Страны Азии в 19-20 вв
план-конспект урока по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории «Страны Азии в XIX – начале XX в.»
Предмет | история | Класс | 9 | Дата проведения | ||||||||
Учитель | ||||||||||||
Тема урока | Страны Азии в XIX – начале XX в. | |||||||||||
УМК | -Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /М.Л.Несмелова.- М.: Просвещение, 2020.- 208 с. -Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Юдовская А.Я и др./ под ред. А.А.Искендерова - М.: Просвещение, 2019.- 239 с. | |||||||||||
Тип урока | Учебное занятие комбинированного типа | |||||||||||
Цели | Выявить особенности процесса модернизации в Японии и её последствия; рассмотреть тенденции развития Китая, Индии, Персии и Афганистана | |||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
Знать значение понятий и уметь их применять; использовать историческую карту как источник информации; характеризовать особенности взаимоотношений Индии, Персии, Афганистана, Китая и Японии с европейскими странами | Учебное взаимодействие в группе, распределение ролей, представлять результаты работы групп | Уважать традиционные ценности народов Азии, осознавать негативные стороны колониализма | ||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Касты, сипаи, бабизм, меджлис, тайпины, доктрина «открытых дверей», сёгунат, даймё, самурай, «реставрация Мейдзи» | |||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время | |||||||
учителя | учащихся | |||||||||||
1 | Организационный этап. | Регулятивные Коммуникативные | Приветствие учителя, выяснение отсутствующих | Рапорт дежурного |
|
| ||||||
2 | Проверка домашнего задания | Познавательные Коммуникативные | Организует работу по проверке знаний: Фронтальный письм. опрос по главе II | Решают тест, взаимопроверка
|
|
| ||||||
3 | Актуализация знаний | Познавательные Коммуникативные | Каковы были последствия колониальных захватов и территориального раздела мира для колоний и для стран-метрополий. В XIX веке Запад не только грабил колонии, но и внедрялся во все сферы жизни общества. Натиск Запада
Массовые Развитие капиталистическ движения хозяйства, втягивание в протеста мировой рынок | Колонизаторы- неравноправная торговля с зависимыми странами; вывоз пряностей, рабов, драгоценных металлов. |
|
| ||||||
4. | Постановка цели и задач урока. Мотивация | Познавательные Общеучебные Коммуникативные | В XIX веке Восток стал добычей Запада. Япония вступила в XIX век, будучи отсталой феодальной окраиной, не освоенной европейцами. Как и другие страны Азии, она стала объектом экспансии западных государств. Заканчивался же для Японии XIX век стремительным выходом в число великих держав. Сформулируйте тему урока. На какой главный вопрос мы должны будем ответить? |
Формулируют тему урока, цели
Почему Япония оказалась одной из немногих стран Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада? |
|
| ||||||
5 | Первичное усвоение новых знаний.
| Познавательные Коммуникативные Регулятивные
| План: 1.Политическая карта Азии в XIX в. 2.Особенности взаимоотношений Индии, Персии, Китая и Японии с европейскими странами. 3.Положение азиатских стран к началу XX в. 1.Организует работу с картой: -Показать колониальные державы -Показать Индию, Персию, Китай, Афганистан, Японию В конце XIX в. усиливается колониальная экспансия. Характерные черты экспансии: 1.Появились новые государства. Ранее не владевшие колониями: Германия, Италия, Япония 2.Крупнейшие государства мира разделили Африку и Азию на колонии и сферы влияния 3.Государства нередко захватывали пустынные, труднодоступные районы с тяжелым климатом
2.Организует групповую работу Этапы урока Первый этап (до 3 мин). Вводное слово учителя. Класс делится на группы, каждая из которых получает свое задание. Второй этап (8-10мин). Работа с материалами учебника – параграф 15. Учитель предлагает познавательные задания. Третий этап (до 3 мин). Заслушиваются сообщения учащихся. Если осталось время возможны вопросы из аудитории. Четвертый этап (1-2 мин). Подведение итогов.
3.Организует работу с учебником. картой и закрепляют материал в ходе эвристической беседы: 1)какие государства наиболее активно проводили колониальную политику? С чем это связано? 2)какими методами действовали государства, проводя колониальную политику? 3)какие перспективы в конце XIX в. имели азиатские страны? |
1.Показывают на карте и описывают их местоположение стран: Япония – островное дальневосточное государство, расположенной в бассейне Тихого океана. Китай – государство в Юго-Восточной Азии. Индия – государство в Южной Азии. Персия (с 1935 г. Иран) - государство в Передней (Юго-Западная) Азии, на берегу Персидского залива. Афганистан – страна в Юго-Западной Азии.
