Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов;
рабочая программа

Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

5-7 классы

Составитель:

Гасымова Сабина Аразовна,

учитель русского языка и литературы

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Основные задачи:

  • воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
  • совершенствование        навыков   общения   со        сверстниками   и        коммуникативных умений;
  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
  • формирование культуры поведения в информационной среде.

Учебный курс предназначен для обучающихся 5–7-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:

  1. День знаний;
  2. Наша страна – Россия;
  3. 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского;
  4. День музыки;
  5. День пожилого человека;
  6. День учителя;
  7. День отца;
  8. Межународный день школьных библиотек;
  9. Мы разные, мы вместе;
  10. День матери;
  11. Символы России;
  12. Волонтеры;
  13. День Героев Отечества;
  14. День Конституции;
  15. Тема Нового года. Семейные праздники и мечты;
  16. Рождество;
  17. День снятия блокады Ленинграда;
  18. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского;
  19. День российской науки;
  20. Россия и мир;
  21. День защитника Отечества;
  22. Международный женский день;
  23. 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и т СССР С.В. Михалкова;
  24. День воссоединения Крыма с Россией;
  25. Всемирный день театра;
  26. День космонавтики. Мы – первые!
  27. Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками;
  28. День Земли;
  29. День Труда;
  30. День Победы. Бессмертный полк;
  31. День детских общественных организаций;
  32. Россия – страна возможностей

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты:

  • Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • Активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
  • Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • Понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • Представление о способах противодействия коррупции;
  • Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  • Готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
  • Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры российской федерации, своего края, народов россии;
  • Ценностное отношение к достижениям своей родины – россии, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • Уважение к символам россии, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
  • Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • Готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  • Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
  • Ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты:

1.        Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  1. базовые логические действия:
  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
  1. базовые исследовательские действия:
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
  1. работа с информацией:
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 

1) самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект: 

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других: 

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты

  1. Сформировано представление:
  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
  • символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
  • народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
  • важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • активной роли человека в природе.
  1. Сформировано ценностное отношение:
  • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
  • семье и семейным традициям;
  • учебе, труду и творчеству;
  • своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • природе и всем формам жизни.
  1. Сформирован интерес:
  • к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
  • общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
  • государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
  • природе, природным явлениям и формам жизни;
  • художественному творчеству.
  1. Сформированы умения:
  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
  • распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Тематическое планирование для 5-х классов

Тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

Источник

Дата

Сентябрь

1.

День знаний (зачем учиться?)

Интеллектуальный марафон

1

https://razgovor.edsoo.ru/

05.09.2022

2.

Родина, души моей родинка

Работа с интерактивно й картой

1

https://razgovor.edsoo.ru/

12.09.2022

3.

Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели…

Интерактивная звездная карта

1

https://razgovor.edsoo.ru/

19.09.2022

4.

Моя музыка

Музыкальный конкурс талантов

1

https://razgovor.edsoo.ru/

26.09.2022

Октябрь

5.

С любовью в сердце: достойная жизнь людей старшего поколения в наших руках

Социальная реклама

1

https://razgovor.edsoo.ru/

03.10.2022

6.

Ежедневный подвиг учителя

Мини сочинение

1

https://razgovor.edsoo.ru/

10.10.2022

7.

Отец родоначальник

Фотоистория

1

https://razgovor.edsoo.ru/

17.10.2022

8.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Групповая дискуссия

1

https://razgovor.edsoo.ru/

24.10.2022

Ноябрь

9.

Мы — одна страна!

Работа с интерактивной картой

1

https://razgovor.edsoo.ru/

08.11.2022

10.

Языки и культура народов России: единство в разнообразии

Работа с интерактивной картой

1

https://razgovor.edsoo.ru/

14.11.2022

11.

О руки наших матерей

Конкурс стихов, конкурс чтецов

1

https://razgovor.edsoo.ru/

21.11.2022

12.

Герб страны как предмет нашей гордости

Экспертное интервью

1

https://razgovor.edsoo.ru/

28.11.2022

Декабрь

13.

Жить – значит действовать

Проблемная дискуссия

1

https://razgovor.edsoo.ru/

05.12.2022

14.

Герои мирной жизни

Встреча с героями нашего времени

1

https://razgovor.edsoo.ru/

12.12.2022

15.

