Мастер-класс по теме "Методический приём "КРОССЕНС" на уроках истории как инструмент формирования УУД"
презентация к уроку на тему
Методический приём "КРОССЕНС" можно использовать в рамках проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения практически на всех уроках и по всем предметам и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_metodicheskiy_priyom_krossens_na_urokah_istorii_kak_instrument_formirovaniya_uud.doc | 55 КБ |
krossens.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Методический прием «кроссенс» на уроках истории
как инструмент формирования УУД»
1-й слайд: Современный учитель - это человек, который находится в постоянном поиске.
2-й слайд: Перед ним стоят не простые задачи – как не растеряться в мире педагогических инноваций, какую технологию, какой приём или метод выбрать, чтобы на уроке создать такую атмосферу, где ученики стремились бы стать мыслителями?
3-й слайд: Для поиска решений мы, учителя, объединенные в профессиональные сообщества, собираемся вместе, чтобы творчески, в сотрудничестве с коллегами найти оптимальные пути. И наш конкурс не исключение.
Сегодня я продемонстрирую вам методический прием «кроссенс», который использую в рамках проектно-иследовательской и проблемной технологий обучения. Его можно использовать практически на всех уроках, по всем предметам, а также во внеурочной деятельности.
4-й слайд: Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и создано по аналогии со словом «кроссворд». Эта уникальная идея принадлежит, нашим соотечественникам, Сергею Федину и Владимиру Бусленко.
5-й слайд: Что значит пересечение смыслов? В чем суть кроссенса? Какова его модель построения?
Итак, к делу! Перед вами – модель построения кроссенса. Каждый методический прием имеет свои правила. Квадрат делится на 9 квадратов: 1,2,3… Центральным является квадрат с номером 5, который по центральному кресту связан по смыслу с квадратами: 2, 8, 6 и 4., связь так же существует по периметру между квадратами по часовой стрелке, с левого верхнего угла. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.
6-й слайд: Вот пример: кроссенс по исторической эпохе. Необходимо определить тему кроссенса (то есть эпоху) и найти связи между соседними иллюстрациями. Посмотрим внимательно на центральный квадрат № 5. Что видим? Верно, перед нами карта Древней Греции. Если мы не споткнемся на этом центральном изображении, то безошибочно называем тему кроссенса – Древняя Греция. Затем, начиная с левого верхнего угла по часовой стрелке – называем, что изображено: Парфенон, вид древних Афин, Зевс, гора Олимп, спортивные состязания атлетов, олимпийский огонь, книга – мифы, статуя Афины.
Установим взаимосвязи между иллюстрациями по периметру:
Парфенон был одной из главных достопримечательностей Афин;
В центре Афин –находилось святилище- храм, посвященный Зевсу;
Зевс считался главным среди греческих богов, которые жили на горе Олимп;
В честь горы Олимп был назван город Олимпия- который является родиной олимпийских игр;
Символ олимпийских игр - огонь
С Олимпийскими играми связано много легенд;
В мифах часто повествуется об Афине;
Афине посвящен храм Парфенон.
Взаимосвязи по центральному изображению очевидны
Имитационная игра.
Уважаемые, коллеги, предлагаю вам апробировать методический приём «кроссенс». Перед вами раздаточный дидактический материал для составления кросенсса – 9 иллюстраций и поле для их размещения.
7-й слайд: Задание:
- Определить тему кроссенса.
- Найди смысловые связи между предложенными иллюстрациями.
- Расположить иллюстрации в правильной смысловой последовательности на поле кроссенса.
- Представить свою работу, указав взаимосвязи центральной иллюстрации (№5) по кресту и взаимосвязи между иллюстрациями по периметру.
Прошу представить свой кроссенс.
8-й слайд: В результате работы должен получиться следующий продукт -
Кроссенс. Общая тема вытекает из центральной иллюстрации «Моя малая родина – город Ковылкино»
Иллюстрации располагаются в следующем порядке:
- Портрет И.А. Арапова - крупного гос. деятеля, мецената; 2- вокзал железнодорожной станции Ковылкино; 3- памятник Степану Терентьевичу Ковылкину; 4 – школа №3; 5. – стелла с названием города; 6 -Гражданская война 1918 -1920 гг; 7- фото М. Г. Гуреева; 8- школа №6; 9- памятник - Николаю Александровичу Щорсу.
