Конспект урока истории Отечества в 7 классе по теме:" Славянские воины и богатыри"
план-конспект урока

Мартиросян Ольга Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Урок  истории Отечества в 7 классе

Тема:    «Славянские воины и богатыри»

Цель:   Дать представление о военном искусстве славян; воспитывать  у учащихся чувство         

                  патриотизма, восхищение мужеством и храбростью славян.

Задачи:  

1.Формировать образное представление о славянских воинах и богатырях; познакомить с вооружением славян, показать храбрость и военное умение  славян.  

 2. Обогащать словарный запас учащихся.

 3. Вызвать чувство  уважения к славянским воинам и  богатырям.

Основные знания:   Вооружение и военное искусство славян.

Основные термины:  колчан, секира, палица, засека, дозорный, кольчуга, шлем.

Оборудование:   карта  «Древнерусское государство. Киевская Русь в IX – начале  XII век»;  

репродукция картины В.В. Васнецова  « Три богатыря»

Тип урока:  комбинированный.

Ход урока

Организационный момент.

         Приветствие, психологический настрой учащихся.

  1. Повторение пройденного материала.

       Вопросы:

      - Какую тему мы изучали на прошедшем уроке?

      - О чем шла речь на уроке?

      - Назовите соседей восточных славян.

      - Какие племена относятся к кочевым?   (можно обратиться к тексту учебника).

      - Кто такие кочевники?

 

       Задание № 1.

      Работа с карточками  « Найти правильный ответ».

   Учитель показывает карточку, на которой написана первая половина слова. Учащиеся  показывают карточку со второй половиной слова.

_ На востоке жили …… ПЕЧЕ – НЕГИ;  ХА – ЗАРЫ;  ПО – ЛОВЦЫ.

_ На юге  жили…… БОЛ – ГАРЫ;  ГРЕ – КИ.

_ На западе жили ….. ЛИТОВ – ЦЫ.

_ На севере жили ….. ВА – РЯГИ.

      Задание № 2.

Работа с картой.

- Показать на карте место, где жили соседи восточных славян,  используя историческую карту.

  (Под руководством учителя проводится коллективная работа с картой).

- Какие племена считались очень воинственными?

 ( Если учащиеся затрудняются, обратиться к учебнику истории на стр. 88).

      Задание № 3.

    На доске план:

1) - Кочевники…                         2) - Варяги…

    - Степь…                                      - Берег моря…

    - Юрта…                                       - Рыболовство…

    - Животные…                               - Смелые, выносливые…

    - Расстояние…

Составить рассказ по опорным словам.

- Почему варяги были сильными, храбрыми, выносливыми?

Работа с картой.

 Показать на карте путь «Из варяг в греки».

- Для чего варяги проделывали такой долгий, трудный и опасный путь?

  Актуализация знаний.

Восточные славяне   среди других народов выделялись храбростью, выносливостью, отвагой.

Тема урока, с которой мы сегодня познакомимся, называется: «Славянские воины и богатыри».

III. Изучение нового материала.

 (Работа в тетради).

       Восточные славяне славились своей силой и храбростью. Сражались они отчаянно, смело пробирались в тыл врага. Умирали в бою без стонов и жалоб. Если враги нападали на города и поселки, то все мужское население вставало на защиту своей земли.

        Сегодня мы познакомимся с вооружением славян.

  1. Основное оружие славян: 

(Поместить карточки с основными понятиями на доску)

-  ЛУК, СТРЕЛЫ.

-  НАЛУЧЬЕ, КОЛЧАН.

-  КОПЬЕ.

-  СЕКИРА.

-  ПАЛИЦА.

-  МЕЧ.

-  ЩИТ    (учащиеся дают пояснение к словам, обращаясь при затруднении к тексту учебника).

                                                             

   Каждое славянское племя имело свою дружину.

-  ДРУЖИНА   (пояснение к слову).

       Дружина не занималась ни земледелием, ни скотоводством. Их основное занятие – защищать  

       людей и землю от врагов. Дружинники строили сторожевые башни, делали засеки.

    - ЗАСЕКА

    - ДОЗОРНЫЙ       (пояснение к словам).

       Одевался дружинник в особую одежду.

       - КОЛЬЧУГА

       - ШЛЕМ            (пояснение к словам).

        Работа с текстом учебника (стр. 97) и иллюстрациями.

      - Найти описание внешнего вида дружинника в учебнике и зачитать.

                     Физ. пауза.

  1.   Упр. для глаз (с «Лепестками»).
  2.   Упр. для глаз (по рис. «Славянские обереги»).

           - Что означает слово «Оберег»?

  1. Упр. «Жили славяне».

В лесу – древляне                              ( руки вверх),

В болотистых местах – дреговичи   (руки вниз),

В поле – поляне                                  (руки в стороны),

Севернее - северяне                            (руки вперед)

Это наши предки – восточные славяне (руки скрещиваются на груди).

             Среди славянских воинов в бою всегда кто-нибудь отличался силой, смелостью, боевым

             умением. Таких воинов называли богатырями.

             -БОГАТЫРЬ  (пояснение к слову).

             Работа по картине В.В.Васнецова «Три богатыря».

-Кого вы видите на репродукции?

-Как зовут богатырей?

-Как вы думаете, кто из них главный?

-Что делают богатыри в поле?

                    Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович былинные герои Древней Руси.

             Художник В.Васнецов закончил работу над картиной в 1898 году. Она посвящена  

           доблестным воинам – богатырям. Добрыня, Илья и Алеша на богатырском выезде. Они

           объезжают поле и смотрят, нет ли где «ворога» - врага.

                Во главе княжеской дружины стоял Илья Муромец. Древнерусское слово «Муром» -

           означает КРЕПОСТЬ, а «Муромец» - СТРОИТЕЛЬ крепостей, а это может означать, что

          «Илья из пограничной крепости».

                Имя второго богатыря – Добрыня Никитич. Он являлся родным дядей князю Владимиру

           Красно Солнышко. Отчество Никитич,  ему присвоили русичи  (от греческого слова

           «аникитас»), что означает НЕПОБЕДИМЫЙ.

                Третий богатырь – Алеша Попович – сын попа, который победил, как говорится в былине,

           Идолище Поганое. Под Идолищем был знатный половец Итларь.

                 IV.   Закрепление.

Проверка знаний  (можно с помощью кроссворда).

- Метательное оружие с острым металлическим наконечником.

- Сумка для стрел.

- Основное оружие славян.

- Старинное оружие в виде длинного ножа.

- Защитное вооружение воина.

- Боевой топор.

- То, с чем воевали дружинники.

Вопросы по теме:

- Зачем славянам нужна была дружина?

- Кого приглашали славяне к себе в дружину?

- Кого из воинов называли дозорными?

- Кого называли богатырями?

                 V.    Подведение итогов.

          Комментарии по уроку, оценивание.

                VI. Домашнее задание:

          Прочитать текст учебника; нарисовать вооружение славян – Копье,  Меч,  Щит.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Урок истории в 7-м на тему: "Славянские боги и праздники"

Урок истории в 7-м на тему: "Славянские боги и праздники" Цели:1.             Формировать понимание того, почему славяне верили в духов...

Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".

Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....

Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)

Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые у...

Конспект урока истории Отечества "Крестьянская война под предводительством Степана Разина"

Конспект урока истории Отечества в 8 классе, предназначен для педагогов коррекционной школы...

Конспект урока истории Отечества в 7 классе по теме: "Монголо-татары"

Данный конспект урока истории Отечества предназначен для педагогов коррекционной школы....