Рабочие программы по Истории 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс)

Краснопеев Дмитрий Викторович
Аннотация к рабочей программе «Истории России. Всеобщая история» МБОУ «Хоринская средняя школа № 1 им. Д.Ж. Жанаева» Хоринского муниципального района Республики Бурятия 5 класс Рабочая программа составлена для учащихся 5 классов МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д.Ж.Жанаева», рассчитана на 70 часов в год, 2 час в неделю. Цель изучения истории России в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Задачи: овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями толерантности в духе демократических ценностей современного общества; развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Содержание учебного предмета Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Седанская катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья республика во Франции и конец франко¬прусской войне. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и провозглашение Германской империи. Восстание в Париже. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны: бунт или подвиг парижан? Пруссия во главе империи. Изменения в политическом устройстве объединённой Германии. Ускорение темпов эконо¬мического развития. Направления модернизации экономики. Юнкерство и крестьянство. Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппози¬ция. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» О. Бисмарка — прогрессивные для Европы со¬циальные реформы. Вильгельм II в стремлении к личной вла¬сти. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне. Реформирование — неотъемлемая часть курса англий¬ского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Велико¬британии. Создание Британской империи: «единый флаг, еди¬ный флот, единая империя, единая корона». Рождение лейбо¬ристской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классо¬вого мира. Дэвид Ллойд Джордж. Монополистический капи¬тализм. Последствия франко-прусской войны для Франции. Замед¬ление темпов экономического развития. Проблемы фран-цузской деревни. От свободной конкуренции к монополи¬стическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за ре¬спублику. Третья республика и её политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция — ко¬лониальная империя. Первое светское государство среди евро¬пейских государств. Реваншизм и подготовка к войне. Господство старых порядков. Наступление эпохи нацио¬нального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: им¬перия Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. Политическое устройство Австро-Венгрий. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населе¬ния. Начало промышленной революции. Развитие националь¬ных культур и самосознания народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика. Патриотическое движение креолов. Национально-осво¬бодительная борьба народов Латинской Америки. Время осво¬бодителей: С. Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование и особенности развития независимых государств в Латинской Америке. «Век каудильо» — полоса государственных переворотов и нестабильности. Инерцион¬ность развития экономики. Латиноамериканский «плавиль¬ный котёл» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке. Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые фор¬мы организации труда в передовых странах. Формирова¬ние мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Роль и место России в мире. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобра¬зования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государствен¬ного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духо¬венство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Нововведения. Просвещение и научные знания.Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ас¬самблеи. Санкт-Петербург - новая столица. Кунсткамера. Созда¬ние сети школ и специальных учебных заведений. Осно¬вание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко. После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов. Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение си¬стемы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольно¬сти дворянства. Ужесточение политики в отношении кре¬стьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления. Начало промышленного переворота в Европе и эконо¬мическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие ма¬нуфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купече¬ского банков. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый аб¬солютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты ре¬формирования России. Уложенная комиссия. Вольное эко¬номическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Русско-турецкие войны. При¬соединение Крыма. Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Украины. Вхождение в со¬став России Белоруссии и Литвы. Формирование внешней политики Рос¬сии. Отношения с азиатскими странами и народами. Француз¬ская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного поло¬жения. Внешняя поли¬тика Павла I. Участие России в антифранцузских коали¬циях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворо¬ва. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. Перемены в повседневной жизни населения Россий¬ской империи. Сословный характер культуры и быта. Ев¬ропеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одеж¬да и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания. Требования к планируемым результатам Личностные результаты: изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями; формулирование ценностных суждений или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обу¬словленности и мотивации поступков людей предшеству¬ющих эпох; • осмысление социально-нравственного опыта; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаи¬модействия народов в процессе формирования многонацио¬нального российского народа; • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями. Метапредметные результаты: • планировать пути достижения образовательных це¬лей, выбирать наиболее эффективные • способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемы¬ми результатами; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обо¬сновывать выводы и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя глав¬ную и критически оценивать её достовер¬ность (под руководством учителя); • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, клас¬сифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в со¬ответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных высту¬плений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ; • определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты: • овладение целостными представлениями об историче¬ском пути народов как необходимой основой миропонима¬ния и познания общества; • способность применять понятийный аппарат историче¬ского знания; • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в исто¬рии; • готовность применять исторические знания для выяв¬ления и сохранения исторических и культурных памятни¬ков своей страны и мира. • знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии; • основные этапы и ключевые события всеобщей исто¬рии периода конца XVII— XVIII в.в.; • важнейшие достижения культуры и системы ценно¬стей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; • изученные виды исторических источников; • соотносить даты событий отечественной и всеобщей исто¬рии с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; • использовать текст исторического источника при отве¬те на вопросы и решении различных учебных задач, срав¬нивать свидетельства разных источников; • показывать на исторической карте территории рассе¬ления народов, границы государств, города, места значи¬тельных исторических событий; • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фак¬тов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстратив¬ного материала учебника, фрагментов исторических источ¬ников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экс¬курсиях, рефератов; • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических про¬цессов, явлений и событий; группировать исторические яв¬ления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; • использовать приобретённые знания и умения в прак¬тической деятельности и повседневной жизни для понима¬ния исторических причин и исторического значения собы¬тий и явлений современной жизни, для высказывания соб¬ственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социаль¬ного поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми дру¬гой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_id817375_krasnopeev_d.v.docx59.01 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ "Хоринское районное управление образования"

МБОУ "Хоринская СОШ № 1 им. Д.Ж. Жанаева"

РАССМОТРЕНО

МО Химии,биология ,география, история


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР


УТВЕРЖДЕНО

Директор

         Садовская С.Г.                 Бадмаев Ч.Б.