Взаимосвязи между иллюстрациями по периметру с левого верхнего угла:
Арапов И.А. основатель ж\д станции;
на привокзальной площади находится памятник С.Т. Ковылкину;
Ковылкин в годы Г.В. 1918-1920гг был народным комиссаром путей сообщения;
в годы Г.В. прославился Н.А. Щорс;
в честь Щорса названа улица и установлен памятник;
школа №6 носит имя Героя Советского Союза М.Г Гуреева;
он получил начальное образование в школе №3;
школа №3 – основана И.А. Араповым и находится на территории его бывшего имения.
Связь центральной иллюстрации по кресту очевидны:
Ковылкино ж\д станция;
В Ковылкино есть школа №6;
город получил свое современное название в годы Гражданской войны;
школа № 3- старейшее учебное заведение в Ковылкино
9-й слайд: Применение кроссенса на уроках имеет множество вариантов и может быть использовано на любом этапе урока:
- на стадии определения темы урока;
- для определения и постановки проблемы,
- для закрепления материала,
- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,
- как творческое домашнее задание и т, д.
10-й слайд: В результате работы над кроссенсом:
- повышается мотивация к изучению истории;
- развивается наглядно-образное мышление;
- совершенствуются вербальные коммуникативные навыки учащихся;
- формируется навык работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание
Итак, мной был продемонстрирован один из методических приёмов «пересечения смыслов» для формирования универсальных учебных действий. Мастер – класс хочу закончить словами Сократа «Я не могу научить всех всему, но могу повлиять на мышление моих учеников. И это того стоит».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как не растеряться в мире педагогических инноваций, какую технологию, какой приём или метод выбрать, чтобы на уроке создать такую атмосферу, где ученики стремились бы стать мыслителями? ? ? ?
Учителя, объединенные в профессиональные сообщества, собираются вместе, чтобы найти оптимальные пути для решения проблемных вопросов в образовании.
Слово «КРОССЕНС» означает «пересечение» смыслов» и создано нашими соотечественниками Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает "пересечение слов".
Кроссенс способ найти связи и смыслы в истории, углубить понимание уже известных понятий и явлений методический приём, позволяющий оживить историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.
1 2 3 4 5 6 9 8 7 Кроссенс Модель построения кроссенса
Задание : Определить тему кроссенса ; Найди смысловые связи между предложенными иллюстрациями; Расположить иллюстрации в правильной смысловой последовательности на поле кроссенса ; Представить свою работу, указав взаимосвязи центральной иллюстрации (№5) по кресту и взаимосвязи между иллюстрациями по периметру.
Гражданская война 1918 – 1920 гг.
Применение кроссенса на уроках и во внеурочной деятельности : на стадии определения темы; для закрепления материала; как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке; как творческое домашнее задание ( составление кроссенса в печатном или электронном виде по исторической личности или эпохе)
Результат: повышается мотивация к изучению предмета; развивается наглядно-образное мышление; совершенствуются вербальные коммуникативные навыки учащихся; формируется навык работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание)
«Я не могу научить всех всему, но могу повлиять на мышление моих учеников . И это того стоит. » (древнегреческий философ Сократ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме «Целеполагание на уроках истории»
Целеполагание представлено по системно-деятельностному и компетентностному подходу.......
Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"
Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...
мастер-класс Кластеры и синквейны на уроках истории
материал отражает использование приёмов кластера и синквейна на различных этапах урока...
Конспект мастер - класса. Тема: «Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания.»
Цель мастер- класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. Задачи мастер-кла...
Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"
Задачи урока:· сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...
Мастер класс. Использование художественных текстов на уроках истории.
Мастер класс. Использование текстов на уроках истории....
Мастер - класс "Игровой метод обучения на уроках истории" 5 класс
Мастер - класс...