Рабочая тетрадь "Оценка исторической личности" 5 класс
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Пьянкова Ирина Аркадьевна

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Данная методическая разработка является попыткой соединить умения читательской грамотности с предметными умениями в образовательной области «История» для обучающихся 5 классов. Данная разработка составлена на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История».

Может быть использована учителями истории и обществознания при отработке умений осмысленного и оценочного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rt_istoriya_dm_5_klass.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль 1.

Оценочное суждение автора текста об исторической личности

Вводный урок. Входная диагностика

Откуда берутся Великие люди?

Откуда ученые-историки знают, кто и почему стал Великим? Ведь никто из них тогда не жил! Помогают исторические источники. Это объекты (устные сказания, записи, вещи и т.п.), которые сохранились с прошлых времен до наших дней и несут в себе сведения (информацию) о жизни человека в далеком пролом. Ученые умеют извлекать из жизни людей прошлых эпох дела и поступки, на основе которых дают свои обоснованные оценки исторической личности. Попробуй и ты.

Умеешь ли ты находить суждение автора, содержащее оценку исторической личности?

Эта работа нужна, чтобы узнать, чему надо научиться.

Техническое задание

  1. Прочитай предложенный текст об исторической личности.
  2. Запиши номера предложений, в которых есть факты, отражающие поступки фараона Тутмоса III.
  3. Запиши номер(а) предложений, где есть оценка автора.
  4. Сформулируй по образцу и запиши вывод.

Время выполнения задания - 30 минут

Первый поход Тутмоса III в Азию

(1) У нас нет данных, чтобы судить, в каком состоянии находилась долгое время пребывавшая в бездействии египетская армия и сколько времени понадобилось Тутмосу, чтобы реорганизовать ее и привести в боевое состояние. (2) Армии Древнего Востока, по крайней мере египетские, были не велики, и едва ли фараон когда-нибудь вторгался в Азию более чем с 25 или 30 тысячами воинов, причем ближе к действительности цифра менее 20 тысяч. (3) В конце 22 года царствования Тутмоса III мы находим его и его армии готовыми выступить в поход.

(4)  Он отправился из Джару, крайнего египетского города на северо-восточной границе, около 19 апреля 1479 г. до н. э. (5) Спустя 9 дней. т. е. 28 апреля, он достиг Газы, в 160 милях от Джару. (6) По египетскому календарю это был четвертый день Пахонса (первого месяца летнего времени года), день коронации Тутмоса, ровно 22 года с тех пор как оракул Амона провозгласил его царем в перистильном зале его отца в Карнаке. (7) С тех пор прошло, поистине, много времени, но дело, которое он неустанно втайне замышлял и к которому постоянно стремился, наконец далось ему в руки.

(8) Это не был человек, способный терять время на пустое празднество; прибыв вечером в день юбилея коронации, он двинулся далее на север уже на следующее утро. (9) Пройдя Шефелах и приморскую равнину, он пересек долину Шарона, уклонившись при этом внутрь страны, и расположился вечером 10 мая лагерем в Иехеме, городе неизвестного местоположения, приблизительно в 80 или 90 милях от Газы, на южных склонах Кармельского хребта. (10) Близился час битвы при Мегиддо…

 По книге Д. Брестеда и Б. Тураева «История Древнего Египта»

Зачем нужно уметь давать оценку исторической личности?

Изучая историю, ты знакомишься с разными народами и конкретными личностями. Как понять, кто из них достоин памяти потомков и является примером для подражания и в наши дни?

Факт – это отдельное достоверное знание (состоявшееся событие, наблюдаемое явление, поступок). Его можно выразить в суждении о наличии или отсутствии чего-либо.

Поступок - сознательное действие, реализованный акт свободной воли.

Вывод -  это обобщение нескольких фактов в одну мысль (суждение), а так же рассуждение, в котором мы от исходных мыслей переходим к новой (умозаключению).

Оценка (оценочное суждение) – это мысль, выражающая отношение человека к чему либо, его чувства: нравится или не нравится, хорошо или плохо и т.п.

Как выделять в тексте оценочное суждение?

  1. Определи, что именно в задании является важным?

  1. До начала чтения просмотри текст (название, выделенные слова) и определи подходят ли они для поиска нужных фактов, достаточно ли его.

