ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ
методическая разработка по истории (7 класс)

Симонова Ярослава Сергеевна

Урок.  ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ

План урока.

1. Понятие о Новом времени.

2. Человек Нового времени.

3. Что связывает нас с Новым временем.

Возможная личностно значимая проблема. В чём заключается связь эпох — Нового времени и современности?

Что характеризует человека Нового времени по сравнению с нашим современником? Варианты проблемных и познавательных заданий. 1. Что связывает современных людей с Новым временем? 2. Дайте оценку двум типам личности: человека средневекового общества и человека Нового времени. Планируемые результаты изучения материала. Учащиеся усваивают хронологические рамки Нового времени; понимают принципиальное отличие Нового времени от Средневековья; узнают о чертах личности человека Нового времени; углубляют знания об основных чертах традиционного общества и знакомятся с чертами зарождающегося индустриального общества. Продолжение 11 Формирование универсальных учебных действий. Учащиеся используют ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач, анализируют источники, оценивают исторические явления. Основные понятия и термины: Новое время, ценности, традиционное общество, индустриальное общество. Источники информации (школьные и внешкольные). Учебник, Введение. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты». Образовательное пространство расширяется за счёт социокультурной среды: индивидуальная, групповая или семейная экскурсия по городу с целью осмотра материальных памятников Нового времени. Произведения художественной литературы, скульптуры, живописи. Кинофильмы, видеофильмы об эпохе Нового времени. Особенности и значение темы. Тема урока даёт возможность поставить проблему связи исторических эпох и значимости исторического опыта для личности учащегося. На уроке используются межпредметные связи (литература), межкурсовые связи (история Средних веков). Образовательное пространство расширяется за счёт социокультурной среды. Во внеурочное время там, где это возможно, может быть проведена экскурсия «Мой город (другой населённый пункт) — свидетель эпохи Нового времени». ХОД УРОКА В начале урока учитель предлагает учащимся познавательное задание (его следует написать на доске). При рассмотрении первого вопроса акцентируется внимание учащихся на возможностях учебника для решения познавательных задач: семиклассники под руководством учителя просматривают оглавление, обращают внимание на хронологические рамки курса, выделяют различные источники информации по поставленному вопросу, в том числе и внетекстовые: рисунки, цветные иллюстрации, карты и схемы. Обсуждается материал для дополнительного (т. е. по желанию) чтения. Возможно, следует прочитать фрагмент из дополнительного текста (например, о семье Фуггеров как представителях людей Нового времени). Для закрепления знаний учащихся предлагается выполнить задание 1 к Введению в рабочей тетради. Второй пункт плана можно рассмотреть в процессе беседы, используя знания семиклассников о чертах личности средневекового человека, его мировоззрении. Учащимся предлагается ответить на вопросы: какие занятия 12 были наиболее распространены среди европейского населения в XIV—XV вв.? Какие объединения сельского и городского населения вам известны из истории Средневековья? Чем вы можете объяснить стремление средневековых людей к объединению? Представители семьи Фуггеров — люди Средневековья или Нового времени? Очевидно, учащиеся выделят новые черты в психологии Фуггеров, что позволит им сделать вывод о тех чертах личности, которые отличают человека Нового времени от его предшественников, и прежде всего это способность к самостоятельной деятельности, инициатива. При рассматривании третьего вопроса учитель, реализуя межкурсовые связи, опирается на ранее полученные знания из курса истории Средних веков. В этом случае вполне уместен рассказ учителя. Уже в XV в. в Западной Европе начался закат Средневековья. Вы помните, что в Средние века в Европе господствовало традиционное общество, где люди жили, не нарушая законов предков, где всё было ориентировано на сохранение старых обычаев и ценностей. Но это общество претерпевает значительные изменения и постепенно разрушается. Подумаем: что же меняется в хозяйственной жизни? Вспомните, какое хозяйство господствует в традиционном обществе». Выслушав ответ учащихся о натуральном характере хозяйства в эпоху Средневековья, учитель продолжает рассказ: «В традиционном обществе господствовали натуральное хозяйство и простые рыночные отношения, большинство населения было занято в сельском хозяйстве. И крестьяне, и ремесленники пользовались самыми простыми орудиями труда (такими, какие были у предков). Но постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от человека большей активности, влияли на внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на усовершенствование орудий труда. Возникла потребность в увеличении потребления энергии и в связи с этим — в новых источниках энергии. Уменьшилось вмешательство государства в хозяйственную жизнь; выросли города, тесно связанные с ремесленным производством и торговлей. Большие изменения происходили и в обществе. Подумаем какие». Выслушав ответы учащихся о наличии в средневековом обществе сословий и каст, учитель продолжает рассказ: «Традиционное общество состояло из сословий и каст. Вспомним, что сословие — это группа людей, признанная государством, имеющая