Программа по истории 6 класс 2022
рабочая программа по истории (6 класс)

Кулизина Элена Дмитриевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_6_klass.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 4658503)
учебного предмета «История»

для 6 класса основного общего образования

на 2022 - 2023 учебный год

Составитель: Кулизина Элена Дмитриевна

                                                                    Учитель истории и обществознания.

Ленинский ГО, р.п. Измайлово

2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета «История».

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

Цели изучения учебного предмета «История»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются
Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются: — формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; — воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества; — развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; — формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 8. — С. 7—8).

Место учебного предмета «История» в учебном плане. 

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения
составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ 6 КЛАСС.

Введение в курс «История Средних веков». Живое Средневековье. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средних веков. Место истории Средних веков в истории человечества. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.

Становление Средневековой Европы. Великое переселение народов. Образование варварских королевств на территории бывшей Западной Римской империи. Возвышение Хлодвига (основателя рода Меровингов). Расселение, занятия и общественное устройство франков. Роль христианства в раннем Средневековье. Белое и черное монашество. Монастыри – как центры формирования новой культуры. Карл Великий. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.

Византийская империя и славяне. Особенности развития Византии. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов на Византию. Культура Византии. Развитие образования, научные знания, архитектура и живопись. Образование славянских государств. Занятия и их образ жизни. Славянские просветители – Кирилл и Мефодий.

Арабы в 6-11 веках. Природа и занятия населения Аравии. Возникновение ислама: Мухаммед – основатель ислама. Завоевания арабов. Распад Арабского халифата. Культура стран халифата. Образование, наука, литература, искусство. Значение культуры халифата.

Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни.

Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.

Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 века). Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении. Филипп 4 Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты. Что англичане считают началом своих свобод. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих 2 и его реформы. Великая хартия вольностей. Первый созыв парламента. Столетняя война. Причины и повод войны. Народная героиня Жанна д’Арк. Конец Столетней войны. Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха 7. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Понятие «реконкиста». Образование Испанского королевства.

Славянские государства и Византия в 14-15 веках. Гуситское движение в Чехии. Чехия в 14 веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Крестовые походы против гуситов. Конец Гуситских войн. Значение гуситского движения. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Гибель Византии.

Культура Западной Европы в Средние века. Образование и философия. Средневековая литература. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династий Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили ацтеки, майя и инки. Народы и государства Африки. Культура народов Африки.

Заключение. Мир в Средние века. Образ жизни, традиции и обычаи, культура Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы.

Введение в курс «История России (с древнейших времен до 16 века)». Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Зарождение земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Появление первых городов. Образование первых государств. Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны. Происхождение восточных славян. Хозяйство, быт и нравы, духовный мир и соседи восточных славян.

Русь в 9 – первой половине 12 века. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Образование государства. Захват Киева и путь «из варяг в греки». Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства. Борьба с древлянами и реформы Ольги. Походы Святослава. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Любеческий съезд. Правление Владимира Мономаха. Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура Руси. Повседневная жизнь населения.

Русь в середине 12 – начале 13 века. Политическая раздробленность на Руси. Роль церкви в условиях распада Руси. Государственное управление в период раздробленности. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Последствия раздробленности Руси. Территория Новгородской земли. Занятия новгородцев. Основные категории населения Новгорода. Политические особенности Новгородской земли. Культура Новгородской земли. Киевское. Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское княжества.

Русские земли в середине 13 – 14 веков. Образование державы Чингисхана. Начало завоевательных походов Чингисхана. Битва на реке Калке. Историческое наследие Монгольской империи. Батыево нашествие на Русь. Походы шведов и крестоносцев. Александр Невский и Невская битва. Ледовое побоище. Образование Золотой Орды. Народы, религии, экономика Орды. Ордынское владычество на Руси. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Литовское государство и Русь. Значение присоединения русских земель к Литве. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей. Союз Литвы и Польши. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Объединение русских земель вокруг Москвы. Поход Мамая на Русь. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине 13 – 14 веков.

Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 века. Московское княжество в первой половине 15 века. Василий 1. Междоусобная война второй четверти 15 века. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине 15 века. Русская православная церковь в 15 – начале 16 веков. Человек в Российском государстве второй половины 15 века. Особенности культурного пространства единого русского государства 15 – начала.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты. 

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся
следующие убеждения и качества в сфере:

патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно - нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с
природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления
об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к
новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного
ответа на природные и социальные вызовы.

Метапредметные результаты. 

