Рабочая программа по истории для 5-9 классов на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по истории (9 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

Рабочая программа по истории на 2022-2023 учебный год для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022-2023_rabochaya_programma_po_istorii_5-9_klassy.docx96.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год;
  • Примерной программы основного общего образования по истории;

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»  
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

Цели изучения курса:

образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи  изучения истории:

□ овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

□ воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

□ развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

□ формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.

Все учебники соответствуют требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом. В данной программе используется УМК по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова, издательства «Просвещение». Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень. В соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15) была проведена синхронизация курсов всеобщей истории и истории России.

Описание места учебного предмета.

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет по 2 часа в 5- 8 классах и 3 часа в 9 классе.

Изменения в рабочей программе производятся по курсу всеобщей истории, в связи с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15). Были произведены следующие изменения:

7 класс - Тема 3. «Эпоха Просвещения. Время преобразований» по программе изучается в 8 классе. В программе увеличено количество часов на изучение тем «Реформация», «Первые революции Нового времени», увеличено количество повторительно-обобщающих уроков. Данное увеличение часов стало возможным, за счет выделения темы «Век Просвещения» для изучения в 8 классе.

8 класс - Изучение темы «Век Просвещения» предполагалось в 7 классе. В рабочей программе, в соответствии с требованиями, данная тема изучается в 8 классе и увеличено количество часов до 28 часов на ее изучение. В программе увеличено количество уроков на изучение тем «Великие просветители Европы», «Война за независимость и Создание Соединенных Штатов Америки», «Великая Французская революция», «Государства Востока».

9 класс - Данные темы ранее изучались в 8 классе. Фактически программа данного курса изучается в 9 классе, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования. В рабочей программе темы и количество часов на изучение тем не изменяются. Увеличено количество времени на изучение темы «Международные отношения: обострение противоречий» до 3 часов.

В соответствии с базисным учебным планом в рамках основного общего образования и на основании учебного плана М БОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа » на освоение программы основного общего образования по истории (5 - 9 классы) выделяется 374 часов учебного времени.

5 класс - 68 часов федерального компонента;

6 класс - 68 часов федерального компонента;

7 класс - 68 часов федерального компонента;

8 класс - 68 часов федерального компонента;

9 класс - 102 часов федерального компонента.

Учебно-методический комплект.

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.

-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе.

Учебник. 6 класс.

-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.

-Всеобщая история. История Нового времени. 1500 - 1800. Под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 7 класс.

-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.

-Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. Под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 8 класс.

-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.

-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.

-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. ТоркуноваА.В.

-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.)

1.Планируемые результаты освоения предмета

1.1.Личностные результаты:

5 КЛАСС

• представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

• приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

• освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

1.2.Метапредметные результаты:

• способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

• готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

• умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

• способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

1.3.Предметные результаты:

 • целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

• способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных

версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических вопросов далекого прошлого;

• представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и  специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

 умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

• уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

• уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

• умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные  источники информации;

• умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

• умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

• готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

6 КЛАСС

Личностными результатами:

 • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

•1.2. Метапредметные результаты:

 • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

 • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

1.3. Предметные результаты:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

 оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

7 КЛАСС

1.1Личностными результатами:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

2.1. Метапредметных результатов:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ - технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

1.3.Предметные результаты:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI— XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

8 КЛАСС

Личностные результаты:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

1.2.Метапредметные результаты:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

1.3.Предметные результаты:

 • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

знать и понимать:

• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

9 КЛАСС

1.1.Личностные результаты:

 • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

1.2.Метапредметные результаты:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

1.3.Предметные результаты:

• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX века.;

• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

• определение и использование основных исторических понятий периода;

• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

2.Содержание учебного предмета

5 класс

Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.  Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний  Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи  и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности.  Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в  Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток.  В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим.  Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.  Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима  германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.

6 класс

Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя  и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)  Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.  Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

7 класс

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.

