Викторович
Одной из главных фигур Древнего Египта был фараон. Это был владыка Египта, он жил в роскоши. Для укрепления своей власти он совершал военные походы. А вот куда и для чего мы и узнаем сегодня на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx30.25 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.91 МБ
Файл prilozhenie_1.docx11.95 КБ
Файл prilozhenie_2.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок      Класс 5                     Дата

Тема  урока:    «Военные походы фараонов»

Цель урока:   подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Задачи урока:

- образовательные – изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта, научить распознавать интересы различных общественных групп;
- развивающие – продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой, использовать документы и произведения искусства как исторический источник, продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя;
- воспитательные – воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества 

Планируемые результаты:

Предметные:  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей, усвоение основных дат по теме понимание причин военных походов фараонов, формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнеегипетского государства

Познавательные: выявлять особенности жизни древних египтян, приводить примеры в качестве доказательства, уметь работать с различными источниками информации, делать выводы на основе полученной информации.

Коммуникативные: уметь воспринимать устную и письменную информацию, работать в группах, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: уметь организовывать выполнение заданий учителя, развивать навыки самооценки и самоанализа, удерживать цель деятельности до получения её результата.

Личностные: понимать важность исторических источников, применять правила делового сотрудничества, уметь соблюдать дисциплину, сохранять мотивацию к учебной деятельности, выражать положительное отношение к процессу познания

Тип урока:   усвоение новых знаний умений и навыков

УМК: учебник «Всеобщая история» 5 класс,  мультимедийный проектор, компьютер,  презентация , настенная карта.

Формы работы:  групповая, фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия: армия, колесница

Межпредметные связи: география, литература

Ход урока

1. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности

Учитель обращается к цитате на доске, предлагая её в качестве девиза урока:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь. Но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво, - да сами»  (Г. Лессинг)

2. Актуализация опорных знаний . Давайте мы с вами  вспомним и порадуем наших гостей вашими знаниями по предыдущим темам.

– Какую страну мы изучаем? (Древний Египет.)

 –Что вы уже узнали об этой стране на прошлых уроках

Разминка.

1.  Где располагается Древний Египет

2. Как называется река,  которая протекает на территории Египта?

3. Почему Египет называли «Даром Нила»?

4. Специальные приспособления для поднятия воды

5. Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками, законами  и т.д. (когда меньшая группа управляет большей)

6. Место впадения реки  Нил в море, где река разветвляется на несколько рукавов

7. Как назывались Знатные люди в Египте

8. Столица Египта

9. Название моря,   в которое впадает река Нил

10. Кто такие писцы?

11. Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну

12.Место захоронения знатных египтян

13.Какие занятия существовали у древних египтян?

14. Как звали  Правителя Египта?

12. Откуда в Египте брались рабы?

        Игра «Да» или «Нет».

  • Одежда вельможи была из тонких льняных тканей. (Да.)
  • Вельможа жил в доме из глины. (Нет.)
  • Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
  • Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
  • Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
  • Простой египтянин мог подойти к фараону. (Нет.)
  • Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз. (Да.)
  • Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
  • Вельможа распоряжался работами в каменоломнях. (Да.)
  • Вельможа носил много украшений. (Да.)
  • Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)

3. Формулирование учащимися темы и целей урока.

А теперь пришло время узнать новую тему урока.

«По пыльным дорогам  Азии гонят в Египет  стада овец, коров, быков, коней.         Везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое чёрное дерево. Но главная  добыча - множество пленников. Пленники становились рабами, полностью принадлежали хозяину. Впереди гордо восседает фараон.  Он уже мысленно подсчитывает свою добычу».  О чём идёт речь?

Тема урока?  

Предположите, на какие вопросы мы с вами сможем ответить в конце урока.

Что необходимо, чтобы фараон мог отправиться в военный поход? Может ли карта рассказать нам, как выглядело войско фараона? С чем мы должны работать, чтобы иметь достоверные сведения?

- Определите цель нашего урока. Цель урока: Рассмотреть в каких направлениях и с какой целью совершались военные походы и выявить их последствия

Для того, чтобы достичь цели нам нужен план.

Слайд . План урока 

  1. Зачем правители Египта совершали военные походы?
  2. Какой была армия египтян?
  3. Чем прославился фараон Тутмос III?
  4. Как проходили военные походы?
  5. Каковы результаты военных походов ?