2.Работают в группах по решению познавательной задачи. Задание для групп, представляющих азиатские страны: подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия, Персия, Китай, Афганистан, Япония) Параграф 15 Задание для групп, представляющих европейские страны: сформулируйте 2-3 тезиса о целях и приоритетах колониальной политики, выбранной страны (Франция, Великобритания, Россия, США, Германия) Раздаточный материал из методички
3.Участвуют в эвристической беседе. Возможный ответ: 1)США, Германия, Япония. Потребности экономического развития 2) 3) |
|
| ||||||
6 | Первичная проверка понимания | Коммуникативные Регулятивные (самоконтроль) | Организует беседу: Почему Япония оказалась одной из немногих стран Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада? | Предполагаемый ответ: В результате ускоренной модернизации и реформ были разрушены устои традиционного общества. Японцы использовали передовой европейский опыт, технику и технологии и приспособили их к национальным традициям. Поэтому реформы не вызывали протеста в Японии. |
|
| ||||||
7 | Первичное закрепление | Коммуникативные Регулятивные Коррекция | Определите, о каких событиях идет речь. В каждом случае назовите азиатскую страну, историческое событие и кратко расскажите о нем. 1.Это событие стало результатом слуха о том, что оболочка патронов пропитана свиным и коровьим жиром. 2.Результатом этого события стал подарок российскому императору Николаю I алмаза «Шах». 3.Причиной этого события стала продажа индийского опиума в одной из азиатских стран. 4.Эти реформы проводились под лозунгом «Знания всего мира – для укрепления власти императора!» | Выполняют задание. Возможный ответ: 1.Индия, восстание сипаев 1857-1858 гг. Индия превратилась в колонию Великобритании. 2.Персия, русско-персидская война 1826-1828 гг. Персия в 1907 г. была поделена на сферы влияния между Англией и Россией. 3.Китай, опиумные войны. Первая 1840-1842 гг. Вторая 1856-1860 гг. Китай превращен в полуколонию. 4.Япония, «реставрация Мейдзи» и реформы. Япония стала первой азиатской великой державой. |
|
| ||||||
8 | Информация о домашнем задании. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные | Учитель предлагает разноуровневое Д/З с учетом индивидуальных возможностей Параграф 15, задание 3 письменно | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей и интересов
|
|
| ||||||
9 | Рефлексия(подведение итогов занятия) | Коммуникативные Регулятивные | Организует рефлексию | Заполняют листок активности |
Задание для групп, представляющих европейские страны: сформулируйте 2-3 тезиса о целях и приоритетах колониальной политики, выбранной страны (Франция, Великобритания, Россия, США, Германия)
Великобритания: 1)усиление экспансии в Азии и Африке в ответ на усиление США и Германии. Лозунг «Торговля следует за флагом».
2) соперничество с Россией из-за Афганистана.
Франция: 1) укрепление позиций в Европе (подписание соглашений с Россией в 80-90-е гг. XIX в.); 2) активизация колониальной политики, соперники Великобритания и Германия; 3) направления завоевания Африки: восток, северо-восток, запад.
США: 1)несоответствие между лидерством США в мировом промышленном производстве и их положением на мировом рынке (отсутствие колоний); 2) гегемония над Латинской Америкой; 3) ослабление конкурентов на Дальнем Востоке (Китай. Куба, Филиппины), соперничество с Россией.
Германия: с середины 1880-х гг. приступила к колониальным захватам в Юго-Западной Африке.
Россия: 1) продолжилось завоевание Средней Азии; 2) столкновение с Великобританией из-за Афганистана.
Реставрация Мэйдзи (Революция Мэйдзи) — комплекс политических, военных и социально экономических реформ в Японии 1868—1889 годов, превративший отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира.
Мейдзи – буржуазная революция 1867-1868 гг. в Японии; реставрация монархии и уничтожение сёгуната.
Реформ Мэйдзи :
Административная реформа уничтожила власть князей, ликвидировала раздробленность страны, страна разделена на губернии и префектуры. Вов главе с назначаемыми правительством чиновниками
Сословная реформа - отменено многовековое деление общества на четыре сословия: самураев, крестьян, ремесленников и купцов
Военная реформа 1872 г. вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Новая армия создавалась по европейскому образцу и приобрела высокую боеспособность.
Реформа в области государственного управления 1889 г. вводила в стране Конституцию (конституционная монврхия, двухпалатный парламент)
Школьная реформа в 1872 г. вводила единую систему всеобщего и обязательного образования по европейскому типу
В 1869 г. столицей Японии стал город Токио.
Финансовая реформа ввела единую денежную единицу-иену.
