Методическая разработка занятия «Разговоры о важном» на тему: "Россия - Родина моя"
методическая разработка по истории (10 класс)

Методическая разработка занятия «Разговоры о важном»

 

Тема занятия: «Россия – Родина моя. История празднования Дня народного единства».

Учитель: Уколова И.Л.

 

Цель занятия:

- воспитание чувства патриотизма, гуманизма и толерантности, активной гражданской позиции;

- формирование представления о российском празднике – День народного единства, его истоках и значении;

- показать единство народов, которое спасло Россию от иностранного порабощения в начале 17 века.

 

Результат занятия:

В результате проведения занятия, обучающиеся должны знать и уметь:

- историю происхождения праздника, историю своего народа;

-проявлять патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, видеофрагмент «Смутное время».

 

Ход занятия:

На экране заставка

 

Учитель зачитывает стихотворение:

       «У каждого листочка»

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные…

Мы Родиной зовём.

                                    (Е. Карасёв)

 

 

Вопрос обучающимся:

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?( ответы об-ся )  

 

Объявление темы занятия:

- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, узнаем, что такое патриотизм и что нужно сделать, чтобы стать патриотом своей страны.

 

Вопрос обучающимся:

- Кто из вас знает, откуда к нам пришло слово «Родина»?

 

Объяснение учителя: В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое означает группу объединённых кровным родством.

                                                                     

Вопрос обучающимся:

- Ребята, что для вас Родина? Что вы чувствуете, когда слышите слово Родина? 

 ( ответы об-ся )

 

 (Слайд с портретом К.Д. Ушинского)

                     

Учитель зачитывает цитату: - Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Наша Родина – Россия-матушка. Родиной мы  зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов».

 

Работа с пословицами и поговорками: Во все времена люди любили и уважали свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. А знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине?

Давайте выполним задание «Собери пословицу».

  1. Для Родины своей ни сил, ни жизни  ( не жалей ).
  2. Родина – мать, умей за неё ( постоять ).
  3. Жить – Родине ( служить ).
  4. Родина краше солнца, дороже ( золота ).
  5. Если дружба велика, будет Родина ( сильна ).
  6. Человек без Родины, что соловей без ( песни ).

 

(Слайд с изображение политической карты России)

Рассказ учителя: Мы живем в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня.

 

Вопрос обучающимся:

- Как называется наше государство?   (Наше государство называется Россией      Российская Федерация).

 

Объяснение учителя: «Федерация» означает союз, объединение.

В состав России входят 83 субъекта Российской Федерации: это республики, края,  автономные округа, области, города федерального значения.  В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык, свою культуру, обычаи и традиции.  Все они объединились в одно большое государство.

 

Игра « Осколочные картинки »

Дети собирают карту России из осколков.

 

Учитель: Молодцы! Посмотрите, как перепутаны были все части карты, но вы смогли быстро её собрать.  В нашем государстве также перемешаны все национальности, но каждая имеет право на жизнь и на уважение других. Вы должны это помнить и уважать чувства других людей, какой бы национальности или религии они не были.

 

 

 

Объяснение учителя: Откуда появилось такое название – Россия?

В стародавние времена ее называли Русью. Русь страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами,  а страну, где они живут – Россией.            

 

Учитель: Ребята, посмотрите, как красива наша страна. Это широкие реки, озёра, это стройные берёзки, это щебетание птиц, это дары осени, это бескрайние поля, это покрытые снегом, словно серебром деревья. Россия – самая большая страна в мире. Гости из разных стран всегда восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые и добрые люди. Наш народ всегда отличался такими личностными качествами как силой духа, простотой, щедростью души, оптимизмом, не смотря на все тяготы жизни, гостеприимством и чистой любовью.

                                      

 

Вопрос обучающимся:        

- А чем отличается наше государство от любого другого? ( ответы об-ся )

 

Учитель: У каждой страны есть свои символы. Назовите основные символы нашего государства.

(Слайд с изображением герба и флага)

 

Герб.  У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой  орёл. Орёл – символ солнца, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 516 лет назад  при великом князе  Иване III. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём  изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства.

 

Флаг. Российский флаг - это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Цвет флага не выбирают просто так. Каждый цвет имеет особое значение. Что означают цвета российского флага?  