8 класс

Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв.  Европейское общество в Новое раннее  время в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв.  Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

9 класс

Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика.  Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. История России.

6 класс

Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России.  Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.

7 класс

Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.  Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в.  Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых.  Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.  Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

8 класс

Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика  Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I.   Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.  Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в.  Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура.  Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

9 класс

Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя  политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во  внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое  развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в.  Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.  Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г  Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.  Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов. тем

Количество часов

1

5 класс (68 час)

ВВЕДЕНИЕ

1

2

Раздел I. Счет лет в истории

1

3

Раздел II.Первобытность

6

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы  

3

4

Раздел III. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

19

5

Тема 5. Древний Египет  

От первобытности к цивилизации

7

6

Тема 6. Западная Азия в древности  

7

7

Тема 7. Индия и Китай в древности

5

Раздел IV. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

21

8

Тема 8. Древнейшая Греция

5

9

Тема 9. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

10

Тема 10. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

5

11

Тема 11. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

4

Раздел V. ДРЕВНИИ РИМ  

17

12

Тема 12. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией  

3

13

Тема 13. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

3

14

Тема 14. Гражданские войны в Риме

4

15

Тема 15. Римская империя в первые века нашей эры  

5

16

Тема 16. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи  

2

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

2

17

Признаки цивилизации Греции и Рима.

2

Итого:

68

6 класс (28 час)  История средних веков

Введение. Живое Средневековье

1

1

 Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XIвека).

4

2

 Тема 2. Византийская империя и славяне вVI-XI веках.

2

3

 Тема 3.

Арабы в VI-XI веках.

Возникновение ислама.

1

4

 Тема 4.Феодалы и крестьяне.

2

5

 Тема 5 .Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

6

 Тема 6.Католическая церковь в VI-XIII веках. Крестовые походы.

1

7

 Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвека).

7

8

 Тема 8.Славянские государства и Византия в XIV-XVвеках.

2

9

  Тема 9.Культура Западной Европы в Средние века.

2

10

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

3

Итого:

68

7 класс (28 час)

1

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация  

19

2

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

9

8 класс

 

1

Введение

1

2

Тема 1 Эпоха Просвещения. Время преобразований

13

3

Тема 2.Франция в XVIII в.

6

4

Тема 3. Традиционные общества Востока.

6

5

Повторение

2

9 класс

1

Введение

От традиционного общества к обществу индустриальному.  

1

2

Тема 1 . Начало индустриальной эпохи

7

3

Тема 2. Страны Европы и США в первой половине XIX в.

10

4

Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в.

5

5

Тема 4 . Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в.

6

6

Тема 5. Международные отношения в XIX веке

2

Итого:

31

История России 6 класс

1

Введение. Наша Родина - Россия

1

2

Тема 1 .Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3

Тема 2 . Русь в IX –первой половине XIIвека

11

4

Тема 3 .Русь  в середине XII-начале XIII века

5

5

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV века

10

6

Тема 5. Формирование единого Русского государства

8

Итого

40

7 класс

1

Тема 1. Россия в XVI веке

20

2

Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых

20

Итого

40

8 класс

1

Введение

1

2

Тема 1. Россия в эпоху преобразований Петра

13

3

Тема 2. Россия при наследниках ПетраI: эпоха дворцовых переворотов

6

4

Тема 3. Российская империя при Екатерине II

9

5

Тема 4. Россия при Павле I

2

6

Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке

9

Итого

40

9 класс 71час

1

Тема 1. Россия в первой четверти XIX века

13

2

Тема 2. Россия во второй четверти XIX века

14

3

Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ

13

4

Тема 4. Россия в 1880-1890-е годы

14

5

Тема 5. Россия в начале XX века

17

Итого

71

Приложение 1.

КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание Причина корректировки

Тема 1.

 5 класс (68 час)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

1.1

Введение 1 ч

1

3.09

Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч)

Тема 2. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

2

2.1

Древнейшие люди.  

