Рабочая программа "Краеведение. НИСК"
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Двинских Тамара Степановна

               Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время

назрела  необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой Родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nisk_utverzhd_.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы» Авиастроительного района г. Казани

         Принята на заседании                                                                                       Утверждаю:

педагогического совета                                                                          Директор МБУ ДО «ЦВР»

от «____»________20___г.                                                                                         В.В. Бугрова

Протокол №_______                                                                   «____»___________20___г. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Краеведение НИСК»

 (Научные исследования с креативом)

                                                                        Срок реализации программы-2 года

                                                                Возраст детей от 9 до 17 лет

Составитель: Двинских Тамара Степановна,

                                                              педагог дополнительного образования

2017 г.

                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

               Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время

назрела  необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой Родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам. «Малая родина» ребенка – это  природа,  которая его окружает: семья, дом, школа, а также   памятные,  исторические и культурные места, предприятия и организации; ветераны, известные и уважаемые люди. Исходя из возрастных особенностей  обучающихся, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. 

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются и  на дополнительное образование. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно.

Перечислим лишь наиболее типичные ошибки:

        замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений;

        замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;

        отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «штурмовщины»;

        неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения.

Еще одна проблема, решение которой вызывает затруднения у участников исследовательской деятельности, связана с этапом оформления исследования, где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы. Попытка обойтись без знакомства с ними ведет лишь к досадным недоразумениям.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1.        Методы исследования.

2.        Наличный экспериментальный материал.

3.        Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Вот почему одним из разделов  программы НИСК является научно-исследовательская деятельность.

Основные направления в деятельности объединения:

В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей своего поселка Кадышево и окрестных сел, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры.  В настоящей программе сделана также попытка рассмотреть процесс подготовки учебной исследовательской работы, начиная с выбора темы исследования до его публичной защиты, основываясь на краеведческом материале.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа по дополнительному образованию призвана помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

 Новизна программы и её преимущества в сравнении с ранее созданными программами этой направленности состоят в том, что программа построена на четырех важнейших принципах: краеведческом, экологическом,  практическом и научно-исследовательском. Ведущим принципом является краеведческий. Он позволяет строить занятия объединения на основе окружающей ребёнка природы.

Деятельность объединения несет в себе  огромную образовательную составляющую – изучение истории родного края, изучение народного быта и культуры, народных традиций. Все это способствует формированию патриотического мировоззрения, гражданской позиции, личности обучающегося. Программа направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка и охватывает все  основные направления его развития: сочетание исторического и экологического краеведения с экскурсионной деятельностью, подготовке детей для ведения поисковой, экскурсионной и культурно – массовой, научно-исследовательской   деятельности.

         

Отличительная особенность: 

Программа предусматривает обучение учащихся навыкам научно-исследовательской деятельности: проведение научного исследования, оформление результатов и публичное выступление.

       Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы

 9-17 лет.

       Сроки реализации программы: рассчитана на 2 года обучения, 144 часа в год.    Занятия проводятся 2 раза в неделю с одной группой по 2 часа.

Цель:  Формирование  знаний  учащихся о родном крае, его истории, экологии через объединение «Краеведение»

Задачи.

Обучающие:

  • расширение знаний обучающихся по краеведению;
  • ознакомление с историей  малой родины;
  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения; ознакомление с историей и современной культурой своего края;
  •  формирование у  детей необходимых  практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и др.), развитие творческой инициативы и целенаправленности в научно-исследовательской деятельности ;

Воспитательные задачи:

  • воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
  • воспитание  детей  на положительном примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда;
  • воспитание бережного отношения к природе;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • развитие способности к творчеству, овладению и стремлению  самостоятельно добывать новые знания;
  • развитие навыков работы с различными источниками информации.

Формы занятий:

  • -  беседа, лекция;
  • - практические занятия (выходы в лес, экскурсии, посещение музея, встречи с ветеранами)
  • -  игровая деятельность (викторины, кроссворды и др.);
  • -  тестирование.

Методы обучения.

  • - по виду источника: словесные (объяснения), практические;
  • - по виду дидактических задач: закрепление навыков;
  • - по характеру познавательной деятельности: индуктивный, продуктивный.
  • - групповое обучение.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы обучающиеся будут

знать: 

  • где расположен наш регион, район, поселок,
  • какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе,
  •  краткую историю поселка Кадышево, историю названия, достопримечательности,
  • основные экологические проблемы края и способы их решения,
  • что такое заповедные зоны,
  • животных, населяющих территорию;

уметь: 

  • рассказать краткую историю поселка,
  • анализировать и обрабатывать материал полученный в ходе исследовательской деятельности
  • делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя.
  • работать с географическими картами.
  • распознавать растения.

Формы контроля знаний, умений и навыков.

  • Контроль над усвоением знаний осуществляется в ходе выполнения практических заданий, тестирования, участия в конкурсах, олимпиадах.

Материальное обеспечение

  • - учебная и художественная литература;
  • - географические карты, атласы;
  • - местные СМИ;
  • - ресурсы Интернет. 
  • - учебный класс;
  • - интерактивная доска, компьютер;
  • - виодеофильмы ,

Учебный план
(1 год обучения)

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

1.1

Вводное занятие. 

 Знакомство с программой на год; Правила ТБ

   2

  1

     1

Тестирование

2.

Мой край

16

8

8

2.1

История возникновения поселка

4

4

Опрос

2.2

Викторина «Самый умный»

2

2

Викторина

2.3

Памятник природы «Голубые озера»

4

2

2

Выставка

2.4

Экологическая тропа

4

2

2

Презентация

2.5

«Что? Где? Когда?»

2

2

Фотовыставка

3.

Поисковая деятельность

24

8

16

3.1

История поместья Панаева

4

4

Презентация

3.2

Сбор экспонатов для музея по истории Панайки

4

4

отчет

3.3

Археологические памятники на территории поселков Кадышево

4

4

Стенд

3.4

Археологические памятники на территории поселка Голубое озеро

4

4

отчет

3.5

Археологические памятники на территории поселка Щербаково

4

4

отчет

3.6

Анализ источников информации по истории

4

4

Отчет

4.

Экологическая работа

16

16

4.1

Экологический мониторинг состояния р.Солонки

4

4

Опрос

Экологический мониторинг состояния р.Казанки

4

4

Опрос

4.2

Экологический мониторинг состояния хвойного леса

4

4

Фотовыставка

Экологический мониторинг состояния родников у пос.Кадышево

4

4

Опрос

5.

Наши земляки-участники Великой отечественной войны

24

10

14

5.1

Годы опаленные войной

4

2

2

Викторина

5.2

Встреча с ветераном Великой отечественной войны

4

4

отчет

5.3

«Боевые ордена  Великой отечественной войны»

4

4

Опрос

5.4

«Боевые ордена в моей семье»

4

4

отчет

5.5

Трудовой подвиг тружеников тыла в годы Великой отечественной войны

4

4

Опрос

5.6

Встреча с тружеником тыла

4

4

отчет

6.

НИСК

52

14

38

6.1

Подготовка к научно-исследовательской деятельности

18

6

12

6.1а

Определение сферы научно-исследовательской деятельности - ее объекта и предмета

4

4

Собеседование

6.1б

. Выбор темы исследования с учетом ее актуальности

2

2

Собеседование

6.1в

Изучение научной литературы и уточнение темы (ознакомительное чтение)

4

4

Собеседование

6.1г

Получение необходимой информации (изучающее чтение)

4

4

Отчет

6.1д

Фиксирование необходимой информации (конспекты, цитаты)

4

4

Отчет

6.2

Проведение научного исследования

20

8

12

Отчет

6.2а

Формулирование гипотезы, целей и задач исследования

4

4

Собеседование

6.2б

 Определение методов исследования

4

4

Собеседование

6.2в

Проведение исследования

4

4

Отчет

6.2г

Экспертиза исследования

4

4

Обсуждение в группе учащихся

6.2д

Отработать формы представления результатов своего исследования на городскую конференцию в виде статьи и тезисов

4

4

Отчет

6.3

Оформление исследовательской работы

14

14

отчет

6.3а

Оформление титульного листа и оглавления

2

2

Проект

6.3б

Написание введения к работе

2

2

Проект

6.3в

Компоновка подготовленных текстов по главам

4

4

Проект

6.3г

Написание выводов к соответствующей главе

2

2

Проект

6.3д

Написание заключения по всей работе

2

2

Проект

6.3е

Составление списка использованной литературы

2

2

Проект

7.

Участие в конкурсах

8

4

4

7.1

Районные

4

2

2

результативность

7.2

Республиканские

4

2

2

результативность

8.

Итоговое занятие

2

2

Тестирование

Итого:

144

45

99

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Тема 1. Вводное занятие -2 часа

Теория: (1) Документы: правила техники безопасности на занятиях. 

Практика: Формы и приемы: серия игр на знакомство; беседа - обсуждение правил работы на занятиях, удобных для всех; творческая работа по определению ожиданий и желаемых результатов каждым для себя.
Тема 2. Мой край
Теория: Возникновение пос. Кадышево. Основание.

Практика: Экскурсия. Подготовка сообщений. Составление кроссворда.
Тема 3. Поисковая деятельность.
Теория: Изучение имеющихся материалов.

 Практика: Посещение ветеранов ВОВ, беседа, запись рассказов о боевых подвигах, боевых дорогах односельчан. Изготовление стендов об односельчанах – фронтовиках. Память родственников о своих героях. 
Тема 4. Экологическая работа.
Теория: Экологический мониторинг окружающей среды.

 Практика: Экскурсии в природу с целью очистки родников вокруг пос.Кадышево
Тема 5. Наши земляки – участники Великой отечественной войны.
Теория: Работа с литературой – поиск материалов о героях.

 Практика: Экскурсия к памятным местам. Экскурсия в краеведческий музей. Написание сочинений «Боевые ордена моих родственников».

Тема 6. НИСК
Теория: Проведение подготовительной работы к научно-исследовательской деятельности.

 Практика: Проведение научного исследования, оформление полученных результатов. Обучение детей организаторским навыкам: умение вести себя в непривычной обстановке,  отвечать на вопросы.
Тема 7. Участие в конкурсах.
Теория: подготовка презентаций и проектов.

 Практика: Проявление умений детей вести себя на природе, развитие толерантности, отстаивание своей точки зрения, умение показать свои знания и самого себя.
Тема 8 . Итоговое занятие
Тестирование по курсу «Краеведение» за 1 год обучения.

Учебный  план
(2 год обучения)

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

1.1

Знакомство с программой на год;

2

1

1

Опрос

2.

Экологическая работа

30

12

18

2.1

Экологический мониторинг состояния окружающей среды

4

4

Опрос

2.2

Экологический мониторинг состояния реки Солонка

4

4

Выставка

2.3

Экологический мониторинг родников вокруг с.Кадышево

4

4

Отчет

2.4

Экологический мониторинг хвойного леса

4

4

Отчет

2.5

Экологический мониторинг

Голубого озера

4

4

Отчет

2.6

Экология и здоровье

2

2

Реклама ЗОЖ

2.7

Здоровый образ жизни. Физическая нагрузка, закаливание, вред курения

4

2

2

Разработка упражнений утренней зарядки

2.8

Здоровый образ жизни.  Режим питания, эмоции, сон

4

4

Составление рационального меню на 1 день

3.

Поисковая деятельность

20

8

12

3.1

«Без истока нет реки»:

4

4

Презентация

Формы рельефа в долине р.Солонка

4

2

2

Экскурсия

3.2

Достопримечательности близлежащих поселков

4

4

Экскурсия

3.3

Новые объекты для экологической тропы в долине р.Солонка

4

2

2

Отчет

Новые объекты для экологической тропы в долине р.Казанка

4

4

Экскурсия

4.

Наши земляки-участники Великой отечественной войны

14

2

12

4.1

Уход за памятником погибшим землякам

2

2

Отчет

4.2

Помощь школьному музею в сборе информации по краеведению о погибших земляках

4

4

Выставка

4.3

Помощь школьному музею по сбору информации по памятнику природы «Голубые озера»

4

4

Отчет

4.4

Трудовой подвиг односельчан в годы Великой отечественной войны

4

2

2

Сочинение

5.

НИСК

56

4

52

5.1

Подготовка к научно-исследовательской деятельности

20

20

Опрос

5.1а

Определение сферы научно-исследовательской деятельности - ее объекта и предмета

4

4

Опрос

5.1б

. Выбор темы исследования с учетом ее актуальности

4

4

Опрос

5.1в

Изучение научной литературы и уточнение темы (ознакомительное чтение)

4

4

Опрос

5.1г

Получение необходимой информации (изучающее чтение)

4

4

Опрос

5.1д

Фиксирование необходимой информации (конспекты, цитаты)

4

4

опрос

5.2

Проведение научного исследования

20

20

5.2а

Формулирование гипотезы, целей и задач исследования

4

4

Отчет о проделанной работе

5.2б

 Определение методов исследования

4

4

Отчет о проделанной работе

5.2в

Проведение исследования

4

4

Отчет о проделанной работе

5.2г

Экспертиза исследования

4

4

Отчет о проделанной работе

5.2д

Отработать формы представления результатов своего исследования на городскую конференцию в виде статьи и тезисов

4

4

Отчет о проделанной работе

5.3

Оформление исследовательской работы

16

4

12

5.3а

Оформление титульного листа и оглавления

2

2

проект

5.3б

Написание введения к работе

4

2

2

Проект

5.3в

Компоновка подготовленных текстов по главам

2

2

Проект

5.3г

Написание выводов к соответствующей главе

2

2

проект

5.3д

Написание заключения по всей работе

4

2

2

проект

5.3е

Составление списка использованной литературы

2

2

проект

6.

Участие в конкурсах

20

20

6.1

Районные

10

10

Результативность

6.2

Республиканские

10

10

Результативность

7.

Подведение итогов

2

2

Аттестация

Итого:

144

27

117

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие
Теория: Документы: программы, правила техники безопасности на занятиях. 

Практика: Формы и приемы: серия игр на знакомство; беседа - обсуждение правил работы на занятиях, удобных для всех; творческая работа по определению ожиданий и желаемых результатов каждым для себя.
Тема 2.Экологическая работа.

 Теория: Выработка умений проводить экологический мониторинг, анализировать полученные результаты, делать выводы
Практика: Экскурсия. Подготовка сообщений. Составление ребусов.

Тема 3. Поисковая деятельность.
Теория Умения давать физико-географические характеристики природным объектам, анализировать экологическую обстановку.  
Практика: Экскурсия
Тема 4. Наши земляки участники  ВОв.
Теория: Пополнение книги памяти. Работа с литературой – поиск материалов о героях.

 Практика: Экскурсия к памятным местам. Экскурсия в краеведческий музей. Написание сочинений.

Тема 5. НИСК
Теория: Проведение подготовительной работы к научно-исследовательской деятельности.

Практика: Проведение научного исследования, оформление полученных результатов. Обучение детей организаторским навыкам: умение вести себя в незнакомой обстановке, взаимодействовать с публикой, отвечать на вопросы.
Тема 6. Участие в конкурсах.
Теория:  умений детей вести себя на сцене, развитие толерантности, отстаивание своей точки зрения, умение показать свои знания и самого себя, умение «держать» публику, взаимодействовать с залом.

Практика: Защита проектов, презентаций.
Тема 7 . Итоговое занятие.
Аттестация обучающихся.  (1) 
Формы, средства, приемы: творческая работа «Я – успешный человек» - определение перспектив своего будущего.     

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Наименование тем

Форма

Занятия

Методы и формы

Подведение

итогов

1-й год обучения

1.

Введение

Беседа,

обсуждение,

литературный

обзор

Объяснение,

демонстрация

_             -

2.

Поселок Кадышево

Лекция, беседа,

практикум,

экскурсии,

литературный

обзор.

Объяснение, показ фильма,

демонстрация, самостоятельная индивидуальная и групповая работа

Защита индивидуальных

сообщений,

ролевая игра с элементами викторины, посещение библиотеки

3.

Поисковая деятельность

Беседа, практикум, экскурсия

Объяснение, демонстрация

Защита индивидуального сообщения

4.

Экологическая работа

Беседа, практикум,

Экскурсия

Объяснение, демонстрация

Защита индивидуальных

сообщений,

ролевая игра с элементами викторины

5.

Наши земляки-участники Великой отечественной войны

Лекция, беседа,

практикум,

экскурсии

Объяснение,

показ фильма,

демонстрация,

самостоятельная индивидуальная и групповая

работа

Сочинения

6.

НИСК

Лекция, беседа,

практикум,

экскурсия, наблюдение

Объяснение, показ,

самостоятельная

работа

Защита индивидуального сообщения

7.

Участие в конкурсах

Беседа, практикум,

устный журнал

Объяснение, показ,

работа в творческих группах

Участие в природоохранных акциях. Устный журнал

8.

Итоговое занятие

Выполнение творческих работ,

оформление отчетов

Объяснение,

демонстрация,

самостоятельная индивидуальная и групповая

работа, организация участия в акциях и конкурсах

Конкурсы, акции,

праздники

2-й год обучения

1.

Вводное занятие

Беседа.

Объяснение,

Показ.

-

2.

Экологическая работа

Беседа, обсуждение

Объяснение, показ,

организация коллективного

и индивидуального

наблюдения.

тренинг в природе

Мониторинги реки Солонка, родников, хвойного леса

3.

Поисковая деятельность

Беседа, экскурсии с

элементами практикума.

Объяснение, наблюдения,

индивидуальная работа.

Выполнение

отчетов

4.

Наши земляки-участники Великой отечественной войны

Лекция, беседа,

практикум,

экскурсия

Объяснение, самостоятельная

работа обучающихся,

индивидуальная

работа

Качество творческих работ,

оценка навыков.

 

5.

НИСК

 Лекция, беседа,

практикум

Объяснение,

показ, решение

кроссвордов и

головоломок,

самостоятельная работа

Викторина,

тестирование.

6.

Участие в конкурсах

Лекция, беседа,

практикум,

Объяснение,

самостоятельная

работа обучающихся,

организация

коллективного творческого дела,

индивидуальная работа

Защита сообщения,

викторина,

качество

выполнения творческой работы

7.

Итоговое занятие

Лекция, беседа,

практикум

Выступления

обучающихся,

педагогов,

родителей.

Презентации

     

            Нормативно-правовые документы.

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от   29.12.2012 г. №273-ФЗ

      2. Государственная программа Российской Федерации  «Развитие дополнительного   образования детей до 2020 г.», утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11. 2012 г. №2148-р

      3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.№1726-р.

      4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от  29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и  осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

      5. Методические рекомендации по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, в том числе разноуровневых, от20.09.2017 г.

      6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

      7. Методические рекомендации по разработке и оформлению ДОП.  Буйлова Л.Н. – Москва, ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», 2015.

      8.  Примерные требования к содержанию и оформлению  образовательных программ дополнительного образования детей Министерства  образования (Приложение к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки  России от 11.12.2006 г. №06-1844)

Список используемой литературы.

Литература, рекомендованная педагогам для реализации программы.

1.Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности.-М: ДОСААФ. 1968

2.Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. –М. «Просвещение»1980.

3.Пашканг К.В., Родзевич Н.Н. Основные правила поведения учащихся в природе.География в школе. 1982-№5

   4.Планета- наш дом: учебню-Хрестоматия для дошкольников и младших школьников.(сост. И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская- М.Лайда, 1995)

       5. Н.И.Николайкин, Н.Е Николайкина, О.П.Мелехова «Экология» Дрофа, М.,2005

       6. Е.П.Гора «экология человека» Дрофа М.,2007

       7. В.Н.Ярыгин и др. «Биология» тома1-2. Высшая школа М.,2004

        8.   М.Ю. Дьяков «Как собирать насекомых» Муравей. М.,2004

        9. А.Т.Зверев «Экология» Практикум 10-11 классы. Оникс. М., 2004

       10. И.А.Губанов, В.С.Новиков В.Н.Тихомиров »Определитель высших растений Средней полосы Европейской части СССР. «Просвещение М.,1981

       11.Б.М.Мамаев «Атлас-определитель насекомых» Просвещение. М,.1985.

       12. М.А Козлов, И.М.Олигер «Школьный атлас-определитель беспозвоночных». М, Просвещение 1991

       13. Энциклопедия природы России, том «Насекомые»ABF 1997

       14. Энциклопедия природы России. Том «Грибы» ABF 1998

       15. Энциклопедия природы России том «Птицы»ABF 1998

       16. Энциклопедия природы России. Том «Звери» ABF 1997

       17. И.Я.Павлинов «Удивительная жизнь животных» Астрель М., 2000.

       18. И.В.Черныш «Удивительные растения» Астрель. М., 2002.

Литература, рекомендованная для обучающихся.

        1 Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. – М. «Просвещение»1980

        2. Петров В.В.»растительный мир нашей Родины».М.,Просвещение.1981

        3. Дмитриев Ю. «О природе для больших и маленьких». М, Педагогика.1982

        4. Формозов А.Н. «Спутник следопыта» М., МГУ 1990

        5. В.Браун «Настольная книга любителя природы».Ленинград.Гидрометеоиздат.1985.

        6. Дмитриев Ю. «Соседи по планете. Птицы». М., Детская литература.1984.

        7. Дмитриев Ю. «Соседи по планете. Насекомые». М., Детская литература 1977

        8.И.Я. Павлинов «Удивительная жизнь животных». М., Астрель 2000.

        9.И.В.Черныш «Удивительные растения».М., Астрель 2002.

      10. Энциклопедия для детей.Биология. М., Аванта+. 2001

Интернет-ресурсы

1. htt://www.priroda.ru/lib - Природа России: библиотека.

2. htt://ecoportal.ru - Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.

3. htt://www.ecokom.net - Проектная Экология.

4. htt://m.ecoworld.ru - Глобальный Просветительский Портал. Экомир.

5. hht://www.ecoinform.ru - Эко-Информ. Агенство экологической информации “ИНЭКО”.

6. htt://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm - Энциклопедия “Флора и Фауна”.

7. hht://www.nature.ok.ru - Редкие и исчезающие животные России и зарубежья.

8. htt://zoo.rin.ru - Природа и животные на Rin.ru.

9. http://www.ecoeducation.ru/ - Ассоциация учителей-экологов.

10. http://biom.narod.ru/ - Учебно-воспитательный биологический комплекс БИОМ.

11. http://www.ecocommunity.ru/ - Портал «Ecocom» - всё об экологии.

12. http://www.geo.ru//ekologiya?page=1– Электронная версия журнала GEO.

13. http://gov.cap.ru/home/93/000/asio/2ekosha.htm - Школа юного эколога. Экологический клуб «ASIO».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...