Конспект урока истории Отечества в 7 классе по теме:" Славянские воины и богатыри"
план-конспект урока
Коррекционная педагогика
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок истории Отечества в 7 классе
Тема: «Славянские воины и богатыри»
Цель: Дать представление о военном искусстве славян; воспитывать у учащихся чувство
патриотизма, восхищение мужеством и храбростью славян.
Задачи:
1.Формировать образное представление о славянских воинах и богатырях; познакомить с вооружением славян, показать храбрость и военное умение славян.
2. Обогащать словарный запас учащихся.
3. Вызвать чувство уважения к славянским воинам и богатырям.
Основные знания: Вооружение и военное искусство славян.
Основные термины: колчан, секира, палица, засека, дозорный, кольчуга, шлем.
Оборудование: карта «Древнерусское государство. Киевская Русь в IX – начале XII век»;
репродукция картины В.В. Васнецова « Три богатыря»
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой учащихся.
- Повторение пройденного материала.
Вопросы:
- Какую тему мы изучали на прошедшем уроке?
- О чем шла речь на уроке?
- Назовите соседей восточных славян.
- Какие племена относятся к кочевым? (можно обратиться к тексту учебника).
- Кто такие кочевники?
Задание № 1.
Работа с карточками « Найти правильный ответ».
Учитель показывает карточку, на которой написана первая половина слова. Учащиеся показывают карточку со второй половиной слова.
_ На востоке жили …… ПЕЧЕ – НЕГИ; ХА – ЗАРЫ; ПО – ЛОВЦЫ.
_ На юге жили…… БОЛ – ГАРЫ; ГРЕ – КИ.
_ На западе жили ….. ЛИТОВ – ЦЫ.
_ На севере жили ….. ВА – РЯГИ.
Задание № 2.
Работа с картой.
- Показать на карте место, где жили соседи восточных славян, используя историческую карту.
(Под руководством учителя проводится коллективная работа с картой).
- Какие племена считались очень воинственными?
( Если учащиеся затрудняются, обратиться к учебнику истории на стр. 88).
Задание № 3.
На доске план:
1) - Кочевники… 2) - Варяги…
- Степь… - Берег моря…
- Юрта… - Рыболовство…
- Животные… - Смелые, выносливые…
- Расстояние…
Составить рассказ по опорным словам.
- Почему варяги были сильными, храбрыми, выносливыми?
Работа с картой.
Показать на карте путь «Из варяг в греки».
- Для чего варяги проделывали такой долгий, трудный и опасный путь?
Актуализация знаний.
Восточные славяне среди других народов выделялись храбростью, выносливостью, отвагой.
Тема урока, с которой мы сегодня познакомимся, называется: «Славянские воины и богатыри».
III. Изучение нового материала.
(Работа в тетради).
Восточные славяне славились своей силой и храбростью. Сражались они отчаянно, смело пробирались в тыл врага. Умирали в бою без стонов и жалоб. Если враги нападали на города и поселки, то все мужское население вставало на защиту своей земли.
Сегодня мы познакомимся с вооружением славян.
- Основное оружие славян:
(Поместить карточки с основными понятиями на доску)
- ЛУК, СТРЕЛЫ.
- НАЛУЧЬЕ, КОЛЧАН.
- КОПЬЕ.
- СЕКИРА.
- ПАЛИЦА.
- МЕЧ.
- ЩИТ (учащиеся дают пояснение к словам, обращаясь при затруднении к тексту учебника).
Каждое славянское племя имело свою дружину.
- ДРУЖИНА (пояснение к слову).
Дружина не занималась ни земледелием, ни скотоводством. Их основное занятие – защищать
людей и землю от врагов. Дружинники строили сторожевые башни, делали засеки.
- ЗАСЕКА
- ДОЗОРНЫЙ (пояснение к словам).
Одевался дружинник в особую одежду.
- КОЛЬЧУГА
- ШЛЕМ (пояснение к словам).
Работа с текстом учебника (стр. 97) и иллюстрациями.
- Найти описание внешнего вида дружинника в учебнике и зачитать.
Физ. пауза.
- Упр. для глаз (с «Лепестками»).
- Упр. для глаз (по рис. «Славянские обереги»).
- Что означает слово «Оберег»?
- Упр. «Жили славяне».
В лесу – древляне ( руки вверх),
В болотистых местах – дреговичи (руки вниз),
В поле – поляне (руки в стороны),
Севернее - северяне (руки вперед)
Это наши предки – восточные славяне (руки скрещиваются на груди).
Среди славянских воинов в бою всегда кто-нибудь отличался силой, смелостью, боевым
умением. Таких воинов называли богатырями.
-БОГАТЫРЬ (пояснение к слову).
Работа по картине В.В.Васнецова «Три богатыря».
-Кого вы видите на репродукции?
-Как зовут богатырей?
-Как вы думаете, кто из них главный?
-Что делают богатыри в поле?
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович былинные герои Древней Руси.
Художник В.Васнецов закончил работу над картиной в 1898 году. Она посвящена
доблестным воинам – богатырям. Добрыня, Илья и Алеша на богатырском выезде. Они
объезжают поле и смотрят, нет ли где «ворога» - врага.
Во главе княжеской дружины стоял Илья Муромец. Древнерусское слово «Муром» -
означает КРЕПОСТЬ, а «Муромец» - СТРОИТЕЛЬ крепостей, а это может означать, что
«Илья из пограничной крепости».
Имя второго богатыря – Добрыня Никитич. Он являлся родным дядей князю Владимиру
Красно Солнышко. Отчество Никитич, ему присвоили русичи (от греческого слова
«аникитас»), что означает НЕПОБЕДИМЫЙ.
Третий богатырь – Алеша Попович – сын попа, который победил, как говорится в былине,
Идолище Поганое. Под Идолищем был знатный половец Итларь.
IV. Закрепление.
Проверка знаний (можно с помощью кроссворда).
- Метательное оружие с острым металлическим наконечником.
- Сумка для стрел.
- Основное оружие славян.
- Старинное оружие в виде длинного ножа.
- Защитное вооружение воина.
- Боевой топор.
- То, с чем воевали дружинники.
Вопросы по теме:
- Зачем славянам нужна была дружина?
- Кого приглашали славяне к себе в дружину?
- Кого из воинов называли дозорными?
- Кого называли богатырями?
V. Подведение итогов.
Комментарии по уроку, оценивание.
VI. Домашнее задание:
Прочитать текст учебника; нарисовать вооружение славян – Копье, Меч, Щит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/30/picture-171025-1356876605.jpg)
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-320126-1382274796.jpg)
Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".
Урок истории в 8 классе проводится в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы. На уроке внимание уделено следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/25/picture-671851-1443162320.jpg)
Урок истории в 7-м на тему: "Славянские боги и праздники"
Урок истории в 7-м на тему: "Славянские боги и праздники" Цели:1. Формировать понимание того, почему славяне верили в духов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/24/picture-552823-1419409758.jpg)
Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".
Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-796175-1465292066.jpg)
Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)
Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/29/picture-1012766-1627561584.jpg)
Конспект урока истории Отечества "Крестьянская война под предводительством Степана Разина"
Конспект урока истории Отечества в 8 классе, предназначен для педагогов коррекционной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/29/picture-1012766-1627561584.jpg)
Конспект урока истории Отечества в 7 классе по теме: "Монголо-татары"
Данный конспект урока истории Отечества предназначен для педагогов коррекционной школы....