Викторина "Время Ивана IV".
план-конспект занятия по истории (7 класс)

Царева Лариса Александровна

Викторина "Время Ивана IV" проводится в виде командной игры. В ней представлены 30 вопросов по различным направлениям деятельности Ивана Грозного. Тип урока: повторительно обобщающий.Цель урока: закрепить изученные ранее темы, связанные с внешней и внутренней политикой Ивана IV и сформировать устойчивое представление о периоде его правления. Викторина рассчитана на 40 минут учебного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока254.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Викторина « Время Ивана IV»

Цель урока: Закрепить изученные ранее темы, связанные с внешней и внутренней политикой Ивана IV и сформировать устойчивое представление о периоде его правления.

Задачи урока:

Обучающие:

- Актуализировать у учащихся знания о биографии  и начальном периоде правления Ивана Грозного

- Способствовать формированию целостного представления о реформах Ивана Грозного

- Проследить изменения во внутренней политике во второй половине правления Ивана Грозного и их причины

- Закрепить в сознании учащихся результаты и последствия военных компаний Ивана Грозного

- Способствовать закреплению знаний относительно событий, дат и терминов по данной теме.

Развивающие:

- Способствовать совершенствованию умений применять полученные знания на практике

- Продолжить формирование  навыков взаимодействия в команде

- Совершенствовать умение давать ответ на поставленный вопрос

Воспитательные:

- Способствовать развитию познавательного интереса к истории своей страны

- Формирование патриотического сознания учащихся

- Воспитание уважительного отношения к культурным традициям России

- Формирование собственной оценки происходящих событий и политических деятелей

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: урок-викторина

План урока: Викторина пройдет в несколько этапов

1 Этап Факты из биографии Ивана Грозного. Начало царствования. Первые реформы

2 Этап Внешняя политика Ивана Грозного

3 Этап Опричнина

4 Этап Заключительный этап правления Ивана Грозного. Итоги правления

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация: Викторина «Время Ивана IV».

Основные понятия: Избранная рада, Земский собор, сословно-представительная монархия, местничество, стрельцы, заповедные лета, урочные лета, опричнина, земщина.

Основные даты: 1547-1560 - Деятельность Избранной Рады, 1549 - Созыв первого Земского собора, 1550 - Принятие Судебника, 1552 г. — Взятие Казани русскими войсками. Присоединение Казанского ханства, 1556 г. — Присоединение Астрахани к России, 1558–1583 гг. — Ливонская война, 1565–1572 гг. — Опричнина, 1581г – начало похода Ермака в Сибирь,1581г - Указ о заповедных летах, 1582 г. 15 января — Перемирие Русского государства с Речью Посполитой в Запольском Яме, 1583 – Плюсское перемирие со Швецией, 1533 (1547) – 1584 – правление Ивана 4

Персоналии: Иван IV, Андрей Курбский, митрополит Макарий, Сильвестр, Адашев, Стефан Баторий

Методы: практический, наглядный, метод закрепления и контрол

Методологические приемы: командная игра, работа с источниками и картами.

Дидактическая структура урока/этап урока/цель этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

5 мин

Приветствие учеников. Проверка посещаемости

Учитель сообщает формат урока, знакомит с правилами проведения викторины, отвечает на вопросы учащихся

Приветствие учителя, подготовка рабочего места

Учащиеся знакомятся с правилами, задают вопросы по проведению викторины

Мотивационно  целевой этап

2 мин

Учитель представляет ученикам вводную часть и предлагает учащимся разделиться на команды, придумать своим командам названия

Ученики делятся на команды, сообщают названия

Содержательно-операционный

30 мин

Учитель с помощью презентации проводит викторину, которая содержит устные и письменные вопросы, а также задания на соотнесение фактов, установление хронологической последовательности событий и т.д.

Параллельно учитель ведет подсчет баллов каждой команды и поясняет ответы, данные участниками викторины.

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания викторины, при необходимости задают вопросы учителю

Подведение итога

3мин

Учитель подводит итог урока, объявляет победившую команду и оценивает активность и вовлеченность каждого учащегося

Учитель сообщает домашнее задание: составить небольшой кроссворд, ребус, загадку на выбор по изученным темам

Учащиеся записывают домашнее задание

 

Вопросы викторины:

 1 Этап Факты из биографии Ивана Грозного. Начало царствования. Первые реформы

  1. Родителями Ивана Грозного были Иван 3 и Елена Глинская

Неверно: Иван 3 был дедом Ивана Грозного, а отцом был Василий 3, мать – Елена Глинская

  1. У Ивана Грозного было много братьев и сестер

Неверно: у него был 1 младший брат Юрий, глухонемой и очень больной

  1. Иван Грозный венчался на царство в 1547г, чтобы получить неограниченные права

Верно: принятие царского титула поднимало международный авторитет России.