1

7.09

3

2.2.

Родовые общины охотников и собирателей.

1

9.09

4

2.3

Возникновение искусства и религиозных верований.  

1

10.09

Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч)

5

3.1

Возникновение земледелия и скотоводства.  

1

17.09

6

3.2

Появление неравенства и знати. 1 ч

1

18.09

7

3.3

Контрольная работа

1

25.09

Тема 4. Счёт лет в истории (1 ч)

8

4.1

Измерение времени по годам

1

26.09

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 ч)

Тема 5. Древний Египет (7 ч)

9

5.1

Государство на берегах Нила

1

2.10

10

5.2

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

3.10

11

5.3

Жизнь египетского вельможи.

1

9.10

12

5.4

Военные походы фараонов.

1

10.10

13

5.5

Религия древних египтян.

1

16.10

14

5.6

Искусство Древнего Египта.

1

17.10

15

5.7

Письменность и знания древних египтян.  

1

23.10

Тема 6. Западная Азия в древности (7 ч)

16

6.1

Древнее Двуречье.

1

6.11

17

6.2

Хаммурапи и его законы

1

7.11

18

6.3

Финикийские мореплаватели

1

13.11

19

6.4

Библейские сказания.

14.11

20

6.5

Древнееврейское царство.

1

20.11

21

6.6

Ассирийская держава.

1

21.11

22

6.7

Персидская держава «царя царей».

1

27.11

Тема 7. Индия и Китай в древности (4 ч)

23

7.1

Природа и люди Древней Индии.

1

28.11

24

7.2

Индийские касты.

1

4.12

25

7.3

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

5.12

26

7.4

Первый властелин единого Китая.  

1

11.12

27

7.5

Контрольная работа

1

12.12

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч)

Тема 8. Древнейшая Греция (5 ч)

28

8.1

Греки и критяне.

1

18.12

29

8.2

Микены и Троя.

1

19.12

30

8.3

Поэма Гомера «Илиада».  

1

25.12

31

8.4

Поэма Гомера «Одиссея».

1

26.12

32

8.5

Религия древних греков.

1

15.01

Тема 9. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

33

9.1

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

16.01

34

9.2

Зарождение демократии в Афинах

1

22.01

35

9.3

Древняя Спарта

1

23.01

36

9.4

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

1

29.01

37

9.5

Олимпийские игры в древности

1

30.01

38

9.6

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

5.02

39

9.7

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

6.02

Тема 10.  Возвышение  Афин в V в. до н. э.  и расцвет демократии  (5 ч)

40

10.1

В гаванях афинского порта Пирей.

1

12.02

41

10.2

В городе богини Афины.

1

13.02

42

10.3

В афинских школах и гимнасиях.

1

19.02

43

10.4

В афинском театре.

1

20.02

44

10.5

Афинская демократия при Перикле.

1

26.02

Тема 11. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 ч)

45

11.1

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

27.02

46

11.2

Поход Александра Македонского на Восток.

1

4.03

47

11.3

В Александрии Египетской

1

5.03

48

11.4

Контрольная работа

1

11.03

Раздел IV. ДРЕВНИИ РИМ (17 ч)

Тема 12. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

49

12.1

Древнейший Рим.

1

12.03

50

12.2

Завоевание Римом Италии.  

1

18.03

51

12.3

Устройство Римской республики.  

1

19.03

Тема 13. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

52

13.1

Вторая война Рима с Карфагеном.  

1

1.04

53

13.2

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.  

1

2.04

54

13.3

Рабство в Древнем Риме.

1

8.04

Тема 14. Гражданские войны в Риме (4 ч)

55

14.1

Земельный закон братьев Гракхов.  

1

9.04

56

14.2

Восстание Спартака.

1

15.04

57

14.3

Единовластие Цезаря.

1

16.04

58

14.4

Установление империи.  

1

22.04

Тема 15. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

59

15.1

Соседи Римской империи.  