свои права, обязанности и привилегии, нравы и обычаи, закреплённые в традициях или законе и передаваемые по наследству. Каждый человек принадлежал к какому-нибудь сословию (дворяне, служители церкви, горожане, крестьяне и т. д.) и имел сословное сознание, основанное на необходимости соблю- 13 дать обязательства, вытекающие из особых задач, стоящих перед сословием. Отдельный человек поглощался коллективом. С конца Средневековья и до XVIII в. сословное сознание было сильно развито у духовенства, дворянства и бюргерства. Сословный характер носило и государство — власть сосредоточивалась в руках служилого сословия. В таких государствах, как вы помните, существовала сословная иерархия. Государственная система была централизованной и авторитарной. В конце Средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Часть сельского населения уходит в растущие города, развивающиеся как коммуны, имеющие своё самоуправление. Государства (в своём большинстве) преодолевают феодальную раздробленность. Изменялась и духовная жизнь человека. В традиционном обществе человек всегда воспринимался как часть природы, простого и справедливого порядка вещей. Основные ценности сводились к ощущению прочности своего положения, защищённости, уверенности. Сознание человека формировалось религией и сословными нормами, и он всегда ощущал себя частью общности — сословия, общины, клана, семьи и т. д. Окружающий мир воспринимался как нечто существующее без содействия человека, не было стремления подчинить себе природу. Необходимость сохранения традиций воспринималась как истина, не требующая доказательств. Однако в конце Средневековья отдельный человек уже начинает обособляться, полагаясь на собственные силы. Появляются новые ценности — достижение богатства, личного успеха (а не успеха общины, рода, сеньора), способность самостоятельно принимать важные решения. Христианское учение, ставящее перед верующим задачу спасения души, также предполагает, что заботиться о личном спасении человек должен индивидуально. Постепенно появляется мысль о возможности общения с богом напрямую, а не через священнослужителей. Так завершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается новый тип личности. Особого внимания заслуживает вопрос о постепенном переходе от традиционного общества к обществу индустриальному. Понятие «индустриальное общество» вводится в курсе Новой истории 8 класса, а в 7 классе достаточно знать, что это общество, где развивается и господствует машинное производство. В XVI—XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, 14 возникли фабрики. Широко применять технику стали XIX в., который назовут индустриальным (от латинского слова industria — деятельность), и общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нём будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI—XVIII вв. — это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному. В заключение урока учащиеся обсуждают проблемный вопрос урока. Желательно отметить, что Новая история изучает время, которое отстоит от современности сравнительно недалеко, всего лишь на какие-то 500—200 лет. С точки зрения исторической науки это было не так давно. Особенно важно подчеркнуть, что жизнь людей этого времени уже можно изучать не только по данным археологических раскопок и древним летописям, но и по сохранившимся памятникам материальной и художественной культуры, окружающим нас в повседневной жизни. Важно предложить школьникам подумать, что именно (какие предметы домашнего обихода, образцы нашей одежды, пища) возникло в эпоху Нового времени. Те, кто живут в городах, должны знать, что их облик чаще всего формировался в Новое время. Следует сообщить ученикам, что в Новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Понятия «правовое государство» и «гражданское общество» формируются в 8 классе (или на уроке повторительного обобщения в конце курса 7 класса), здесь же достаточно сказать, что на рубеже XVIII—XIX вв. были написаны первые конституции. Затем учащимся предлагается предъявить результаты выполнения познавательного задания. Они указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV—XVI вв. и позволяют говорить о начале Нового времени. Предлагаем расширить образовательное поле, привлекая и межпредметные связи. Учитель говорит: «Многие произведения писателей Нового времени вы изучаете или будете изучать на уроках литературы, многие из них экранизированы, их сюжеты легли в основу известных фильмов. Картины и скульптуры этой эпохи близки нам и понятны». Можно предложить семиклассникам назвать художественные произведения и кинофильмы, отражающие сюжеты истории Нового времени, жизни различных слоёв населения этой эпохи. 15 С целью мотивации интереса к предмету, стараясь сделать курс Новой истории личностно значимым для учащихся, учитель обращает внимание семиклассников на последний абзац Введения, где говорится: «Этот учебник познакомит вас с важнейшими событиями начала Нового времени. Каждая страница — это рассказ о жизни людей. Что-то покажется вам интересным и достойным подражания, что-то — жестоким и пугающим, а какие-то поступки позволят извлечь уроки для себя». «Когда мы закончим изучать этот курс, — говорит учитель, — вы ответите на вопросы: что нового для себя я узнал? Чему научился? Что из этого курса для меня важно и нужно и почему?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_srednevekovya_k_novomu_vremeni.pptx279.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От Средневековья к Новому времени

