Математическая грамотность на уроках истории и обществознания
презентация к уроку по истории

Загородникова Оксана Михайловна

Презентация рассказывает о целесообразности применения математических приемов на уроках истории. Приводит примеры приемов такого применения, конкретные задания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математическая грамотность на уроках истории и обществознания Докладчик Загородникова О.М.

Слайд 2

Наблюдения за числами и использование других математических приемов при изучении истории и обществознания – один из множества способов «обновления» урока в целях формирования метапредметных УУД. Принцип метапредметности

Слайд 3

Данные приемы способствуют: 1 ) упорядочению и систематизации имеющихся и вновь приобретаемых знаний по предмету; 2) развитию логического мышления учащихся; 3) развитию их творческих способностей: в ходе выполнения заданий создается новый «продукт» – новое структурированное знание; 4) формированию и поддержанию интереса к предмету. Интерес – один из важнейших мотивов любой деятельности, а использование математических приемов на уроке, далеком от математики, создает ситуацию познавательного парадокса , что стимулирует интерес к предмету; 5) повышению эффективности обучения; 6) улучшению успеваемости учащихся. Целесообразность применения математических приемов

Слайд 4

Решение заданий по хронологии: Впервые встречаемся в 5 классе, когда знакомимся с «историческим временем» или « л ентой времени» Пример: Знаменитая пирамида Хеопса в Египте была построена в 2600 г. до н.э. Сколько лет назад была построена пирамида Хеопса? Вычисления сделайте письменно, отметьте даты на ленте времени (4621) Математические приемы в изучении истории До н.э. Н.э. 2600 2021 0

Слайд 5

Даты – основа исторического знания. Запоминание дат всегда вызывает у детей затруднение. Прием «заблудившаяся дата », полезен при повторении домашнего задания, изучении нового материала, закреплении. Помогает при решении заданий на соответствие даты и события при сдаче ГИА по истории. Пример: После изучения темы «Внешняя политика России в XVII веке» распределить числа/даты событий по двум группам – отношения России с Польшей и с Турцией: 1632–1634,1676–1681, 1654–1667, 1686, 1687, 1689. Учащиеся выделяют две группы – отношения России с Турцией и Польшей. В результате в сознании учащихся закрепляются два основных направления внешней политики России в XVII в. и их главные события. Математические приемы в изучении истории

Слайд 6

Математические задачи, как иллюстрация исторической эпохи при изучении нового материала Пример: До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям . В то время деньги можно было поместить в банк под 6% годовых. Какова будет выкупная сумма ? Математические приемы в изучении истории 12 рублей х 100% : 6% = 200 рублей

Слайд 7

Математические задачи, как иллюстрация исторической эпохи при изучении нового материала Пример: М. В. Ломоносов в 19 лет скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Спустя годы Ломоносов вспоминал, как трудно далось ему учение: «Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Сколько денег у Ломоносова оставалось на бумагу, обувь и прочие нужды ? 1 алтын = 3 копейки 1 денежка = полкопейки 1/2 + 1/2 = 1 копейка 3 — 1 = 2 копейки Математические приемы в изучении истории

Слайд 8

Математические задачи на этапе мотивации. При изучении темы о принятии христианства на Руси ставится задача не воспользоваться готовой датой, а добыть её. Пример: «1613 году в России был избран первый царь из Династии Романовых. Спустя 380 лет в Российской Федерации будет принята Конституция. За 5 лет до этого в стране праздновали юбилей: 1000 с момента принятия христианства на Руси». Когда случилось принятие х ристианства? 988 год Математические приемы в изучении истории

Слайд 9

Составление «Паспорта объекта» с использованием математических чисел «Паспорт пирамиды Хеопса» Учащиеся читают учебник, П.11 стр. 56 Выбирают информацию. 1. Построена в 2600 г. до н.э. 2. Высота 150 метров 3. Основание длинной в 1 км Важно, что вспоминаем меры длин. Математические приемы в изучении истории

Слайд 10

Анализ и построение диаграмм Пример: построить диаграмму, какой вопрос подняла Дума Математические приемы в изучении истории

Слайд 11

Анализ статистических таблиц Пример: проанализируйте таблицу и сделайте вывод почему третья Дума просуществовала больше других. Математические приемы в изучении истории

Слайд 12

Применение математических подсчетов по формуле в курсе обществознания Пример: Расчёт индекса развития человеческого потенциала Математические приемы в изучении обществознания

Слайд 13

Построение и анализ графиков в разделе «Экономика» Пример: Тема «Спрос и предложение» Построить графики, определить равновесную цену Математические приемы в изучении обществознания Цена (Р) (долл.) Объем спроса ( Qd ) ( шт.) Объем предложения ( Qs) ( шт.) 10 10 2 12 9 3 14 8 4 16 7 5 18 6 6 20 5 7

Слайд 14

Говоря об использовании математических приемов на уроках истории и обществознания, нужно обратить внимание на следующие особенности: 1) нельзя их абсолютизировать, как, впрочем, и никакой другой прием; 2) различные приемы целесообразно использовать в соответствии с темой, целью и задачами урока; 3) игровые математические приемы лучше использовать преимущественно на уроках 5–9-х классов, когда идет первоначальное формирование представлений, чтобы облегчить усвоение огромного материала, систематизировать его и сформировать представление о некоторых закономерностях , усвоение сущности и специфики проявления которых будут предметом изучения в старшей школе. В качестве заключения…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Задачи на формирование математической грамотности на уроках истории

Задачи, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках истории в 6 классе....

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...

Финансовая грамотности как составляющая функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

В данной работе, на практическом применении, показано использование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания....