"Юные герои Великой войны"
методическая разработка на тему

Час Памяти, посвящённый Дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_geroi.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОГ КУСО « Мурыгинский детский дом- интернат                                                                         для умственно- отсталых детей « Родник»

Час Памяти

« Юным героям Великой войны посвящается…»

Составитель: Е.А. Чарушникова

воспитатель отделения ИМВ

Мурыгино

2015 год

« Юным героям Великой войны посвящается…»

Цели:

 - расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;

- заинтересовать неизвестными фактами о детях военной поры;

- воспитывать уважение к защитникам  Родины;

- развивать патриотические чувства.

Оборудование: медиа аппаратура, песни о войне, фильм « Ленинградская Симфония Шостаковича», отрывки из документального фильма « Великая Отечественная», видео презентация « Юные герои великой войны»

Звучит куплет песни « Не надо войны»

Не надо войны, не надо смертей.

Зачем же сиротами делать детей.

Зачем эти беды и слёзы нужны.

Не надо войны, не надо войны!

В сердцах наших будут жить вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

1 блок.   

       Ещё вчера девчонки и мальчишки списывали контрольные , читали стихи на уроках, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, а завтра…  Завтра была война…

Отрывок из д.ф. « Великая Отечественная»

Слайд 1.    Они встретили войну в разном возрасте. Кто- то совсем крохой, кто-то  подростком , кто- то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Война обрушилась на их плечи бомбёжками, голодом, разлуками. Патронные гильзы вместо игрушек, сводки с фронтов вместо букваря, чёрные похоронки, осколки мин. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Они рано стали взрослыми.

     Суровое время чеканило характеры решительно и жестоко. Мальчишки и девчонки защищали Родину.

     И были дети смелы и отважны. Они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Не для смерти рождаются дети, но ударило в небо пламя, и Родина тихо сказала: « Вставайте, дети, на помощь!»

Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики – пыльными степями,

Умирали мальчики, где не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков страшные собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху.

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В чёрный дым сражений на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Увидали мальчики- храбрые солдаты.

Волгу в сорок первом,

Шпрее- в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

 

Блок 2.

    Многие подростки воевали в партизанских отрядах. Они распространяли листовки, ходили в разведку, подрывали вражеские воинские эшелоны. Вот выдержка из приказа по немецкой армии 1942 года: « Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям.  Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров…»  Дети показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

    Город Керчь. Крымский город, с улиц которого видны два моря- Чёрное и Азовское.  С сентября 1941 года в каменоломнях в районе Керчи находился партизанский отряд. Фашистские каратели неоднократно пытались уничтожить бойцов партизанского отряда. Вместе со взрослыми в отряде сражались и подростки. Один из них Володя Дубинин ( слайд 2) Он подносил боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Погиб он при разминировании вражеской мины, ему едва исполнилось 15 лет. За героизм и отвагу Володя Дубинин посмертно награждён орденом Красного Знамени.

        Володе поставлен памятник в г. Керчь ( слайд 3), улица, на которой он жил названа его именем, также ему посвящена книга Льва Кассиля и Макса Полянского  « Улица младшего сына», снят фильм с таким же названием.

        Белоруссия. Село Стеньково. Жил там четырнадцатилетний парнишка Марат Казей (слайд 4)

 Он был разведчиком штаба партизанской бригады имени К.К. Рокоссовского. У села Хороменское он с начальником разведки  попал в окружение фашистов. Когда закончились патроны , Марат бросил гранату. А со второй, которую зажал в руке, шагнул в гущу врагов. Раздался взрыв…

       Марат Казей награждён орденом Отечественной войны 1 степени. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. Памятники Марату Казею открыты в Минске и в его родном селе. ( слайд 6)

    Наде Богдановой ( слайд 7 ) было всего десять лет , когда она стала разведчицей в партизанском отряде  « дяди Вани» Дьячкова, действовавшем в районе Витебска.  Боевые друзья долгие годы после войны считали её погибшей, даже памятник поставили. А она выжила!.. Действительно, гитлеровцы казнили её дважды. Маленькая, худенькая, она прикидывалась нищенкой, бродила по фашистским тылам, всё подмечая и запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом в составе боевых групп то участвовала в нападениях на вражеских штаб в каком- нибудь селе, то пускала под откос военный эшелон… Первый раз её схватили, когда она вместе с Ваней Звонцовым вывесила 7 ноября красный флаг в оккупированном врагом Витебске ( 7 ноября был главный советский праздник, в этот день состоялся военный парад в Москве) Надю били, пытали, а когда при вели ко рву расстреливать, сил у малышки уже не было. Она упала в ров, лишь на секунду опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…

    Второй раз её схватили в конце 1943 года в деревне Карасёво. Пытали по- взрослому: обливали на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Когда партизаны атаковали деревню, гитлеровцы бросили юную разведчицу, считая её мёртвой. Парализованну. И почти слепую, её выходили местные жители. После войны известный врач- офтальмолог В.П. Филатов вернул Наде зрение. А спустя 15 лет она услышала по радио, как её командир- начальник разведки отряда Слесаренко- говоря, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, назвал среди них и  девушка и объявилась Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь… Только тогда девушка и объявилась, только тогда коллеги по работе узнали, как, совсем малышка, воевала она во время Великой Отечественной.

