Сообщение: «Игровые уроки истории плюсы и минусы»
статья

Замотаев Владислав Леонидович

«Игровые уроки истории: плюсы и минусы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uroki_istorii_plyusy_i_minusy.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:


МБОУ МО г. Саяногорска «Школа № 3 имени Героя России Сергея Медведева»


Муниципальные педагогические чтения

руководящих и педагогических работников образовательных организаций

«ФГОС: от качества условий к качеству результатов.

Опыт, проблемы, перспективы»

СООБЩЕНИЕ  

«Игровые уроки истории: плюсы и минусы»


                                                                                          Автор:

учитель  истории и обществознания

Замотаев Владислав Леонидович

Саяногорск, 2020

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: В условиях развития современного российского образования в соответствии с ООО ФГОС, все большую популярность приобретает такой тип уроков как игровой, который позволяет и детям и педагогам максимально вжиться в тему урока. Однако, такой тип урока, помимо плюсов, имеет и свои минусы.

Цель: Определить плюсы и минусы игровых уроков истории.

Исходя из цели, были выделены следующие задачи:

1) Выделить наиболее популярные виды игровых уроков истории

2) Обозначить плюсы и минусы игровых уроков на примере проведения данного типа уроков у пятых классов.

ВИДЫ ИГРОВЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ

Игра для изучения нового материала.

Игра «Древо познания». В ней учащиеся учатся ставить вопросы к изученному материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ученикам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на листочках 2-3  различных вопроса и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы прикрепляются к «древу познания» (нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны прорези со вставленными скрепками). На следующем уроке, при проверке знаний, ученики снимают листочки, читают вопрос и отвечают на него.

Эта игра  помогает учащимся выделить главное, научится формулировать вопросы.

Игры для закрепления.

«Найди ошибки». Учащимся предлагается текст, в котором допущены фактические ошибки. Ребята должны найти эти ошибки и исправить.

«Снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске. Первый ученик называет одно слово, словосочетание, относящееся к изученной теме, второй ученик называет первое слово, словосочетание  и добавляет свое.

Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку.

«Реставрация» - учитель готовит текст и разрезает на полоски так, чтобы на каждой из них помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт.

«Герой, дата, событие» - учитель называет имя царя или личности. Один ученик называет, чем знаменит этот царь или личность. Другой ученик называет годы правление. Третий – реформы проводил.

Эта игра развивает память, внимание, быстроту реакции, помогает закрепить пройденный материал.

Игры  для проверки знаний.

Для работы с терминами можно использовать игру «Переводчик». Некоторые определения усваиваются с трудом из-за сложности научного языка. Школьники зазубривают, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный».

«Таинственный сундучок» - даты.

Обобщающие игры. На уроках обобщения можно применять кроссворды, ребусы. Брейн-ринг, «Своя игра» (может быть представлена  в компьютерном варианте, а может быть, игровое поле начерчено на доске) Для нее нужны всего лишь интересные вопросы в нескольких номинациях. Игра позволяет за 15-20 минут повторить основные события эпохи. «Что, где, когда?» - Класс делится на команды. Команды играют по очереди. Какая команда начнет игру первой, выбирает жребий (или дополнительный вопрос). Время обсуждения - 1 минута. Капитан после обсуждения вопроса с членами команды выбирает того, кто будет отвечать. Если команда не отвечает на вопрос или отвечает не правильно, то ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получаете баллы, которые указаны вместе с вопросом. Игра создает особые условия, при которых учащиеся могут  развивать творчество. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. В игре учащиеся учатся доброжелательному диалогу, умению выслушивать, а главное слышать друг друга.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИГРОВЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ

Игровые технологии, применяемые на уроках истории, несут за собой множество различных положительных моментов. Особенно эффективно показывают себя данные технологии на уроках младшей средней школы (5-6 классы).  В специфику своего возраста дети склоны проявлять интерес к различным играм вместо сухих лекционных уроков. Поэтому, игровые технологии несут следующие плюсы на уроках истории:

-В среде учеников начинает воспитываться коллективизм и взаимовыручка. Игра объединяет детей.