Слайд 2

Цели и задачи урока. В предметном направлении: формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию. В метапредметном направлении: формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление. В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества. Задачи: - развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения; - учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации; - воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Слайд 3

Какие периоды (эпохи) в истории выделяют ученые?

Слайд 4

1. Древний мир (Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

Слайд 5

Средние века V в. н.э. – XV в.

Слайд 6

Новое время (XVI – нач. XX в.) Распространение капиталистических отношений . Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления ( монархия , ограниченная монархия , республика ). Светская культура.

Слайд 7

Новейшее время (Нач. XX в – нач. XXI в.)

Слайд 8

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Слайд 9

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать? Примитивная техника и технология. Поступательное развитие Условная собственность на землю (земля – высшая ценность, но пользование ею сопровождается условиями: для рыцарей – военной службой сеньеру, для крестьян – уплата феодальной ренты. Господство натурального хозяйства. Строгая иерархическая структура общества. Неограниченная власть монарха. Теоцентризм – религия пронизывает все сферы жизни общества.\

Слайд 10

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Слайд 11

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать? IV - VII вв. Великое переселение народов 486 Возникновение франкского государства 527 - 565 Правления византийского императора Юстиниана I 622 г. Зарождение ислама VII - VIII вв. Арабские завоевания VII - XI вв. Сутки викингов 732 г. Битва под Пуатье, Победа франков над арабами 800 г. Образование Франкской империи 843 г. Верденская соглашение, деление империи Карла Великого 962 г. Основание Священной Римской империи 1054 Разделение христианской церкви (схизма) на католическую и православную 1066 Нормандское завоевание Англии 1077 Встреча императора Генриха IV и папы Григория VII в Каноссе 1096 - 1270 Крестовые походы 1099 Взятие Иерусалим крестоносцами 1147 Первое письменное упоминание о Москве 1204 Взятие Константинополя крестоносцами 1209 - 1229 Альбигойские войны 1215 Великая хартия вольностей 1223 - 1242 Монголо-татарское нашествие на земли Восточной Европы 1265 Возникновение английского парламента 1291 Потеря крестоносцами последних крепостей в Палестине

Слайд 12

1302 Возникновение Генеральных штатов во Франции 1309 - 1377 Авиньонскоепленение пап 1337 - 1453 Столетняя война между Англией и Францией 1347 - 1350 Эпидемия чумы в Западной Европе ("черная смерть ") 1378 - 1417 Великая схизма католической церкви 1380 Куликовская битва, начало освобождения Московской Руси от монголо-татарского нашествия 1389 Битва на Косово поле. Разгром турками сербского войска XIV - нач. XVI в. Объединение русских земель вокруг Москвы 1402 Битва у Анкары. Разгром турок Тимуром 1410 Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена 1415 Сожжение Яна Гуса 1419 - 1434 Гуситские войны 1439 Флорентийская уния 1445 Изобретение книгопечатания И.Гутенбергом 1453 Взятие турками Константинополь 1477 Завершение объединение Франции. Поражение бургундцев. Гибель Карла Смелого 1455 - 1485. Война Алой и Белой розы 1479 Образование Испанского королевства 1480 Конец татарского господства в Северо-Восточной Руси 1492 Завершение Реконкисты Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Слайд 13

Когда появляется термин Новое время?

Слайд 14

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения в 15 в. как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. 1. Когда появляется термин Новое время?

Слайд 15

Назовите исторические границы Нового времени.

Слайд 16

Начало периода Нового времени: Английская революция середины XVII века, начавшейся в 1640 году Реформация (1517 ) О ткрытие испанцами в 1492 году Нового Света Падение Константинополя ( 1453) Начало Великой Французской революции (1789). Период новой истории закончился: Социалистическая революция в России в 1917 г. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.