Блок 3.

     Мальчик из легенды- так нарекла слава Лёню Голикова ( слайд 7 ). Когда началась война, школьнику из деревни Лукино, что под Старой Руссой, не было ещё и 14 лет. Когда враги оккупировали родную землю, Лёня добыл винтовку и ушёл в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел моложе своих лет. Под видом нищего ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск, о количестве боевой техники противника. Не раз бывал в разведке, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, склады. Наравне со взрослыми участвовал в 27 боевых операциях.  В августе 1942 года партизаны ходили в разведку на шоссейную дорогу, выполнив задание, командир дал  сигнал возвращаться в отряд. Лёня тоже поднялся, но вдруг увидел вдали немецкую легковую машину. Лёня лёг за груду щебня, приготовил гранату и стал ждать. Машина приблизилась, Лёня бросил гранату, раздался взрыв. Лёня увидел, что из горящей машины выскочил немец, схватил пистолет- автомат и бросился в сторону от дороги. Это был немецкий генерал- майор инженерных войск Ричард фон Виртц.  В погоню за ним бросился Лёня. Последним патроном Лёня попал в генерала. Подойдя к мёртвому офицеру, Лёня взял его портфель и отправился в отряд. То, что находилось в портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения немецкому командованию и ряд других бумаг. Документы были переправлены в Москву. Вскоре из столицы пришла радиограмма- предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных немецких документов. В Москве ещё не знали, что документы захватил один партизан и ему всего 14 лет.

    Но Лёня об этом не узнал. В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором был Лёня Голиков, был окружён фашистами. После жесток их боёв,  отряду удалось прорваться и уйти в другой район. В строю осталось лишь 50 человек. Все попытки слиться с другими отрядами заканчивались неудачами. Ночью 23 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли уже лишь

27 обессилевших бойцов . Разведка ничего подозрительного не обнаружила- гарнизон немцев располагался в нескольких километрах  от  деревни.  Заняли три крайние избы. Но на утро сон партизан был прерван грохотом пулемёта- предатель сообщил в немецких гарнизон о партизанах. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…  В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Лёня Голиков.

    2 апреля 1944 года Леониду Голикову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатан Указ о присвоении ему высокого звания.

    1 июня 1960 года Лёне Голикову был открыт в Москве памятник.( слайд 8 )

Блок 4.

    Сражались и погибали дети не только на фронтах…

Все знают о блокаде Ленинграда.8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, которая длилась 900 дней и ночей. В осаждённом городе  оказалось 2 млн. 887 тыс. чел. Среди них около 400 тыс. детей. Страшно было от ночных бомбёжек, дневных артналётов, страшно, когда рушились стены домов, в которых ещё недавно жили друзья. Юные ленинградцы наравне со взрослыми достойно защищали город. Они рыли окопы, проверяли светомаскировку, собирали цветной лом для изготовления патронов и снарядов. Школьник, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли « часовыми ленинградских крыш» . Но самым страшным в Ленинграде был голод. Запасы муки стремительно таяли, поэтому постоянно снижались нормы хлеба. За полтора месяца  с начала блокады паёк уменьшался 5 раз.

   Сто двадцать пять блокадных грамм

   С огнём и кровью пополам…

                                     О. Берггольц

Зимой 1942 года Ленинград доедал хлеб, посеянный ещё до войны. Но он мало напоминал тот, довоенный хлеб. Вместе с мукой , доля которой сокращалась каждый день, добавляли хлопковые жмыхи, ячменные и ржаные отруби, обойную и рисовую пыль, мучную пыль, годами оседавшую на стенах мельниц. В ход пошло и проросшее зерно со дна Ладожского озера с потопленных барж, рисовая лузга, кукурузные ростки. А когда иссяк запас и этих заменителей, в хлеб стали добавлять целлюлозу. Но вызовом врагу была работа 39 школ в осаждённом городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды, взрослые устраивали детям праздники. Писатель Александр Фадеев сказал : « И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Фильм « Ленинградская симфония Шостаковича"

Блок 5.