-Наиболее замкнутые дети в результате игры могут раскрыть свои ораторские и творческие способности.

-Во время игры происходит процесс взаимообучения: более слабые ученики перенимают опыт более сильных.

Однако, игровые технологии на уроках могут нести и ряд очень неприятных минусов:

-Дети могут заиграться и потерять понимание того, что они находятся на уроке. Вернуть их в реальность иногда очень непросто. Особенно это часто проявляется в классах с большим количеством девиантных детей, однако, такое может  происходить и в классах с послушными детьми.

-Проблема оценивания детей: более активные дети могут получить оценку за свой артистизм, а не за знания.

-У детей может сформироваться несерьезное отношение к предмету, как к определённого рода «игрушке».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В современном мире существует множество различных игровых технологий проведения уроков истории. К примеру, можно выделить: «Древо познания», «Найди ошибки», «Снежный ком», «Герой, дата, событие» «Реставрация» и т.д. Игровые технологии несут множество положительных моментов в образовательном процессе, к примеру: В среде учеников начинает воспитываться коллективизм и взаимовыручка; Игра объединяет детей; Наиболее замкнутые дети в результате игры могут раскрыть свои ораторские и творческие способности; Во время игры происходит процесс взаимообучения: более слабые ученики перенимают опыт более сильных. Однако, к сожалению, при использовании игровых технологий не удается избежать негативных моментов, которые могут нанести серьезный удар образовательному процессу: Дети могут заиграться и потерять понимание того, что они находятся на уроке. Вернуть их в реальность иногда очень непросто. Особенно это часто проявляется в классах с большим количеством девиантных детей, однако, такое может  происходить и в классах с послушными детьми; Проблема оценивания детей: более активные дети могут получить оценку за свой артистизм, а не за знания; У детей может сформироваться несерьезное отношение к предмету, как к определённого рода «игрушке». Таким образом, можно сделать вывод, что игровые уроки несут помимо плюсов определённые минусы. Игровые технологии должны продолжать совершенствоваться, дабы исключить максимально возможное количество негативных моментов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Виноградова, Е. Е. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания.[Электронный ресурс]. URL: http://oo874.edu22.info/data/documents/Vinogradova_1.pdf (Дата обращения: 18.02.2020)

Камардина, Н. В, Колесникова, В.В. Игровая деятельность на уроках истории традиции и инновации. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-na-urokah-istorii-traditsii-i-novatsii/viewer (Дата обращения: 18.02.2020)

Котлягина, Е. В. Игровая технология на уроках истории. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/02/17/igrovaya-tehnologiya-na-urokah-istorii (Дата обращения: 17.02.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок по теме "Половая система человека. Развитие. Половые связи плюсы и минусы""

Нетрадиционный урок по биологии по теме Половая система человека" в  котором рассказывается не только о строении мужского и женского оргарнизма, а также о том что происходит и может произойти...

ИКТ на уроках истории и обществознания:плюсы и минусы

Эта статья,скорее- эссе,размышление на заданнную тему,нежели  методическая работа....

Методическая публикация "Плюсы и минусы использования ИСО на уроках математики"

Представлен урок геометрии " Построение сечений многогранника"  в 10 кл с использованием ИСО.Составлена сравнительная характеристика классического урока и урока с использованием ИСО. Проанализиро...

Классный час по профилактике негативных проявлений: «Курение: минусы и мнимые плюсы» «Энергетические напитки: плюсы и минусы.» Для учащихся 7-12-ых классов

Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос...

Сообщение: "Дистанционное обучение: плюсы и минусы"

quot;Дистанционное обучение: плюсы и минусы"...

Презентация "Плюсы и минусы игровых технологий во внеурочной деятельности"

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пыт...