Конспект урока истории Отечества в 7 классе по теме: "Монголо-татары"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Мартиросян Ольга Геннадьевна

Данный конспект урока истории Отечества предназначен для педагогов коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_otechestva_mongolo-tatary_.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема

«Монголо-татары»

Тип урока (занятия)

Урок изучения нового материала

Целевая аудитория

Учащиеся 7 класса

Дидактическая задача

 Создать условия для осознания и осмысления учебной информации о жизни, быте, обычаях, особенностях монголо-татар.

Задачи на урок:

1. Воспитательные

Воспитывать интерес к истории своего Отечества.

Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.

2. Коррекционно-развивающие

- познавательные

Формировать умение  осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Формировать умение использовать различные  источник информации для решения учебной задачи.

Учить умению  актуализировать собственные знания.

Умение осуществлять фиксацию выборочной информации.

Формировать умение  смыслового чтения.

- регулятивные

Формировать способность  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Умение планировать деятельность в соответствии с учебной целью.

Учить умению соотносить  планируемый  и полученный  результат деятельности.

Умение вносить коррективы в действие на основе его оценки.

- коммуникативные

Формировать умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение работать в инициативном сотрудничестве.

3. Образовательные

Формировать знания у учащихся о жизни, быте, обычаях, особенностях монголо-татар.

Способствовать развитию информационной культуры учащихся.

Методы и приемы

По способам передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические.

По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Приемы:

Поиск ответов на поставленные вопросы;

Выбор фактов из текста;

Предположение о событиях;

Составление плана;

Соотнесение термина и определения;

 Работа с источниками информации, самостоятельное получение информации;

Фиксация выборочной информации;

Сравнение изображений;

Анализ и классификация объектов.

Формы работы

Фронтальная,  парная, индивидуальная,групповая.

Система средств

Учебник  «История России. 7 класс». Авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М.

Раздаточный материал – «Маршрутные листы»

Компьютер, проектор, Презентация в программе

Карта «Борьба русского народа против иноземных завоевателей VIII века».

Начнём урок необычно. Я предлагаю поиграть в игру «Историческая азбука» с целью  назвать слово, связанное с изученной темой:

К-князь, княжество, Киев, купцы, культура.

Р-раздробленность, распри, распад.

П-посадник, пошлина, пристань

После названия слова дети садятся

Учитель приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учеников к уроку

 Дает инструкция для выполнения маршрутного листа.

Какой урок?

Скажите, кто такие историки?

А вы хотели бы больше узнать об истории нашей страны?

А если я предложу вам стать на время нашего урока историками-исследователями? Вы согласитесь?

Какие источники помогают получать  исторические сведения?  (летописи, книги, карты, Л\времени, картины, фильмы, словари)

Вот с этими историческими источниками нам  придется сегодня работать.

Какие умения нам потребуются сегодня на уроке? (думать, рассуждать, доказывать, слушать, работать с картой, работать с лентой времени) Вы уже несколько уроков путешествуете по далёкому прошлому нашей страны.

Я предлагаю вам Вопросы из сундучка по теме «Киевская Русь, распад Киевской Руси»; разноуровневое

1.Какназывалось древнерусское государство?  Показ по карте территории Киевской Руси.

        

2.В каком году образовалась Киевская Русь? 879г. Какой это век?(9 век) Показать по ленте времени

Какой раздел изучили?

3.Сравни карты 9 и 12 века (в чём сходство и разница?)

На что была похожа Киевская Русь, если посмотреть на карту12 века? (лоскутное одеяло, лоскутное - состоящее из отдельных лоскутков, кусочков)

Почему на карте Киевская Русь окрашена в разные цвета? (распалась на мелкие княжества)

4.О каком историческом периоде развития Киевской Руси говорится в этом стихотворении?

Стих:

Чтоб вы знали, что пришла к нам гибель

Из-за княжеских распрей бесконечных.

Испокон веков они, как волки,

Грызлись меж собою, разоряли

Города и сёла друг у друга,

Смердов убивали друг у друга,

 Злобу вымещали на невинных(период раздробленности)

5.Назовите период раздробленности на Руси? (Работаем с лентой времени) Сколько времени прошло с тех пор?

6.Сколько отдельных княжеств было в то время? Назовите?

7.Почему Русь того 13 века нельзя назвать сильным государством?

8.Что происходило между князьями и боярами княжеств?

9.Почему Русь постоянно подвергалась нашествиям соседних государств?

Назовите причины ослабления Руси:

(княжеская междоусобица, русская земля была поделена на  « отчины» и каждый из князей владел доставшимся ему уделом.)

Подведение итогов. Повторили изученный материал. Оцените себя

-Сегодня мы двинемся в путь дальше и окажемся уже в Х111в.(показ на ленте)

Я хочу рассказать вам одну историю (притчу).

(Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, а они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит- сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья по одиночке. Отец и говорит:- Так и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь,- вас всякий легко погубит (на доске девиз).

Так вот, если бы русские князья  и были этими сыновьями, как вы думаете, выполнили ли они наказ отца?

Причина \ следствие (выясните, что причина, а что следствие?)

Ослабление обороноспособности страны,

нашествие иноземных завоевателей.

Учитель организует работу с учебником.

Откройте учебники, страницу 225. Как называется раздел, который мы с вами начинаем изучать?

Кого мы называем иноземными завоевателями? Как понять слово иноземный?

Вы не забыли, что мы сегодня историки-исследователи? В задании № 1 выберите  подходящее определение к слову «иноземный».  

Какой из информационных источников вам может пригодиться в поиске определения к слову? Конечно, словарь. Работа со словарем

Организует работу с картой

Посмотрите еще раз внимательно на карту. Предположите, какие соседние государства могли бы быть потенциальными врагами Руси?

Мы говорим об иноземных завоевателях. И вы уже догадались,  о каких завоевателях пойдет речь сегодня на уроке.

Тема урока: «Монголо - татары».

Проблемный вопрос?

Сегодня мы с помощью  различных источников постараемся узнать   как можно больше о монголо-татарах.

Что бы вы хотели узнать о монголо-татарах?

Сформулируйте вопросы  к теме урока, используя ключевые вопросы: Дети составляют вопросы о  жизни, быте, особенностях, обычаях монголо-татар.

Кто? Как? Чем? Откуда? Какими? Где?

1.Кто такие монголо - татары?

2. Где жили монголо-татары?

3. Чем занимались монголо-татары?

4. Как выглядели монголо-татары?

5. Чем были вооружены монголо-татары?

6. Какими былив бою монголо-татары?

Физкульт. минутка

Игра «Огонь, вода, земля, воздух»

Земля – руки вниз, воздух – руки вверх, огонь – в стороны, вода –       прямо. При этом учитель, путает детей и показывает неправильные движения.

Просмотр фильма. После просмотра дети разбирают вопросы

ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Вспомните из фильма

1.Кто такие монголо - татары?(вставить пропущенные гласные)

К.ч.вн.к. -   кочевники- вели кочевой образ жизни (ищут в словаре)

Что значит кочевой образ жизни

Как можно назвать   людей, которые кочуют? Найдите на слайде правильный ответ, а Лера подтвердит ваш выбор определением   из словаря.  

Запишите определение в словарик.

Кто из народов до сих пор ведёт кочевой образ жизни? Цыгане

Индивидуальное сообщение «Как жили монголо-татары» - Артём

2. Где жили м-т?

В 13 веке м-т появились в далёких азиатских степях у южных границ Руси

Что нужно сделать?  Показать по карте

Показать на карте нашествие монголо- татар сказать, используя опорные слова

Обозначьте на   карте   нашествие монголо-татар (поставитьстрелки)

Обозначьте на контурной карте нашествие монголо-татар.

Проверьте правильность выполнения задания.

3. Чем занимались м-т?

Обратимся еще к одному информационному источнику.

Работа с иллюстрацией. Рассмотрите внимательно рисунок на странице учебника 227.

Вспомните уроки географии, какая это может быть природная зона?