  1. Прочитай текст, по ходу выдели в нем слова, которые прямо или косвенно указывают на оценочное суждение

  1. Используй такие предложения: «В соответствии с заданием удалось найти в тексте … . Из этого следует ….(вывод-обобщение). Автор(ы) источника выражают следующее мнение (оценочное суждение) о …..»

Урок 1 самостоятельного контроля

Я учусь находить оценочное суждение автора теста об исторической личности

Задание к тексту

  1. Прочитай предложенный текст об исторической личности.
  2. Найди в тексте предложения, в которых есть факты, отражающие поступки (дела) царя Хаммурапи.
  3. Найди предложения, где есть оценка автора.
  4. Запиши вывод в виде утверждения.

Время выполнения задания - 30 минут

Хаммурапи и закон

Хаммурапи восхваляли как царя, «водворившего истинное благополучие и доброе управление в стране», призванного богом, «чтобы дать сиять справедливости в стране», царя, заинтересованного в улучшении положения своих подданных.

Необходимость принятия законов Хаммурапи диктовалось объединением под властью Вавилона народов с различным уровнем развития и культуры. С помощью этих законов Хаммурапи стремился смягчать произвол и устранить коррупцию, царившие в государственном аппарате…

…Дом наш стоял за городской стеной, у ворот. Отец выбрал это место не случайно. Рабы купцов несли ему колеса, воины – панцири и мечи, земледельцы – лопаты и мотыги.

Мой отец был кузнецом. Я любил смотреть, как он бьет большим молотом по раскаленному металлу.

Но больше всего мне нравилось беседовать с людьми, посещавшими наш дом. Их одежды пахли дальними странами и удивительными товарами.

Отец часто делал работу бесплатно.

- Бедняку может помочь только бедняк, - говорил отец.

Этот день запомнился мне на всю жизнь. Я возвращался домой из школы. И вдруг я увидел отца. Он шел мне навстречу, бледный, со спутанными волосам. Руки у него были связаны за спиной. Справа и с лева шли стражники.

- Отец, что случилось? – крикнул я и бросился к нему.

Стражник толкнул меня так, что я упал.

Отец сказал с горечью:

- Закон!

Тогда я пошел на площадь. Она была полна людей.

- Где тут закон? – спросил я у человека с синим и голым черепом, который держал за руку мальчика лет 10. У мальчика было одно ухо. Он вырывался и плакал.

- Вон там! – отмахнулся от меня лысый.

Так я оказался перед законом Я был маленьким а он большим и страшным.

Читая законы я наткнулся на слова: «Если раб скажет своему господину «ты не мой господин», то он должен уличить его в том, что о его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо». «Так вот почему у мальчика одно ухо, - догадался я. Это раб! И он не признал власти господина и лысый отрезал ему ухо».

Наконец я нашел то, что искал:

- Если человек укрыл в доме беглых раба или рабыню и не вывел их на зов глашатая, предать его смерти.

Да, это слово «смерть», слово которое я умел писать. Вспомнилась поговорка, которую диктовал учитель: «Прекрасна смерть за царя». Но причем тут мой отец? Он не воин, а кузнец. «Отец» и «смерть» - кто поставил эти слова рядом? Закон? Хаммурапи? Он еще называет себя справедливым! Разве для этого Шамаш вручил ему судейский жезл? Смерть за раба. Но ведь и раб - человек. У него имя и два уха.

Я шел домой как в бреду, не зная, что сердце матери не выдержало удара. Клинья из которых составлялись слова, плясали перед моими глазами.

А город жил своей обычной жизнью. Ослики бодро тянули повозки, груженые кожаными мешками. Слышался свист бичей, дребезжание колес. Казалось никто не замечал моего горя. Никому не было до меня дела!

По А.И.Немировскому

«Книга для чтения по истории древнего мира» М. 1986

Зачем нужно уметь определять оценку автора?

Позиция – это мысль, точка зрения человека по какому-то спорному вопросу.

Мнение - понятие о чём-либо, убеждение, суждение, заключение, вывод, точка зрения или заявление на тему, в которой невозможно достичь полной объективности, основанное на интерпретации фактов и эмоционального отношения к ним.

