Владимир Святой
презентация к уроку по истории (6 класс)

Рассматриваются вопросы:

личность князя Владимира

Крещение Руси

Внутренняя и внешняя политика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladimir_svyatoy.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Святой. Крещение Руси. Фёдорова И.А. МАОУ «Лицей №36» 1 6 ноября 2022 г.

Слайд 2

Соотнесите высказывание с именем князя. Имя князя Высказывание 1)Олег 2)Игорь 3)Святослав А)Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце . В)Это Киев будет мать городам русским. С)Идите с данью домой, а я возращусь и пособираю ещё. 1 2 3

Слайд 3

Первая русская усобица. Заполните схему. Святослав Ярополк (Киев) Олег ( Древлянская земля) Владимир ( Н овгород)

Слайд 4

Ярополк- великий князь киевский (972—978), старший сын князя Святослава Игоревича. Стремился закрепить завоёванное предшественниками. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда , напал на владения Олега. При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир бежал из Новгорода « за море », так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси. Владимир обратился за помощью к варягам, выбил Ярополка из Новгорода, занял Полоцк. Ярополк бежал из Киева, убит при переговорах с Владимиром.

Слайд 5

Ярополк – поднят на мячи двумя варягами, когда зашёл в шатёр.

Слайд 6

Повесть временных лет Однажды Свенельдич , именем Лют, вышел из Киева на охоту и погнал зверя в лесу. Увидел его Олег, брат Ярополка, и спросил: -Это кто? Ответили ему: - Свенельдич . Напав, убил его Олег, ибо сам охотился. И была от того ненависть между Ярополком и Олегом. Сказал тогда Свенельд Ярополку: Поди на брата своего и захвати волость его. Свенельд так говорил, желая отомстить за сына своего.

Слайд 7

Повесть временных лет. …И битва началась между ними. Победил Олег в битве. Пришлось бежать Олегу с войнами своими в город Вручий . Через ров мост был к городским воротам, и люди, теснясь на нём, сталкивали друг друга в ров. И Олега постигла такая же участь. Спихнули его с моста вниз. …И послал Ярополк людей искать брата. …И нашли Олега под трупами. Пришёл Ярополк и плакал над ним. Сказал он Свенельду : -Разве не этого ты хотел.

Слайд 8

Повесть временных лет. И пошёл Владимир на Ярополка. И пришёл в Киев с войском большим. Ярополк не смог выйти свойском своим против него, а затворился в Киеве со своими людьми и воеводой Блудом… Владимир послал к воеводе Ярополка. Они сказали Блуду слова лживые: -Стань мне другом! Если ты убьёшь брата моего, то ты будешь мне вместо отца. Честь получишь большую от меня. Ведь не я начал убивать братьев, а он.

Слайд 9

Русь во времена Владимира Святославовича. Известен также как Владимир Святой , Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Годы жизни: 948(?)-1015. Великий князь: 980-1015 Отец: Святослав. Сыновья: Ярослав, Борис, Глеб, Святополк Окаянный. В 1240 –провозглашён святым.

Слайд 11

Происхождение Владимира. Сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч , милостницы княгини Ольги. Сын рабы (« робичич » по словам Рогнеды ) . «Повесть временных лет»: Спросил Рогволд у дочери: -Дочь моя! Хочешь ли ты пойти за Владиира?Ноответила Рогнеда : -Не хочу идти за сына рабыни, хочу за Ярополка.

Слайд 12

Владимир и Рогнеда .

Слайд 13

Внутренняя политика Владимира. Задачи: объединение разноплеменного населения Древнерусского государства. 982-983-подавлен мятеж вятичей. Отказавшихся платить дань Киеву. 980-987-попытка приспособить язычество для общегосударственных целей. 988 – крещение Руси. 1010-реформа управления: назначил сыновей наместниками в крупные города Руси. Русская земля превратилась во владение Рюриковичей.

Слайд 14

Русь языческая. Язычество – многобожие. Основные божества: Сварог-бог вселенной, бог огня. Дажьбог – бог огня. Стрибог – бог ветра. Перун –бог грома, молнии. Ярило – бог плодородия, бог солнца. Купала – бог лета. Мокошь ( Макошь )- богиня плодородия .

Слайд 15

Жрецы – волхвы. Святилища – капища. Идолы-изображения богов.