  1. Неофициальным правительством молодого царя стала Избранная рада – кружок единомышленников

Верно: опираясь на это правительство, царь начал проводить первые реформы

  1. Для противостояния боярам царь созвал в 1549г Земский собор – собрание стрельцов, которые должны были его отныне защищать

Неверно: Земский собор был собранием представителей всех русских земель. На нем присутствовали бояре, духовенства и служилые люди, позже на него стали приглашать представителей всех слоев населения, кроме крепостных крестьян. Цель собора – обсуждение преобразований

  1. В 1550г на Земском соборе был утвержден Судебник, в нем был увеличен размер пожилого при переходе крестьян в Юрьев день

Верно

  1. В ходе военной реформы 1550г Иван Грозный отменил местничество – систему распределения служебных должностей в России по происхождению и служебному положению предков

Неверно: царь ограничил местничество только на время военных походов

  1. В 1556г была проведена реформа местного управления, в ходе которого был изменен порядок налогообложения – установлена единица налогообложения (соха) и размер взимаемых с нее повинностей (тягло)

Верно

  1. Уложение о службе, принятое в 1556г, уравнивало во многом бояр и дворян и способствовало формированию общерусского служилого сословия, все представители которого обязаны были нести государеву военную службу

Верно

2 Этап Внешняя политика Ивана Грозного

  1. Каковы были цели присоединения Казанского ханства?

Ответ: 1. Прекращение набегов на русские земли  2. Освобождение русских пленников  3. Получение плодородных земель для раздачи дворянам  4. Получение волжского торгового пути

  1. Выберите из списка территории, присоединенные Иваном Грозным:

1)Сибирское ханство

2)Крымское ханство

3)Казанское ханство

4)Астраханское ханство

5)Ингрия

6)Большие ногаи

7)Территория Ливонского ордена

Ответ: 1,3,4,6

  1. Для защиты от набегов крымских татар на южных рубежах страны было начато строительство _________________ черты

Ответ: засечной

  1. Поход против сибирского хана Кучума возглавил атаман __________________

Ответ: Ермак Тимофеевич

  1. Укажите название войны, события которой показаны на карте.

https://hist7-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=36468

Ответ: На карте показаны события Ливонской войны

  1. Ливонская война началась в 1558г и длилась 25 лет

Верно

  1. Причиной войны стала неуплата дани орденом за город Юрьев

Неверно: это был повод. Причиной являлось ослабление ордена и желание заполучить гаван на Балтийском море

  1. Ход Ливонской войны резко изменило перемирие 1559г

Верно: за время перемирия орден перешел под покровительство Литвы и Польши, а в 1561г прекратил свое существование.

  1. В 1569г в результате Люблинской унии Польша и Швеция объединились и создали государство Речь Посполитая

Неверно: объединились Польша и Литва

  1. Какое событие в ходе войны привело к ее окончанию?

Ответ: осада Пскова войсками Стефана Батория

  1. По Плюсскому 1583г договору с Польшей Россия сохранила побережье Балтийского моря

Неверно: Плюсский договор был подписан со Швецией. Россия потеряла выход на Балтийское море

3 Этап Опричнина

  1. Опричнина была введена царем в 1565г для ослабления боярства

Верно

  1. Символами опричников были метла и голова собаки

Верно. Они должны были грызть царских изменников и выметать измену из государства

  1. Страна в ходе опричнины была поделена на опричнину, где правил царь и земщину, которой ведали бояре

Верно

  1. С каким событием была связана отмена опричнины в 172г?

(набегом Девлет – Гирея на Москву)

4 Этап Заключительный этап правления Ивана Грозного. Итоги правления

  1. В 1581г правительство ввело___________ лета, запретив тем самым крестьянам уходить из вотчин и поместий

Ответ: заповедные

  1. В результате деятельности Ивана Грозного к концу его правления бояре попали в полную зависимость от царя

Верно

  1. Прочитать документ на с. 87. Как оценивает автор деятельность царя?

Ответ: отрицательно

  1. О каком термине идет речь?

Форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца ____________________-

Ответ: крепостное право

  1. Иван Грозный был современником английской королевы Елизаветы 1

Верно. Он даже к ней сватался

  1. Итоги царствования Ивана Грозного были печальны

Верно: страна была разорена Ливонской войной и опричниной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

Рецензия информирует о  произведении В.Г.Распутина, содержит его краткий анализ и оценку. ...

Презентация к уроку по повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"

Урок по повести В.Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" проходил в форме читательской конференции, где ребята делали свои сообшения по темам: " Противостояние", "белое и черное", "мужское и женское" и...

Урок литературы "Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора" (По повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок литературы с применением проблемной технологии нацелен на осмысление современных проблем, поднятым В.Распутиным в повести; формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание чувства о...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Тест по истории 10 класс. правление Ивана III и Ивана IV

Тестовая работа по истории 10 класс -правление Ивана 3 и Ивана 4...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...