1

23.04

60

15.2

В Риме при императоре Нероне.  

1

29.04

61

15.3

Первые христиане и их учение.

1

30.04

62

15.4

Расцвет Римской империи во II в. н. э.

1

6.05

63

15.5

Вечный город и его жители.

1

7.05

Тема 16. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)

64

16.1

Римская империя при Константине.

1

13.05

65

16.2

Взятие Рима варварами.

1

14.05

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ч)

66-

Признаки цивилизации Греции и Рима. 2 ч  20.05-21.05

68

Итого : 68

6 класс (28 час) История средних веков

1

 Становление средневековой Европы (VI-XIвека).

Введение. Живое Средневековье.

4

1

2.09

2

1.1

Образование варварских королевств.

 Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

1

3.09

3

1.2

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

9.09

4

1.3

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.

1

10.09

5

1.4

Англия в раннее Средневековье.

1

16.09

6

2.1

 Византийская империя и славяне в VI-XI веках.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

1

17.09

7

2.2

Образование славянских государств.

1

23.09

8

3.1

 Арабы в VI-XI веках.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1

24.09

9

4.1

Феодалы и крестьяне.

Средневековая деревня и её обитатели.

2

1

30.09

10

4.2

В рыцарском замке.

1

1.10

11-12

5.1-5.2

 Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

Торговля в Средние века.

2

7.10-8.10

13

6.1

 Католическая церковь в VI-XIII веках. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

14.10

14

6.2

Крестовые походы.

1

15.10

15

7.1

 Образование централизованных государств  в Западной Европе (XI-XVвека). Как происходило объединение Франции.

7

1

21.10

16

7.2

Что англичане считают началом своих свобод.

1

22.10

17

7.3

Столетняя война.

1

5.11

18-19

7.4-7.5

Усиление королевской власти в конце XV в  во Франции и в Англии.

2

11.11-12.11

20

7.6

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

18.11

21

7.7

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII –XVвв.

1

19.11

22

8.1

 Славянские государства и Византия в XIV-XVвеках. Гуситское движение в Чехии.

2

1

25.11

23

8.2

 Завоевание турками- османами Балканского полуострова.

1

26.11

24

9.1

  Культура Западной Европы в Средние века.

Образование и философия. Средневековая литература.

2

1

2.12

25

9.2

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.

1

3.12

26

10.1

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

3

1

9.12

27

10.2

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.  

1

10.12

28

10.3

Наследие Средних веков в истории человечества

1

16.12

Итого

28

7 класс (28 час)

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (19 ч)

1

1.1

Введение. От Средневековья к Новому времени  

1

2.09

2

1.2

Технические открытия и выход к Мировому океану.

1

5.09

3

1.3

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.

1

9.09

4-5

1.4-1.5

Усиление королевской власти в XVI - XVII вв. Абсолютизм в Европе.  

2

12.09

6-7

1.6-1.7

Дух предпринимательства преобразует экономику

2

16.09

8

1.8

Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь

1

19.09

9

1.9

Великие гуманисты Европы.  

1

23.09

10

1.10

Мир художественной культуры Возрождения

1

26.09

11

1.11

Рождение новой европейской науки.

1

30.09

12-13

1.12-1.13

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.  

2

3.10-7.10

14-15

1.14-1.15

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.  

2

10.10-14.10

16

1.16

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море

1

17.10

17-18

1.17-1.18

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

2

21.10-24.10

19

1.19

Повторительно-обобщающий

1

7.11

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (9 ч)

20-21-22

2.1-2.2-2.3

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.  

3

11.11-14.11-18.11

23-24-25

2.4-2.5-2.6

Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.

3

21.11-25.11-28.11

26-27

2.8.

Международные отношения в XVI - XVIII вв.

2

2.12,5.12

Итого: 28

8 класс (28 час)

Тема 1.Эпоха Просвещения. Время преобразований (13час.)

1

Введение  

1

5.09

2-3

1.1-1.2

Великие просветители Европы.

