Юные герои страшной войны
статья по истории (11 класс)

эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_yunye_geroi_strashnoy_voyny_smirnov.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Юные герои страшной войны.

Соловецкие юнги, наши мальчики русские

Ваши плечи по-детски худые и узкие,

Заслонили просторы родной нам России,

Будьте вечно героями! Будьте вечно живыми!

                                                      Лев Вахрамов.

 

С глубокой древности жизнь Русского Севера связана с морем. Северная земля издавна влекла людей своими богатствами.  В лесах водился ценный пушной зверь, в реках и озерах было много рыбы, морские берега давали возможность варить соль. Однако из-за большой удаленности и трудности пути освоение Севера шло медленно. Соловецкие острова, где была создана и действовала Соловецкая школа юнг, имеют древнюю и поучительную историю.

История Соловков начинается с середины 15 века, когда там образовалось монашеское селение. В середине 16 века это место начинают использовать как место ссылки политзаключённых и проштрафившихся монахов. При Сталине на Соловках был образован лагерь для политзаключённых, вошедший в общую систему ГУЛАГа.  Сейчас там исторический музей. Эта история заставляет нас,  подрастающее поколение, задуматься и не повторять трагических ошибок предыдущих поколений.

25 мая 2022 года исполняется 80 лет со дня основания Соловецкой школы юнг, уникального учебного заведения,  созданного по приказу адмирала флота,   Н.Г. Кузнецова. 

Мечта носить бескозырку и матросскую тельняшку была свойственна ребятам той поры. В ответ на многочисленные заявления подростков направить их на фронт, ЦК комсомола обратился к правительству с просьбой о создании школы юнг.

        «В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях Военно-Морского флота, приказываю:

      к 1 августа 1942 года сформировать при учебном отряде Северного флота школу юнгов ВМФ со штатной численностью переменного состава 1500 человек с дислокацией на Соловецких островах. Плановые занятия начать с 1 сентября 1942 года. Адмирал  Н. Г. Кузнецов».

      Что стоит за словами этого приказа? Что заставило командование ВМФ создать школу юнг?

Шёл 1942 год. Июль проходил в ожесточённых схватках с врагом. Тяжёлые, кровопролитные бои шли на Севастопольском участке фронта, на Курском направлении, в районах Воронежа, Новочеркасска, Ростова. Совсем скоро должна была начаться битва за Сталинград. Именно в это время, в июле 1942 года, на советском флоте появилось воинское звание - юнга.

Создание школы юнг обосновывалось,  на наш взгляд,  необходимостью подготовки специалистов флота. Характер войны потребовал использования моряков на сухопутных фронтах. Юнги должны были заменить на кораблях тех моряков, которые ушли на берег,  в морскую пехоту.

Закономерно возникает вопрос, почему учить их надо было именно на Соловках?

Соловки были удобны по нескольким причинам.  С одной стороны,  близко от зоны ведения боевых действий, с другой стороны, сравнительно безопасно.  Бывшие монастырские помещения было легко приспособить под классы и казармы.

На Соловках школе юнг были выделены три здания в Савватьевском скиту: разрушенная церковь, каменное двухэтажное и полуразрушенное деревянное здания,  в которых раньше жили паломники.  Жилых зданий предусмотрено не было.  Юнг поселили в палатках,  и она сразу начали строить землянки.

 07 ноября 1942 года,  с торжественным принятием воинской присяги,  юнги первого набора  приступили  к занятиям.

Почему выпускников школы, не достигших совершеннолетия, надо было отправлять на боевые корабли? Уже при основании Школы юнг подразумевалось, что после обучения они будут принимать участие в боевых действиях. Но ведь это были мальчишки, многим из которых не было и 15 лет!

Несмотря на условие добровольности, при поступлении в школу требовалось обязательное согласие родителей, так как по международной конвенции участники военных событий могли быть только с 18 лет. Не каждая мать решалась дать такое согласие.  И конечно все были осведомлены о том,  что после окончания школы юных мальчишек ждут суровые испытания в условиях военных действий.   В конце учебы юнги сдавали выпускные экзамены и распределялись для дальнейшего прохождения службы на кораблях ВМФ.

Набор в юнги 15 - летних мальчишек,  которые через год должны были отправиться служить,  безусловное противоречил нормам Женевcкой конвенции.  Но зато эти действия полностью соответствовали нормам морали и патриотическим настроениям советской молодежи военного времени.

Первый выпуск  Соловецкой школы юнг состоялся 06 октября 1943 года.  После обучения юнгам полагался месячный отпуск.  Но когда им зачитали просьбу командования желающим сразу отправиться на действующий флот, по команде «Шаг вперед,  желающие!»  -  шагнул весь батальон.

Перед отъездом к местам службы мальчишки давали клятву: «Родина! Великая Советская держава! В день отправки на боевые корабли, приносим тебе свою клятву: мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянемся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины. Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах мужественных и смелых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины!»