Белый цвет означает мир, чистоту, благородство.

Синий - цвет веры, верности, честности. 

Красный цвет символизирует  мужество, смелость, великодушие.

 

Гимн. Гимн – это государственная песня, в которой отражена народная любовь и патриотизм. Гимн слушают стоя на торжественных приёмах, праздниках, вручениях наград, проявляя тем самым уважение к своей Родине.

 

Вопрос обучающимся:

-  Ребята, а кто из вас слышал такие слова « патриот», «патриотизм».

Что значит быть патриотом своей страны? (ответы об-ся)

 

 

Объяснение учителя: Патриот – это человек, который любит свою Родину, гордится за свой народ, желает процветания своей Родине, готов охранять и защищать свою страну.

 

Рассказ учителя об истории праздника - День народного единства:

4 ноября наша страна буде отмечать государственный праздник – День народного единства. Это праздник имеет и другие  названия – День согласия и примирения, День воинской славы России, День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, занимаемся благотворительностью.

 

Празднование  этого праздника связано с событиями российской истории далёкого 1612 года, когда весь русский народ встал на защиту и освобождение Москвы от польских и шведских захватчиков. Это был очень тяжёлый период в истории нашей страны. Россия находился в бедственном положении - неурожайные годы, голод, нищета, непрочная власть, цари то и дело сменяли друг друга на троне, предательство московских бояр, которые впустили в город врага. Но русские люди поняли, что нужно объединится и спасать свою землю, прежде чем она достанется врагу. Староста Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский сумели объединить людей разных сословий, наций и народностей России для святой цели – спасения Родины. Они подняли весь народ на борьбу против иноземных захватчиков. 22 октября  началось освобождение Москвы и захватчики были изгнаны. Наградой Минину и Пожарскому стала память народная. В Москве на Красной площади им воздвигнут памятник. Второй памятник народным освободителям стоит в Нижнем Новгороде, откуда и началось собираться народное ополчение.

                  

Наша страна пережила очень много войн: это Отечественная война с непобедимой французской армией в 1812 году. Это Великая Отечественная война 1941 года, которая длилась долгих 4 года. Но везде наш народ показывал мужество, стойкость, патриотизм. Благодаря единству народа наша страна одерживала великие победы.

 

Вопрос обучающимся:

- Ребята,  так к чему же  призывает нас это праздник?

Ответ: Праздник призван напомнить о том, что мы россияне – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

- Для чего нам нужно единство?

Ответ: Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

 

 

 

Заключение: Сейчас Россия переживает тоже нелёгкие  времена. Но страна, пережившая столько войн, справится и с этими трудностями. Главное, чтобы народ был вместе. А ещё нужно любить свою Родину так, как любили её герои земли русской. Нужно помнить, что культура России – многогранна и безгранична, а традиции нашего народа имеют многовековую историю. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

 

   «Берегите Россию»

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой

                                                 С. Синицын

 

 

 

Видеоролик « Россия, ты моя страна» ( гр. «Непоседы»)

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка проведения урока написания письма по теме: "Россия - родина моя..." Русский язык, 6 класс.

Данное учебное занятие направлено на обучение учащихся 6 класса  навыкам письма на основе изучения достопримечательностей  родного края. Способствует возрождению эпистолярного жанра, в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «История» Тема: « Россия в эпоху петровских преобразований»

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока с применением игровых форм изучения нового материала, интерактивной доски и элементов мультимедийных техн...

Методическая разработка урока для 7 класса по теме: «Россия при первых Романовых»

Методическая разработка урока для 7 класса по теме: «Россия при первых Романовых»...

Выступление на тему: "Роль учителя биологии в реализации воспитательного потенциала проекта внеурочных занятий "Разговоры о важном"

С 1 сентября 2022 года российские школы ждет много нововведений. Это не только еженедельная церемония исполнения гимна и поднятия флага, но и новый дополнительный предмет. Во всех школах страны в ново...

Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов;

Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов...

Методическая разработка внеурочного занятия "Разговоры о важном: региональный компонент"

Воспитательное мероприятие приурочено к 100-летию образования Республики Бурятия. В рамках этой юбилейной даты детям нужно знать о важных событиях, исторических вехах, которые не входят в школьную про...