2

6.09,12.09

4-5-6

1.3-1.4-1.5

Мир художественной культуры Просвещения

3

13.09, 19.09, 20.09

7-8

1.6-1.7

На пути к индустриальной эре.

2

26.09, 27.09

9-10

1.8-1.9

Английские колонии в Северной Америке.  

2

3.10, 4.10

11-13

1.10-1.11-1.12

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.  

3

10.10, 11.10, 17.10

14

1.13

Повторительно - обобщающий

урок

1

18.10

Тема 2.Франция в XVIII в.  (6ч.)

15-16-17

2.1-2.2-2.3

Причины и начало Великой французской революции  

3

24.10,25.10, 7.11

18-19-20

2.4-2.5-2.6

Великая французская революция. От монархии к республике.

3

8.11,14.11,15.11

21-22

3.1-3.2

 Тема 3.Традиционные общества Востока. (6ч) Начало европейской колонизации.

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

2

21.11,22.11

23-24

3.3-3.4

Государства Востока.

2

28.11,29.11

25-26

3.5-3.6

Начало европейской колонизации.

2

5.12,6.12,

27-28

Повторение  

 

2

12.12,13.12

1

Введение

От традиционного общества к обществу индустриальному (9 класс)  

1

2.09

Тема 1 . Начало индустриальной эпохи(7 час)

2

1.1

Экономическое развитие в XIX-начале XX века

1

3.09

3

1.2

Меняющееся общество

1

4.09

4

1.3

Век демократизации

1

9.09

5-6

1.4-1.5

«Великие идеологии»

2

10.09

7-8

1.6-1.7

Образование и наука. XIXвек в зеркале художественных исканий

2

11.09

Тема 2.  Страны Европы и США в первой половине XIX века(10 ч)

9-10

2.1-2.2

Консульство и Империя

2

17.09,18.09

11-12

2.3-2.4

Франция в первой половине XIX в, :от Реставрации к Империи

2

23.09

13

2.5

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

1

24.09

14

2.6

« От Альп до Сицилии»: обьединение Италии

1

30.09

15

2.7

Германия в первой половине XIX века.

1

2.10

16

2.8

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX века

1

7.10

17

2.9

США до середины XIX века.: рабовладение, демократия, экономический рост

1

8.10

18

2.10

Повторительно-обобщающий урок по теме « Страны Европы и США в первой половине XIX века»

1

8.10

Тема 3 Азия, Африка и Латинская Америка в XIX-начале XX века (5 час)

19

3.1

Страны Азии в XIX-начале XX века

1

9.10

20

3.2

Африка в XIX- начале XX    века

1

14.10

21

3.3

Латинская Америка: нелегкий груз независимости

1

15.10

22

3.4

Повторительно-обобщающий урок по теме

1

16.10

23

3.5

Контрольная работа

1

21.10

Тема 4 . Страны Европы и США во второй половине XIX века(6 часа)

24

4.1

Великобритания до Первой мировой войны

1

22.10

25

4.2

Франция :Вторая империя и Третья республика

1

23.10

26

4.3

Германия на пути к европейскому лидерству

1

5.11

27

4.4

Австро- Венгрия и Балканы до Первой мировой войны

1

6.11

28

4.5

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

11.11

29

4.6

США в эпоху «позолоченного века» и прогрессивной эры»

1

12.11

Тема 5.Международные отношения: обострение противоречий(2 часа)

30-31

5.1-5.2-

Международные отношения: дипломатия или войны?

2

18.11,

19.11

Итого

31

7 класс (40ч.)

Тема I. Россия в XVI в. (20 ч)

1-2

1.1-1.2

Мир и Россия в начале

эпохи Великих географических

открытий

2

9.12,12.12

3

1.3

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

1

16.12

4-5

1.4-1.5

Формирование единых государств в Европе и России

1

19.12,23.12

6

1.6

Российское государство в первой

трети XVI в.

