Конспект урока истории. 5 класс. Родовые общины охотников и собирателей
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Урок: история Древнего мира

Класс: 5класс

Дата урока

Тема урока  Родовые общины охотников и собирателей

Тип урока  Комбинированный урок

Цель урока:     создание условий для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделения основных признаков родовой общины Задачи:

Образовательная :   сформировать потребность в знаниях о расселении  древнейших людей  и его особенностях,понять, почему человек выжил в ледниковый период, характеризовать генезис изменения быта, занятий, выделить черты родовой общины.

Развивающая:  научить   применять понятийный аппарат, использовать различные источники (текст, иллюстрации ),  использовать карту как исторический источник, выявлять причинно-следственные связи.

Воспитательная:  -   способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений для познания современного общества и его будущего. Формы и методы обучения: проблемного обучения, педагогика сотрудничества,   критического мышления  («Фишбоун»)

Индивидуальная, фронтальная,  в малых  группах

Основные термины и понятия:  скребок, проколка, копье с каменным наконечником, гарпун, родовая община, лук, стрелы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_urok_rodovye_obshchiny.docx55.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: история Древнего мира

Класс: 5класс

Дата урока

Тема урока  Родовые общины охотников и собирателей 

Тип урока  Комбинированный урок 

Цель урока:     создание условий для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделения основных признаков родовой общины Задачи:

Образовательная :   сформировать потребность в знаниях о расселении  древнейших людей  и его особенностях,понять, почему человек выжил в ледниковый период, характеризовать генезис изменения быта, занятий, выделить черты родовой общины.

Развивающая:  научить   применять понятийный аппарат, использовать различные источники (текст, иллюстрации ),  использовать карту как исторический источник, выявлять причинно-следственные связи.

Воспитательная:  -   способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений для познания современного общества и его будущего. Формы и методы обучения: проблемного обучения, педагогика сотрудничества,   критического мышления  («Фишбоун»)

Индивидуальная, фронтальная,  в малых  группах

Основные термины и понятия:  скребок, проколка, копье с каменным наконечником, гарпун, родовая община, лук, стрелы

Планируемые образовательные результаты: 

- Учащийся научится описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей.

- Учащийся сможет научиться работать в малых группах: по материалам параграфа, рабочих листов составлять простые схемы.

Предметные: (знания, умения, представления)

- научатся показывать на карте места расселения первобытных людей, устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в климате и развитием человека; называть и характеризовать новые изобретения человека, выделять признаки родовой общины.

Личностные: (личностные УУД)

воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки

 

Метапредметные:

-познавательные: использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

- регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий

 коммуникативные УУД: действия, направленные на структуирование информации по данной теме, готовность к сотрудническтву с соучениками, коллективной работе

содержание

примечание

1

Организационный момент Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока. 

2

Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового, завершается проблемой)

Мы продолжим путешествие в мир истории, но сначала надо показать  знания прошлой темы.

Когда появились на Земле древнейшие люди?

Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

В чём было главное отличие древнейших людей от животных?

Опишите древнейшие орудия труда?

Вы знаете, что древнейшие люди жили группами. Чем занимались древнейшие люди?

Что такое собирательство?

О каком древнейшем способе охоты рассказывается в учебнике?

Подумайте, всегда ли охота древнейших людей была удачной?

3

Постановка учебной задачи (Формулирование темы урока). 

- По телевидению вы часто слышите о том, что  нас ждет глобальное (глобал –земля) изменение климата. Какое? Первые признаки мы уже ощущаем сегодня. Правда, одни говорят, что будет потепление, другие –нас ждет похолодание. Что вызовет на  земле изменение климата? Что будет с животным  и растительным миром?

Т.е. Изменение климата приведет к изменению окружающего мира (природы), а, значит, жизни человека.

Сто тысяч лет назад на территорию Европы начал свое наступление мощный ледник (Запись в словарь): Ледник – огромный слой льда толщиной около 2 км.(100 т.л.н. до 13 т.л.н.) Наступило резкое похолодание. Люди, расселившиеся к этому моменту на бескрайних просторах евразийского материка, были вынуждены вести тяжелую борьбу за выживание. Многие животные вымерли, исчезли растения. А человек остался!!!!

Как выжили древнейшие люди?

Почему смело переселялись на другие континенты? 

В условиях длинной и холодной зимы люди начали шить одежду из шкур животных, Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра и снега. Рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных.

4

Первичное усвоение новых знаний. 

А теперь представим, что мы нашли древнюю рыбу. Кости , голова, хвост. Нам надо реконструировать ее.

Но это будет необычная рыба: «мясо» мы нарастим с помощью слов. Голова – вопрос, кости верхние факт, нижние – факты. Хвост – ответ на вопрос-вывод.

Прочитайте  п.1,2, а также посмотрите иллюстрации в параграфе распределите 1.«верхние кости» - что нового изобрели люди.

2.«Нижние кости» - факты, подтверждающие «открытия»

работа парами или  по 2 парты

Сделайте вывод («хвост»)

Скажите- один человек смог бы выжить в этот период?

 Без взаимовыручки, в одиночку люди как вид с лица земли исчезли бы, как и многие животные. Труд сплачивал людей.  

Такие коллективы стадами не назовешь! На смену человеческому стаду пришла родовая обшина.  Запишите в тетрадь: (Родовая община – коллектив родственников, которые жили и трудились сообща, имели общее имущество). Она появилась с появлением нового типа человека.

40 т.л.н. появился человек современного типа. Как назывались эти люди?  

В жесточайшей борьбе во время похолодания они победили неандертальцев 30 тыс.л.н. Установили господство на Земле

Чем же отличались от человека умелого?

Опираясь на п.2 подпиши названия картинок – признаков кроманьонца

Признаки кроманьонца «homo sapiens» «человека разумного».

Признаки родовой общины

40т.л.н. – человек разумный: 1.родовая община

2.речь

3. Раса

4. мозг увеличился в 2 раза

1. Родственники

2. Общее хозяйство

 3. «Кровная месть»

5

Первичная проверка понимания 

Когда началось похолодание?

Почему люди выжили в ледниковый период?

Сколько тыс л.н. появились «кроманьонцы? Лук и стрелы?

Какой совет дадите человечеству, чтобы выжить в будущих глобальных изменениях климата?

Первичное закрепление.

Обратимся к палеонтологии – Что давал людям мамонт?

                мамонт

мясо, жилище, нитки, одежда, кости

6

Домашнее задание

7

Рефлексия деятельности