Оценка (оценочное суждение) – это мысль, выражающая отношение человека к чему либо, его чувства: нравится или не нравится, хорошо или плохо и т.п.

Как определить мнение и позицию автора текста об исторической личности?

  1. По какому вопросу (теме) требуется определить позицию? Какие варианты позиций возможны?

  1. Найди в тексте (источнике информации) все важные для данного вопроса факты.

  1. Осмысли и оцени каждый факт. В пользу какой позиции он свидетельствует? Оцени всю сумму фактов: посмотри каких фактов больше, какие из них весомее, важнее других (можно отметить их особым значком).

  1. Запиши ответ в виде утверждения: «Я считаю, что…». На основе отобранных фактов сформулируй аргументы: «во-первых,…; во-вторых,…».

Урок 2 самостоятельного контроля

Я учусь находить оценочное суждение автора теста об исторической личности

Задание к тексту

  1. Прочитайте предложенный текст о Конфуции
  2. Найдите и выпишите не менее 4-х поступков Конфуция, данных автором текста
  3. Выберите слова, словосочетания, в которых дана оценка поступков Конфуция автором.
  4. Запиши вывод.
  5. Оцените свой ответ по критериям.

Время выполнения задания - 30 минут

Биография Конфуция

Конфуций является древним мудрецом и философом Китая. Родился примерно в 551 году до н. э. Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника  и 17-летней наложницы. Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. Занимаясь воспитанием, мать культивировала, в действительно необыкновенном ребенке, мысли о его редких талантах и особенностях, о его великой миссии для людей. Будучи юношей, Конфуций остается один, его мать умирает.

 В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу. Когда философу шел 44 год, его поставили на пост правителя резиденции княжества Лу. Некоторое время он был начальником судебной службы. Оставленные современниками отзывы о его работе, характеризую его как работника старательного и справедливого.  С высоты поста Конфуций взывал ко власть имущим наказывать народ только в случае неповиновения, а в остальных случаях - «объяснять людям их обязанности и учить».

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого в Книге Песен. Умер в возрасте 72 лет.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Беседы и суждения», которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.

http://studbooks.net/506962/

Критерии оценивания

                       

Критерии

Параметры

Показатели

11

Поступки исторической личности (Что делал?)

- Правильно называет 4 поступка (дела) исторической личности  

- Называет 3 и менее поступков (дел) или нечетко их указывает  

- Не может назвать ни одного поступка (дела)

2 б

1 б

0 б

22

Оценочные суждения автора

- Найдено (определено) оценочное суждение

- Не найдено

3

Наличие вывода

- Вывод сформулирован полностью

- Выделены только факты (поступки), или выделены только оценочные суждения автора

- Вывода нет

Итоговая диагностика

Умеешь ли ты находить оценочное суждение автора теста об исторической личности Задание к тексту

  1. Прочитайте предложенный текст о Солоне
  2. Найдите и выпишите не менее 4-х поступков Солона, данных автором текста.
  3. Определи, какую оценку деятельности Солона дает автор текста. Можно использовать цитаты из текста.
  4. Оцените свой ответ по критериям.

Время выполнения задания - 40 минут

Солон

Солон - один из древнегреческих мудрецов, афинский политик, законодатель-реформатор, поэт. Точная дата рождения неизвестна, считается, что он родился около 640 г. до н. э. Был потомком старинного знатного рода Кодридов, представители которого некогда являлись царями.
Впервые имя Солона упоминается при описании конфликта двух городов-полисов - Афин и Мегары - за владение островом Саламин. Солон, поправив финансовое положение и возвратившись в Афины, был удручен тем, что там действовал закон, запрещающий продолжать военные действия и даже агитировать за них. Плутарх рассказывал, что Солон предпринял хитрый ход: прикинувшись умалишенным, он выступал с элегией «Саламин», взывавшей к былой отваге афинян. Примерно в 600 г. до н. э. он предпринял успешную экспедицию на Саламин, в результате чего Афины снова овладели этим стратегически важным островом, открывавшим доступ к морским путям.

Так как неравенство между бедными и богатыми стало безграничным, государство находилось в чрезвычайно опасном состоянии. Весь простой народ был должником состоятельных: обрабатывали землю, отдавая богатым шестую часть урожая, ... другие брали у богатых в долг деньги под залог тела, их ростовщики имели право отдать в рабство, причем одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Кое-кто вынужден был продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости ростовщиков. Однако огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе вожаком надежного человека и освободить должников, пропустивших срок платы, а землю переделить и полностью изменить государственный строй.