1

26.12

7

1.7

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в

1

6.01

8-9

1.7-1.8

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

2

9.01,13.01

10-11

1.9-1.10

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

2

16.01,20.01

12-13

1.11-1.12

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

2

23.01,27.01

14-15

1.13-1.14

Опричнина

2

30.01,3.02

16

1.15

Россия в конце XVI в.

1

6.02

17-18

1.16-1.17

Церковь и государство в XVI в.

2

10.02,13.02

19

1.18

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

1

17.02

20-21

1.19-1.20

Повторительно-обобщающий урок или контрольно-оценочный урок по теме I (по усмотрению учителя)

2

20.02,24.02

Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч)

22

2.1

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

27.02

23-24

2.2-2.3

Смута в Российском государстве

2.03.5.03

25-26

2.4-2.5

Окончание Смутного времени

9.03,12.03

27

2.6

Экономическое развитие России в XVII в.

12.03

28-29

2.7-2.8

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

2

16.03,19.03

30

2.9

Изменения в социальной структуре российского общества

30.03

31

2.10

Народные движения в XVII в.

2.04

32

2.11

Россия в системе международных отношений

6.04

33

2.12

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

9.04

34-35

2.13-2.14

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

13.04,16.04

36

2.15

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

20.04

37

2.16

Культура народов России в XVII в.

23.04

38-39

2.17-2.18

Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

27.04,30.04

40

Повторительно-обобщающие уроки или контрольно-оценочные уроки по теме II (по усмотрению учителя)

7.05,14.05

Итого:

40

8 класс (40ч.)

Введение (1 ч)

У истоков российской модернизации

Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч)

1

1.1

Россия и Европа в конце XVII в.

1

19.12

2

1.2

Предпосылки Петровских реформ

1

20.12

3

1.3

Начало правления Петра I

1

26.12

4

1.4

Великая Северная война 1700— 1721 гг.

1

27.12

5

1.5

Реформы управления Петра I

1

16.01

6

1.6

Экономическая политика Петра I

1

17.01

7

1.7

Российское общество в Петровскую эпоху

1

23.01

8

1.8

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

1

24.01

9

1.9

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

1

30.01

10

1.10

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1

31.01

11

1.11

Повседневная жизнь и быт при Петре I

1

6.02

12

1.12

Значение петровских преобразований в истории страны

1

7.02

13

1.13

Повторительно-обобщающий урок по теме I

1

13.02

Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (5 ч)

14

2.1

Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)

1

14.02

15

2.2

Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.

1

20.02

16

2.3

Внешняя политика России в 1725—1762 гг.

1

21.02

17

2.4

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.

1

27.02

18

2.5

Повторительно-обобщающий урок по теме II

1

28.02

Тема III. Российская империя при Екатерине II (9 ч)

19

3.1

Россия в системе международных отношений

1

5.03

20

3.2

Внутренняя политика Екатерины II

1

6.03

21

3.3

Экономическое развитие России при Екатерине II

1

12.03

22

3.4

Социальная структура российского общества второй половины XVIII в

1

13.03

23

3.5

Восстание под предводительством

Е. И. Пугачёва

1

19.03

24

3.6

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II

1

20.03

25

3.7

Внешняя политика Екатерины II

1

2.04

26

3.8

Начало освоения Новороссии и Крыма

1

3.04

27

3.9

Повторительно-обобщающий урок по теме III

1

904

Тема IV. Россия при Павле I (2 ч)

28

4.1

Внутренняя политика Павла I

1

10.04

29

4.2

Внешняя политика Павла I

1

16.04

Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 ч)

30

5.1

Общественная мысль, публицистика, литература

1

17.04

31

5.2

Образование в России в XVIII в.

1

23.04

32

5.3

Российская наука и техника в XVIII в.

1

24.04

33

5.4

Русская архитектура XVIII в.