4. Первичное усвоение новых знаний  

Зачем же правители Египта совершали военные походы?

В книгах можно найти готовый ответ на этот вопрос. Но я предлагаю вам более интересный путь-  путь историка- исследователя.

В повести писателя Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян вокруг Африки во главе со знатным вельможей Баурджедом. После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер, Во главе страны новый фараон. И Баурджет идёт к нему, что рассказать о путешествии.  

Работа с источником. У вас на партах  находятся карточки с  отрывком из этого произведения,  о встрече вельможи с новым правителем.  Прочитайте и, может быть, вы найдете ответ на поставленный вопрос. Зачем же правители Египта совершали военные походы? Слайд

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства. Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов и умелых рабов…Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурджет: Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску… Но мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурджет : Сын Гора, жизнь, здоровье, сила… я только хотел сказать, что мир так велик...

Вопросы: Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

О чем были помыслы нового правителя Египта? (О покорении новых земель)

Слайд  Запоминаем: Цели военных походов фараонов: 1. Расширение владений Египта 2. Захват новых богатств 3.Приобретение рабов

2. А теперь давайте узнаем, что же из себя представляла  Египетская армия? Слайд

Но сначала ответьте, Что такое армия?    Слайд. Армия – это организованные и обученные вооруженные силы государства.(записать). 

Сейчас мы с вами при помощи второго источника, учебника.  выясним:

1. из кого состояла армия фараона и 2. какое вооружение имела. Стр. 46, пункт 1  

Слайд   Основную часть войска составляли пешие воины. Другим видом войск были боевые колесницы.(если время позволяет, то стр. 47,  пункт 2, выяснить  преимущества колесницы в бою) Отряды на колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на противника.

Слайд.  Опишите  вооружение египетского воина

Физминутка 

3.Переходим к  следующему вопросу.  Завоевательные походы египетских фараонов 

Слайд. Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон Тутмос III, который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

Работа с картой (с. 47 учебника). Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы:

  • Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)
  • В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)
  • Какую добычу получали египетские фараоны из завоеванных стран?  (Из Нубии – золото и рабы. Из Ливии – коз, овец и другой скот.  Из Сирии- медь.)

Все географические названия учитель показывает на карте и просит учеников сравнить карту на доске с картой учебника и показать, как и он, все географические названия.

Как проходили военные походы египтян? 

Я предлагаю найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника! Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице. Слайд

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

« Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости, срубив ее смоковницы и виноградники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно»

Надпись на гробнице. Египет. XXVI век до н. э.

Будем изучать текст первоисточника так, как это делают ученые-историки.

1. Определим название источника, его вид, автора, место и время создания.  

Слайд  .  Название источника: «Песня военачальника» Вид: устный источник, дошедший благодаря записи (на гробнице)Автор песни: неизвестен Место создания: Древний Египет Время создания: XXVI век до н. э., III тыс. до н. э.

 Извлекаем последовательно из текста информацию.

-Какие цели преследовали египтяне? (завоевание других народов,– захват рабов).

- Как проходил поход египтян и чем он закончился?   Бедуины оказали сопротивление врагам. Египтяне разгромили местные войска. Завоеватели действовали жестоко по отношению к населению страны. Египет одержал победу.

5. У нас остался последний вопрос. Каковы результаты военных походов?   Но сначала давайте вспомним, какие слои египетского населения участвовали в походах?   Давайте рассмотрим результаты  для фараона, вельмож и крестьян. Слайд.  Зачитывается фрагмент из хрестоматии. Затем идёт обсуждение.

5. Закрепление,

Итак, какую цель мы ставили в начале нашего урока: Рассмотреть в каких направлениях и с какой целью совершались военные походы и выявить их значение. Удалось достичь нам цели? Проверим, обратите внимание на слайд .