Тогда неравнодушные люди в Афинах, видя, что Солон, - пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не подавлен нуждой, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и ликвидировать противоречия. Между прочим, Фаний  (писатель IV-III вв. до н.э.) рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он тайно обещал раздел земли, а людям богатым - обеспечение долговых обязательств.

... Его выбрали архонтом, одновременно и посредником, и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые - как человека состоятельного, а бедные - как честного...

Первым актом его государственной деятельности был закон, в соответствии с которым существующие долги были отменены и в будущем запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»...

Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он разгневал тем, что уничтожил долговые обязательства, а бедных - еще больше тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись...

Солон создал совет Ареопага из архонтов, которые ежегодно менялись; он сам был его членом как бывший архонт…

А.А. Шевченко «История государства и права зарубежных стран»

Критерии оценивания.

                       

Критерии

Параметры

Показатели

11

Поступки исторической личности (Что делал?)

- Правильно называет 4 поступка (дела) исторической личности  

- Называет 3 и менее поступков (дел) или нечетко их указывает  

- Не может назвать ни одного поступка (дела)

2 б

1 б

0 б

22

Оценочные суждения автора

- Найдено (определено) оценочное суждение

- Не найдено

3

Наличие вывода

- Вывод сформулирован полностью

- Выделены только факты (поступки), или выделены только оценочные суждения автора

- Вывода нет

Дидактический материал для учителя

Модуль 1.

Оценочное суждение автора текста об исторической личности

Вводный урок. Входная диагностика

Первый поход Тутмоса III в Азию

(1) У нас нет данных, чтобы судить, в каком состоянии находилась долгое время пребывавшая в бездействии египетская армия и сколько времени понадобилось Тутмосу, чтобы реорганизовать ее и привести в боевое состояние. (2) Армии Древнего Востока, по крайней мере египетские, были не велики, и едва ли фараон когда-нибудь вторгался в Азию более чем с 25 или 30 тысячами воинов, причем ближе к действительности цифра менее 20 тысяч. (3) В конце 22 года царствования Тутмоса III мы находим его и его армии готовыми выступить в поход.

(4)  Он отправился из Джару, крайнего египетского города на северо-восточной границе, около 19 апреля 1479 г. до н. э. (5) Спустя 9 дней. т. е. 28 апреля, он достиг Газы, в 160 милях от Джару. (6) По египетскому календарю это был четвертый день Пахонса (первого месяца летнего времени года), день коронации Тутмоса, ровно 22 года с тех пор как оракул Амона провозгласил его царем в перистильном зале его отца в Карнаке. (7) С тех пор прошло, поистине, много времени, но дело, которое он неустанно втайне замышлял и к которому постоянно стремился, наконец далось ему в руки.

(8) Это не был человек, способный терять время на пустое празднество; прибыв вечером в день юбилея коронации, он двинулся далее на север уже на следующее утро. (9) Пройдя Шефелах и приморскую равнину, он пересек долину Шарона, уклонившись при этом внутрь страны, и расположился вечером 10 мая лагерем в Иехеме, городе неизвестного местоположения, приблизительно в 80 или 90 милях от Газы, на южных склонах Кармельского хребта. (10) Близился час битвы при Мегиддо…

 По книге Д. Брестеда и Б. Тураева «История Древнего Египта»

Модельный Ответ

В соответствии с заданием удалось найти в тексте два предложения, которые содержат факты, отражающие поступки фараона - 3, 7. Из этого следует, что фараон готовился к военным походам, для этого создал армию, в тайне мечтал о победах и завоеваниях. Авторы текста положительно относятся к фараону – 8, «не был человек, способный терять время на пустое».

Урок 1 самостоятельного контроля

Я учусь находить оценочное суждение автора теста об исторической личности

Хаммурапи и закон

Хаммурапи восхваляли как царя, «водворившего истинное благополучие и доброе управление в стране», призванного богом, «чтобы дать сиять справедливости в стране», царя, заинтересованного в улучшении положения своих подданных.

