Мастер-класс по теме "Методический приём "КРОССЕНС" на уроках истории как инструмент формирования УУД"
презентация к уроку на тему

Шпак Ольга Михайловна

 Методический приём "КРОССЕНС" можно использовать в рамках проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения практически на всех уроках и по всем предметам и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Методический  прием «кроссенс» на уроках истории

как инструмент формирования УУД»

    1-й слайд: Современный учитель - это человек, который находится в постоянном поиске.

   2-й слайд: Перед ним  стоят  не простые  задачи – как не растеряться в мире педагогических инноваций, какую технологию, какой приём или метод выбрать,    чтобы на уроке создать   такую атмосферу,  где ученики стремились бы стать мыслителями?  

3-й слайд: Для поиска  решений мы, учителя,  объединенные в профессиональные сообщества, собираемся  вместе,  чтобы  творчески, в сотрудничестве  с коллегами найти оптимальные  пути. И наш конкурс не исключение.

    Сегодня я продемонстрирую вам методический прием  «кроссенс», который  использую в рамках проектно-иследовательской и проблемной технологий обучения.  Его можно использовать практически на всех уроках, по всем предметам, а также во внеурочной деятельности. 

4-й слайд: Слово «кроссенс» означает  «пересечение смыслов» и создано по аналогии со словом «кроссворд». Эта уникальная идея принадлежит, нашим соотечественникам, Сергею Федину и Владимиру Бусленко.

5-й слайд:  Что значит пересечение смыслов? В чем суть кроссенса? Какова его модель построения?

Итак, к делу! Перед вами – модель построения кроссенса. Каждый методический прием имеет свои правила. Квадрат делится на 9 квадратов: 1,2,3… Центральным является квадрат с номером 5, который по центральному кресту связан по смыслу  с квадратами: 2, 8, 6 и 4., связь  так же существует по периметру между квадратами по часовой стрелке, с левого верхнего угла.  Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.  

      6-й слайд:  Вот пример: кроссенс по исторической эпохе.  Необходимо определить тему кроссенса  (то есть эпоху) и найти связи между соседними иллюстрациями. Посмотрим внимательно на центральный квадрат № 5. Что видим? Верно, перед нами карта Древней Греции. Если  мы не споткнемся на этом центральном изображении, то безошибочно называем тему кроссенса – Древняя Греция. Затем, начиная с левого верхнего угла по часовой стрелке – называем, что изображено: Парфенон, вид  древних Афин, Зевс, гора Олимп, спортивные состязания атлетов, олимпийский огонь, книга – мифы,  статуя Афины.

Установим взаимосвязи между иллюстрациями по периметру:

Парфенон был  одной из главных  достопримечательностей Афин;

В центре Афин –находилось святилище- храм, посвященный Зевсу;

Зевс считался главным среди греческих богов, которые жили на горе Олимп;

В честь горы Олимп был назван город Олимпия- который является родиной олимпийских игр;

Символ олимпийских игр - огонь

 С Олимпийскими играми связано много легенд;

В мифах  часто повествуется об Афине;

Афине посвящен храм Парфенон.

Взаимосвязи по центральному изображению очевидны

Имитационная игра.

Уважаемые, коллеги, предлагаю вам апробировать методический приём  «кроссенс». Перед вами раздаточный дидактический материал для составления кросенсса – 9 иллюстраций и поле для их размещения.                                

7-й слайд: Задание:

  1. Определить тему кроссенса.  
  2.  Найди смысловые связи между предложенными иллюстрациями.                    
  3. Расположить иллюстрации в правильной смысловой последовательности на  поле  кроссенса.
  4. Представить свою работу, указав взаимосвязи  центральной иллюстрации (№5) по кресту и взаимосвязи между иллюстрациями по периметру.

Прошу представить свой кроссенс.

 

8-й слайд:  В результате  работы должен получиться следующий продукт -

Кроссенс. Общая тема вытекает из центральной иллюстрации «Моя малая родина – город Ковылкино»

Иллюстрации располагаются в следующем порядке:

  1. Портрет И.А. Арапова - крупного гос. деятеля, мецената; 2-  вокзал железнодорожной станции Ковылкино; 3- памятник Степану Терентьевичу Ковылкину; 4 – школа №3; 5.  –  стелла с названием города; 6 -Гражданская война 1918 -1920 гг; 7- фото  М. Г. Гуреева; 8- школа №6; 9- памятник -  Николаю Александровичу Щорсу.

