Формирования исходной мотивации обучающихся на уроках истории (из опыта преподавания)
статья по истории

Аннотация. В статье представлено описание одного из приемов формирования исходной мотивации обучающихся на уроке истории.

Ключевые слова: мотивация, исходная мотивация, формирующее оценивание, этапы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова А.Б.

Формирование исходной мотивации обучающихся на уроках истории (из опыта преподавания)

Аннотация. В статье представлено описание одного из приемов формирования исходной мотивации обучающихся на уроке истории.

Ключевые слова: мотивация, исходная мотивация, формирующее оценивание, этапы урока.

         В среднем школьном возрасте главным мотивом деятельности ребенка становится стремление найти свое место среди сверстников в школьном коллективе. Меняющиеся под влиянием психофизиологических процессов мотивы учебной деятельности и познавательный интерес подростка напрямую зависят теперь от успеха (признания), а в случае отсутствия таковых, угасают. Именно в 6-7 классе чаще всего наблюдается снижение   успеваемости у большинства детей, прежде всего, мальчиков. в. Нужно прикладывать больше усилий, поддерживая интерес мальчиков и их включенность в продуктивный учебный процесс [1]. Внутренняя мотивация, основанная на желании двигаться вперед, чувствуя свою растущую компетентность, ослабевает. Часто это вызвано страхом стыда за неверный ответ, сравнения с более успешным одноклассником, насмешками со стороны сверстников. В то же время, внешний контроль со стороны родителей и учителей может нарастать. Итогом этого может стать «амотивация», когда ученик перестает видеть ценность учебного процесса, в некоторых случаях говорят даже о развитии так называемой «образовательной депрессии».   Однако, при правильной организации учебной деятельности, вернуть познавательный мотив еще можно.

       Каким образом учитель может помочь ученику вернуть радость от получения знаний? В первую очередь, необходимо обратить внимание на эмоциональную составляющую образовательного процесса. Ребенок должен не только понимать личностный смысл новой темы (почему это важно для меня?), но и знать, что он справится, а учитель ему обязательно поможет. Для неуверенных в своих силах учеников необходимо предусмотреть пошаговые инструкции, персонализированные задания, использовать многообразные формы самостоятельной работы. В то же время, учебная задача не должна быть для ребенка заведомо простой. Она должна нести в себе некий «вызов», интригу, чтобы через осмысление прийти к рефлексии - личностному отношению к новому знанию.   Большое значение в формировании и поддержании учебной мотивации принадлежит оценке. Так называемое «формирующее оценивание», должно осуществляться педагогом системно, ребенок должен видеть, что учитель заинтересован в результатах его обучения, что он, пусть маленькими шагами и ошибаясь, но идет к цели. Похвала на уроке даже за небольшой прогресс, доверительные и уважительные отношения учитель-ученик-родитель, отсутствие предвзятого отношения к ребенку, поощрение креативности, обратная связь, приоритет поддержки ребенка над его публичным оцениванием — первые шаги к повышению мотивации.

        Для формирования исходной мотивации очень важен самый первый, начальный этап урока.   На этом этапе урока учитель может использовать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.[2]
         На этом этапе можно  использовать прием «Коллективный разум». Суть его сводится к тому, что ученики должны за короткое время (5-7 мин.) написать 10 предложений по изученной теме. При этом нельзя пользоваться дополнительными материалами (учебником, конспектом), но излишняя строгость здесь не нужна.  Писать можно не только теоретический материал, но и эмоции, которые возникли при изучении темы, общее впечатление от урока (например, «мне было нелегко справиться с этим материалом» или «урок мне запомнился»). После этого учитель должен выделить в каждой работе (лучше маркером) самый ценный фрагмент или предложение. Из этих фрагментов получается цельный рассказ, который демонстрируется классу на следующем занятии. Перед началом урока необходимо раздать ученикам их работы и нацелить на то, чтобы в общем тексте они нашли именно свой фрагмент. Кроме того, можно рассмотреть наличие фактических ошибок или недочетов, или, как вариант, учитель может сам показать их классу. Результаты бывают неожиданные, но чаще всего дети искренне удивлены, что вместе они смогли сочинить такой хороший рассказ. За самые лучшие работы (большой вклад в итоговый результат), учитель может поставить отметку отличившимся ученикам. В качестве примера приведены два текста по одной теме, которые получились в разных классах.

Тема «Век демократизации», 8 класс.

Текст №1.