Необходимость принятия законов Хаммурапи диктовалось объединением под властью Вавилона народов с различным уровнем развития и культуры. С помощью этих законов Хаммурапи стремился смягчать произвол и устранить коррупцию, царившие в государственном аппарате…

…Дом наш стоял за городской стеной, у ворот. Отец выбрал это место не случайно. Рабы купцов несли ему колеса, воины – панцири и мечи, земледельцы – лопаты и мотыги.

Мой отец был кузнецом. Я любил смотреть, как он бьет большим молотом по раскаленному металлу.

Но больше всего мне нравилось беседовать с людьми, посещавшими наш дом. Их одежды пахли дальними странами и удивительными товарами.

Отец часто делал работу бесплатно.

- Бедняку может помочь только бедняк, - говорил отец.

Этот день запомнился мне на всю жизнь. Я возвращался домой из школы. И вдруг я увидел отца. Он шел мне навстречу, бледный, со спутанными волосам. Руки у него были связаны за спиной. Справа и с лева шли стражники.

- Отец, что случилось? – крикнул я и бросился к нему.

Стражник толкнул меня так, что я упал.

Отец сказал с горечью:

- Закон!

Тогда я пошел на площадь. Она была полна людей.

- Где тут закон? – спросил я у человека с синим и голым черепом, который держал за руку мальчика лет 10. У мальчика было одно ухо. Он вырывался и плакал.

- Вон там! – отмахнулся от меня лысый.

Так я оказался перед законом Я был маленьким а он большим и страшным.

Читая законы я наткнулся на слова: «Если раб скажет своему господину «ты не мой господин», то он должен уличить его в том, что о его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо». «Так вот почему у мальчика одно ухо, - догадался я. Это раб! И он не признал власти господина и лысый отрезал ему ухо».

Наконец я нашел то, что искал:

- Если человек укрыл в доме беглых раба или рабыню и не вывел их на зов глашатая, предать его смерти.

Да, это слово «смерть», слово которое я умел писать. Вспомнилась поговорка, которую диктовал учитель: «Прекрасна смерть за царя». Но причем тут мой отец? Он не воин, а кузнец. «Отец» и «смерть» - кто поставил эти слова рядом? Закон? Хаммурапи? Он еще называет себя справедливым! Разве для этого Шамаш вручил ему судейский жезл? Смерть за раба. Но ведь и раб - человек. У него имя и два уха.

Я шел домой как в бреду, не зная, что сердце матери не выдержало удара. Клинья из которых составлялись слова, плясали перед моими глазами.

А город жил своей обычной жизнью. Ослики бодро тянули повозки, груженые кожаными мешками. Слышался свист бичей, дребезжание колес. Казалось никто не замечал моего горя. Никому не было до меня дела!

По А.И.Немировскому

«Книга для чтения по истории древнего мира» М. 1986

Модельный ответ

Автор текста вслед за жителями восхваляет царя, хотя считает его суровым правителем. Потому что, во-первых он создал суровые, но справедливые законы; во-вторых стремился смягчить произвол; в –третьих, устранить коррупцию царившую в Вавилоне.

Урок 2 самостоятельного контроля

Я учусь находить оценочное суждение автора теста об исторической личности

Биография Конфуция

Конфуций является древним мудрецом и философом Китая. Родился примерно в 551 году до н. э. Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника и 17-летней наложницы. Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. Занимаясь воспитанием, мать культивировала, в действительно необыкновенном ребенке, мысли о его редких талантах и особенностях, о его великой миссии для людей. Будучи юношей, Конфуций остается один, его мать умирает.

 В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу. Когда философу шел 44 год, его поставили на пост правителя резиденции княжества Лу. Некоторое время он был начальником судебной службы. Оставленные современниками отзывы о его работе, характеризую его как работника старательного и справедливого.  С высоты поста Конфуций взывал ко власть имущим наказывать народ только в случае неповиновения, а в остальных случаях - «объяснять людям их обязанности и учить».

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого в Книге Песен. Умер в возрасте 72 лет.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Беседы и суждения», которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.

http://studbooks.net/506962/

Жирным шрифтом в тексте выделены поступки Конфуция, курсивом слова, которые могут помочь сформулировать оценочное суждение автора текста.

