Урок истории в 6 классе по теме «Культурное пространство Древнерусского государства»
план-конспект урока по истории (6 класс)

Атясова Галина Николаевна

Урок истории в 6 классе по теме

«Культурное пространство Древнерусского государства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kultura_drevney_rusi.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                Тема урока:  «Культура Древнерусского государства»

Цель урока:  Познакомить  с  уровнем  развития  культуры  Древней  Руси и выделить  ее главные  особенности.

Планируемые  результаты:

Предметные: Раскроют смысл понятий: культура, глаголица, кириллица, миниатюра, летописи, жития, слово, поучение, фреска, мозаика, икона, скань, зернь. Опишут памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), объяснят влияние Византии на архитектуру Древней Руси. Опишут произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика).

Метапредметные: Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.  Планировать свою работу на уроке.  Соотносить информацию учебника о художественном ремесле с иллюстрациями на рабочем листе. Преобразовывать текст в таблицу.

Личностные:Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. Формирование уважительного отношения к культурному  наследию предшествующих эпох.

Оборудование:  Учебник:  «История России» /под ред  А.В. Торкунова. Москва,  «Просвещение»  2016.; Презентация.

Тип урока: Урок изучения  нового  материала.

Основные  понятия и термины: Культура – совокупность  достижений  человечества  в производственном,  общественном  и  умственном  отношении; Летопись – историческое  произведение,  в  котором  повествование велось  по  годам  (летам);  Жития – сочинение о жизни святых;  Миниатюра – росписи древних книг, выполненных вручную; Фреска – техника  живописи красками  по  сырой  штукатурке;  Икона – в  христианской  церкви   изображения  Иисуса  Христа,  Богоматери  и  святых.

Домашнее задание: § 10.

Ход урока

1.        Орг. момент

2.        Мотивационно - целевой этап.

- Здравствуйте, ребята!

Вспомните, люди каких профессий нам помогают изучать историю? ( археологи, филологи, лингвисты, фольклористы…).

- Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли ученых, изучающих историю. Посмотрите на слайд и попробуйте предположить, что мы сегодня будем изучать. ( Слайд 1; на слайде представлены изображения книг, миниатюр, храмов, берестяных грамот)

- Как одним словом можно назвать все эти предметы? ( предметы культуры, культурные ценности.)

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Культуру Древнерусского государства)

Запишите нашу тему (Слайд № 2)

Мы уже знаем, что в X веке у Восточных славян  сформировалась  и государственность и древнерусская  народность.  Вместе  с  этим  начала  формироваться  самобытная, отличная  от  других, древнерусская  культура. На уроке  мы  познакомимся  с  русской культурой  данного периода  и сделаем  вывод – что оказало наибольшее влияние на  древнерусскую   культуру – язычество  или  христианство? (Слайд 3)

3. Изучение нового материала

-Что такое культура? (выслушать предположение детей)

Обратимся к словарю

( читаем определение слова в словаре)

-Правильные предположения мы сделали о слове культура?

Запись определения

(Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей). (Слайд 4)

- Как вы думаете, какие достижения культуры Древней Руси будем изучать на уроке?      ( литература, живопись и т.д.)

В IX – XII веках в  Европе  сложилось три самостоятельных  культурных центра: империя Франков  (период правления Карла Великого),  Византийская  империя  и  Киевская  Руси.

Вопросы:  1) Как  вы  думаете,  с  каким культурным  центром  была  большая  связь  и  почему?  2) Культурное развитие какого государства  было более  высоким  и  почему?

Во время  правления  Карла  Великого в западной Европе  начинается  Каролингское  Возрождение, и вновь  просыпается  интерес  к  античной  культуре, но после  смерти  Карла  Великого  началась  усобица, которая  привела  к  расколу  государства и про культуру  забыли  на  целое столетие. Лишь в  XI веке  начинается  новый культурный  подъём.

- Перед вами лежат документы, которые нам сегодня необходимо будет изучить. Возьмите, пожалуйста, документ № 1, прочитайте его. Какой вывод можно сделать на основе  переписки  Анны  Ярославны , выданной  замуж за французского  короля  Генриха I с отцом  Ярославом  Мудрым?

Из письма Анны Ярославны: «В какую варварскую  страну  ты меня послал, здесь жилища  мрачны,  церкви  безобразны и нравы  ужасны.  Французы  неграмотны, не знают столовых приборов  и  едят руками,  не  знают печей  и  обогреваются  каминами,  которые  сильно чадят». (Слайд 5)

( Не смотря на то, что писала девушка, она была образованна, и образование на Руси, видимо считалось нормой).

