Публикации
методическая разработка по истории
Методы работы с текстом в обучении истории ,обществознания и права.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы работы с текстом в обучении истории.
Работа с текстом учебника.
Кроме живого слова учителя и наглядного материала, источником знаний по истории для учащихся является текстовый источник.
Чем старше учащийся, тем большую долю сведений исторического характера они получают из научно-популярной и художественной литературы, из книг для чтения по истории, исторических документов, журналов и газет.
Но основным учебным пособием по истории для школьника является не книга для чтения, не исторический документ, а учебник, содержащий систематическое изложение материала по истории, предусмотренного программой и подлежащего усвоению.
Представление об учебнике истории как пособие служащим для усвоения материала учащимися дома было до 40-х годов. Лишь немногие ученики вели систематическую работу на уроках над текстом учебника.
За последнее время взгляд на место и роль учебника историии в процессе обучения капитально изменился. Учителя используют учебник как пособие и для обучения на самом уроке, и для выполнения домашних заданий.
Каковы требования к учебнику истории.
- Прежде всего содержание учебника должно быть научным, т.е. должен давать научное изложение и освещение исторического прошлого.
- Изложение в учебнике характеристики и оценки исторических явлений, формулировки и выводы должны быть доступними для учащегося данного возраста. Учебник должен обогащать словарь учащегося, способствовать развитию их речи и исторического мышления.
- Одно из важнейших требований к учебнику истории заключается в том, что способом изложения, расположением материала, своевременным раскрытием новых понятий учебник должен обеспечивать правильную организацию процесса познания учащимися исторических явлений.
- Не менее важным является наличие преемственности между учебниками для последовательных возрастных групп.
- Общепризнанными представляются требования к методическому аппарату учебника истории: он должен содержать исторические карты, иллюстрации и другие наглядные изображения (диаграммы, схематические планы и т.д.) и небольшой справочный материал: оглавление, хронологическую таблицу.
Методы и приемы работы с текстом.
- Объяснительное и комментированное чтение.
- Самостоятельное чтение, не требующее предварительных объяснений учителя.
- Важным моментом в организации первичнрого восприятия нового исторического материала, излагаемого учителем, является использование элементов такста учебника в рассказе учителя или прямые указания на текст учебника.
- Существенное значение в осмыслении текста учебника имеют различные приемы его анализа и мыслительные обработки. (Разбивка текста на абзацы, составление плана; выделение главной, основной мысли в абзаце)
- Центральное место в работе с учебником занимает осмысливание самого исторического материала, содержащегося в тексте, - анализ, обобщение, оценка исторических фактов, установление причинных и иных связей между ними, их сравнение и сопоставление.
- Опытный учитель систематически организует с учащимися работу над итоговыми выводами, формулировками, определенными понятиями, новыми терминами (они в учебнике выделяются шрифтом, цветом).
- Значительно повышается сознательность и прочность усвоения материала благодаря размешке его текста учащимися под руководством учителя.
- Одним из важнейших звеньев работы с учебником является обучение школьников умению выполнять домашние задания.
- За справкой в учебнике мы обращаемся в ходе проверки домашнего задания, предлагая учащимуся указать ошибку или уточнить его ответ, сославшись на определенное место в тексте.
Недопустимо, чтобы чтение по тексту учебника на уроках из метода познания превращалось в метод препровождения времени учащихся и учителя, не успевшего подготовиться к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/28/picture-148182-1482916591.jpg)
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...