Конспект урока по теме "Дворцовые перевороты-2 часть. Анна Иоанновна"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Белоцерковская Лариса Ивановна

Вторая часть темы по Дворцовым переворотам. Время правления Анны Иоанновны

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Тема урока: «Дворцовые перевороты» ( продолжение)- 2 часть.

       Царствование Анны Иоанновны

       На экране — генеалогическая схема периода дворцовых переворотов.

    Сложная система перехода власти после Петра, казалось, совсем зашла в тупик после неожиданной смерти внука Петра I, императора Петра II. Наступившим междуцарствием решили воспользоваться «верховники». С момента создания Верховного тайного совета в 1726 г. его состав сильно изменился: теперь в нем преобладали представители старомосковской знати — Долгорукие и Голицыны. Большую власть приобрел ловкий и осторожный А.И. Остерман. При отсутствии завещания Совет решил предложить престол дочери Ивана V Анне Иоанновне.

        В начале каждого параграфа есть эпиграф, давайте вчитаемся в его строки. Он принадлежит Е.В. Анисимову, советскому и российскому историку.

    «Став государыней, повелительницей огромной страны, она осталась сама собой во всей незатейливости проявления своего характера, в своих привязанностях и пороках, Но известно, что власть незаметно, но быстро влияет на природу человека, оказавшегося на самой вершине. И Анна, естественно, не избежала этого влияния. Ее капризы, подозрения прямо сказывались на стиле политики ее царствования. Вместе с тем , как ни проста и недалека была Анна, с молоком матери, из всей окружающей ее русской жизни, она впитала некие важные, основополагающие принципы, которые разделяли с ней самые великие правители России. Она прежде всего ощущала себя самодержицей и как зеницу ока берегла и охраняла начала самодержавия»

     Как  вы поняли из цитаты, что было главным для Анны Иоанновны? Наша с вами задача найти доказательства этой мысли автора.

      Итак, вернемся в 1730

      Кто же она такая, будущая правительница? Что характеризует ее правление? Почему она?

      Давайте разбираться.

  • еще в 1710 выдана замуж, через два месяца вдова; Курляндия, Митава
  • внешность
  • условия жизни

   Почему она ? Ответ прост — неамбициозна, сговорчива; плюс репутация человека недалекого ума.

       В Митаву отправлен посол с Кондициями — условиями избрания на российский престол.

Но Анна оказалась не такой простой, и послы прибыли не только от верховников.

       Какие же условия выдвигались Анне?

       Работа с документом. Из Кондиций, подписанных Анной Иоанновной,

 стр. 106 учебника.

         Вопросы к тексту:

  • в чьи руки переходила реальная власть в соответствии с Кондициями? Какая статья Кондиций подкрепляет  эту власть реальной силой
  • в каких статьях Кондиций идет речь о внешней политике страны? О политике по отношению к дворянству?

         Как вы думаете какие изменения бы произошли с формой правления, если бы условия Кондиций были бы соблюдены?

         Но этого не произошло. Дело в том, что представители дворянства составили свои проекты с изложением взглядов на политическое устройство страны, предусматривавшие организацию выборного дворянского органа; хотели отменить Указ о единонаследии; ограничить обязательную службу рядовыми. Дворянство предпочитало власти аристократии власть абсолютного монарха.

           Анна, понимая, колебания в стране, осмелела и надорвала Кондиции, бросив их на пол Лефортовского дворца. « Полное» самодержавие восстановлено.

     Любимые занятия Анны при дворе . Невиданная роскошь, охота, карлики-шутихи. При этом суеверна, жестока и злопамятна...

   Время правления Анны чаще называют «бироновщиной». Это понятие ассоциировалось с:

 

     -засильем иностранцев

     -ущемлением интересов русского дворянства

     -расхищением народного богатства, ограблением казны, использование силы закона в личных целях

      Современные историки считают, что влияние немцев сильно преувеличено. Но это могло стать причиной следующего дворцового переворота.

      И тем не менее ничто так не характеризует  государственного деятеля как его политика.

      Обратимся к внутренней политике Анны Иоанновны.

       Откройте стр.101 учебника с одноименным пунктом.  Выпишите основные мероприятия Анны Иоанновны.

  • Вместо Верховного тайного совета учреждается Кабинет министров
  • воссоздан орган политического сыска Тайная канцелярия
  • создан гвардейский Измайловский полк
  • отменила петровский Указ о единонаследии
  • для дворянских детей был открыт Шляхетский корпус, по окончании офицерский чин
  • пожизненная служба заменена 25-летней
  • одному из дворянских сыновей разрешалось вообще не служить а оставаться дома для управления имением
  • указ о превращении всех наемных рабочих в категорию «вечноотданных», то есть мануфактура стала окончательно крепостной.

          Оформляется запись в тетради

          Как вы думаете, в чьих интересах действовала Анна Иоанновна? Чьи позиции укрепляла власть?

         Важна была и позиция России во внешней политике. Об основных направлениях небольшое сообщение.

  • участие России в войне за польское наследство 1733, подтвердила статус великой державы
  • 1735 русско-турецкая война; 1739  Белградский мир
  • принятие в состав России Младшего казахского жуза

На экране карта , после выступления подведение итогов внешней политики.

          Итак, мы познакомились еще с одним дворцовым переворотом. Сравните правление Екатерины I, Петра II и Анны Иаонновны. Какие черты свойственны только времени правления Анны Иоанновны?

           А теперь выберем ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте (задание на стр. 106 учебника)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

Конспект урока по теме "Служебные части речи"

Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....

Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Конспект урока по английскому языку "Части тела". 3 класс. Урок-путешествие в сказку

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

конспект урока на тему "Переворот боком"

Ученики научаться составлять простейшие комбинации из акробатических упражнений....