Технологическая карта урока «Идеология Британского доминирования в XIX в.»
план-конспект урока по истории (9 класс)

Сегодня в школе наряду с Отечественной историей важное место занимает история всеобщая. При этом важно учитывать, что, изучая историю всего человечества, особое внимание должно уделяться изучению места и роли русского государства во всемирно-историческом процессе. Эта тесная связь должна позволить учащимся получить полное представление об историческом процессе, ведь понимая, что происходило в процессе мирового исторического развития, учащие смогут понять и оценить события отечественной истории.

Историческое образование в школе оказывает серьезное влияние на развитие общей культуры, приобщая к мировым и отечественным культурно-историческим традициям.

Автор данной методической разработки выступает за синхронное изучение Всеобщей и Отечественной истории, предполагая, что такое изучение будет способствовать как лучшему усвоению событий Всеобщей истории, так и более глубокому осмыслению фактов русской истории в их общей связи.  Но данное соединение курсов двух историй не должно быть механическим – в рамках школьной программы нет возможности так же детально и глубоко изучать мировую историю, как российскую. Но она может дать представление о том общем, что можно выделить в истории человечества, и о том, какой вклад внесли каждый народ и нация, детально рассмотрев вклад России в рамках курса отечественной истории. Отрывая историю России от всемирной, можно получить такую историческую картину у учащихся, где мир отдельно, а Россия отдельно. На уроках автора часто неподдельное изумление у учащихся вызывает синхронизация исторических событий, например, тот факт, что мушкетеры Дюма, кардинал Ришелье и герцог Бэкингэм жили в тот же век, что и царь Михаил Романов, протопоп Аввакум или Стенька Разин.

Таким образом, перед курсом Всеобщей истории стоит важная задача – помимо формирования общих представлений о важнейших исторических процессах и т. п., дать учащимся увидеть особенности российской истории.

В 9-х классах, перешедших на линейно-хронологическую систему, изучаются как мировые, так и отечественные события XIX – начала XX в. (до 1914 г.). Это особый век в истории человечества, который выступает предысторией современности. Именно в этот век на смену традиционному обществу приходит общество индустриальное, а в рамках этого перехода утверждается капитализм и рыночная экономика. Расширяя свои колониальные владения, западный мир заодно приходит к мысли о своей доминирующей роли не только в политике или экономике, но и в культуре. Понятия «цивилизованный мир» и «Запад» в головах многих европейцев становятся синонимами (что не редкость и сегодня). Имперская идея и колониализм становятся важнейшими элементами массовой культуры.  При этом радикализируются взгляды как научного сообщества, так и остального общества, как, например, это происходило в вопросах изучения рас: среди европейцев получает популярность идея расового превосходства с необходимостью распространять свои цивилизационные достижения среди менее развитых рас. Все эти процессы как нельзя лучше может проиллюстрировать история Британской империи. Ведь в XIX в. это ведущая колониальная мировая держава, наиболее развитая с экономической, политической, социальной точки зрения, с богатой культурой. Все важнейшие мировые процессы в XIX в. происходили с участием этой страны. Поэтому в конце изучения курса Всеобщей истории XIX – начала XX в. целесообразно провести повторнообобщающий урок нетипичной формы. Именно разработку такого урока предлагает автор.

Методическая разработка урока согласуется с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Целью урока выступает личностный результат учащихся, поэтому в основу разработки положен системно-деятельностный подход. На уроке предполагается использование элементов ТРКМ, ИКТ, с учетом возрастных особенностей. Из ТКРМ взяты такие приемы, как составление кластера, «инсерт», обязательная работа в группах.

Важнейшей целью данного урока является не просто проследить развитие империализма в XIX в. на примере крупнейшей империи мира – Британии, но и сделать это на высоком уровне обобщения, систематизации учебного материала, установление логической связи между новым и ранее изученным материалом. Для успешной работы на уроке учащиеся должны будут применить уже полученные знания не только в рамках Всеобщей, но и отечественной истории. Ведь многие события XIX в. невозможно представить без соперничества или сотрудничества этих двух империй – Великобритании и России. 

