Открытый урок "Быт Древней Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Галина  Михайловна Лаврова

Открытый урок "Быт Древней Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_byt_drevney_rusi.docx89.57 КБ

Предварительный просмотр:

Быт Древней Руси

На экране картина.

Я предлагаю вам здесь и сейчас  стать исследователями.

Согласны?

Определите  в ваших группах, кто будет руководителем - докладчиками, кто художниками - реконструкторами, а кто просто исследователями.  Одевайте бейджики.  

Руководители,  поднимите руку. Так хорошо. УВАС СЕГОДНЯ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА - организовать работу в научных группах. У  исследователей есть важная задача. Быть внимательными, делать все вовремя и уметь слушать.

Готовы работать?

Я. Идет Иван царевич по лесу и вдруг опушка. На опушке стоит избушка, а в избушке сидит старушка. Обращаюсь по очереди к ребятам : Что вы увидели? все отвечают избушка на курьих ножках.       .......

Я. А что в избушке внутри?  Дети: печь котел старушка....

Скажите, пожалуйста, откуда вы это знаете?

Дети: из сказки.

Вот то , что вы увидели как вы все это назовете? Дети - картина.

Правильно, это картина. Скорее набросок картины. Что есть у нас внутри такое что позволяет увидеть эту картину?

Дети отвечают: фантазия, воображение, воспоминание из реальной жизни.

Правильно. У вас есть некий опыт позволяющий это видеть. У  вас есть знания и представление.

Наши представления  об истории могут формироваться по- разному. Внимание на экран.

  • стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В  походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: „Хочу на вас идти». 
  • (пардус- леопард)                                Нестор «Повесть временных лет»

О ком идет речь? Князь Святослав. Исходя из этого текста мы можем сделать выводы,  что в Древней Руси  не было городов,  что люди в Древней Руси были кочевниками,  и варить они не умеют.  

Вы согласны?  что так оно и было? Так или нет?

Дети: нет не так. города были и варить умели и котлы были. Святослав  шел на битву и нести все с собой не было возможности.

Я. Вы откуда это знаете?

Дети : из книг по истории из учебника.

Я. А в учебник они откуда попали?

Дети:  из исследований  историков.

Я. Историки что исследуют?  Как называют то что изучают историки?

Дети: Исторические источники.

Я. Обращаю внимание на экран. Перед вами выдержка из повести временных лет, а это исторический источник и из этого источника можно сделать некие выводы.

Теперь получается интересная ситуация - те знания , которые есть у вас противоречат тем выводам , которые можно сделать  из исторического источника. Значит, мы можем сомневаться - в чем? В чем именно мы можем сомневаться?

Дети и я: КАК на самом деле жили люди в Древней Руси?

Я.Вы только что поставили вопрос- проблему, а именно с вопроса начинается исследование. Путей исследования бывает много. Я предлагаю АЛГОРИТМ.(знакомлю с алгоритмом). Вы сформулировали проблему далее необходимо сформулировать тему.

Я. Вернемся к тексту Нестора. На какую  сторону повседневной жизни указывает нам летопись.

Дети: Обычная, быт.

Я. какая тема урока?

Дети: Быт Древней Руси. запишите тему урока.

Я. Тему мы сформулировали,  теперь нам  нужна цель.

Я. Цель в исследовании это ожидаемый результат. А что мы сейчас можем сделать такого чтобы еще больше узнать о том как жили люди в Древней Руси.

Какие версии? Дети: проверить еще больше источников, исследовать     ......  будем представлять то есть видеть картину.

Я. Итак цель Получить картину быта Древней Руси. Запишите: цель.

Мы поставили цель. Теперь исходя из  алгоритма, вы  должны выделить объект исследования. Объект - то на что направлена деятельность. У нас объект - БЫТ. Подумайте что такое быт, от какого слова происходит это слово.(быть) .Что значит быть и как оно связано с бытом? Обсудите в группах и сформулируйте понятие быт. У Вас 1 мин. НА ЭКРАНЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ПОНЯТИЯМИ.

Я. Сравните определения, которые дали вы и те что перед вами на экране. Похожи? Что общего? В ОСНОВЕ ВСЕХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ЛЕЖИТ ОБРАЗ (КАРТИНА) ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

Теперь само исследование. Но прежде посмотрите на экран.

Что вы увидели? Ученые воссоздали на основе исторического исследования повседневную жизнь в древнерусском государстве. Как они это делали? Представление , т.е. получили картину.

На столах буквы.  В У П.  источники ватман маркеры клей тетради

Прежде чем приступите к работе ознакомьтесь с памятками  как работать с источниками. и приступайте к исследованию. У вас 10 минут.

Я. Руководители, возьмите ватманы в руки.

Каждая группа отчитывается. ЧТО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ?

1. ГР. Ваш результат работы

2. ГР. Ваш результат работы

3. ГР. Ваш результат работы

Я. Вы только что описали результат. Что дальше мы должны сделать? (по алгоритму) Оценить полученный результат и сделать выводы. А чтобы это сделать , посмотрите в тетрадях какую цель мы ставили. Получить картину быта Древней Руси.

Можно ли считать, что мы получили картину жизни и быта Древней Руси? КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?    

Как вы думаете набросок картины полный?

Я. сделайте вывод. Картина не может быть полной только по одним источникам. нужны еще источники. больше информации...

Дети: Нет. А что нужно  сделать, чтобы картина получилась более полной.

Сегодня вы получили опыт исследовательской деятельности. Опыт имеет значение только тогда, когда люди делятся им с другими. Дайте другим несколько советов другим людям как заниматься исследованием в истории. Вот вам листочки .напишите маркерами. 2 мин.

1. нужно знать историю, делать новые открытия

2. исследуя,   не  упускайте мелочей

3.аккуратно изучайте источники

4. если вы хотите стать исследователями запомните, что по одним источникам ни когда не сложится полная картина.

Я. Вот сейчас вы создали памятку как заниматься исследованием.

Давайте закончим наш урок следующими словами

Оказывается что ? исследовать это интересно

Оказывается что ? Оказывается что ?

Я. Оказывается что история это здесь и сейчас.

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Модель урока - исследование по теме "Быт Древней Руси". на основе исследования исторических источников: вещественных, письменных и устных. Происходило формирование представления учащихся о быте Древней Руси, что и было целью урока. Урок соответствует системно - деятельностному подходу так как те знания , которые они получили на уроке, они получили самостоятельно в ходе деятельности, исследования.  На уроке формировались такие личностные результаты как готовность к самообразованию, самоопределению. К предметным результатам относится знакомство с предметами  быта, с образом быта людей того времени. Метапредметные результаты формировались на основе работы с алгоритмом , сюда относится:  целеполагание, планирование, прогнозирование, умение работать с информацией , делать свой выбор , умение слушать и общаться с другими людьми. На уроке я старалась поддерживать комфортную обстановку, В соответствии с Санпинами был выключен проектор, для того чтобы дети не утомлялись проводилась  смена учебной деятельности, динамическая пауза была не стандартной , она была организована в виде знакомства с историческими источниками. Я ориентировалась на то, что дети не знают что такое метод  индукции, что и был положен в систему урока - составление целого из частей. поэтому весь урок я старалась выдерживать в соответствии с алгоритмом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы Древней Руси

урок 5 класс...

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...