Методическая разработка урок-исследование и игра "Средневековая деревня и её обитатели"
методическая разработка по истории (6 класс)

Данная методическая разработка урока истории для 6 классов описывает ход проведения занятия и педагогические приемы, позволяющие познакомить учеников с тремя сословиями средневекового общества и особенностями их жизни методом исследования и игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока истории в 6 классе

«Средневековая деревня и её обитатели»

(урок в форме исследования и игры)

Учителя истории ГБОУ СОШ №575 г. Санкт-Петербург

Лёшева В.А.

Цель данной разработки – создание условий для лучшего усвоения материала учащимися 6 классов по теме «Средневековая деревня и её обитатели».  

Цель урока:

- знакомство учащихся с тремя сословиями средневекового общества и особенностями их жизни методом исследования и игры.

Задачи урока:

- продемонстрировать устройство средневекового общества;

- выяснить причины деления на сословия;

- ознакомить учащихся с жизнью и взаимоотношениями трёх сословий в период развитого средневековья;

- создать условия и атмосферу, позволяющие прожить и исследовать исторический период;

- развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;

Основные понятия: сословия, феодализм, духовенство, крестьяне, феодалы.

Оборудование урока: проектор, листы формата А1, цветные фломастеры, ручки и карандаши, карта “Европа в XI веке”, иллюстрации – средневековые миниатюры о жизни сословий, 3D модель средневековой деревни.

Ход урока

I. Тема урока.

Вместе с детьми ставим проблемный вопрос. Вспоминаем какие слои населения средневековой Европы уже встречались на предыдущих уроках (например: священники, монахи, короли, герцоги и графы, крестьяне). Как они жили? Какие у них были взаимоотношения? Анализируем средневековую миниатюру с изображением сословий.

II. Изучение нового материала.

План изучение нового материала

1. Что такое сословия?

2. Какие взаимоотношения сложились между средневековыми сословиями?

3. В средневековой деревне.

4. Игра – жизнь средневекового крестьянина.

  1. Что такое сословия?
    Работая с схемой, стихотворением и вводным текстом учебника описываем сословия, основные занятия представителей разных сословий и их взаимоотношения.

Творческое задание – работая в группах выбрать одно из трёх сословий и придумать иллюстрацию или миниатюру, описывающие жизнь этого сословия.

  1. Какие взаимоотношения сложились между средневековыми сословиями?

Каждая группа презентует свою работу, затем под руководством учителя группами разыгрываются возможные сюжеты с взаимоотношениями разных сословий.

  1. В средневековой деревне.

В ходе сценок выясняется, что крестьяне были самым большим сословием, без труда которых невозможно было существование всего общества.
Проблемные вопросы: как выглядела жизнь средневекового крестьянина? Каково было его положение? Чем занималась его семья на протяжении года?

Ученики снова делятся на группы и работая с текстом параграфа, иллюстрациями и 3D моделью проводят исследование жизни крестьян. Результаты исследования оформляются на листе формата A1 в виде проекта группы.

Исследовательские задания для групп:

- где жили крестьяне? как выглядела деревня? как выглядели места их работы?

- как крестьяне должны были служить феодалу? что могли отдавать ему?

- как жила и управлялась крестьянская община? как крестьяне трудились? какие у них были орудия труда? каких животных разводили?

- какие продукты производились крестьянами? что крестьяне могли покупать?

Иллюстративные материалы для исследования:

Готовые проекты презентуются на следующем уроке, каждая группа рассказывает об определенной стороне жизни средневековых крестьян. Слушатели задают вопросы. После выступления всех групп подводится итог и проводится игра.

  1. Игра – жизнь средневекового крестьянина.

На доске показывается схема и даются вводные условия игры.

В центре находится крестьянин и его общий годовой доход в виде 10 единиц. Необходимо распределить эти 10 единиц так, чтобы крестьянин смог прокормить себя и семью, а также не остаться должным никому из других сословий. Каждое решение обсуждается, приводятся аргументы за и против на основе выполненных проектов исследований.

В конце игры подводится итог и делаются выводы о положении крестьянина в средние века на основе распределенных единиц и объяснений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-исследования по природоведению по теме " Полезное ископаемое - нефть"

Урок-исследование по природоведению к теме «Строение Земли» в 5 классе "Полезное ископаемое - нефть".  В урок включена презентация, имеется практическая часть, прослеживаются метапредметные ...

Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "

Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...

Методическая разработка урока-исследования по теме "Интерференция и дифракция света"

В разработке представлены полный  конспект урока-исследования, задания группам, таблицы-заготовки, дополнительный материал к уроку....

Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"

урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...

Методическая разработка урока " Исследование закона сохранения механической энергии при решении задач"

16 июля 1748 года Михаил Васильевич Ломоносов в письме математику Леонардо Эйлеру писал: «… все случающиеся в природе изменения происходят так,  что  если к чему-либо нечто приб...

Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City/ Город будущего

Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City / Город будущего Тема: «Умный город» урок N 16 в главе I «Россия – моя Родина&ra...