Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Стафеева Диляра Мавлявиевна

В ходе урока обучающиеся знакомятся с географическим положением Китая, религиозными верованиями жителей этой страны; с основными идеями китайского мудреца Конфуция и его учением-конфунцианством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_uchil_kitayskiy_mudrets_konfutsiy.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:  познакомить обучающихся с географическим положение Китая, занятиями и религиозными верованиями жителей этой страны; с основными идеями китайского мудреца Конфуция и его учением – конфуцианством.

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по проблемному вопросу; способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • Метапредметные УУД: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность ;самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические процессы
  • Личностные УУД: . Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Форма организации деятельности:

  • фронтальная
  • групповая
  • индивидуальная

 Оборудование урока:

1) учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая;

«История Древнего мира», М. Просвещение, 2021 г.

4) мультимедийная  презентация;

5) пакет с рабочими материалами

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие.

Учитель. 

 Хороший, погожий, конечно,

Нам выдался этот денек

Пусть будет таким же чудесным

Наш по истории урок!

Учитель:

Сегодня для вас откроется новая страница  путешествий еще об одной удивительной Древней стране, но прежде, давайте  вспомним некоторые правила вежливости на уроке, помогайте мне!

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.

2. Мотивационно-целевой момент

На уроках истории мы совершаем увлекательные путешествия в страны Древнего мира. На прошлых занятиях мы говорили о Древней Индии, давайте освежим знания при помощи таинственного мешка. Я буду доставать из него предметы, а ваша задача-объяснить, какое отношение к Древней Индии имеет этот предмет.

1.Рис в мешочке (в заболоченных долинах рек индийцы сажали рис –это растение очень любит влагу, и его побеги растут прямо из воды)

2.Сахар (выращивали в Индии сахарный тростник и хлопчатник)

3.Изображение  коровы (С особой любовью и почитанием индийцы относились к корове. Самые благочестивые индийцы вовсе не ели мяса, а того, кто убивал корову ,считали страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел)

4.Статуэтка слона (индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был Ганеша с головой слона)

5.Шахматы (в Индии придумали игру для царей-шахматы)

6.Цифры (мы называем свои цифры арабскими ,но сами арабы признавали, что цифры получили от древних индийцев)

А чтоб узнать, в какую страну нам предстоит отправиться, я приведу вам несколько фактов о ней:

  • На территории этой страны впервые изобретены бумага, компас, машинка для печати и порох
  • Особое внимание в этой стране уделяли драконам. Для них это своеобразное священное существо, которое одарено добротой, позитивом и справедливостью. Сейчас этот культ немного приутих, но не забыт.
  • Впервые именно жители этой страны   овладели искусством изготовления шелка. Ткань получалась очень тонкая и нежная. Раскрывать секрет искусства или пересылать шелкопрядов контрабандой – было грубейшим нарушением закона. Для предателя – обязательное наказание в виде смертной казни.

  • Красный цвет в стране считается символом счастья и радости – именно его используют для декора на торжествах и для праздничной одежды. Траурный цвет у них – белый.
  • Эта страна  – самая густонаселенная страна в мире.

Учитель. Да, эта страна-Китай!

(На экран выводится слайд.)

3. Подготовка к активному усвоению новых знаний .

Учитель: Вы правы, государство, историю которого мы возьмем за основу нашего путешествия – это Китай. Но без карты наше путешествие не состоится. Давайте найдем на карте Индию, а потом выберем направление.

(Обучающиеся работают по карте.)

А теперь, ребята, мы с вами должны определить личность, с постулатами которого нам предстоит познакомиться.

Во многих культурах мудрец особо почитаемый человек, часто старейшина, наделённый мудростью, которой часто приписывается божественное происхождение. В истории Китая было много выдающихся личностей. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на одну из них. Этот человек является одним из великих мудрецов древности, своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли. Но чтоб узнать его имя вам придется обратиться к вашим гаджетам ,потому что оно выложено на моей стене в Вк. Самый быстрый среди вас, получит бонус, который можно будет использовать при выставлении оценок.

Так кто же это такой? (Дети отвечают: Конфуций)

Учитель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о Конфуции – великом Учителе Китая. И нам с вами посчастливится обрести частицу его мудрости. Теперь, когда мы с вами определили направление нашего путешествия, выбрали главного героя, который будет нас сопровождать и помогать в постижении мудрости, давайте придумаем название . Итак, какое название вы можете предложить?

(Дети дают примерную тему урока)

 Учитель: Очень интересные названия. Вы-молодцы

Запишем число и тему урока в тетрадь.

Учитель: Тема: «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

 Учитель: действительно, именно это нам с вами и надо выяснить на уроке. Ребята, давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего путешествия.

Ученики с помощью учителя формулируют цель урока: знакомство  с китайским мудрецом Конфуцием и его учением

 А давайте определим задачи на урок.

1.Характеристика географического положения и природных условий Древнего Китая.

2.Знакомство с китайским мудрецом Конфуцием и его учением.

4. Изложение нового материала.

Учитель: Итак, необходимо определить «адрес» родины Конфуция. Для определения «адреса» Древнего Китая предлагаю воспользоваться картой на стр. 106. учебника и изучить материал 1 пункта (с.105)Сейчас вы самостоятельно это сделаете, а потом ответите на мои вопросы. После того ,как изучили информацию, закрываем учебники. Я буду зачитывать предложения из пункта, ваша задача озвучить недостающий фрагмент.

Китай находится в Восточной (Азии)

В первом тысячелетии до н.э. китайцы расселились по всей Великой Китайской (равнине)

Крупные реки,которые протекают на территории Китая- это (Янцзы и Хуанхэ)

Об обычаях китайского народа часто рассказывал мудрец по имени (Конфуций)

Учитель: Всё верно!  Около 1700 года до н.э. на территории Китая возникли первые государства. А об обычаях этого государства ,как мы уже с вами сказали, рассказывал кто? Правильно! Мудрец Конфуций!

