Рабочая программа "Историческое краеведение"
рабочая программа по краеведению

Лозицкая Таисия Иосифовна

Авторская программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoricheskoe_kraevedenie.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по

«Историческому краеведению»

9 класс

Срок реализации 1 год

Учитель: Лозицкая Таиса Иосифовна

Пояснительная записка

       Программа факультативного курса по «Историческому краеведению»,  рассчитана для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки учащихся.

       Основная концепция данного курса заключается в следующем:

       Изучение исторического краеведения направлено на формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям российского этноса, чувство сопричастности, с прошлым, настоящим и будущем своей земли.

Учебные умения, навыки, способы деятельности.

       Рабочая программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений, навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. На уроках преобладают виды деятельности, исследовательские навыки.

      Содержание уроков включает не только теоретический материал, но и словесный рассказ, беседа, работа с литературой, творческая самостоятельная работа (метод проектов).

      Формы контроля: устная, письменная работа, тестовые задания, ролевые игры.

       Историческое краеведение закладывает основу гуманитарных знаний о своеобразии

Исторического пути родного края.

       Цель: воспитание патриотизма, сохранение приемственности исторического опыта поколений, обеспечение успешной социализации и интеграции личности в социокультурную среду региона.

        Задачи: 1.Обеспечить усвоение учащихся базовых знаний об историческом пути народов Сахалина, Курильских островов, и их взаимодействии с народами Приморья и Приамурья с древнейших времен до наших дней.

                   2.Формировать уважительное отношение к истории Сахалина и Курильских островов.

                   3.Способствовать воспитанию гражданственности российской идентичности, толерантности.        

Требования к результатам освоения курса «Историческое краеведение»

Личностные результаты предусматривают:

— опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех её проявлениях;

— осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека;

— положительную мотивацию к действиям по развитию своей гражданской ответственности, национальной идентичности, интеграции личности в социокультурную среду региона.

Метапредметными результатами являются:

историко-культурного подхода для изучения культуры человека и культурных традиций его сохранения во взаимосвязи с социомом.

— нравственного выбора и принятия обоснованного решения в стратегии действий и  оценки последствий таких действий;

— участия в прениях, дискуссии, полемике, диспуте, дебатах; общения на переговорной площадке, вечере встреч, форуме;

— находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать её;

— разрабатывать проект в соответствии с требованиями; принимать обоснованное; решение о возможности его реализации в жизни, вносить в пего поправки по ходу
исполнения, публично оценивать его результаты;

— подчиняться правилам работы в команде, осознанно следовать принципам социального партнёрства;

— формулировать мысль, представлять её публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу;

— составлять портфолио, отражать в нём работу по повышению грамотности своей и своего окружения по вопросам краеведения.

Предметными результатами являются:

представления:

— о культурных традициях разных народов, традициях

—  раскрывать содержание понятий: своеобразие исторического пути, приемственности исторического опыта поколений, обеспечение успешной социализации и интеграции личности в социокультурную среду.

—  называть и идентифицировать особенности образа жизни коренных народов, их традиции.

— находить уникальность в материальной и культурной жизни коренных народов, в синхронном развитии с историческими вехами Российской Федерации в различные периоды.

Содержание курса «Историческое краеведение» 9 класс

Тема 1. Заселение и хозяйственное освоение Сахалина последней трети IXX века.

              (10 час)

Тема 2. Материальная и культурная повседневная жизнь коренных народов  й             Сахалина и Курильских островов IXX-XX век. (5 час)

Тема 3.   Сахалин и Курильские острова в русско-японской войне (3 часа)

Тема 4. Сахалин и Курильские острова периода японской оккупации (3 часа)

Тема 5.  Северный Сахалин в период борьбы за власть на Дальнем Востоке февраль 17 года- январь 20 гг. (3 часа)

Тема 6. Северный Сахалин 1925-1945 гг. (8 часов)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 9 КЛАСС

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Методы обучения

Тема 1. Введение (1 час)

1.

Экология человека как наука. Современное состояние и перспектива развития

1

Практический, наглядный

Тема 2. Условия жизни человека (6 часов)

2.

Понятие о среде и качестве жизни. Потребности человека

1

Работа с анкетой, беседа

3.

Закономерности географической изменчивости организма человека

1

Практический, наглядный

4.

 Демография человека. Демографический взрыв, демографический кризис и их экологические последствия

1

Урок-дискуссия

5.

 Болезни и эпидемии человечества

1

Работа с доп.литературой

6.

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания, неправильное питание)

1

Практический, наглядный

7.

Медицинская география

1

Практический, наглядный

Тема 3. История взаимоотношений человека и природы (4 часа)

8.

 Экологические последствия появления человека на Земле

1

Беседа, демонстрация

9.

История изменений взаимоотношений человека и природы

1

Практический, наглядный

10.

Экологические кризисы. Переход к современной искусственной модели окружающей среды

1

Беседа, дискуссия

11.

Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды, их влияние на человека

1

Практический, наглядный

Тема 4. Негативные последствия деградации и загрязнения окружающей среды, пути их ликвидации (6 часов)

12.

 Основные антропогенные факторы деградации природной среды

1

Словесный (разъяснение), наглядный

13.

Воздействие измененной и загрязненной природной среды на человека

1

Практический, наглядный

14.

Рекультивация природной среды. Рекреация и курортология

1

Беседа, наглядный

15

Особо охраняемы территории России и их значение для человека

1

Работа с доп.литературой, беседа

16.

Охраняемые территории Сахалинской области

1

Работа с доп.литературой, беседа

17.

Экологические технологии

1

Словесный (разъяснение), наглядный

Тема 5. Негативные воздействия искусственной окружающей среды, пути их ликвидации и ослабления (8 часов)

18.

 Экологические факторы негативного воздействия на человека искусственной окружающей среды

1

Практический, наглядный

19.

Влияние техногенных катастроф на здоровье и условия жизни человека (радиационное загрязнение и др.)

1

Беседа, наглядный

20.

Пути улучшения искусственной окружающей среды

1

Работа с доп. литературой, беседа

21.

Коммунальная гигиена. Ограничение и культура потребления

1

Практический, наглядный

22.

Проблемы урбанизации

1

Беседа, наглядный

23.

Оздоровление окружающей среды городов. Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий

1

Практический, наглядный

24.

Охрана природы в городах и поселках

1

Познавательная игра

25.

Экополитика. Создание городских информационных банков и систем экологического мониторинга

1

Работа с доп. литературой, беседа

Тема 6. Деградация духовной среды, ее последствия для человека, пути духовного возрождения (9 часов)

26.

Основные причины деградации духовной среды

1

дискуссия

27.

Экологические последствия деградации духовной среды

1

Беседа, наглядный

28.

Миграционные процессы человека и связанные с ними проблемы демографии

1

Беседа, разъяснение

29.

Пути духовного возрождения человека

1

Дискуссия, беседа

30.

Социальная гигиена

1

Практический, наглядный

31.

Экологическое миропонимание. Экологическая культура

1

Работа с доп.литературой, беседа

32.

Экологическое образование

1

Беседа, наглядный

33.

Экологические движения и международное экологическое сотрудничество

1

Работа с доп.литературой, беседа

34.

Экологическое право. Ноосферный путь развития

1

Беседа, дискуссия

Информационно-методическое обеспечение

Дополнительная литература

  1. Арский Ю. М. и др. Экологические проблемы. Что происходит, кто виноват и что делать. – М.: МНЭПУ, 1997г.
  2. Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т. Зверева. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  3. Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы. – М.: НИА-природа, 1999.
  4. Вернадский В.И. Размышление натуралиста. – М.: Наука, 1975.
  5. Голубев В.С., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М..: Горизонт, 1997.
  6. Кондратьев И.Я., Крапивин В.Ф., Савиных В.П. Перспективы развития цивилизации. Многомерный анализ. – М.: Логос, 2003.
  7. Неплох Я.М. Человек, познай себя! – СПб.: Наука, 1991.
  8. Концепции современного естествознания: лучшие рефераты. – Ростов н/Д: Феникс, 2002
  9. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.:АСТ, 2002.
  10.  Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. – М.: Астрель, 2001.
  11.  Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  12.  Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. – М.: Дрофа, 2001.
  13.  Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 2004.

Интернет-ресурсы

www. ecolife.ru/index.shtml/ - журнал «Экология и жизнь»

www/edu.nsu.ru/noos/ecology/ - экологический раздел

www.ecoguild.narod.ru/ - сайты Гильдия экологов

www.gost.newmail.ru/ecos.htm - система нормативов охраны и рационального использования природных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Краеведение

Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях...

Рабочая программа Краеведение Челябинская область 6-8 кл

Статус документаПрограмма интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Че­ляби...

рабочая программа краеведение 5 кл

Рабочая программа "краеведение" для 5 класса Новосибирской области, разработана для сельской школы....

Рабочая программа краеведение

Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г.Б. Историческое  краеведение. Учебная программа для общеобразовательных учреждений. -   Нижний Новгород: Ниро, 2011 год. П...

Рабочая программа "Краеведение"ФГОС 6 класс

Географическое краеведение – школьный предмет, синтезирующий  многие компоненты  как общественно-научного, так и  естественнонаучного  цикла, позволяющий  формировать целостно...

Рабочая программа "Краеведение. НИСК"

             Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее времяназрела  необходимость возрождения духовности, изучения культуры своег...

Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья

Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...