Технологическая карта урока Родовые общины собирателей
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Кононова Лариса Владимировна

Технологическая карта по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Родовые общины охотников и собирателей

Цели для ученика

  1. Научиться выявлять главные особенности первобытного

общества в ледниковый период и после его окончания, связывая исторические факты и понятия в целостную картину первобытной истории

  1. Анализировать первобытные обычаи, уметь выявлять

гуманистические и нравственные ценности первобытного общества

  1. Равивать самоконтроль деятельности и достижений на

уроке

Цели для учителя: подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

Образовательные – продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; развитие навыков сравнения

Развивающие – формирование умений анализировать, обобщатьь, делать выводы; развитие умения выделять главное при работе с текстом; развитие умения участвовать в диалоге.

Воспитательные – воспитание уважения к древнейшим цивилизациям, развитие нываков «слушать» и «слышать» собеседника и оппонента

Тип урока: урок отрыботки умений

Форма урока: урок- практикум

Опорные понятия, термины:

Собирательство, человеческое стадо, орудия труда

Новые понятия:

Род, родовая община, присваивающее хозяйство

Формы контроля:

Работа с индивидуальными заданиями, мини-тест, работа с текстом учебника, работа с иллюстрациями, работа с исторической картой, беседа по вопросам, работа с лентой времени

Домашнее задание:

1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»: - читать и пересказывать § 2+ письменно составить рассказ по рисунку на стр.12 «Охота на диких козлов»

2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» - § 2+ письменно ответить на вопросы № 1, 3 после текста параграфа

3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» - § 2 + письменно решите проблемные исторические задачи 

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник и тетрадь, исторические источники (текст + предмет), папка индивидуальных дополнительных заданий

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Обучающие и развивающие задания

Диагностирующие задания

I

1-2 мин.

Организационный момент:

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит закрепить все знания и умения, полученные на предыдущих уроках. Но прежде нам необходимо вспомнить то, что мы уже прошли.

Слушают, анализируют, запоминают

1.Повторите определения в тетради и текст учебника, подготовьтесь к пересказу.

Самоконтроль и ответсвенность при подготовке к уроку

Создание психологически выверенной рабочей обстановки в классе

II.

5-7 мин

Проверка домашнего задания:

  1. Расскажите о том  где,

как  и когда появились древнейшие люди

  1. Расскажите о том, как

древнейшие люди добывали  пищу? Каковы были их  основные  занятия?

  1.  Расскажите о

древнейших орудиях труда.

  1.  Расскажите как и когда

древнейшие люди овладели огнем? Каково было значение  огня  в жизни первобытного стада?

Выполняют письменно задания ИПДМ;

Отвечают устно на вопросы учителя; работают с лентой времени у доски

1.Опишите внешний

вид древнейших людей. Чем  древнейшие люди были похожи на современных , а чем отличались от них?

1.Решите задания  № 1, 2,3 в папке  с индивидуальными дополнительными заданиями

Формулирование ответов на вопросы различных форм

Воспроизведение ранее изученной информации

Анализ текста

Постороение вопросов

Контроль и самоконтроль учебных достижений

III.

3 мин

Актуализация опорных знаний:

 Давайте запишем тему сегодняшнего урока: «Родовые общины охотников и собирателей»

Записывают тему урока в тетрадь

Формируют план работы на уроке

Давайте вместе ответим на вопрос: «О чем нам необходимо узнать при изучении этой темы»?

Составьте в тетради план изучения темы

Развитие навыка планирования деятельности

Совметное творчество при определении целей и задач урока

IV.

3 мин

Постановка учебных задач и целей.

Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Почему,  несмотря  на  похолодание, «человек  разумный»  не  только выжил,  но  даже  расселился  по планете?

Решают учебные задачи

Какие исторические техники нам могут помочь в решении, поставленных нами задач?

Анализ предполагаемой деятельности

Определение методов работы на уроке

V.

20 мин

Изучение нового материала:

  1. Изменение климата на

планете

  1. Расселение

первобытных людей

  1. Изменения занятий

первобытных людей

  1. Родовые общины

Работают с исторической кртой

Работа с иллюстративным материалом

Работа с иллюстративным материалом, презентацией

Записывают в тетрадь определение

  1. Возьми цветные

карандаши  и отметь на карте места обледенения  в Пермский ледниковый период

  1.  Заштрихуй  места ,

где важнейшим занятием людей  было собирательс-тво и охота

4.Составьте рассказ, используя иллюстрации учебника

7.Работа с иллюстрациями:

1.Опишите жизнь в родовой общине

2.Определите роли  каждого  из изображенных людей в общине.

