Публикации
методическая разработка по истории

Методы работы с текстом в обучении истории ,обществознания и права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_raboty_s_tekstom_v_obuchenii_istori1.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методы работы с текстом в обучении истории.

Работа с текстом учебника.

Кроме живого слова учителя и наглядного материала, источником знаний по истории для учащихся является текстовый источник.

Чем старше учащийся, тем большую долю сведений исторического характера они получают из научно-популярной и художественной литературы, из книг для чтения по истории, исторических документов, журналов и газет.

Но основным учебным пособием по истории для школьника является не книга для чтения, не исторический документ, а учебник, содержащий систематическое изложение материала по истории, предусмотренного программой и подлежащего усвоению.

Представление об учебнике истории как пособие служащим для усвоения материала учащимися дома было до 40-х годов. Лишь немногие ученики вели систематическую работу на уроках над текстом учебника.

За последнее время взгляд на место и роль учебника историии в процессе обучения капитально изменился. Учителя используют учебник как пособие и для обучения на самом уроке, и для выполнения домашних заданий.

Каковы требования к учебнику истории.

  1. Прежде всего содержание учебника должно быть научным, т.е. должен давать научное изложение и освещение исторического прошлого.
  2. Изложение в учебнике характеристики и оценки исторических явлений, формулировки и выводы должны быть доступними для учащегося данного возраста. Учебник должен обогащать словарь учащегося, способствовать развитию их речи и исторического мышления.
  3. Одно из важнейших требований к учебнику истории заключается в том, что способом изложения, расположением материала, своевременным раскрытием новых понятий учебник должен обеспечивать правильную организацию процесса познания учащимися исторических явлений.
  4. Не менее важным является наличие преемственности между учебниками для последовательных возрастных групп.
  5. Общепризнанными представляются требования к методическому аппарату учебника истории: он должен содержать исторические карты, иллюстрации и другие наглядные изображения (диаграммы, схематические планы и т.д.) и небольшой справочный материал: оглавление, хронологическую таблицу.

Методы и приемы работы с текстом.

  1. Объяснительное и комментированное чтение.
  2. Самостоятельное чтение, не требующее предварительных объяснений учителя.
  3. Важным моментом в организации первичнрого восприятия нового исторического материала, излагаемого учителем, является использование элементов такста учебника в рассказе учителя или прямые указания на текст учебника.
  4. Существенное значение в осмыслении текста учебника имеют различные приемы его анализа и мыслительные обработки. (Разбивка текста на абзацы, составление плана; выделение главной, основной мысли в абзаце)
  5. Центральное место в работе с учебником занимает осмысливание самого исторического материала, содержащегося в тексте, - анализ, обобщение, оценка исторических фактов, установление причинных и иных связей между ними, их сравнение и сопоставление.
  6. Опытный учитель систематически организует с учащимися работу над итоговыми выводами, формулировками, определенными понятиями, новыми терминами (они в учебнике выделяются шрифтом, цветом).
  7. Значительно повышается сознательность и прочность усвоения материала благодаря размешке его текста учащимися под руководством учителя.
  8. Одним из важнейших звеньев работы с учебником является обучение школьников умению выполнять домашние задания.
  9. За справкой в учебнике мы обращаемся в ходе проверки домашнего задания, предлагая учащимуся указать ошибку или уточнить его ответ, сославшись на определенное место в тексте.

Недопустимо, чтобы чтение по тексту учебника на уроках из метода познания превращалось в метод препровождения времени учащихся и учителя, не успевшего подготовиться к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...