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях в сфере:

умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;

умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;

смыслового чтения;

умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

формирования и развития компетентности в области использования информационно -коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;

формирования и развития экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

Предметные результаты:

Предметными результатами освоения программы являются:

формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской
истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической,
политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта
историко - культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений,
современных глобальных процессов;

формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире;

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического
опыта России и человечества;

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Наименование разделов/тем

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды и формы контроля

Эл./цифровые источники

Всего

Контр.

Практич.

1.

Становление Средневековой Европы.

7

0

0

01.09.202223.09.2022

Давать характеристику происхождения и смысла понятия «история», типов и видов исторических источников, определять столетие, тысячелетие, от хронологию ориентироваться во временных рамках Средних веков, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели определять понятия: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, великое переселение народов. называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы. описывать жизнь франков. понять отношения франкских королей и христианской церкви определять понятия: династия, графы, титул, классы. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя. определять понятия: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. давать оценку Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого определять понятия: миниатюра, Каролингское Возрождение, капелла, пергамен, Получат возможность научиться: анализировать особенности культурного развития Западной Европы раннего средневековья

Устный опрос. Письменный контроль. С/Р по разделу.

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

2

Византийская Империя и славяне в 6 – 11 вв.

4

0

1

26.09.202207.10.2022

определять понятия: евразийское государство, скипетр; определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи. Критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную определять понятия: евразийское государство, скипетр; определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру. Определять влияние христианства на развитие византийской культуры.

Устный опрос. Письменный контроль. Творческое задание

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

3.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Крестовые походы

5

0

0

17.10.202204.11.2022

Определять понятия: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия натуральное и товарное хозяйства. описать развитие торговли в средние века определять понятия: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена; излагать подготовленную информацию; называть основные различия между православной и католической церковью. определять понятия: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.

Устный опрос. Письменный контроль. С/Р по разделу.

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

4.

Образование централизованных государств в Западной Европе 11 – 15 вв.

7

0

1

31.10.202202.12.2022

Определять понятия: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно -представительная монархия; называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов. определять понятия: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента; извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника; аргументированно объяснять, почему англичане считают великую хартию вольностей началом своих свобод. определять понятия: партизанская война; называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать собственную оценку личности Жанны д`Арк определять понятия: централизованное государство, диалект; определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого; давать личностную характеристику данным королям
определять понятия: реконкиста, аутодафе; называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, называть христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей. определять понятия: булла, гвельфы, гибеллины, город - государство, тирания; объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров, называть причины экономического и культурного процветания городов Италии

Устный опрос. Письменный контроль. Творческое задание С/Р по разделу.

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

5.

Славянские государства и Византия в 14 -15 вв. Культура Западной Европы в Средние века.

8

0

1

05.12.202230.12.2022

Определять понятия: гуситы, умеренные, табориты, сейм; называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения. определять понятия: турки - османы; называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания определять понятия: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика; называть выдающихся деятелей культуры XI-XV веков, называть главные учебные заведения средневековой Европы, обсуждать систему обучения в эпоху средневековья определять понятия: рыцарская литература, рыцарские романы, городская литература; называть наиболее значимые произведения средневековой литературы и их авторов, давать собственное толкование определению «городская литература»; владеть монологической и диалогической формами речи определять понятия: астролябия, каравелла домны; характеризовать основные достижения средневековой науки, обосновывать связь роста городов, торговли и производства с развитием науки; владеть монологической и диалогической формами речи

Устный опрос. Письменный контроль. Творческое задание С/Р по разделу.

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

6.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

2

0

0

09.01.202313.01.2023

Определять понятия: династия, иглоукалывание, Варны, касты, брахман, раджа, мавзолей; характеризовать специфику развития Индии, Китая и Японии в Средние века, составлять сравнительные характеристики социально - экономического развития стран Западной Европы и Востока рассказать о колониальном движении; давать характеристику понятиям «колониальный захват» и «колония»; называть народы Азии, Африки и Америки, называть особенности их цивилизаций. использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения и Интернете под руководством педагога

Устный опрос. Письменный контроль

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

7.

История России. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

4

0

0

16.10.202327.01.2023

Использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения и Интернете под руководством педагога самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели овладеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию; описать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; понять взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий; изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

Устный опрос. Письменный контроль.

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

8.

Русь в 9 – первой половине 12 вв.