 

Модельный ответ

Поступки Конфуция:

  1. Много работал с раннего детства
  2. Любил учиться
  3. Любил простой народ и будучи чиновником стоял на его защите
  4. Имел много учеников и последователей

Автор текста дает высокую оценку Конфуцию и его делам, высказывается о мудреце с уважением.

Т.О. Конфуций человек, чья мудрость актуальна и поныне (или иной вывод)

Итоговая диагностика

Умеешь ли ты находить оценочное суждение автора теста об исторической личности

Солон

Солон - один из древнегреческих мудрецов, афинский политик, законодатель-реформатор, поэт. Точная дата рождения неизвестна, считается, что он родился около 640 г. до н. э. Был потомком старинного знатного рода Кодридов, представители которого некогда являлись царями.
Впервые имя Солона упоминается при описании конфликта двух городов-полисов - Афин и Мегары - за владение островом Саламин. Солон, поправив финансовое положение и возвратившись в Афины, был удручен тем, что там действовал закон, запрещающий продолжать военные действия и даже агитировать за них. Плутарх рассказывал, что Солон предпринял хитрый ход: прикинувшись умалишенным, он выступал с элегией «Саламин», взывавшей к былой отваге афинян. Примерно в 600 г. до н. э. он предпринял успешную экспедицию на Саламин, в результате чего Афины снова овладели этим стратегически важным островом, открывавшим доступ к морским путям.

Так как неравенство между бедными и богатыми стало безграничным, государство находилось в чрезвычайно опасном состоянии. Весь простой народ был должником состоятельных: обрабатывали землю, отдавая богатым шестую часть урожая, ... другие брали у богатых в долг деньги под залог тела, их ростовщики имели право отдать в рабство, причем одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Кое-кто вынужден был продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости ростовщиков. Однако огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе вожаком надежного человека и освободить должников, пропустивших срок платы, а землю переделить и полностью изменить государственный строй.

Тогда неравнодушные люди в Афинах, видя, что Солон, - пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не подавлен нуждой, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и ликвидировать противоречия. Между прочим, Фаний (писатель IV-III вв. до н.э.) рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он тайно обещал раздел земли, а людям богатым - обеспечение долговых обязательств.

... Его выбрали архонтом, одновременно и посредником, и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые - как человека состоятельного, а бедные - как честного...

Первым актом его государственной деятельности был закон, в соответствии с которым существующие долги были отменены и в будущем запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»...

Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он разгневал тем, что уничтожил долговые обязательства, а бедных - еще больше тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись...

Солон создал совет Ареопага из архонтов, которые ежегодно менялись; он сам был его членом как бывший архонт

А.А. Шевченко «История государства и права зарубежных стран»

Модельный ответ

Поступки Солона:

  1. В 600 г. до н.э. предпринял успешную экспедицию на о. Саламин
  2. Для спасения отечества прибегнул к обману
  3. Участвовал в создании новых законов
  4. Создал совет Ареопага

Автор текста говорит о Солоне в превосходной степени, восхваляя и восхищаясь им.  Он описывает его как бесстрашного политика, готового ради общего блага даже прибегать к хитрости и обману.

Т. О. Солон предстал здесь как новый политик, готовый искать компромисс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа исторического кружка «КЛИО» МБОУ СОШ №4

Работа исторического кружка рассматривается не только как процесс овладения дополнительной суммой знаний, но и как процесс овладения компетенциями. Занятия в кружке дают возможность учащим...

Дополнительная образовательная рабочая программа «Историческая реконструкция русского военного костюма»

Рабочая программа "Историческая реконструкция русского военного костюма"...

Рабочая программа исторического кружка: «Боевой и трудовой путь нашей страны и малой родины».

Данная программа реализована в МОУ "Бурашевская СОШ", где есть свой школьный музей. Программа включает темы, востребованные в рамках военно-патриотического воспитания....

Рабочая программа Историческое краеведение 8 - 9 классы

Пояснительная записка, содержание, цели и задачи, тематическое планирование....

Рабочая программа исторического кружка (краеведение)

laquo;Любовь к родному краю, знание его истории – основа,на которой только и может осуществлятьсярост духовной культуры всего общества»...

Рабочая программа «Историческое краеведение» 5 класс

Рабочая программа «Историческое краеведение» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание гра...