Руководитель МО

         Гомбоева Т.А.

Протокол №1

от "29"" август 2022 г.

 от "31"" августа 2022 г.


Приказ №107.1

от "1"" сентябрь2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 817375)

учебного предмета

«История»

для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Краснопеев Дмитрий Викторович учитель истории и обществознание

Хоринск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской

и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

В основной школе ключевыми задачами являются:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события

в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —

2020. — № 8. — С. 7—8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет

68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Введение

Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ

Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине.

Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.

Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР

Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.

Древний Египет

Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.

Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.

Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).

Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии

Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города- государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.

Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.

Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.

Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.

Восточное Средиземноморье в древности

Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования.

Ветхозаветные предания.

Персидская держава

Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение

территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).

Древний Китай

Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно- философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.

Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция

Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы

Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация.

Метрополии и колонии.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.

Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.

Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

Культура Древней Греции

Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.

Македонские завоевания. Эллинизм

Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Александрия Египетская.

Древний Рим

Возникновение Римского государства

Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.

Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания в Средиземноморье

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны

Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.

Расцвет и падение Римской империи

Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима

Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:

в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование

и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны

и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;

в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей

с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно- следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и

др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических

ситуациях и окружающей действительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность

события к веку, тысячелетию;

определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

  1. Работа с исторической картой:

находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;

устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

  1. Работа с историческими источниками:

называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;

различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;

извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

  1. Историческое описание (реконструкция):

характеризовать условия жизни людей в древности;

рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;

рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);

давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

  1. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;

сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

  1. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;

высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

  1. Применение исторических знаний:

раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;

выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

2

0

1

05.09.2022

Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

Итого по разделу

2

Раздел 2. Первобытность

2.1.

Первобытность

5

0

1

12.09.2022

Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних земледельцев, ремесленников;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

Итого по разделу

5

Раздел 3. Древний Восток

3.1.

Древний Египет

7

0

1

28.09.2022

Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники);

Зачет;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

3.2.

Древние цивилизации Месопотамии

4

0

1

24.10.2022

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности людей;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

3.3.

Восточное Средиземноморье в древности

2

0

1

27.10.2022

Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

3.4.

Персидская держава

2

0

1

07.11.2022

Характеризовать систему управления персидской державой;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

3.5.

Древняя Индия

2

0

0

14.11.2022

15.11.2022

Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

3.6.

Древний Китай

3

1

0

23.11.2022

Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства;

Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

Итого по разделу

20

Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм

4.1.

Древнейшая Греция

4

0

1

28.11.2022

07.12.2022

Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

4.2.

Греческие полисы

10

1

1

12.12.2022

23.12.2022

Рассказывать о составе и организации полисного войска;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

4.3.

Культура Древней Греции

3

0

1

25.01.2023

01.02.2023

Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации);

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

4.4.

Македонские завоевания. Эллинизм

3

0

1

06.02.2023

13.02.2023

Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

Итого по разделу

20

Раздел 5. Древний Рим

5.1.

Возникновение Римского государства

3

0

1

15.02.2023

22.02.2023

Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

5.2.

Римские завоевания в Средиземноморье

3

0

1

27.02.2023

06.03.2023

Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

5.3.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны

5

0

1

07.03.2023

22.03.2023

Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения);

Зачет;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

5.4.

Расцвет и падение Римской империи

6

0

1

19.04.2023

Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

5.5.

Культура Древнего Рима

3

0

1

10.05.2023

Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

Итого по разделу

20

Раздел 6. Обобщение

6.1.

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира

1

1

0

15.05.2023

24.05.2023

Виды деятельности по изученным разделам;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/3/5/

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

15

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Введение. Что изучает история.

1

0

1

05.09.2022

Письменный контроль;

2.

Древнейшие люди

1

0

1

09.09.2022

Устный опрос;

3.

Родовые общины

1

0

1

12.09.2022

Тестирование;

4.

Возникновение исскуства и религии

1

0

1

16.09.2022

Зачет;

5.

Возниконовение исскуства и религиозных верований

1

0

1

19.09.2022

Тестирование;

6.

Возникновение земледелия и скотоводства

1

0

0

21.09.2022

Устный опрос;

7.

Появление неравенства и знати

1

0

1

26.09.2022

Письменный контроль;

8.

Государство на берегах Нила

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос;

9.

Как жили земледельцы и ремесленники Египта

1

0

0

03.10.2022

Устный опрос;

10.

Жизнь египетского вельможи

1

0

0

05.10.2022

Письменный контроль;

11.