9

0

0

30.01.202310.03.2023

Определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, Рось; называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат; давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата определять термины: индоевропейцы, подсечно - огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение; показывать на карте расселение восточных славян; называть восточнославянские племена, их занятия и верования определять термины: государство, народ, народность; показывать на карте первые русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников определять термины: христианство, единобожие; анализировать причины принятия христианства, характеризовать политику Владимира, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития русских земель определять термины: Русская правда, династический брак, усобица; характеризовать политику Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, извлекать полезную информацию из исторических источников определять термины: вече, колонизация, народное ополчение, язычество; извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать быт и нравы восточных славян определять термины: граффити, житие, миниатюра, мозаика, фреска; характеризовать черты культуры стран Европы, выделять особенности культуры Руси.

Устный опрос. Письменный контроль.

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

9.

Русь в середине 12 – 13 вв.

4

0

0

06.03.202324.03.2023

Различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя) определять причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников. определять имена выдающихся владимиро - суздальских князей давать определения терминам: вече, республика, монументальный; выделять особенности управления Новгородской республикой, формулировать причинно -  следственные связи влияния географического положения на занятия населения, характеризовать особенности республиканского правления; описывать основные достижения Александра Невского.

Устный опрос. Письменный контроль. С/Р по разделам 7,8,9.

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

10.

Русские земли в середине 13 – 14 вв.

10

0

1

20.03.202328.04.2023

Определять термины: раздробленность, кочевники; давать общую характеристику отношениям Руси с другими странами, характеризовать роль церкви в условиях распада Руси показывать на карте территорию Монгольской империи; характеризовать причины военных успехов Чингисхана; выделять положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии. использование сведений из исторической карты как источника информации сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры определять понятия: улус, хан, ярлык; рассказать об устройстве золотой орды; определять термины: стан, фураж, иго, дань; показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь; выделять основные события в хронологическом порядке. рассказывать о взаимоотношениях Руси и Ливонского княжества определять термины: слобода; анализировать причины возвышения Московского княжества, характеризовать особенности политики первых московских князей, понимать значение исторической личности Ивана Калиты. определять влияние Москвы на борьбу против Ордынского владычества; рассказать об объединении Руси вокруг Москвы; определять термины: стан характеризовать личность и деятельность князя Дмитрия Донского, описывать по карте Куликовское сражение, выделять значение победы на Куликовом поле для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы

Устный опрос. Письменный контроль. Творческое задание.

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

11.

Формирование единого Русского государства.

10

0

0

24.04.202326.05.2023

Работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую информацию, обобщать факты; составлять план, формулировать и обосновывать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи познакомятся с политической географией русских земель, получат навыки работы с картой. определять термины : поместье, помещик, служилые люди; выделять изменения в системе землевладения, характеризовать развитие ремесла и торговли, понимать значение политики Василия I для дальнейшего развития Руси, работать с картой.
отработать умение логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием находить на карте ближайших соседей московского государства; выделять земли, присоединённые при Иване III. определить влияние православной церкви на жизнь русского государства давать характеристику русского дома, называть предметы одежды; описывать русскую архитектуру XVI века, и отличать её от архитектуры других стран; называть самые значительные памятники литературы, живописи и

архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников. ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу, критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Устный опрос. Письменный контроль. С/Р по разделам 10,11.

http://resh.edu.ru/
http://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
http://intermeturok.ru/
http://datalesson.ru/
http://olimpium.ru/
http://.infourok.ru/

Общее количество часов по программе 68, практических занятий 4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Обязательные учебные материалы для ученика

Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2018 - 2021 - Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2018-2021

Методические разработки для учителя

Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2018 - 2021 - Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2018-2021

Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2020. 2. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс », М., «Сфера», 2019 г. 7. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2020 г. 8. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2012 г.;

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы интернет

http://resh.edu.ru/

http://uchi.ru/

http://www.yaklass.ru/

http://intermeturok.ru/

http://datalesson.ru/

http://olimpium.ru/

http://.infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (11 класс 2022-2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (11 класс 2022-2023)...

Рабочая программа "Математика 5 класс 2022-2023 г.г."

Рабочая программа по математике 5 класса по новым ФГОС СОО 2022-2023 г.г....

Рабочие программы 5, 7 класс 2022-23 уч.г

Рабочая программа по биологии 5  класс 2022-23 учебный год...

Рабочая программа математика 5 класса 2022-2023

Рабочая программа "Математика 5 класса 2022-2023" по новым ФГОС...

рабочая программа для 2 класса 2022-2023 г

рабочая программа  для 2 класса 2022-2023 г...

рабочая программа для 3 класса 2022-2023 г

рабочая программа  для 3 класса 2022-2023 г...

рабочая программа для 4 класса 2022-2023г

рабочая программа для 4 класса 2022-2023г...