Смута
презентация к уроку по истории (7 класс)

Клочкова Нина Валерьевна

Презентация может быть использована на уроках истории в 7 классе. Содержит информацию о важном историческом событии в истории нашей страны — Смутном времени. Презентация разработана в соответствии с ФГОС. данная разработка способствует развитию интереса, активизации познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smuta.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смута Часть урока, разработанная по ФГОС. Клочковой Н.В., Учитель МБОУ СОШ № 77 им. С. И. Петрушко И.Е. Репин Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 Сергей Блинков. Царевич Дмитрий.

Слайд 2

1. Дайте определение слову «Смута». Мятеж, раздор, беспорядок, народные волнения… 2. Поставьте вопрос, на который необходимо ответить после изучения темы. Почему этот исторический период получил такое название? Оправдано ли оно? 3. Определите план, по которому стоит изучать тему? Причины Основные этапы и события Последствия

Слайд 3

Причины Смуты 1. Определите группы причин, по которым стоит рассматривать Смуту? Экономические Социальные Политические Духовные 2. Выделите среди них самую главную группу причин? Политические

Слайд 4

Политические причины 1. Вспомните, что случилось с каждым из сынов Ивана Грозного. 2. Назовите последнего представителя династии Рюриковичей. 3. Определите, кем был Борис Федорович Годунов? 4. Охарактеризуйте русскую систему престолонаследия. Вспомните, какие еще были на Руси системы престолонаследия. 5. Были ли на Руси варианты легитимной, законной, власти? 6. Сделайте вывод: в чем заключалась основная причина Смуты?

Слайд 5

Федор Иванович с супругой Ириной Федоровной Годуновой

Слайд 6

Причины Вам предложено стихотворение К. Бальмонта Определи название источника, его вид, автора, место и время создания. Сформулируй основную идею всего текста (о чем идет речь?) Извлеки последовательно из текста информацию. Итак, определи причины Смуты.

Слайд 7

В глухие дни Бориса Годунова, Во мгле Российской пасмурной страны, Толпы людей скиталися без крова, И по ночам всходило две луны. Два солнца по утрам светило с неба, С свирепостью на дольный мир смотря. И вопль протяжный: "Хлеба! Хлеба! Хлеба!" Из тьмы лесов стремился до царя. На улицах иссохшие скелеты Щипали жадно чахлую траву, Как скот,- озверены и неодеты, И сны осуществлялись наяву. Гроба, отяжелевшие от гнили, Живым давали смрадный адский хлеб, Во рту у мертвых сено находили, И каждый дом был сумрачный вертеп. От бурь и вихрей башни низвергались, И небеса, таясь меж туч тройных, Внезапно красным светом озарялись, Являя битву воинств неземных. Невиданные птицы прилетали, Орлы парили с криком над Москвой, На перекрестках, молча, старцы ждали, Качая поседевшей головой. Среди людей блуждали смерть и злоба, Узрев комету, дрогнула земля. И в эти дни Димитрий встал из гроба, В Отрепьева свой дух переселя . Константин Бальмонт В глухие дни Предание

Слайд 8

Причины

Слайд 9

Причины

Слайд 10

Основные события. Царствование Лжедмитрия I Возврат к стихотворению Бальмонта. Прочитай последние 2 строки стихотворения. Определите, о ком идет речь? В июне 1605 г. Лжедмитрия провозгласили царем. Прочитайте характеристику Лжедмитрия I российского историка В.О. Ключевского. Попробуйте определить первые шаги Лжедмитрия. Выявите причины неприязни бояр к Лжедмитрию I .

Слайд 11

В.О. Ключевский о Лжедмитрии I (* тект в учебнике)

Слайд 12

Марина Мнишек и Лжедмитрий I Посмотрите внимательно на изображение. Охарактеризуйте внешний вид Марины Мнишек. Вспомните, как выглядели русские царицы (с изображением Ирины Годуновой). Определите вероисповедание Марины Мнишек. Подумайте, как относилось к Марине Мнишек русское боярство? Почему?

Слайд 13

Боярский заговор В ночь на 17 мая 1606 г. Лжедмитрий I был убит. Во главе заговора стоял Василий Шуйский . Найдите в тексте учебника способ прихода к власти Василия Шуйского. Вспомните, кто таким же образом был избран на царство?