Разработка урока выполнена в виде технологической карты – формы, которая наиболее подходит для планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_tehkarta.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Идеология Британского доминирования в XIX в.»

Учитель: Абраменко М. В.____                            

Предмет: Всеобщая история________

Класс: 9________                         

Тема урока: Идеология Британского доминирования в XIX веке

Направленность выбранного урока: урок-открытие нового материала

Число уроков в цикле (учебном блоке, разделе) по данной теме: _____4___________________

Цель урока: изучить развитие империализма в 19 веке на примере крупнейшей империи мира – Британии.

Задачи урока: - актуализация и конкретизация знаний учащихся об империализме;

- формирование умения применять полученные знания на практике;

- формирование знаний о причинах, проявлениях, последствиях империалистической политики Британии;

- получение представления об идеологических основах британского империализма.

Оборудование (в том числе расстановка мебели): На доске висит карта мира (начало XIX в.), распечатаны портреты Р. Киплинга, С. Д. Родса, А. Конан Дойла. На экран выведена презентация «Британский империализм». Учащимся розданы карточки с текстами

План урока

№ этапа урока

Название

Этапа урока

Время, мин

Цель

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Возможные трудности

/варианты их решения

1

Организационный

момент

2 мин

Подготовить эмоционально и психологически й учащихся. Создать положительную атмосферу урока

Фронтальная работа

Здравствуйте, ребята. Прошу садиться. Дежурный продиктует мне имена отсутствующих.

Проверка готовности

Проверить свою готовность к уроку (тетрадь, ручку, учебник, дневник)

2.Дежурный перечисляет имена отсутствующих

 

Самоконтроль готовности

Сообщают о готовности к уроку

Некоторые дети, возможно, не успели подготовиться к занятию – дать им возможность подготовиться, пока дежурный перечисляет отсутствующих

2

Опрос домашнего задания

4 мин

Цель: проверка знаний учащихся

Фронтальный опрос домашнего задания (индивидуально-устный)

1.Назовите политическое устройство Германии? 2.Расскажите о достижениях О. Бисмарка для Германии. 3.Перечислите факторы, обеспечивающие Германии быстрое развитие. 4.Система власти в Германской империи.

Приблизительные ответы учащихся:

1. Государственное устройство Германской империи -1814 г.- Венский конгресс, а также германский союз – 35 суверенных монархии и 4 вольных города. В августе 1866 года- северогерманский союз – 22 государства и Пруссия. 2. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815-1898)- называли Железным канцлером. Происходил из старинного рода. В 1859-1862 гг. Бисмарк был послом Пруссии в России. В1862 г. назначен на пост канцлера. Став канцлером, он шел твердыми шагами к своей цели- германскому национальному единству и получил прозвище «железный канцлер». 3. Модернизация в экономике. Модернизация- это изменение в соответствии с требованиями современности. Факторы, обеспечившие Германии быстрое развитие: Победа во Франко-Прусской войне; Создание единого внутреннего рынка; Внедрение передовых технологий; Милитаризация экономики.   4. Системой власти в Германской империи был таков: Император, Правительство (рейхсканцлер), парламент (рейхстаг). Верхняя палата и нижняя палата  

Некоторые дети могли не подготовиться к опросу – четко проговорить возможность и сроки исправления оценки

3

Этап мотивации (целеполагания)

10 мин

Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Вводная беседа с учениками о Британской империи в XIX в. Установочная лекция 

Как вы думаете, почему период истории Британии в 19 веке носит название «имперского»?   Выписать в тетрадь в ходе прослушивания лекции, следующие пункты: 1) Дату начала и конца «Имперского периода»; 2) «Мастерская мира» 3) «+» и «-» промышленной революции

Обсуждение и предоставление вариантов ответов учеников. 1) Название связанно с периодом наибольшего расцвета Британии как империи.   1)  1815—1914 гг. 2) Британия стала высокопроизводительной страной, оставившей далеко позади другие европейские государства. Британия заслужила титул «мастерской мира». Передовые позиции в промышленном производстве сохранялись вплоть до конца XIX – начала ХХ веков. 3) + выросло число заводов, складов, магазинов. Прирост населения, разрастание городов, страна покрыта сетью ж/д. - антисанитария, детский труд, низкие зарплаты, плохие условия труда, долгий рабочий день.

Возможно, учащиеся забыли материал предыдущего года, а именно тему «Начало промышленного переворота». Напомнить о главных положениях темы.

4

Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

3 мин

Цель: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий

4.Постановка учебной задачи

На какой вопрос мы должны с вами ответить, чтобы узнать каков результат политики Великобритании к началу Первой мировой войны?   План урока: 1.Особенности «Имперского периода»; 2.Идеология империализма; 3.Великобритания: основные этапы становления империи в XIX в.

Обсуждение в классе, учащиеся предлагают варианты вопросов

В случае затруднения с постановкой проблемного вопроса, плавно подвести к вопросу «Каков был экономический и военный потенциал Британии к 1914 году?»

5

 Решение учебной задачи (проблемного вопроса)

12 мин

Цели: подвести учащихся к пониманию политического развития Великобритании в XIX веке.

Заполняют таблицу «Великобритания в XIX в».   Предполагаемый ответ: Замедление темпов развития промышленности, вывоз капитала, снижение конкурентности товаров на мировом рынке,

 Решение учебной задачи (проблемного вопроса) Время: 12 мин Цели: подвести учащихся к пониманию политического развития Великобритании в XIX века.

Этап I. Инструктаж. Учитель дает и объясняет задание. Этап II. Помогает заполнять таблицу: «Великобритания в XIX в».   Организует работу в классе. Предоставляет ресурсы для работы. Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск.   Этап III. Оценочный (текущий контроль).

  1. Работа с карточками: анализ высказываний Р. Киплинга, С. Д. Родса и А. Конан Дойла
  2. Как осуществлялась международная политика в Имперский период?  

Для ответа на данный вопрос учащиеся вспоминают уже пройденные события: наполеоновские войны, Большую игру, Крымскую войну, противостояние с Францией в Африке, Англо-бурскую войну.

 

Затруднения – вспомнить материал предыдущих уроков. Решаем с помощью карты – показываем на страну или территорию и интересуемся тем, какой конфликт здесь был.

6

Осознание и осмысление нового материала (Итоговое закрепление)

5 мин

Цель: зафиксировать изученное учебное содержание

Кластер «Политика Британии в имперский период»

Дает задание. Составление кластера тему: «Политика Британии в имперский период»

Составить кластер на тему: «Политика Британии в имперский период».

Предполагается обработать большой объем информации - направляем учащихся

7.

Рефлексия.                                                   

3 мин

Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.

Организует осмысление и корректирует приобретённые знания.

Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов, достигнутых на уроке.

Познавательная рефлексия; Психологическая рефлексия.

Некоторые учащиеся могут показать отсутствие знаний по пройденному материалу, им рекомендуется выдать домашнее задание по данной теме.

8.

Домашнее задание        

: 2 мин

Цель: обсудить и записать домашнее задание

Поясняет домашнее задание

Записывают домашнее задние

Проследить, чтобы учащиеся записали домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

технологическая карта урока "Война за независимость британских колоний. Образование США."

технологическая карта урока "Война за независимость британских колоний. Образование США."  Групповая форма работы. К технологической карте прилагаются  задания по группам и документы....

Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Пример технологической карты урока английского языка 6 класс тема "Британские праздники" ФГОС УМК "Английский в фокусе"

Пример технологической карты урока английского языка 6 класс тема "Британские праздники" ФГОС  УМК "Английский в фокусе"....

Технологическая карта урока "Обсуждение сувениров для британских школьников".

Технологическая карта разработана для обучающихся 5 класса по УМК Биболетова М.З. И др. "Enjoy English 5". Урок получения новых знаний. По общему сценарию учебника ребята готовятся к поездке в Британи...