Слайд 16

Религиозная реформа 980 г. И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога , Стрибога , Симаргла и Мокошь .

Слайд 17

Причины неудачи религиозной реформы. 1)Новые представления о старых богах не усваивались населением. 2)Для создания единого пантеона славянских божеств требовалось длительно время. 3)Язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия).

Слайд 18

Гибель Фёдора и сына его Иоанна. Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение.

Слайд 19

И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна. Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил: "Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам".

Слайд 20

Причины крещения Руси. 1)Необходимость объединения славянских племён. 2)Оправдание социального неравенства. 3)Повышение международного авторитета. 4)Приобщение к византийской культуре.

Слайд 21

Выбор веры. Согласно преданию, летом 986 года к княжескому двору явились представители четырех вер: ислама, католицизма, иудаизма и православия. Первым взял слово представитель «магометанской веры». «И спросил Владимир: „Какова же вера ваша?" Они же ответили: „Веруем богу, и учит нас Магомет так: не есть свинины, не пить вина и сказал Владимир: „Руси есть веселие пить, не можем без того быть"».

Слайд 22

Выбор веры. Вторыми говорили папские легаты из Рима. Русские земли давно были лакомым кусочком для Римской Церкви. Владимира не привлекает строгость и аскетичность римских соборов и службы. Особый протест у него вызывает запрет на создание образов Бога и святых. Владимир отвечает посланникам: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Слайд 23

Выбор веры. Третьими свою веру предложили хазарские евреи. На вопрос князя:— «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». Снова спросил он: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». От иудаизма Владимир также отказывается, аргументируя это тем, что иудеи своей земли не смогли в руках удержать и сами оказались отвергнуты Богом: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

Слайд 24

Выбор веры. Последним к князю Владимиру пришел греческий философ. Автор летописи подчеркивает мудрость философа по сравнению со всеми остальными посланниками. Не рассказывая о своей вере и не завлекая законами и допущениями, он просто говорит: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись».

Слайд 26

Корсунская легенда Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. «Был им [ Вардой Фокой ] озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве …

Слайд 27

Поход Владимира на Корсунь

Слайд 28

Пошёл Владимир с войском на Корсунь , город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: „Если не сдадитесь, то простою и три года“. Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы , подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин , именем Анастас , пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока“. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, — сам крещусь!“. И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.»

Слайд 29

Поход Владимира на Корсунь

Слайд 31

Владимирский собор

Слайд 33

988 – Крещение Руси.

Слайд 34

Уничтожение идолов.

Слайд 35

Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши ) и тысяцкого Путяты . « Путята крести мечем, а Добрыня огнем».

Слайд 36

Крещение Новгорода. И.Глазунов.

Слайд 37

989 – Закладка Десятинной церкви.

Слайд 38

Русская православная церковь.

Слайд 39

Духовенство: Церковный устав (принят при Владимире) Церковь получила широкие права. Дясятая часть отдавалась всех доходов отдавалась церкви. Церковь имела свой суд. Церковные суды судили за преступления против веры, нравственного характера. Белое Чёрное

Слайд 40

Значение принятия христианства. 1)Сближение славянских и финнских племён. 2)Расширение международных связей. 3)Развитие письменности, живописи, архитектуры. 4)Удар по родовым обычаям (кровная месть).

Слайд 41

Внешняя политика князя Владимира

Слайд 42

Западное направление.

Слайд 43

Восточное направление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфессиональный выбор Владимира Святого: современный взгляд

Эта работа о конфессиональном выборе Владимира Святого, описаном в "Повести временных лет" с позиции Голубинского Е.Е....

Методическая разработка участника семинара «Святой Владимир – креститель Руси».

Устный журнал «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как памятник литературы и культуры Древней Руси»....

Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: "Князь Владимир: язычник, ставший святым"

Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: «Князь Владимир: язычник, ставший святым».Цели:1.     Воспитание патриотизма, уважите...

"Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир"

Приобщение учащихся к духовно- нравственным идеалам,ознакомление с деяниями святых земли Русской - княгини Ольги и князя  Владимира, приобщение к историческому прошлому....

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Тема: Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русск...

Технологическая карта урока "Владимир Святой.Принятие Христианства"

Технологическая карта урока "Владимир Святой.Принятие Христианства"...