Конспект урока по истории 5 класс. Родовые общины охотников и собирателей.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Конспект урока по истории 5 класс. Родовые общины охотников и собирателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodovye_obshchiny_ohotnikov_i_sobirateley.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

1. Когда появились на Земле первобытные люди?

2. Где жили древние люди?

3. Как выглядели первобытные люди? (Сравни облик с современным человеком)

4. Что такое орудие труда?

5. Из чего изготавливались орудия труда древними людьми?

6. Назовите основные орудия труда древнего человека.

7. Чем отличались древние люди от животных?

8. Какие занятия существовали у первобытных людей?

9. На кого охотились?

10. Что собирали?

11. Как люди овладели огнем?

12. Что дал огонь первобытным людям?

Работа по карточкам.

Записать тему урока. Слайд 2.

Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. около 100 тыс. лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около 2 км. Слайд 3.

Что же помогло первобытным людям выжить в суровых климатических условиях?

Прочитать пункт 1 и найти ответ на вопрос и записать. Слайд. 4.

2. Охота стала важнейшим занятием. Слайд 5, 6, 7, 8

- ( сл. 6) Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали палки- длинные и прочные, при помощи рубила их заостряли, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне.

- Потом появился острый каменный наконечник. Его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Новое изобретение стало надёжным оружием в борьбе со зверями. Много тысяч лет охота на крупных животных доставляла людям мясо, шкуры и кости.

- Рассмотрите рис. на стр. 14- опишите процесс охоты древних людей

Слайд 9.

- Действуя слаженно дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на земле,— на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт— огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью сильно изогнутыми бивнями. На тропах к водопою люди вырывали несколько ям-ловушек. При этом пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежних мамонтов.

Слайд 10. Землю относили в сторону на шкурах животных. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку, но могли поступить иначе: поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам.

- Что давала охота людям?  

- Как шили древние люди одежду? Внутреннюю сторону шкуры очищали каменными скребками от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами животных.  

- на кого же охотились древние люди?

- Почему самой желанной добычей был мамонт?

Зарисовать орудия труда.

3. Родовые общины.  Слайд 11,12,

- В процессе приспособления люди объединялись в сплоченные коллективы – родовые общины.  

( сл. 10) Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.

-  В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.

- ( сл. 12) В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи.

- Сохранялось разделение труда по полу и возрасту. Мужчины занимались охотой, женщины – собирательством. Дети помогали женщинам, при этом мальчики постепенно осваивали навыки, необходимые для охоты. Старики и калеки, неспособные заниматься охотой или собирательством, присматривали за детьми, воспитывая и обучая их.

- Существовал так же географический принцип разделения труда. В южных областях, где большую часть года было тепло, преобладало собирательство, сочетавшееся с охотой, а на севере возрастала роль охоты и рыболовства.

( сл. 13) – схема - зарисовать

-( сл. 14)  Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство, т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой.

Основную добычу первобытных людей составляли мамонты, быки, олени, лошади и другие копытные. Охота на крупных животных велась коллективно, посредством облавы и загона. Помимо различных видов оружия так же использовались арканы и ловчие ямы. На севере Европы была распространена  охота на морского зверя: нерпу, моржей и т.д. Большую роль в добыче пищи играла рыбная ловля. На стоянках людей были найдены изображения и кости рыб, а так же орудия лова.

    4. Лук и стрелы. Слайд 13.

- Около 10 тысяч лет назад во время последнего похолодания Вислинского ледникового периода погибли многие крупные травоядные, такие как мамонты и шерстистые носороги. Людям вновь пришлось изменить свой рацион.

( сл. 14) Какое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.

-  Для охоты на мелких животных, юрких и быстрых, тяжелые копья и гарпуны были неподходящим оружием. Поэтому были созданы новые орудия для охоты: метательные копья, бумеранги и лук со стрелами. С этими орудиями охота упрощалась, сокращалось количество несчастных случаев, приводившее к травмам и гибели людей, не редких при охоте на крупных животных. Рацион питания людей вновь расширился.  

- ( сл. 15) Примерно в это же время начинается процесс приручения и одомашнивания диких животных. Как полагают исследователи, одним из первых ставших служить человеку животных, была собака. Ученым в точности неизвестно, как была приручена собака. Предполагают, что одомашненные волки, привыкшие жить рядом с человеком стали помогать охотникам в добывании пищи, а так же научились защищать жилища людей от хищников.

Вывод: Таким образом, осваиваясь в окружающем мире, люди научились действовать сообща. Сложился первый коллектив людей -  родовая община. Были изобретены новые способы охоты с помощью лука и стрел. Произошло разделение труда между мужчинами и женщинами, обеспечившее выживание человеческих коллективов.

Слайд 14. - Последующее развитие охоты приведет к одомашниванию большего количества животных и созданию первобытного скотоводства, а собирательство породит земледелие.

Заполнить таблицу «Родовые общины охотников и собирателей»

Вопросы для сравнения

Община собирателей

Община охотников

Главное занятие

(собирательство)

(охота)

Орудия труда

(палка-копалка, скребки, рубило)

(копьё, копьё с остроконечником из камня, гарпун)

Главная роль в общине принадлежала

(женщине)

(мужчине)

Д\з: Читать параграф 2;

Составьте исторический рассказ о жизни древних людей, используя слова: весло, гарпун, лодка, река, рыба, речные пороги;

Составьте исторический рассказ о жизни древних людей, используя слова: копьё, шкура, лук, стрелы, мамонт, обрыв.

Работа по карточкам

Древнейшие люди

А1. Как называют людей, живших до изобретения письма и первых государств?

1) доисторическими

2) первобытными

3) древними

4) примитивными

А2. Когда согласно археологическим находкам, на Земле появились первые люди?

1) более 2 млн. лет назад

2) более 1,5 млн. лет назад

3) более 1 млн. лет назад

4) более 3 млн. лет назад

А3. Из чего древние люди изготавливали первые орудия труда?

1) из камня

2) из бронзы

3) из меди

4) из железа

А4. Благодаря какому открытию, сделанному древними людьми, они перестали бояться диких животных?

1) копья

2) гарпуна

3) колеса

4) огня

А5. Назовите основное занятие первобытного человека

1) земледелие

2) бортничество

3) собирательство

4) огородничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории в 5 классе "Родовые общины охотников и собирателей" ФГОС

Презентация урока истории в 5 классе "Родовые общины охотников и собирателей" ФГОС...

Конспект урока истории. 5 класс. Родовые общины охотников и собирателей

Урок: история Древнего мираКласс: 5классДата урокаТема урока  Родовые общины охотников и собирателейТип урока  Комбинированный урокЦель урока:     создание условий для оп...

план - конспект урока истории "Родовые общины охотников и собирателей"

План - конспект урока истории в 5 классе по теме "Родовые общины охотников и собирателей"...

Конспект урока по истории древнего мира в 5 классе по теме : "Родовые общины охотников и собирателей"

Учитель    Терехова Виктория ПетровнаТема урока: "Родовые общины  охотников и собирателей"Цель урока: сравнить внешний вид, занятия, орудия труда, образ жизни древнейших людей и лю...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Родовые общины охотников и собирателей"

Презентация "Родовые общины охтников и собирателей" поможет пятиклассникам выявить и охарактеризовать изменения в жизни первобытных людей, а также проследить взаимосвязь между совершенствова...

презентация для уроков истории 5 класса по теме "Родовые общины охотников и собирателей"

Презентация может быть использована для организации работы с обучающимися 5 класса, по учебнику История Древнего мира. 5 класс. Автор(ы): Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...