  1. Выполните задание

№ 2 в папке дополнитель-ных материалов

5.Ответьте на вопросы:

1. Почему  охота стала более важным занятием, чем все остальные?

2. Как  по-вашему мнению, изменение главного занятия  первобытных людей  повлияло на их жизнь? 

6. Решите задание № 1 в папке дополнительных материалов

Развитие учебных умений работы с картой

Работа с иллюстрациями  проблем-ными задачами

Работа по составлению рассказа

Построение аналитических выводов

Работа с опорным конспектом

Работа со схемой

Контроль и коррекция успешной деятельности учащихся.

Закрепление навыков работы с иллюстрациями

Закрепление навыков развития речи, формирования мини-рассказов с опорой на знания и иллюстрации

Контроль познавательных умений

VI.

1,5 мин

  Физминутка

Выполняют упражнения для спины и рук

VII.

5 мин

Первичное закрепление:

Решите задания теста

Решают задания теста (с экрана презентации)

Укажите верный вариант ответа:

1.Человек разумный появился: 

а) 100 тыс. лет назад  

б) 40 тыс.лет назад  

в) 12 тыс.лет назад

2.Человек разумный … 

а) обладал членораздель-ной речью    

б) не владел речью

в) обладал членораздельной речью и имел письменность

3. Коллектив людей разум-ных назывался… 

а) стая    б) стадо   в) род

4.Человек разумный изобрел… 

а) лук и стрелы  

б) каменное рубило  

в) проколку

5.Человек разумный научился…. 

а) пользоваться огнем    

б) охотиться  

в) обрабатывать землю

Развитие навыков работы с тестом

Работа в парах, индивидуальная работа

VIII.

5 мин

Отсроченный ответ: 

Что же помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

Предлагают свои версии для ответа, выписывают в тетрадь выводы

1.Освоение огня.

2.Строительство новых жилищ.

3.Изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с каменным наконечником.

4. Более тесное объедине-ние людей в общины.

Развитие навыков дискуссии

Контроль и самоконтроль успешной деятельности на уроке

IX

3 мин

Рефлексия

Выберите сами…

Отвечают на вопросы

1.Сегодня на уроке я узнал…

2. Я хотел бы узнать подробнее о …

Откройте папку с  дополнительными заданиями и выполните  № 3 к уроку 2 (лента времени)

Оценивать степень достижения цели

Оценивать собственные успехи

Анализ и самоконтроль

X.

1-2 мин.

Подведение итогов урока и работы

3. Сегодня самым трудным для меня было…

4. Самым интересным на уроке сегодня было…

5. Я оцениваю свои знания по новой теме на …

Оценивать степень достижения цели

Оценивать собственные успехи

Анализ и самоконтроль

XI.

3 мин.

Домашнее задание:

1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»

2 уровень /проблемный/- «хор» - «4»

3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5»

читать и пересказывать § 2+ письменно составить рассказ по рисунку на стр.12 «Охота на диких козлов»

§ 2+ письменно ответить на вопросы № 1, 3 после текста параграфа

§ 2 + письменно решите проблемные исторические задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Родовые общины охотников и собирателей".

Цели:Познавательный аспект: сформировать у учащихся представление о жизни первобытных охотников и собирателей, создать условия для осмысления перехода от человеческого стада к родовой общине.Разв...

Родовые общины собирателей и охотников

План конспект урока истории Древнего мира в классе по учебнику А.А. Вигасина...

Методическая разработка урока истории "Родовые общины собирателей и охотников".

Разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС....

Родовые общины охотников и собирателей. Технологическая карта урока. 5 кл.

Родовые общины охотников и собирателей. 5 кл. Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС. Универсальные действия: Личностные: самоопределение.Регулятивные: целеполагание. Коммуникативны...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира "Родовые общины охотников и собирателей"

Урок способствует  завершению формирования представлений о биологической эволюции человека; создать условия для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделе...