Внеурочное занятие «Разговоры о важном» для обучающихся 7-9 классов «Мы разные, но мы вместе»
учебно-методический материал по истории (7, 8, 9 класс)

Хамидуллина Чулпан Рафимовна

Тема: «История, культура и традиции башкирского народа».

Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и чувства гордости за культуру своего народа.  Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколения, патриотизм, любовь к Родине.

Форма занятия: урок-игра, квест «Наследие народа»

Продолжительность занятия: 45 минут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_my_raznye_no_my_vmeste.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие «Разговоры о важном» для обучающихся 7-9 классов

«Мы разные, но мы вместе»

Тема: «История, культура и традиции башкирского народа».

Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и чувства гордости за культуру своего народа.  Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколения, патриотизм, любовь к Родине.

Форма занятия: урок-игра, квест «Наследие народа»

Продолжительность занятия: 45 минут.

Сценарий игры

  1. Вводное слово ведущих

Большинство народов России на протяжении веков формировалось на территории современного Российского государства и внесло свой вклад в развитие государственности и культуры. Мы очень разные, но веками живём вместе, вместе учимся и работаем, хорошо друг друга понимаем и составляем единое целое. Мы, граждане России, - единая общность, россияне. При этом у каждого россиянина есть конституционное право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Разнообразием языков, культуры  народов богата наша страна. Это делает нас сильнее, интереснее и дает большой импульс к новым изобретениям и открытиям.

Сегодня мы с вами собрались в историко-краеведческом музее имени Зумары Валеевны  на игру «Наследие народа» для того чтобы вспомнить историю и культуру наших предков. Сегодня встречаются две команды: команда девочек- «Хумай» и команда мальчиков- «Северные амуры». Наша игра состоит из нескольких конкурсов, в ходе которых мы проверим кто силен в знании истории, культуры, языка и традиции башкирского народа.

  1. Разминка. Участники игры должны ответить в течение одной минуты на большее количество вопросов, если не знают ответа, говорят слово «дальше», для того, чтобы ответить на новые вопросы. За каждый правильный ответ получают -1 балл

 1.  В каком году было восстание Е.Пугачева (1773-1775гг.)

 2.  В каком году Башкортостан был присоединен к России (1556 год)

 3.  Отец башкирской автономии (Ахмет-Заки Валиди)

 4.  Первый президент РБ (Рахимов Муртаза)

 5. Какой город был первой столицей РБ? (Стерлитамак)

 6. Когда был подписан документ «О Советской автономии Башкирии»?(1919 год)

 7. Кого называли Северными амурами? (Башкирских воинов, участников отечественной войны 1812 года)

 8. Главное оружие башкирских воинов? (лук и стрелы)

 9.  Мужской башкирский головной убор, который до сих пор в  обиходе? (Тюбетейка)

 10.  Мужская меховая шапка башкир? (бурек)

 11.  Мех, какого животного используют для украшения башкирского головного убора? (Куница)

 12.  «Картатай» у башкир означает? (дед)

 13. Из какого молока башкиры изготовляют напиток Айран? (Кобыльего)

 14.  Национальная спортивная борьба башкир - это? (куреш)

 15.  Сколько отверстий у башкирского народного музыкального инструмента Курай? (пять)

 16. Известная пещера Башкортостана в Бурзянском районе (Шульган- Таш)

 17. Название этой горы переводится как «горящая гора». (Янгантау)

 18. Сколько заповедников в Башкирии?(3)

 19. Какой напиток готовиться на основе мёда? (медовуха)

 20. Назовите национальное блюдо башкир, в состав которого входит мёд? (чак-чак)

 21.  Какого мёда не существует? (лютиковый)

 22. Какая рок-группа воспела Башкирский мёд? (ДДТ)

 23.  Самая известная картина народного художника СССР Ахмата Лутфуллина? («Три женщины»)

 24. Какой художник написал знаменитую картину «Допрос Салавата»? (Кузнецов)

 25. Какому известному художнику установлен памятник в Уфе? (Нестеров)

 26. Год основания футбольного клуба «Уфа»? (2010)

 27. Какой хищный зверь изображен на гербе Уфы? (куница)

 28. В какой местности обитает куница? (болотистой)

 29. С каким районом граничит РБ по югу (Оренбургская область)

 30. Первый башкирский поэт РБ (Мажит Гафури)

 31. В каком году был возведен Монумент Дружбы (1557 год)

  1. Конкурс «Найди экспонат» (музей). Участники игры получают названия предметов и находят их среди экспонатов музея.
  2. Угадай башкирскую мелодию. Музыкант играет на курае по несколько мелодий каждой команде, нужно отгадать название песни. (Карабай, Ирандек, Баик, Янгалек., Урал, Марш солдата).
  3. Кроссворд по экспозиции: «Салават Юлаев».

 1. Где родился и жил Салават Юлаев? (Текеево)

 2. Где родился сподвижник Салавата Юлаева Кинзя Арсланов (Кинзя)

 3. С какого населенного пункта дважды нападали на Уфу отряды повстанцев под руководством Чеки Зарубина (Чесноковка)

 4. В каком населенном пункте находился лагерь Салавата Юлаева (Норкино)

 5. Где происходили ожесточенные бои Салавата Юлаева с Мехельсоном (Верхний Киги)

 6. Место последнего боя Салавата Юлаева с карателями (Каратау)

 7. Кто автор памятника Салавату Юлаеву установленному 1989 году (в Палдиски)

 8. Место пожизненной ссылки Салават Юлаева в качестве наказания от царских властей (Рогервик)

 9. Кто автор романа «Салават Юлаев»? (Злобин)

 10. Перечислите населенные пункты, где формировались башкирские отряды конников. (Бугульчан Стерлетамак)

 11.С какого населенного пункта начинают действовать отряды Салавата Юлаева? (Шагеево)

  1. Сопоставьте название и предметов убранства башкирской юрты. Участники игры получают названия экспонатов юрты на башкирском языке и находят их в юрте.

самауыр (самовар)

йөн иләгес (прялка)

сәңгелдәк  (колыбель)

думбыра (думбыра)

һандыҡ (сундук)

шаршау (занавес)

эйәр (седло)

балаҫ (ковер)

ҡумта (шкатулка)

уҡ (стрела)

ян (лук)

түшәк (покрывало)

Үтек (утюг)

  1. Подведение итогов
  2. Заключительное слово ведущих

Итак, у нас победила команда … Ребята, вам понравилась игра? Вы узнали что-то новое? Как вы думаете, для чего нужны школьные музеи?

Музеи- это места, где можно познакомиться с историей и культурой различных народов, научиться чему-то новому и расширить свой кругозор. Россию населяют многие национальности. В мире нет другой такой страны. У всех национальностей есть свои традиции и жизненные ценности. Именно в музее можно увидеть много интересных экспонатов, которые отображают быт и культуру этих народов. Музеи имеют огромную ценность для общества, так как помогают сохранить единство народов России, культурное наследие и передать его будущим поколениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: "Роль учителя биологии в реализации воспитательного потенциала проекта внеурочных занятий "Разговоры о важном"

С 1 сентября 2022 года российские школы ждет много нововведений. Это не только еженедельная церемония исполнения гимна и поднятия флага, но и новый дополнительный предмет. Во всех школах страны в ново...

Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов;

Разработка программы внеурочных занятий «Разговоры о важном» для обучающихся 5-7 классов...

Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном", для обучающихся 5-7 классов

Личностные результаты  - формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения;- ...

Конспекты внеурочного занятия "Разговоры о важном"

Учебный предмет в России, введённый в 2022 году. С 5 сентября 2022 года соответствующий урок проходит первым по понедельникам, после обязательных линеек с поднятием флага и гимна России, и представляе...

Методическая разработка внеурочного занятия "Разговоры о важном: региональный компонент"

Воспитательное мероприятие приурочено к 100-летию образования Республики Бурятия. В рамках этой юбилейной даты детям нужно знать о важных событиях, исторических вехах, которые не входят в школьную про...

О практике реализации внеурочных занятий РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ среди обучающихся, содержащихся в исправительных учреждениях, расположенных на территории Республики Коми

Выступление на педсовете ГОУ РК РЦО, посвящённое практике проведения внеурочных занятий "Разговоры о важном" в условиях закрытого социума и с использованием регионального компонента....

Сборник методических материалов для внеурочных занятий "Разговоры о важном" региональный компонент

Сборник был сформирован на основе материалов, представленных участниками I и II Республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с исполь...