         «19 век или же «Долгий век».  На прошлом уроке мы узнали, что XIX век называют также «Веком демократизации». Традиционное общество претерпевало изменения, небывалые по глубине и скорости. В этом веке у многих людей появились права, во многих странах менялось политическое устройство, усиливалась роль парламента, в западном полушарии почти повсеместно установился республиканский строй.  

          Парламент являлся представительным органом, который принимал законы, контролировал исполнительную власть. Рабочие требовали представительства. Расширение избирательного права сделало возможным появление массовых партий. Люди с одинаковыми взглядами объединялись в группы (партии), которые боролись за власть и место в парламенте.

           В эту эпоху начинает зарождаться феминизм. Были женщины, которые не боялись ничего, их называли «суфражистками». Они прыгали под королевские кареты, их задерживала полиция. Так через несколько лет женщины получили свои права.

Были упрощены условия труда рабочих, в некоторых странах повышали зарплату, сокращали рабочий день, запрещали женский и детский труд, начали предоставлять социальное страхование.   В тех странах, где процесс демократизации проходил медленно или вообще не происходил, ситуация обострялась.

            Подведем итог: появление конституций, партий, установление парламентаризма, способствовало тому, что увеличивалось количество людей, которые могли принимать участие в политической жизни.  Я считаю, парламентаризм, введение конституций, предоставление прав населению можно назвать самым главным достижением 19 века. Я понял, что модернизация бывает не только политическая, но и экономическая.

Вот и подошел мой рассказ к концу, я узнал много интересной и важной информации, которая мне пригодится для следующих уроков, чтобы отвечать и получать положительные оценки.»

Текст №2.

       «19 век называли по-разному: Век железа и стали, Долгий век. Помимо этого, его называли и Веком демократизации. Я понимаю слово демократизация как процесс, при котором все больше уравнивались права  и судьба государства решалась не только королем, но и народом. В процессе демократизации расширились личные гражданские права. Менялось   государственное управление. Монархия уходила в прошлое, а на смену ей пришла более демократическая система. В западном полушарии почти повсеместно устанавливается республиканский строй. Но некоторые республики пали. После Заграничных походов Александр I говорил: «Республики уже не в моде». В США и Англии преобладала двухпартийная система, в остальных – многопартийная.

      Появлялись общественные движения. Одно из таких движений было организовано женщинами. В 19 веке возникло такое понятие как феминизм. Это недовольство женщин своим положением в обществе. Женщины начинают отстаивать свои права (серьезные женщины с серьезными намерениями). Одна женщина даже жертвует жизнью и прыгает под лошадь, чтобы привлечь к их словам внимание. Я считаю, что в то время данное движение имело смысл, в отличие от современных аналогов. Я бы не хотел жить в то время и чтобы моя жена была суфражисткой.

       К интересам рабочих также стали прислушиваться больше, чем в 18 веке. Рабочие хотят иметь место в нижней палате, чтобы их голос был значим. Для простого народа было важно участие в политической деятельности государства, так как никто не слышал голоса рабочих, у которых был очень тяжелый рабочий график, низкая зарплата. Я бы не хотел в это время быть рабочим на фабрике.

       Благодаря процессам демократизации в государстве произошли большие перемены: у народа появился контроль над политической властью и не только. В ходе реформ и революций жители европейских стран и США добились и других политических прав. В итоге демократизации возможности людей многократно увеличились.»

       Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. В начале урока важен эмоциональный настрой не только отдельного ученика, но и всего класса в целом. Использование приема «Коллективный разум» позволяет достичь этой цели.

Список источников и литературы:

1. Гордеева Т. Почему школьники не хотят учиться. URL: https://edpolicy.ru/why-dont-students-want-to-study (дата обращения: 15.09.2022 г.)

2. Зверева, Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г. Ю. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 787-792. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23112/ (дата обращения: 18.09.2022).

3. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье Е.А. Смирнова анализируется опыт повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях детского оздоровительного лагеря, предлага...

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»

В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы с...

Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии(из опыта работы

Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является о...

Формирование устойчивой учебной мотивации обучающихся на уроках истории

Технологии и методы обучения, способствующие формированию устойчивой мотивации обучающихся...

Статья "Мотивация обучающихся на уроках истории"

Аннотация: Развитие и повышение у школьников положительного отношения к учебной деятельности с целью повышения эффективности  учебного процесса.  Ключевые слова: мотивация к обуч...

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"

Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...

Формирование социальной осознанности, воспитание личности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)

Материал из опыта работы определяет основные человеческие ценности, показывает какими возможностями в плане воспитания обладают учебные предметы "История" и "Обществознание", а так...