- Посмотрите на доску ( слайд – грамоты Онфима, слайд 6)

- Как вы думаете, что необычного в этих грамотах? ( рисунки) Кто мог быть автором этих записок? ( ребенок, тот, кто только учится писать)

Сообщение ученика

В Новгороде в 1956 году археологи нашли сразу целую кипу записок и рисунков мальчика. Он подписывался как Онфим — видимо,сокращенное от церковного Анфимий. Записи были самые обычные — прописи, на которых мальчик отрабатывал еще не очень ровный почерк. Рисунки. Послания другу Даниле. Одна грамота видимо служила ответом от Данилы Онфиму. Мальчик бесхитростно выражает свои мечты стать воином, изображает животных и другие образы, свойственные детским рисункам.

- Что  вам  известно  о  возникновении  письменности  на  Руси?  С  именами  каких  исторических  деятелей  это  событие  связано?  (Славянскую письменность создали два брата-монаха- Кирилл и Мефодий) (Слайд 7)

Задание для 1 группы : Прочитать фрагменты берестяных грамот, найденных в Новгороде в 1951 году( Документ № 2)., вспомнить грамоты Онфима и письмо Анны Ярославны и ответить на вопросы:

1) Какой  важный  вывод  о  распространении  грамотности  на  Руси  мы можем сделать,  используя  данные  находки?

2) На чем писали в Древней Руси? Почему писали именно на этом материале?

3) Предположите, почему  письменность  была  необходима  жителям Киевской  Руси?  

 

«Грамота от Гюргия к отцу и к матери. Продавши двор, идите сюда — в Смоленск или в Киев: дешев хлеб. Если же не пойдете, то пришлите мне грамотку, как вы живы-здоровы»

«Поклон  к  Юрию  и к  Максиму  от  всех  крестьян.  Что  ты  дал  нам  за  ключника?  Мы  из-за  него  стали  лежебоками,  так  как  он  не  разрешает  нам  отъезжать.  Из-за  него  мы  погибаем.  Если  он  будет  и  дальше  видеть,  нам  нет  сил.  Дай  нам  смирного  человека.  А  в том  тебе  челом  бьём».  

«Поклон  от  Якова  куму  и  другу  Максиму.  Купи  мне,  кланяюсь,  овса  у  Андрея,  если  он  продаст.  Возьми  у  него  грамоту  да  пришли  мне  хорошего  чтения».  

Береста ничего не стоила, поэтому ее могли использовать люди разного достатка. Острым предметом на березовой коре выцарапывались памятки о хозяйстве, покупках, писались послания к близким и т.д. Это и обеспечивало их сохранность: чернила бы давно размылись, а вот процарапанное уцелело в земле.Вспомните письмо Анны Ярославны к отцу. В Европе в это время 99% населения не владели грамотой. Даже многие короли и влиятельные аристократы не могли написать ничего, кроме своего имени. Среди военного сословия поставить свою подпись в средневековой Европе могли единицы. Городские же обыватели были почти поголовно неграмотными. В Новгороде же мальчик явно из не самой богатой семьи обучается письму, пишет друзьям. Мальчик пишет другу, а значит — грамоте обучаются многие дети, образованность – обычное явление для новгородцев XIII века. Соответственно есть либо школа, либо учителя, которые занимаются с мальчиками грамотой.

Это свидетельствует об очень высоком уровне культуры населения Древней Руси. Новгород XIII века был более образованным и развитым центром, чем европейские столицы того же периода.

Задание для 2 группы: Изучите документ № 2. Ответьте на вопросы

1)Что мы видим в этом документе? 

2)Какие виды письменности были у славян?

3) Как вы думаете, какая из этих письменностей более древняя? Почему вы сделали такой вывод?

4) Обратите внимание на кириллицу. Какой вывод по ней еще можно сделать? ( Слайд 8)

Сообщение ученика

В основу современных  славянских  систем  письменности  лёг алфавит  «кириллица»,  насчитывающая  43 буквы.  С  X  века  азбука  претерпела  значительные  изменения,  некоторые  буквы,  которые  оказались  ненужными  для  передачи  звуков  современной  речи  исчезли.  

Цифры  славяне  также  обозначали  буквами.  При  этом  над  буквой-цифрой  обязательно  ставился  особый  знак – «титло».  

Оформление  книги  представляло  собой  целое  искусство.  В любом  месте  рукописи  могла  располагаться  миниатюра.  Это  настоящая  маленькая  картина.  В  начале  текста  помещали  заглавную букву  крупного  размера – это  инициал  или  буквица.  Их  выделяли  красной  краской,  золотом,  иногда  несколькими  цветами  одновременно.  Переплётом  для  книги  служили  деревянные  доски-крышки.  Они  обтягивались  кожей,  на  которой  горячими  металлическими  клеймами  оттискивали  рисунок.  Скреплялись  книги  медными  или  серебряными  застёжками.  Книгу  украшали  позолотой  и  драгоценными  камнями.  