1

30.04

34

5.5

Живопись и скульптура

1

8.05

35

5.6

Музыкальное и театральное искусство

1

14.05

36

5.7

Народы России в XVIII в.

1

15.05

37

5.8

Перемены в повседневной жизни российских сословий

1

21.05

38

5.9

Повторительно-обобщающий урок по темам IV и V

1

22.05

Резерв: 2 часа

Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (13 ч)

1-2

1.1-1.2

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

2

3-4

1.3-1.4

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.

2

20.11, 25.11

5-6

1.5-1.6

Отечественная война 1812 г.

2

26.11 27.11

7-8

1.7-1.8

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.

2

2.12 3.12

9-10

1.9-1.10

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг.

2

4.12 9.12

11-12

1.11-1.12

Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в

2

10.12 -11.12

13

1.13

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

1

16.12

Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (14 ч)

14-15

2.1-2.2

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

2

17.12 18.12

16-17

2.3-2.4

Социально-экономическое развитие страны во второй

четверти XIX в.

2

23.12 24.12

18-19

2.5-2.6

Общественное движение при Николае I

2

25.12 30.12

20

2.7

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1

6.01

21-22

2.8-2.9

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.

2

8.01 13.01

23-24

2.10-2.11

Крымская война 1853—1856 гг.

2

14.01 15.01

25-26

2.12-2.13

Культурное пространство империи в первой половине XIX

2

20.01 21.01

27

2.14

Повторительно-обобщающий урок по темам I и II

1

22.01

Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (13 ч)

2829

3.1-3.2

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

2

27.01 28.01

30-31

3.3-3.4

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

2

29.01

32-33

3.5-3.6

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

2

3.02

4.02

34-35-36

3.7-3. 8-3.9

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный

период

Общественное движение при Александре II и политика правительства

3

5.02

10.02

11.02

37-38

3.103.11

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

2

12.02

17.02

39-40

3.12-3.13

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

2

18.02

19.02

Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (14 ч)

41-42

4.1-4.2

Александр III: особенности внутренней политики

2

24.02

25.02

43-44

4.3-4.4

Перемены в экономике и социальном строе

2

26.02-2.03

45-46

4.5-4.6

Общественное движение при Александре III

2

3.03

4.03

47

4.7

Национальная и религиозная политика Александра III

1

9.03

48-49

4.8-4.9

Внешняя политика Александра III

2

10.03

11.03

50-51

4.10-4.11-4.12

Культурное пространство империи во второй половине XIX

3

16.03

17.03

18.03

52-53

4.13-4.14

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

2

30.03

31.03

Тема V. Россия в начале XX в. (17 ч)

54-55

5.1-5.2

Россия и мир на рубеже XIX—

XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

2

1.04

6.04

56-57

5.3-5.4

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

2

7.04

8.04

58-59

5.5-5.6

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904— 1905 гг.

2

13.04

14.04

60-61

5.7-5.8

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

2

15.04

20.04

62-63

5.9-5.10

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

2

21.04

22.04

64-65

5.11-5.12

Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

2

27.04

28.04

66-68

5.13-5.14-5.15

Серебряный век русской культуры

3

29.04

6.5

11.05

69-70

5.16-5.17

Повторительно-обобщающий урок по темам III—V

2

16.05

17.05

Итого

71


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе на 2022/2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе на 2022/2023 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе на 2022/2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе на 2022/2023 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2022-2023 учебный год (обновлённые ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по обновлённым ФГОС...

«Рабочая программа по геометрии для ученика 9 – класса на 2022/2023 учебный год»

   Рабочая программа по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна. Геометрия.   9 класс. -  М.: Просвещение, 2014. составлена на основе авторской программы под редакцие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности « Инфознайка» для 6 класса на 2022-2023 учебный год

    Представленная программа по информатике для 6 класса используется в качестве самостоятельного предмета, реализуется во внеурочной деятельности обучающихся.  Для изучения пред...

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа для 9 класса по русскому языку на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса на 2022-2023 учебный год...