«Величественны и просты слова Единого Закона всей Отчизны»

Эвристическая беседа

1

https://razgovor.edsoo.ru/

19.12.2022

16.

Зачем мечтать?

Групповое обсуждение

1

https://razgovor.edsoo.ru/

26.12.2022

Январь

17.

«Дарит искры волшебства светлый праздник Рождества…»

Музыкальная гостиная

1

https://razgovor.edsoo.ru/

16.01.2023

18.

«…осталась одна Таня»

Работа с дневником героя

1

https://razgovor.edsoo.ru/

23.01.2023

19.

К.С. Станиславский и погружение в волшебный мир театра

Чтение по ролям

1

https://razgovor.edsoo.ru/

30.01.2023

Февраль

20.

«Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать…»

Интеллектуальный марафон

1

https://razgovor.edsoo.ru/

06.02.2023

21.

Россия в мире

Работа с интерактивной картой

1

https://razgovor.edsoo.ru/

13.02.2023

22.

На страже Родины

Литературная гостиная: рассказы о войне

1

https://razgovor.edsoo.ru/

20.02.2023

23.

Как построить диалог с искусством?

Творческая лаборатория

1

https://razgovor.edsoo.ru/

27.02.2023

Март

24.

«Я знаю, что все женщины прекрасны… »

Конкурс стихов о женщинах

1

https://razgovor.edsoo.ru/

06.03.2023

25.

Гимн России

Работа с газетными и интернет публикациями

1

https://razgovor.edsoo.ru/

13.03.2023

26.

Путешествие по Крыму

Виртуальная экскурсия

1

https://razgovor.edsoo.ru/

20.03.2023

27.

Искусство и псевдоискусств о

Творческая лаборатория

1

https://razgovor.edsoo.ru/

27.03.2023

Апрель

28.

Новость слышала планета: «Русский парень полетел»

Работа с биографией

1

https://razgovor.edsoo.ru/

03.04.2023

29.

Надо ли вспоминать прошлое?

Проблемная дискуссия

1

https://razgovor.edsoo.ru/

10.04.2023

30.

«Зелёные» привычки»: сохраним планету для будущих поколений

Фестиваль идей

1

https://razgovor.edsoo.ru/

17.04.2023

31.

Праздник Первомай

Встреча с людьми разных профессий

1

https://razgovor.edsoo.ru/

24.04.2023

Мая

32.

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...»

Литературная гостиная

1

https://razgovor.edsoo.ru/

15.05.2023

33.

День детских общественных организаций

Работа с видеоматериалами

1

https://razgovor.edsoo.ru/

22.05.2023

34.

Перед нами все двери открыты

Творческий флэшмоб

1

https://razgovor.edsoo.ru/

29.05.2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной занятости "Спешите делать добро" для обучающихся 6-11 классов

Программа  "Спешите делать добро" разработана для учащихся 6-11 классов общеобразовательной школы. Рассчитана на 68 часов в год. Занятия проводится один раз в неделю. Делится на теорети...

Выступление на тему: "Роль учителя биологии в реализации воспитательного потенциала проекта внеурочных занятий "Разговоры о важном"

С 1 сентября 2022 года российские школы ждет много нововведений. Это не только еженедельная церемония исполнения гимна и поднятия флага, но и новый дополнительный предмет. Во всех школах страны в ново...

Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном", для обучающихся 5-7 классов

Личностные результаты  - формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения;- ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...

Методическая разработка внеурочного занятия "Разговоры о важном: региональный компонент"

Воспитательное мероприятие приурочено к 100-летию образования Республики Бурятия. В рамках этой юбилейной даты детям нужно знать о важных событиях, исторических вехах, которые не входят в школьную про...

О практике реализации внеурочных занятий РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ среди обучающихся, содержащихся в исправительных учреждениях, расположенных на территории Республики Коми

Выступление на педсовете ГОУ РК РЦО, посвящённое практике проведения внеурочных занятий "Разговоры о важном" в условиях закрытого социума и с использованием регионального компонента....

Внеурочное занятие «Разговоры о важном» для обучающихся 7-9 классов «Мы разные, но мы вместе»

Тема: «История, культура и традиции башкирского народа».Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и чувства гордости за к...