( слайд 9)

В XI веке на Руси зарождалась литература. А вот какие жанры существовали, вы узнаете, поработав в группа.

1 группа выпишет в таблицу информацию про летописи ( стр. 87 – 1-3 абзац) и жития ( стр. 87 последний абзац )

2 группа – информацию про «слово» ( стр. 88 – 1 абзац)  и « Поучение» Владимира Мономаха – стр. 88 – 2 абзац ( Задание на слайде 10)

Житие - литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых

Летописи

Нестор

« Повесть временных лет»

Жития

Нестор

« Житие Бориса и Глеба»

Слово

Иларион

« Слово о законе и благодати»

Поучения

Владимир Мономах

« Поучение Владимира Мономаха

Физкультминутка «Богатыри»

  Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё,

Через левое плечо.

Но культура включает в себя не только образование и литературу. Возьмите документ № 3. О каком достижении культуры будем сейчас говорить? ( архитектура) Рассмотрите внимательно иллюстрации в вашем документе и фотографии на слайде. (Слайд 11)Какие выводы можно сделать? ( Церкви строились из камня, а жилища были деревянные)

Издавна на Руси избы простых людей, терема знати, крепости строили из дерева.   Как вы думаете, почему? (обилие лесов, нехватка строительного камня). Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Как вы думаете, сохранились ли до нас такие строения? Почему? ( Нет, из-за частых пожаров)

В X-XI веках получило развитие каменное строительство, что было связано с Крещением Руси. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, сооруженную в 989-996гг., а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами.

Храм Святой Софии появляется и в Новгороде. Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений. Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры - скупость украшений, строгость и величественность форм.

Это  влияние  сказалось  на  выборе  типа  храмовых зданий – крестово-купольного храма.

- Как вы думаете, почему этот стиль называется крестово-купольным?

 (слайд 12).

- Как вы думаете, культура какой страны оказала наибольшее влияние на архитектуру Руси? Почему вы так решили? ( Византии, именно оттуда мы приняли христианство)

- Посмотрите на слайд, какие виды изобразительного искусства можно было встретить в древнерусском храме? Чем они отличаются? ( Иконы, мозаика, фреска) ( Слайд 13)

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.

На фресках Святой Софии в Киеве (1017 или 1037)можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур. Кроме того, фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской - единственный памятник светской живописи.

Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней

Икона – изображение святых.

Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла.

Художественное  ремесло  в  Древней  Руси  достигло  высокого  уровня  как  в  области  практической – оружие,  утварь,  предметы  быта,  так  и  церковными  украшениями,  ювелирными  изделиями.  

Русь славилась своими искусными ремесленниками:мастерами-оружейниками, русскими ювелирами и др.

Работа с учебником стр 91.

- Какую сложную технику использовали ювелиры?

(Зернь, скань) (Слайд 14)

4.Закрепление

Игра

  • -1 группа – игра «Я знаю пять имен..» (Называют пять имен, персоналий, которые относятся к данной теме)
  • -2 группа – игра «Энциклопедисты» (Называют 5 терминов и понятий, которые встречаются в процессе изучения новой темы)

Сделайте выводы из всего сказанного нами на уроке. Ответьте на проблемный вопрос: что оказало наибольшее влияние на  древнерусскую   культуру – язычество  или  христианство?

5. Подведение итога урока. Рефлексия.

Письмо другу: « У нас сегодня на уроке……»

1.        На уроке

2.          Я сегодня

3. На уроке я работал

4. Своей работой на уроке я

5. Урок для меня показался

6. Мое настроение

было интересно/ скучно

узнал много нового/ не узнал ничего

     активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

стало лучше / стало хуже

 

6. Домашнее задание

Читать §10, отвечать на вопросы стр. 91

Составить кроссворд на 10 слов,  с ключевым словом

Составить 10 тестов с 3 вариантами ответов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории 6 класс по теме "Куликовская битва"

Презентация позволяет красочно рассказать учащимся о куликовской битве и её историческом значении для русского народа....

разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

Технологическая карта урока ИЗО 6 класс по теме "Изображение пространства"

Формирование представлений о разных способах изображения пространства в истории искусства...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Урок истрии 10 класс на тему : « Образование единого централизованного государства. Иван 3 – Государь Всея Руси»

laquo; За время своего княжения (он) в три с половиной раза расширил пределы Русского государства... Наконец после знаменитого "стояния" двух войск на Угре, без битвы, благодаря дальн...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....