Слайд 14

Выступление Ивана Болотникова Определите план изучения любого выступления. Причины Люди и события Итоги Определите причины народных выступлений, опираясь на документ: «Записки немецкого участника восстания Болотникова ». Определите хронологические рамки выступления И. Болотникова . Определите основных участников событий. Опираясь на текст учебника, документа, охарактеризуйте их. Опираясь на текст учебника и карту назовите основные события выступления Ивана Болотникова . Расскажите об этом выступлении. Определите итоги выступления Болотникова . *Карта в атласах на партах

Слайд 15

«Из записок немецкого участника восстания Болотникова » (*есть в учебнике)

Слайд 16

«Из записок немецкого участника восстания Болотникова» (раздаточный материал) Определите названия источника, его вид, автора и время создания. Прочти текст по абзацам, выдели незнакомые слова и названия, выясни их значение (используется словарь в учебнике, а также толковый словарь на уроке, иногда современные технологии – словари в интернете) Сформулируй основную идею всего текста. Извлеки из текста информацию Об обстоятельствах, которые побудили И. Болотникова выступить против московского правительства. Характеризующую личность Ивана Болотникова . Оцени, можно ли считать сведения документа достоверными. Подумай, как их можно включить в изучение истории.

Слайд 17

Контурная карта * Контурная карта лежит на партах, элемент соревнования «Кто быстрее выполнит задание»

Слайд 18

Примерные ответы Определите план изучения любого выступления. Причины Люди и события Итоги Рассмотрите карту, выявите события, которые были после смерти Лжедмитрия I . – крестьянские выступления Определите причины выступления Болотникова , опираясь на документ (поверил, что царевич Дмитрий жив, присягнул Лжедмитрию). Когда началось выступление Болотникова , когда закончилось. 1606 – 1607 гг. Определите основных участников событий. Опираясь на текст учебника, документа, охарактеризуйте их. (Иван Болотников, «царевич Петр», Василий Шуйский) Опираясь на текст учебника и карту отметьте на контурной карте основные события Выступления Ивана Болотникова . Расскажите об этом выступлении. Поход на Путивль, подошли к Москве к осени 1606 г. – лагерь в Коломенском, битва у Коломенского – поражение Болотникова , 1606 г. – осада Калуги царскими войсками – поражение; 1607 г. – осада Тулы царскими войсками – поражение; поход отряда «царевича Петра» для соединения с Болотниковым – май – поражение Болотникова под Каширой – укрылся в Туле – 10 октября сложил оружие Определите итоги выступления Болотникова . Поражение Болотникова (сослан в монастырь, где был ослеплен и утоплен), «царевич Петр» был повешен, но большинство повстанцев отпущено

Слайд 19

Основные участники событий Лжедмитрий I Иван Болотников Лжедмитрий I Портрет из замка Мнишков в Вишневце http://dolis.com.ru/shapka-monomaha http://all-russia-history.ru/vosstanie-ivana-bolotnikova/

Слайд 20

Домашнее задание Параграф 12. Подготовить рассказ о Лжедмитрии II и его судьбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Завершение Смуты в России"

Разработка урока для 10 класса и презентация к нему....

Урок истории на тему: " Смута. Лжедмитрий II"

Цель:  Рассмотреть и выявить сущность Смутного времени и его значение в истории России.Задачи:Образовательные:на основе документального и другого материала определить причины, сущность и ит...

Дидактический материал по теме "Смута. Кризис общества и государства"

Раздаточный материал для проверки знаний 2-4 учеников 10 класса в начале урока (карточки), можно применить в качестве диагностического теста для всего класса в конце 2 урока по изучению темы "Смутное ...

Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".

Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....

Россия после Смуты

Презентация, сопровождающая урок по данной теме...

задания для учащихся 7 классов по теме "Смута"

Предлагаю вашему вниманию задания по теме "Смута".Здесь представлены выдержки из исторических документов.предполагается организовать работу учащихся по группам, где они отвечают на вопросы по тексту.В...

Россия на рубеже XVI-XVII веков Тема урока: Смута

Компетентностно-ориентированный урок по истории России в 7 классе. Тема: Смута....