Военные походы фараонов

1

0

1

10.10.2022

Письменный контроль;

12.

Религия древних египтян

1

0

0

12.10.2022

Устный опрос;

13.

Культура Древнего Египта

1

0

0

17.10.2022

Устный опрос;

14.

Контрольная работа

1

1

0

19.10.2022

Письменный контроль;

15.

Древнее Двуречье

1

0

0

24.10.2022

Тестирование;

16.

Вавилонский царь Хаммурапи

1

0

1

26.10.2022

Тестирование;

17.

Ассирийская держава

1

0

0

07.11.2022

Устный опрос;

18.

Ассирийская держава

1

1

0

09.11.2022

Контрольная работа;

19.

Финикийские мореплаватели

1

0

0

14.11.2022

Письменный контроль;

20.

Библейские сказания

1

0

0

16.11.2022

Письменный контроль;

21.

Персидская держава

1

0

0

21.11.2022

Письменный контроль;

22.

Персидская держава

1

0

1

23.11.2022

Устный опрос;

23.

Природа и люди Древней Индии

1

0

0

28.11.2022

Устный опрос;

24.

Индийские касты

1

0

0

30.11.2022

Письменный контроль;

25.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

0

0

05.12.2022

Практическая работа;

26.

Первый властелин Китая

1

0

0

07.12.2022

Устный опрос;

27.

Греки и критяне

1

0

0

14.12.2022

Устный опрос;

28.

Микены и Троя

1

0

0

19.12.2022

Устный опрос;

29.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

0

0

21.12.2022

Устный опрос;

30.

Поэма Гомера "Элиада"

1

0

0

26.12.2022

Письменный контроль;

31.

Поэма Гомера "Одиссея"

1

1

0

28.12.2022

Контрольная работа;

32.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

0

0

09.01.2023

Устный опрос;

33.

Зарождение демократии в Афинах

1

0

0

11.01.2023

Устный опрос;

34.

Древняя Спарта

1

0

0

16.01.2023

Письменный контроль;

35.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

1

0

1

18.01.2023

Практическая работа;

36.

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

0

0

23.01.2023

Письменный контроль;

37.

Нашествие персидских войск

1

0

0

25.01.2023

Письменный контроль;

38.

В гаванях афинского порта Пирей

1

0

0

30.01.2023

Письменный контроль;

39.

Афинская демократия при Перикле

1

0

0

01.02.2023

Устный опрос;

40.

Пелопонейская война

1

0

0

06.02.2023

Устный опрос;

41.

Контрольная работа

1

1

0

08.02.2023

Устный опрос;

42.

В городе богини Афины

1

0

0

13.02.2023

Устный опрос;

43.

В афинских школах и гимназиях

1

0

0

15.02.2023

Письменный контроль;

44.

В Афинском театре

1

0

0

20.02.2023

Письменный контроль;

45.

Города Эллады подчиняются Македонии

1

0

0

22.02.2023

Устный опрос;

46.

Поход Александра Македонского

1

0

0

27.02.2023

Устный опрос;

47.

В Александрии Египетской

1

0

0

01.03.2023

Устный опрос;

48.

Древнейший Рим

1

0

0

06.03.2023

Письменный контроль;

49.

Завоевание Римом Италии

1

0

0

09.03.2023

Устный опрос;

50.

Устройство Римской Республики

1

0

0

13.03.2023

Устный опрос;

51.

Пунические войны. Первая пуническая война.

1

0

0

16.03.2023

Письменный контроль;

52.

Вторая пуническая война

1

0

0

20.03.2023

Устный опрос;

53.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

0

0

23.03.2023

Письменный контроль;

54.

Рабство в Древнем Риме

1

0

0

03.04.2023

Письменный контроль;

55.

Земельный закон братьев Гракхов.

1

0

0

05.04.2023

Практическая работа;

56.

Восстание Спартака

1

0

0

10.04.2023

Устный опрос;

57.

Единовластие Цезаря.

1

0

0

12.04.2023

Практическая работа;

58.

Единовластие Цезаря

1

0

0

17.04.2023

Устный опрос;

59.

Установление Империи

1

0

0

19.04.2023

Практическая работа;

60.

Соседи Римской империи

1

0

0

24.04.2023

Тестирование;

61.

В Риме при императоре Нероне

1

0

0

26.04.2023

Письменный контроль;

62.

Первые христиане и их учение

1

0

0

03.05.2023

Тестирование;

63.

Расцвет империи во 2 веке н.э.

1

0

1

10.05.2023

Письменный контроль;

64.

Взятие Рима варварами

1

0

0

15.05.2023

Устный опрос;

65.

Вечный город и его жители

1

0

1

17.05.2023

Устный опрос;

66.

Вечный город и его жители

1

0

0

22.05.2023

Письменный контроль;

67.

Вечный город и его жители

1

0

0

24.05.2023

Письменный контроль;

68.

Контрольная работа

1

1

0

29.05.2023

Письменный контроль;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;

Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, История 5 класс Всеобщая история. история древнего мира. 5 класс. Методическое пособие

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.rusedu.ru-презентации по истории Древнего мира.

http://www.earth-history.com/-электронная библиотека исторических источников "Древняя история мира"

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...