Всего за годы Великой Отечественной войны Школа юнг выпустила три набора и подготовила 4111 специалистов высокой квалификации для всех флотов и флотилий Советского Союза.

Соловецкая школа юнг – это не просто школа,  а самостоятельная,  самая молодая по возрасту в мировой истории полноценная воинская часть (в/ч 30835), имеющая Боевое Знамя в годы Великой Отечественной войны.

Пятнадцатилетними мальчишками они приезжали на учебу.  И уже через год становились мужчинами,  попадая на фронт,  на военные корабли. Каждый четвертый юнга не вернулся с войны.

Какой советский мальчишка не мечтал стать моряком? Во время войны – военным моряком? У тех, кто попал на учёбу в Школу юнг Северного флота, эта мечта осуществилась сполна.

Валентин Пикуль – юнга первого набора. Его судьба тесно связана с Русским Севером, в том числе и с Северодвинском, который в то время назывался Молотовск.  Уроженец Ленинграда, в 1940 году он оказался в нашем городе. О Молотовске Валентин всегда говорил с любовью и каким-то чувством досады, что там мало пришлось пожить. Город-новостройка покорил его своей суровостью и красотой. И действительно, Пикуль мог бы продолжать учебу в нашем городе и дальше, но этому помешала война.

И получилось так, что школьное образование Валентина Пикуля закончилось пятью классами именно в молотовской школе в 1941 году. В Архангельске произошло судьбоносное событие в его жизни. День 13 июля 1942 года, когда будущему писателю исполнилось 14 лет, он считает днем своего «гражданского рождения» – именно в этот день Валентин Пикуль поступил в Соловецкую школу юнг, несмотря на очень юный возраст.  Знаменитый писатель говорил: «Я благодарен флоту даже за то, что было тяжело».

 Именно им, первым соловецким юнгам,  пришлось вынести все тяготы обучения одновременно с обустройством на Большом соловецком острове.  Именно о юнгах первого набора,  их преподавателях и воспитателях,  о трудностях и радостях их военной юности,  с любовью рассказал в своей повети «Мальчики с бантиками» Валентин Саввич Пикуль.

Писатель вспоминал: "Я был демобилизован до матроса. В документах указано моё первое и последнее звание - юнга!.. Конечно, не я принёс Родине победу. Не я один приблизил её волшебный день. Но я сделал, что мог. В общем прекрасном пиру Победы была маленькая капля и моего мёду». 

В. С. Пикуль - удивительный писатель. Каждое его произведение - стрела в центре мишени, так замечательно метко он западает в сознание читателей. Каждое произведение - это камень, брошенный в озеро, расплескивающий круги в месте падения. Его книги - картинная галерея, с полотен которой сходят участники богатой истории огромной страны. 

В заключение хочу вспомнить слова адмирала Горшкова, которые он сказал, обращаясь к бывшим юнгам полвека назад: «Вы люди, чьей судьбе можно позавидовать. Спасибо вам, славные мальчишки военных лет, за все, что вы сделали для советского народа, для мира на земле». Эти слова перекликаются со словами С.В. Нарышкина: «Для последующих поколений россиян Соловецкие юнги всегда будут символом патриотизма, стойкости, верности долгу, самопожертвования, беззаветного служения Родине. Их имена навечно вписаны в бессмертную летопись воинской и трудовой доблести России».

Они были разные, юнги военных лет: застенчивые и бесшабашные, рассудительные и отчаянные. Но у всех было общее, что объединяло их в суровые годы. Это беззаветная любовь к Родине, преданность своему народу.

   Мы хотим, чтобы новые поколения знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их биографиями, вглядывались в характеры тех, кто должен стать для них не только легендой, но и высоким образом, достойным восхищения и подражания.
    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Юные герои Первой мировой войны

Данная презентация посвящается 100-летию начала Первой мировой войны. Первая мировая война — один из крупнейших вооружённых конфликтов в истории человечества. В России ее называли Великой или Вто...

Час общения во 2-ом классе «Юные Герои большой войны»

"Юные Герои большой войны"Цель: формирование у младших школьников патриотической позиции, уважительного отношения к героям войны....

Юные герои Великой войны (сценарий внеклассного мероприятия по истории)

Сценарий внеклассного мероприятия 5-7 класс: неизвестные страницы, бегство детей на войну стало настоящей эпидемией, проявляя чудеса самопожертвования, в свои 12-15 лет они  становились Георгиевс...

Занятие по кубановедению «К 70-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков» Тема :«Юные герои большой войны»

Цель: осуществить перенос известных учащимся предметных способов деятельности в модельную ситуацию.Предметные задачи: познакомить с подвигами юных пионеров в годы Великой Отечественной войны.Представл...

"Юные герои Великой войны"

Час Памяти, посвящённый Дню Победы...

классный час "Юные герои большой войны"

КЛАССНЫЙ ЧАС  «ЮНЫЕ  ГЕРОИ  БОЛЬШОЙ  ВОЙНЫ»...