Ну и прежде чем отправиться в путешествие дальше, мы с вами поделимся на группы. Чтоб путешествие было спокойным, успокоить разного рода стихии, вам в группах нужно будет собрать исторические термины. Я передам вам буквы, а ваша задача собрать слово, выстроившись слева направо, держа в руках буквы ,собрать это слово! А еще, вам будет выдан список-подсказка! Конечно же, эти термины, имеют отношение к нашему уроку!

Термины:

-дракон

-бамбук

-мудрец

-Хуанхэ

Узнавая новое об этой стране, мы провели еще и с вами физкультминутку! Замечательно!

Учитель:  Двигаемся дальше. Сейчас вы прочитаете пункт 2 на стр. 105-106  и ответите после прочтения на вопрос: какие религиозные верования были у китайцев?

(ребёнок читает)

Правильно. У китайцев, как и у других народов Древнего мира, существовали верования. Они верили в богов, духов, идолов. Но самым высшим существом для них было Небо. Поэтому император у них был Сыном Неба, а саму страну даже сейчас частенько называют «Поднебесной». Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций назвал «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества. Сейчас вы в группах  поработаете с историческим источником.С.107.Ознакомьтесь с материалом.

Учитель: А теперь я буду называть действия из высказываний Конфуция, а вы будете определять поднятием руки , правда это или нет? Каждой группе задается по одному вопросу.

-Ничтожный человек стремится к справедливости (Нет, стремится к выгоде)

-Благородный человек лишен тревоги и боязни (Да)

-Ничтожный человек винит других (Да)

-Благородный человек стремится к выгоде (Нет, стремится к справедливости)

Учитель: Верно .Двигаемся дальше: ребята, какие предметы нам помогают в усвоении новых знаний? (Дети отвечают: тетради, ручки, книги).

Учитель: Верно. Вот и Конфуций передавал знания своим ученикам при помощи книг. Но книги эти были очень необычными и сильно отличались от наших книг. Сейчас вы прочитаете пункт 3 на стр. 107 и ответите, при помощи каких книг Конфуций передавал свои знания.

(ребёнок читает)

Учитель:  Итак, какие книги были в Древнем Китае?

(Дети отвечают: сделанные из бамбука)

Как же происходил сам процесс создания книги?

(Дети отвечают: ствол бамбука расщепляли на тонкие палочки и на них записывали иероглифы сверху вниз.)

Учитель: Молодцы, ребята!  Давайте теперь разберемся, как же общались китайцы друг с другом, и какие правила поведения действовали в древнекитайском обществе. Все знания, согласно Конфуцию, сводились к изучению исторического наследия. «Учитель, - говорится в "Лунь-юй", - учил четырем вещам: письменам, правилам поведения, верноподданности и чистосердечности.» «Воспитанного человека легко узнать по его манерам». Сейчас в группах ознакомьтесь с п.4 и сформулируйте по одному вопросу  классу от своей группы по п.4.Если класс не может ответить-ответ вы должны дать сами.

(После прочтения ребята задают вопросы классу)

5. Закрепление материала.

Учитель: Ну что же, чтоб благополучно вернуться из путешествия , будет нужна  ваша помощь. Проведем блиц-опрос среди групп. Каждая группа отвечает на поставленный вопрос.

Вопросы:

1.Китай расположен в Восточной …

2. По территории Китая протекают две реки: … и…

3. Учителем Жизни в Китае называли…

4. Книги в Древнем Китае делали из ствола…

5.Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его …

6. Самым высшим существом для китайцев было...

7.В первом тысячелетии до н.э. китайцы расселились по всей…

8.Царя в Китае называли ….

Ключ: Азия, Хуанхэ и Янцзы, Конфуций, бамбук, поведение, Небо, Великая Китайская равнина, Сын Неба

Учитель: Молодцы, ребята! Большое спасибо за помощь!

6. Рефлексия

Отлично! Мы почти вернулись обратно! Чтоб ступить на землю, мы должны поработать с лесенками ,которые у вас на столах. Отметьте галочкой, где вы находитесь! Если всё уяснили по теме, то отмечаете верхнюю. Если остались сомнения–вы на средней! Если ничего непонятно ,то отмечаете нижнюю! Поднимите руки-кто на верхней? Кто на средней? А кто на нижней?

Хорошо! Вот мы с вами и дома! Спасибо, что составили компанию в путешествии!

6. Домашнее задание на выбор:

1.Стр.109.Рубрики:

-Объяснить значение слов

Проверьте себя;

2.Опережающее задание: подготовьте сообщения об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, китайский календарь, китайская медицина, бумага, компас и .т.д.).

3.Загадки к параграфу 22.

Учитель: Ну и в завершении нашего урока хочется поделиться еще одной китайской мудростью: не бойтесь, что не знаете, бойтесь, что не учитесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Аннотация к методической разработке.Автор: Гаврилова Елена Алексеевнаучитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.КарамышкаЦель данного урока: сформировать представлен...

План-конспект открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План-конспект открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"...

разработка конспекта урока по истории древнего мира по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца КонфуцияЗадачи урока:обра...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года

Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...

Конспект открытого урока по Истории Древнего мира Чему учил китайский мудрец Конфуций 5 класс

Конспект открытого урока по Истории Древнего мираЧему учил китайский мудрец Конфуций5 классКонспект открытого урока по Истории Древнего мираЧему учил китайский мудрец Конфуций5 класс...

Конспект урока истории "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Данный урок позволяет сформировать представление о том, что учение Конфуция актуально и в наши дни....