Взаимосвязи между иллюстрациями по периметру с левого верхнего угла:

Арапов И.А. основатель ж\д станции;

на привокзальной площади находится памятник С.Т. Ковылкину;

Ковылкин в годы Г.В. 1918-1920гг был  народным комиссаром путей сообщения;

в годы Г.В.  прославился  Н.А. Щорс;

в честь Щорса названа улица и установлен памятник;

школа №6 носит имя Героя Советского Союза  М.Г Гуреева;

он получил начальное образование в школе №3;

школа №3 – основана И.А. Араповым и находится на территории его бывшего имения.  

Связь центральной иллюстрации по кресту очевидны:

Ковылкино ж\д станция;

В Ковылкино есть школа №6;

город получил свое современное название в годы Гражданской войны;

школа № 3-  старейшее учебное заведение в Ковылкино

9-й слайд: Применение кроссенса на уроках  имеет множество вариантов и может быть использовано на любом этапе урока:                                                                

  • на стадии определения темы урока;
  • для определения и постановки проблемы,
  • для  закрепления материала,
  • как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,
  • как творческое домашнее задание и т, д.

10-й слайд:  В результате работы над кроссенсом:

  • повышается мотивация к изучению истории;
  • развивается наглядно-образное мышление;
  • совершенствуются вербальные коммуникативные навыки учащихся;
  • формируется навык работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание

Итак, мной был  продемонстрирован один из методических приёмов  «пересечения смыслов» для формирования универсальных учебных действий. Мастер – класс хочу закончить словами Сократа «Я не могу  научить всех всему, но могу повлиять на мышление моих учеников. И это того стоит».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический прием «пересечение смыслов» на уроках истории как инструмент формирования УУД « Кроссенс » Мастер – класс Шпак Ольги Михайловны, учителя истории и обществознания МБОУ «Ковылкинская СОШ №3»

Слайд 2

Как не растеряться в мире педагогических инноваций, какую технологию, какой приём или метод выбрать, чтобы на уроке создать такую атмосферу, где ученики стремились бы стать мыслителями? ? ? ?

Слайд 3

Учителя, объединенные в профессиональные сообщества, собираются вместе, чтобы найти оптимальные пути для решения проблемных вопросов в образовании.

Слайд 4

Слово «КРОССЕНС» означает «пересечение» смыслов» и создано нашими соотечественниками Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает "пересечение слов".

Слайд 5

Кроссенс способ найти связи и смыслы в истории, углубить понимание уже известных понятий и явлений методический приём, позволяющий оживить историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 9 8 7 Кроссенс Модель построения кроссенса

Слайд 8

Задание : Определить тему кроссенса ; Найди смысловые связи между предложенными иллюстрациями; Расположить иллюстрации в правильной смысловой последовательности на поле кроссенса ; Представить свою работу, указав взаимосвязи центральной иллюстрации (№5) по кресту и взаимосвязи между иллюстрациями по периметру.

Слайд 9

Гражданская война 1918 – 1920 гг.

Слайд 10

Применение кроссенса на уроках и во внеурочной деятельности : на стадии определения темы; для закрепления материала; как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке; как творческое домашнее задание ( составление кроссенса в печатном или электронном виде по исторической личности или эпохе)

Слайд 11

Результат: повышается мотивация к изучению предмета; развивается наглядно-образное мышление; совершенствуются вербальные коммуникативные навыки учащихся; формируется навык работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание)

Слайд 12

«Я не могу научить всех всему, но могу повлиять на мышление моих учеников . И это того стоит. » (древнегреческий философ Сократ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Целеполагание на уроках истории»

Целеполагание представлено по системно-деятельностному и компетентностному подходу.......

Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...

мастер-класс Кластеры и синквейны на уроках истории

материал отражает использование приёмов кластера и синквейна на различных этапах урока...

Конспект мастер - класса. Тема: «Приемы мнемотехники на уроках истории и обществознания.»

Цель мастер- класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. Задачи мастер-кла...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Мастер класс. Использование художественных текстов на уроках истории.

Мастер класс. Использование текстов на уроках истории....