Слайд 17

Какие существуют периоды Нового времени?

Слайд 18

Раннее Новое время – XVI – XVIII вв. (7 класс) Позднее Новое время – XIX в. (8 класс) Граница - Наполеоновские войны — от Великой французской революции до Венского конгресса . 3. Какие существуют периоды Нового времени?

Слайд 19

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

Слайд 20

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время? Рост значения централизованного государственного управления Великие географические открытия. Растущий интерес к античному наследию, человеку и изучающим его наукам . Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления ( монархия , ограниченная монархия , республика ). Светская культура.

Слайд 21

Р азвитие техники на рубеже XV—XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда. На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры. Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

Слайд 22

По каким источникам изучают историю Нового времени?

Слайд 23

Обширную группу составляют документальные источники. Совершенствование делопроизводства привело к существенному упрощению формы и к унификации документов в западноевропейских странах. Преимущественно на основании этого материала складываются наши представления об экономике и социальных отношениях эпохи. В XVI—первой половине XVII в. были по-прежнему широко распространены традиционные документы, фиксирующие феодальные поземельные отношения: государственные земельные кадастры» сеньориальные описи земель — реитали, записи крестьянских повинностей, общинные уставы. Однако наряду с этим увеличилось число договоров срочной аренды, что свидетельствовало о постепенной замене крестьян-держателей арендаторами . Богатейшая информация относительно самых разных сторон социально-экономической жизни содержится в документах государственных учреждений и ведомств: центральных органов (королевских советов, канцелярий, казначейств, адмиралтейств, судебных и счетных палат) и местной администрации. Во второй половине XVI в. зародилась система записи актов гражданского состояния (рождений, браков, смертей) в регистрационных книгах церковных приходов, а позднее — и светских властей. Они являются важным источником сведений по демографии, генеалогии и социальной истории в целом . Обширен фонд документов церковной администрации на всех ее уровнях — от прихода до римской курии, включающий переписку пап, их буллы, донесения в Рим легатов и нунциев, миссионеров, протоколы заседаний синодов и соборов, собраний кальвинистских общин, церковных судов, инквизиции, индехсы запрещенных книг, послания и программные документы идеологов Реформации и других видных деятелей церкви .

Слайд 24

Значение нарративных источников для изучения проблем социально-экономической и отчасти политической истории в эту эпоху несколько снижается из-за обилия и полноты документального материала. В ряду нарративных источников выделяются прежде всего исторические сочинения. В полной мере это относится и к мемуарам. Жанр мемуарной литературы достигает подлинного расцвета именно в XVI — первой половине XVII в., что было следствием развития ренессансной культуры с присущими ей интересом к человеческой личности, ее внутреннему миру и высоким престижем активной гражданской деятельности. Близки к мемуарам по характеру содержащейся в них информации дневники, получившие широкое распространение у представителей самых разных социальных слоев. Широко представлен среди нарративных источников эпистолярный жанр. Широкое распространение книгопечатания привело к расцвету принципиально новой разновидности повествовательных источников — публицистики. В рамках класса нарративных источников особое место занимают трактаты, которые по праву уже можно отнести к разряду научной литературы. Ценными историческими источниками являются также памятники художественной литературы этой эпохи с их ярко проявившимися национальными особенностями, а также народная поэзия, песенное творчество, популярная сатира.

Слайд 25

Новое время – период всемирной истории, основным содержанием которого является переход от традиционного к индустриальному обществу.

Слайд 26

Домашнее задание Стр. 5 – 8 Сообщения Проблемы периодизации Нового времени. Исторические источники по изучению Нового времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории нового времени 8 класс.УМК ВедюшкинВ.А.История Нового времени

Тематическое планирование по истории Нового времени 8 класс. По учебнику Ведюшкина В.А. История нового времени 8 класс. Планирование развёрнутое , расчитанное на 34 часа.Включает в себя : наменование ...

От средневековья к новому времени

Выделены цели и задачи урока....

Конспект урока по истории в 7 классе "От Средневековья к Новому времени".

Конспект урока по истории в 7 классе "От Средневековья к Новому времени". УМК Юдовской...

Конспект урока по истории в 7 классе "От Средневековья к Новому времени".

Конспект урока по истории в 7 классе "От Средневековья к Новому времени". УМК Юдовской...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

Данная разработка может быть использована для проведения кружковых, факультативных занятий, уроков истории, уроков искусства как самостоятельных единиц обучения, а также для подготовки отдельных уроко...