Что такое степь? (равнинное, безлесное пространство, покрытое травой)

Докажите, с помощью иллюстрации, что основным занятием монголо-татар было скотоводство.  (Да, действительно, жили в степи, можно было пасти скот).

Монголо-татары перегоняли стада с одного пастбища на другое. Что такое пастбище? Запишите в словарик.

Что вы видите на заднем плане рисунка?

Это жилища монголо-татар. Они жили в юртах.

Зачем монголо-татарам нужно было временное жилище? (вели кочевой образ жизни)

4. Прочитайте, как выглядели монголо-татары?

Стр.229 выборочное чтение

Прочитайте второй абзац параграфа.

Что удалось вам выяснить?

Как назывались монгольские племена? Орды в словарь

Что ж, давайте узнаем, что же слово «Орда» за собой скрывает. Но посмотрите, перед нами снова препятствие. Нам даны отдельные слова, и то не все. (Кочевники, войско, грабежи)

- Попробуйте с помощью этих слов узнать, что такое «Орда». (ответы учащихся)

- Молодцы. Вы такие внимательные. Значит, мы с вами можем предположить, что Орда – это войско кочевников, которое занималось грабежами.

- Что ж, посмотрим, верно ли наше предположение.

Как вы думаете, почему орды враждовали между собой? (не было руководителя)

В 13 веке все орды объединились под властью одного Хана. Как его звали?  Им стал Чингисхан. И с этого времени монголо-татары начали свои великие завоевания. В словарь хан Чингисхан

Обратите внимание на его портрет. Как бы вы его охарактеризовали? Добрый ли это человек? (Портрет Чингисхана)

- Личность этого завоевателя навсегда вошла в историю. Чингисхана считали жестокосердным правителем. Считается, что он заставлял своих солдат становиться палачами после каждой битвы.

Запомните имя первого хана, объединившего монголо-татарские орды.

У нас осталось два вопроса, на которые вы должны  подготовить сообщение по группам

1 гр.

5. Чем были вооружены монголо-татары?

В этом вам поможет иллюстрация ( один читает, другой показывает)

2 гр.

6. Какими были в бою монголо-татары? Докажите примерами, что монголо-татарские воины были беспощадными, жестокими и т.д.   Работа с учебником

Что помогало монголо-татарам в военных действиях? (скорость передвижения,  неожиданность нападения, жестокость)

Исследование характеристики очевидца.

Один из итальянцев так писал о монголо-татарах: «Безобразнее всех людей, они имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)».

В чем же была сила монголо-татар? (все были воины)

Закрепление проводится в форме творческой работы

1 гр. составляют таблицу «Жизнь и быт монголо-татар»

2гр. Синквейн «Монголо-татары»

3гр. Карточки

В 13 веке  у южных границ Руси появились монголо-татары. Они были кочевники. Жили в юртах. Монголо-татарские племена назывались орды. Ими руководил Чингисхан. Монгольские воины были выносливы. Бились храбро и отчаянно. Разрушали города, убивали людей и угоняли в плен женщин.

Итог урока

Какую цель мы ставили на урок? Узнать кто такие монголо-татары?

Кем мы были сегодня на уроке? историки - исследователи

Что мы должны были узнать о монголо-татарах? По плану

Что узнали?

Отчёт творческой работы

Удалось ли нам достичь цели и задач урока?

Использование  каких источников информации помогло нам узнать как можно больше о жизни монголо-татар?

Организует рефлексию «Мишень».

Давайте и мы поиграем немного в воинов, оценим собственную деятельность  на уроке с помощью упражнения «мишень».

Поставьте отметку на «мишени»  у тех слов, которые вам  больше всего подходят по окончании урока.

Оценивает деятельность детей на уроке.

Благодарит за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".

Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....

Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)

Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...

Конспект урока истории Отечества "Крестьянская война под предводительством Степана Разина"

Конспект урока истории Отечества в 8 классе, предназначен для педагогов коррекционной школы...

Конспект урока История Отечества 9 класс "Взятие Берлина"

Конспект урока по  Истории Отечества для учащихся 9 класса на тему  "Взятие Берлина"....