Военная – введена всеобщая воинская повинность
Аграрная реформа – установление частной собственности на землю, развитие капитализма
Вопросы | Индия стр.134-137 | Персия стр.138-139 | Китай стр.140-142 | Япония стр.143-144 |
Социально-экономич.развитие | Касты Основные занятия: сельское хозяйство, ремесло Многонациональное государство | Основные занятия: земледелие, ремесла (ковры, посуда).
| Занятия: сельское хозяйство, ремесла. Что привлекало европейцев: 1)китайские товары, фарфор, шелк, чай, худож. изделия; 2)широкий внутренний рынок. Развита наука. | Занятия: сельское хозяйство, развивались мануфактуры. |
Политич. развитие | В начале XIX в. – раздробленность. Династия Великих Моголов (утратила реальную власть). 1849 г. Индия полностью покорена Великобританией (колония). Методы эксплуатации населения:1)насильственные (поземельный налог, монополии на соль и опиум, поставщик солдат, поставщик хлопка и рынок сбыта тканей); 2)мирные (внедрение англ. системы образования, строительство ж/д, фабрик) 1857-1858 гг. восстание сипаев 1885 г. образование ИНК (Наороджи- сохранение связей с Англией при большей самостоятельности Индии; Тилак – полная независимость Индии, бойкот англ. товаров). Англия старалась подчинить соседние страны (Персия, Афганистан), чтобы защитить Индию от других европейских держав. | В XIX в. переживал упадок. Управление в руках шаха. Важное стратегическое положение между Кавказом и Персидским заливом. Россия-захват Закавказья; Англия-защита Индии. 1826-1828 гг. русско-персидская война (Россия получила Закавказье и контроль над Каспием) 1840-1850-е гг. восстания бабидов (превращение Персии в полуколонию России и Англии) 1905-1911 гг. революция в Персии (меджлис) | Централизованное государство.Маньчжурская династия Цин. В XVIII в. Китай «закрылся». С конца XVIII в. насильственное «открытие» Китая, неравноправные договоры, продажа опиума. 1840-1842 гг. первая «опиумная война» 1850-1864 гг. восстание тайпинов 1856-1860 гг. вторая «опиумная война» 1890-е гг. «Сто дней реформ» (Кан Ю-вэй) 1894-1895 гг. поражение в войне с Японией Доктрина «открытых дверей» (США) – равный экономический доступ европейских держав ко всей территории Китая. 1900 г. восстание «боксёров» в Китае (ихэтуаней) Китай превращен в полуколонию 1911 г. революция (Сунь Ятсен) 1912 г. создан Гоминьдан | С 1637 г. «закрытие» страны. Эпоха сёгуната Токугава (при бессильном императоре управляли военные наместники-сёгуны). 1854 г.насильственное «открытие» Японии, неравноправные договоры. 1867-1868 гг.-революция, восстановление монархии 1868-1889 гг. реформы Мейдзи. Лозунг «Знания всего мира – для укрепления власти императора!» 1876 г. неравноправный договор с Кореей 1904-1905 гг. русско-японская война Особенности модернизации заимствование западного опыта и сохранение традиций. |
Духовное развитие | Буддизм, индуизм, ислам |
| Конфуцианство | Синтоизм |
Итог развития | Колония | Полуколония | Полуколония | Самостоятельное государство. Великая азиатская держава |
Задание для групп, представляющих азиатские страны: подготовьте тезисы черты социально-экономической, политической и духовной жизни выбранной страны (Индия, Персия, Китай, Афганистан, Япония)
Вопросы | Индия | Персия | Китай | Япония |
Социально-экономич. развитие |
|
| ||
Политич. развитие |
Методы эксплуатации населения: |
|
В XVIII в. Китай «закрылся». | С 1637 г. «закрытие» страны.
Особенности модернизации |
Духовное развитие |
|
|
|
|
Итог развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
повторительно - обобщающий урок по теме "Страны Азии в 19 веке", новая история 8 класс.
помещаемый материал содержит презентацию и план урока по теме, включая весь необходимый раздаточный материал для урока....
повторительно - обобщающий урок по теме "Страны Азии в 19 веке", новая история 8 класс.
помещаемый материал содержит презентацию и план урока по теме, включая весь необходимый раздаточный материал для урока....
Презентация к уроку Новой истории (8 класс) "Страны Азии"
Урок на тему: “Япония на пути модернизации» Цель урока: показ приёмов развивающего обучения с применением инновационных образовательных технологий с целью формирования учебных компетн...
Хозяйство стран Азии
Урок-лекция, уель которого сформировать представление об особенностях развития регионов Азии....

Презентация по истории. 11 класс.Освободительное движение в странах Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории.
Презентация может быть использована на уроках истории в 11 классе по учебнику базового уровня авторов А.Н.Алексашкина, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина Россия и мир в 20- начале 21 века....

Проверочная работа по теме "Страны Азии: Китай, Япония, Индия" 11 класс
Проверочная работа по теме "Страны Азии: Китай, Япония, Индия" 11 класс...

"Путешествие по странам Азии" методическая разработка урока
Методическая разработка,посвящённая проблемам толерантности....