     Но самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей или гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку- у  них отняли Родину и свободу. На одной только Украине насчитывалось 180 лагерей смерти. ( слайд 9 ) На территории Германии 1100. Заксенхаузен, Бухенвальд, Маутхаузен, Дахау, Освенцим, Саласпилс, Майданск…

    У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами ( у многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием), расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья, неволи…

   Всего за время Второй мировой войны на земле погибло 13 млн. детей. Сколько белорусских, польских, французских? Погибли дети - граждане мира.

  ( Слайд 10) Солдаты знали, за что умирали. Одни - за Родину, другие- за идею. А за что умирали дети? Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты? Разными путями попадали они на войну. Освобождённые из плена, братья и сёстры погибших , сироты и дети живых родителей… они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через  час, но храбрость этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве , принёсшем нам Победу.

    Многие школьники сражались с врагом, находясь в рядах Советской Армии и Военно- Морского флота. Это были сыновья полков и юнги. Голодных и промёрзших , их приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлёбкой и часами убеждали вернуться домой. Но многим возвращаться было некуда - война отняла у них дом, родных.

Горланили « К бою!» трубы полковые.

Военный гром катился над страной,

Вставали в строй  мальчишки боевые

На левый фланг, на левый фланг

В солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать.

Но всё равно в боях они умели

Не отставать, не отставать

И побеждать.

Тянули связь военные мальчишки,

Катили в бой на танковой броне,

Валились с ног в минуты передышки

И в час ночной неслись домой

В коротком сне.

Жила в сердцах их взрослая отвага

В двенадцать лет по- взрослому сильны,

Сыны полков, сыны полков

Своей страны.

Где вы сейчас, мальчишки боевые?

Вы по весне прислушайтесь порой:

Зовут героев трубы полковые

На правый фланг, на правый фланг

В солдатский строй!

                                                 В. Суслов.

   После войны многие сыны полков снова сели  за парты, чтобы продолжить прерванную войной учёбу в школе. Кто- то окончив Суворовское или Нахимовское училища, открытые во время войны для детей, потерявших родителей, продолжил службу. Но не все дожили до тёплого мая 1945 года. Не всем суждено было услышать слово « ПОБЕДА»

    Вам, юные защитники, - наша всенародная благодарность и память…

(Слайд 11)  Объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Звучит метроном.

   Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. На море, в небе, в партизанских отрядах, Брестской крепости. Их были десятки тысяч, отчаянно - смелых мальчишек и девчонок - сорвиголов. И ни на миг не дрогнули их детские сердца.

(Слайд 12 ) Не щадя себя

                                         В огне войны,

                                                                    Не жалея сил

                                                                                               Во имя Родины,

Дети героической страны

                                                   Были настоящими героями!

                                                                                                           Р. Рождественский

Снова звучит куплет песни « Не надо войны!»

Использованная литература:

Информационно- методический сборник « 2009 год – год молодёжи»,  Киров 2009 / Беседа

« Юные герои Великой войны» составитель Е. Татаринова

МКУ « Юрьянская ЦБС»  Юрьянская районная детская библиотека « Урок Памяти: Детям Ленинграда посвящается…» составитель  Ирбулдина Л.Ю. ( главный библиотекарь ЮРДБ)

2014 год Юрья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юные герои Великой войны (сценарий внеклассного мероприятия по истории)

Сценарий внеклассного мероприятия 5-7 класс: неизвестные страницы, бегство детей на войну стало настоящей эпидемией, проявляя чудеса самопожертвования, в свои 12-15 лет они  становились Георгиевс...

Юные герои Великой Отечественной войны

Презентация  расширяет кругозор,дает представление о подвиге советских детей, воспитывает чувство гордости за них и за Родину...

Литературно-музыкальная композиция " «ЮНЫЕ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Цель:   способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой  Отечественной войны, о  мужестве,  отваге  и  самоотверженности мальчишек и...

«ЮНЫЕ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» Литературно-музыкальная композиция

Цель:   способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой  Отечественной войны, о  мужестве,  отваге  и  самоотверженности мальчишек и...

Классный час "Юные герои Великой Отечественной Войны"

ü показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;ü вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;ü воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в м...

Внеклассное мероприятие, посвященное юным героям Великой Отечественной войны

Внеклассное мероприятие, посвященное юным героям Великой Отечественной войны...

Всероссийская олимпиада по гражданско-патриотическому воспитанию 2021/22 учебного года «Юные герои Великой Отечественной войны»

Всероссийская олимпиада по гражданско-патриотическому воспитанию 2021/22 учебного года «Юные герои Великой Отечественной войны»1. Диплом 1 степени Леоновой Марии2. Сертификат Нехорошевой Н...