  1. Зачем правители Египта совершали военные походы(Расширение владений Египта 2. Захват новых богатств 3.Приобретение рабов )
  2. Какой была армия египтян(мощной, боеспособной, мобильной)
  3. Чем прославился фараон Тутмос III (он совершал много завоевательных походов и расширил границы гос-ва)
  4. Как проходили военные походы (жестоко, победоносно)
  5. Как военные походы фараонов повлияли на развитие Древнеегипетского государства(возросло могущество Египта)

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§ 9, устно вопросы в конце параграфа, подготовить по 2 вопроса  к  теме

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока!!! «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь. Но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво, - да сами» Г. Лессинг

Слайд 2

Тема урока: «Военные походы фараонов»

Слайд 3

План урока: 1. Зачем фараоны совершали военные походы? 2. Какой была армия египтян? 3.Чем прославился фараон Тутмос III ? 4.Как проходили военные походы? 5.Каковы результаты военных походов?

Слайд 4

Зачем же правители Египта совершали военные походы?

Слайд 5

Запоминаем!!!

Слайд 6

Египетская армия Армия – это организованные и обученные военные силы государства

Слайд 7

Из каких частей состояло египетское войско? Пехота Колесница

Слайд 8

Опишите вооружение египетского воина Лук и стрелы Боевой топорик Копье Щит

Слайд 9

Запоминаем новые понятия!!! Пехота - старейший род сухопутных войск. Дротик - короткие копья Колесница - двухколесная повозка у древних египтян. Бронза – сплав меди и олова

Слайд 11

Завоевательные походы фараонов

Слайд 12

Больше всех прославился своими походами фараон Тутмос III в 1500 г. до н.э

Слайд 13

Какую добычу получали египетские фараоны из завоеванных стран? Из Нубии – золото и рабы. Из Ливии – коз, овец и другой скот. Из Сирии- медь.

Слайд 14

План урока: 1. Зачем фараоны совершали военные походы? 2. Какой была армия египтян? 3.Чем прославился фараон Тутмос III ? 4.Как проходили военные походы? 5.Каковы результаты военных походов?

Слайд 15

Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости, срубив ее смоковницы и виноградники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно. Надпись на гробнице. Египет. XXVI век до н. э. Работа с источником Определим название источника, его вид (письменный или устный ), автора, место и время создания. « Песнь военачальника»

Слайд 16

Определите результаты военных походов для: Рядового египетского воина Фараона Вельможи

Слайд 17

Результаты военных походов Для фараона Для вельмож Для простых воинов Захваченные территории Награды от фараона Тяготы походной жизни Богатства Новые земли Раны в сражениях, смерть Рабы рабы Оторванность от дома Укрепление власти Богатства Небольшая добыча Запущенные хозяйства

Слайд 18

Зачем правители Египта совершали военные походы? Какой была армия египтян?. Чем прославился фараон Тутмос III ? Как проходили военные походы? Какие были последствия военных походов ? Проверим!!!

Слайд 19

Нужны ли войны и военные походы? Можно ли оправдать войны? Что важнее мир или война?

Слайд 20

Домашнее задание: § 9, устно вопросы в конце параграфа, подготовить по 2 вопроса к теме урока.

Слайд 21

Домашнее задание: § 9, устно вопросы в конце параграфа, подготовить по 2 вопроса к теме урока.

Слайд 22

Закончите предложения: На уроке я работал (а)... • Своей работой на уроке я ... • Урок мне показался... • На уроке я узнал (а)... • Мне запомнилось больше всего... • Материал урока мне был ...



Предварительный просмотр:

Источник 1

Отрывок из произведения И.  Ефремова « На краю  Ойкумены»

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства. Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов и умелых рабов…Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурджет: Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску… Но мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурджет : Сын Гора, жизнь, здоровье, сила… я только хотел сказать, что мир так велик...

Источник 1

Отрывок из произведения И.  Ефремова « На краю  Ойкумены»

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства. Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов и умелых рабов…Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурджет: Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску… Но мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурджет : Сын Гора, жизнь, здоровье, сила… я только хотел сказать, что мир так велик...

Источник 1

Отрывок из произведения И.  Ефремова « На краю  Ойкумены»

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства. Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов и умелых рабов…Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурджет: Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску… Но мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурджет : Сын Гора, жизнь, здоровье, сила… я только хотел сказать, что мир так велик...



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй   кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....

План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).

Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...

План- конспект урока по истории 9 класс с использованием ЭОР

Урок посвящен Гражданской войне и "белому движению" в ее истории. Цель урока- изучение начального этапа гражданской войны.  При проведении занятия используются ЭОР. Тип урока- комбинированный. Фо...

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

План-конспект урока по истории России Тема урока: ««Холодная война». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...