Применение технологии «кроссенс» на уроках истории
учебно-методический материал по истории

Егорова Лейсан Зифировна

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С.ШАРАН МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШАРАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Мастер-класс:

«Применение технологии «кроссенс»

на уроках истории»

 

Разработала и провела:

учитель истории и обществознания

Егорова Лейсан Зифировна

Дата: 03.11.2022

Слайд№1

Цель:

-  создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;

 - демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды;

 - разработка авторской модели урока в режиме демонстрируемой педагогической технологии

Ход проведения мастер-класса

  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Егорова Л.З., я учитель истории и обществознания в МБОУ «СОШ №1 с.Шаран».  

Слайд№2

Свой мастер-класс хочу начать с высказывания великого педагога Василия Александровича Сухомлинского «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Слайд №3

Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности обучающегося. Планируя современный, урок мы должны знать: чему учить; ради чего учить; как учить; на современном уроке нет места скуке. На своих уроках для развития интереса к истории я использую методический прием «кроссенс». Он способствует на основе системно-деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации критического мышления обучающихся.  

Слайды №4,5

Так что же такое кроссенс? Слово "кроссенс" означает  "пересечение смыслов" и этот метод разработан  Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд",  которое в переводе с английского означает "пересечение слов".

Слайд №6

Кроссенс  впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой  стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.

С данной технологией я познакомилась недавно, предложила ее детям и она стала пользоваться успехом. У ребят появился интерес к данному приему.

Слайд №7

Предлагаю вашему вниманию небольшую разминку: рассмотрим несколько картинок (Ключ, замок, дверь).

- Как вы думаете, есть ли связь между этими картинками? Какая? (Есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь).

Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начинают работать по этой технологии.

Слайд №8

Самостоятельная работа со следующими картинками и составление логической цепочки.

Слайд №9

Как же создается кроссенс? Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная – объединяет их по смыслу сразу несколько. Задача обучающихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка завёрнутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

Слайд №10

К данным картинкам можно составить следующий кроссенс:

1.Группа армии «Юг» направлялась к важному стратегическому пункту на Кавказ.

2.Значимым объектом на южном направлении был город Сталинград.

3.Для обороны города был издан приказ №227 «Ни шагу назад!», с целью отстоять город любой ценой.

4.Русские солдаты в тяжелейших условиях ведения войны в городе смогли мужественно обороняться.

5. ... побороть фашистов…

6….взять в плен…

7….фельдмаршала Паулюса и его армию…

8….в кольцо…

9.Таким образом, в Сталинграде Гитлер получил сокрушительный удар, что означало коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Слайд №11

Еще один вариант составления кроссенса. Это все боги Древней Греции.

Слайд №12

При использовании  регионального компонента у нас получился такой кроссенс. Все картинки относятся к Шаранскому району.

Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов – это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание – найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

Слайд №14

При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. Определить тематику, общую идею;

2. Выделить 9 элементов, имеющих  отношение к эпохе, идее, теме;

3. Найти связь между элементами или определить последовательность;

5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центральный квадрат);

6. Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

Слайд №15

- Предлагаю вам немного поработать с технологией кроссенс самостоятельно. Задание будет следующее: определить тему и установить взаимосвязи между картинками. У нас получится кроссенс на тему «Развитие космонавтики в СССР».

Слайд №16

Работа по технологии кроссенс трудна, но достаточно интересна. Имеет свои плюсы и минусы.

«+»

Быстрое и образное рассмотрение больших по объему тем.

Развитие метапредметных компетенций.

Соответствие ФГОСам последнего поколения.

Интерес учащихся.

«-»

Долгая и объемная предварительная подготовка.

Подразумевает хорошее владение материалом учащихся.

Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.

Применение кроссенса в курсах истории имеет множество вариантов.

Кроссенс можно использовать для проверки пройденного (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока); для формулировки темы и цели урока (найдите связь между изображениями на доске и догадайтесь, чем мы будем заниматься); для обобщения и закрепления материала (учитель предлагает кроссенс, состоящий из картинок, которые появлялись в ходе урока); для организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп). Также можно составлять кроссенсы, посвященные праздничным и юбилейным датам.

В последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание. В КИМ ЕГЭ акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач. Формированию вышеперечисленных умений способствует работа с кроссенсами.

Кроссенс, созданный учеником, отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает творческие способности.

Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

Я благодарю вас за внимание, активность.

 

 

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ №1 с.Шаран» Егоровой Лейсан Зифировны Использование метода «кроссенс»на уроках истории .

Слайд 2

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Слайд 4

Что такое кроссенс? Кроссенс- означает «пересечение смыслов». Это головоломка-загадка, по аналогии со словом «кроссворд». В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Чтобы разгадать кроссенс, нужно найти ассоциативную связь между картинками.

Слайд 5

Кроссенс это… 9 квадратов - картинок; каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей; центральная объединяет по смыслу сразу несколько. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 8 9 4 7 6 5

Слайд 9

Как составить и решить кроссенс ? Вариант №1 1 2 3 8 9 4 7 6 5

Слайд 11

Можно и так: Вариант №2 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 14

Алгоритм создания кроссенса: 1. определить тематику, общую идею; 2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме; 3. найти связь между элементами или определить последовательность; 5. сконцентрировать смысл в одном элементе (центральный квадрат); 6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента; 7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

Слайд 15

Кроссенс «Развитие космонавтики в СССР»

Слайд 16

Плюсы и минусы методики «+» Быстрое и образное рассмотрение больших по объему тем. Развитие метапредметных компетенций. Соответствие ФГОСам последнего поколения. Интерес учащихся. «-» Долгая и объемная предварительная подготовка. Подразумевает хорошее владение материалом учащихся. Может занять гораздо больше времени, чем запланировано.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода «кроссенс» на уроках истории

Метод «кроссенс» способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления  учащихся. ...

Инновационные методики и технологии в обучении (технология кроссенс на уроках географии)

    В XXI веке время диктует новые требования к процессу обучения школьников. В федеральных Государственных Образовательных Стандартах  говорится, о переходе парадигмы знаний, ум...

Технология кроссенс на уроках истории

Технология кроссенс на уроках истории...

Мастер-класс по теме "Методический приём "КРОССЕНС" на уроках истории как инструмент формирования УУД"

Методический приём "КРОССЕНС" можно использовать в рамках проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения практически на всех уроках и по всем предметам и во внеурочной дея...

Урок в 5 классе по предмету "Обществознание" на тему:"Семья" с применением технологии "кроссенс"

Открытый урок проводился в 5 классе на уроке обществознания по теме: "Семья"...

Статья "Применение технологии сотрудничества на уроках истории"

Данность сегодняшнего времени – динамизм во всех сферах общественной жизни. Последние два года наглядно показали насколько важно обладать умением приспосабливаться к изменившимся условиям быстро...

"Использование кроссенса на уроках истории"

Развивающий метод "кроссенс" способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся....