Урок на тему «XVIII век, блестящий и героический!»
план-конспект урока по истории (8 класс)

Лихошерст Лариса Александровна

Технологическая карта и план к уроку на тему "XVIII век, блестящий и героический!", подготовленные в рамках районного этапа Всероссийского конкурса "Учитель года". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx15.04 КБ
Файл urok_itog.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока-путешествия «XVIII век, блестящий и героический!»

Тема урока

XVIII век, блестящий и героический.

Класс

8

Дата проведения

7 февраля 2023 г.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока

Урок - путешествие

Цель

Способствовать осмыслению учащимися важнейших событий, закономерностей и причинно-следственных связей в истории России XVIII века

Формы работы на уроке

Индивидуальная, фронтальная и групповая

Используемые технологии

- модульная технология личностно-ориентированного образования;

- технология развития критического мышления;

-технология практико-ориентированного обучения;

- технология проблемного обучения

Планируемые  предметные результаты

- знать основные даты и события периода;

-  уметь систематизировать знания;

- уметь соотносить исторические процессы и отдельные факты;

- уметь работать с исторической картой;

- уметь работать с репродукциями ;

- уметь работать с историческими документами

Метапредметные результаты

- овладение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты; сравнивать, формулировать выводы и умозаключения);

- способность представлять результаты своей деятельности в различных формах (письменной, устной);

- готовность к сотрудничеству с участниками команды, коллективной работе;

-овладение приемами исследовательской деятельности (работа с историческими источниками);

- формулировать и аргументировать свое мнение

Личностные результаты

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- формирование уважения к истории, культуре своего народа;

- осознание своей идентичности как гражданина страны;

- формирование коммуникативной компетенции;

- формирование чувства патриотизма

Образовательные ресурсы

учебник, исторические карты, иллюстративные источники, исторические документы, презентация MS Power Point



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГИМНАЗИЯ № 95"

План-конспект урока по теме:

«XVIII век, блестящий и героический!»

Работу выполнила:    

учитель истории и обществознания

Лихошерст Лариса Александровна                        

 

г. Ростов-на-Дону
2023

  1. Организационный этап (1 мин):

Приветствие учителя и учеников, проверка подготовки к уроку.

  1. Актуализация знаний (4 мин):

Учитель: В 2022 году исполнилось 350 лет с момента рождения мальчика, «которого узнает весь мир».  Именно такое пророчество сказали Алексею Михайловичу Романову еще до рождения Петра. 30 мая 1672 года по всей Москве радостно звонили колокола. Родился ПЕТР! Он всегда стремился туда, где его ждало что-то новое и неизвестное.  Освоил множество ремесел, изменил порядок управления страной, поддерживал отечественную торговлю, построил Санкт-Петербург, создал флот! Первый опыт морского сражения у Петра 1 был в 1695 году, целью которого было взятие турецкой крепости Азов. И он закончился неудачно.  Но спустя год Петр предпринял новое нападение на крепость со своей созданной Азовской флотилией. И это была первая серьезная победа молодого царя! Начало великого будущего! Сегодня, мы находимся в составе флотилии и отправимся в морское путешествие. Ваши корабли: «Петр», «Вихрь» и «Великая». Видя их названия, как вы думаете, какая тема нашего урока?

Ответы учеников: «18 век», «Дворцовые перевороты» и др.

Учитель: Верно! 18 век… Сколько открытий, достижений, поражений и побед! Блестящий и героический!  «18 век, блестящий и героический». Именно так звучит тема сегодняшнего урока. Откроем тетради и запишем нашу тему.  

Ученики: записывают число и тему урока в тетради. 

Желаю вам попутного ветра, мы отправляемся в путешествие!

  1. Этап обобщения и систематизации материала (17 мин):

Учитель: На столе у каждого экипажа находится специальный груз. Просьба определиться с капитаном вашего корабля и открыть его.

  1. В вашем грузе находится несколько предметов, связанных с названием вашего экипажа. Ваша задача- связать эти предметы с событиями Петра Великого и кратко рассказать о них. (В этой коробке луковицы тюльпанов, календарь, елочные игрушки, двойной трон, картошка, схема Санкт-Петербурга, гравюра Полтавской баталии)
  2. Перед Вами портреты правителей эпохи Дворцовых переворотов. Ваша задача расположить их в хронологическом порядке  и прокомментировать правление каждого из них.
  3. В спецгрузе корабля «Великая» находится документ, карта и репродукция, связанные с Екатериной II. Ваша задача кратко рассказать об этих событиях.

Учитель: Ваши ответы и скорость выполнения заданий будет оцениваться специальной меткой на ваших спец.грузах. На подготовку вашего ответа вам дается 5 мин. На сам ответ каждой команде дается 3 минуты. Кто справится быстрее всех и при подготовке, и при ответе получит дополнительный балл. В ходе работы вы можете делать пометки в своих рабочих тетрадях. Желаю удачи. Время пошло.

В ходе работы осуществляется контроль  и самоорганизация в группах и микрогруппах класса.  

Ответы учеников:  1 группа. В нашем спец.грузе находятся луковица тюльпана, календарь, елочная  игрушка,  фото двойного трона, картошка, схема Санкт-Петербурга, мозаика М.В. Ломоносова «Полтавской баталии»).

Двойной трон- в мае 1682 года было провозглашено правление сразу двух царей- Ивана и Петра. Однако фактически за юных братьев 7 лет правила царевна Софья. Во время приемов братья восседали на троне, а царевна Софья подсказывала мальчикам, как вести себя в той или иной ситуации через маленькое окошко, расположенное за задней спинкой трона.

Луковицы тюльпанов и картофель- в рамках Великого посольства в Европу в 1697-1698гг. Петр 1 привез из Голландии тюльпаны и картофель. Тюльпаны стали любимыми цветами Петра. А картофель использовали изначально в лечебных целях.

Календарь- с 1700 года была изменена система летоисчисления. Теперь летоисчисление начиналось от Рождества Христова, вместо сотворения мира.

Елочные игрушки-Новый год в России начали праздновать 1 января, вместо 1 сентября.

Схема Санкт-Петербурга- в мае 1703 по решению русского царя Петра I на отвоёванных у шведов землях, называвшихся Ингерманландией, была заложена крепость Санкт-Петербург, так же стал называться и город.

Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия»- Петру I принадлежало верховное руководство Русской армией во время Северной войны 1700-1721 года. В ходе Полтавского сражения особенно.  

Учитель: Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. За ответ вы получаете свой балл.   Переходим к следующему спец.грузу. Вашему кораблю «Вихрь» было дано задание расположить портреты правителей эпохи Дворцовых переворотов в правильном порядке и прокомментировать правление каждого из них или рассказать интересный факт о них.

Ответы учеников:

Екатерина I- 1725-1727

Вдова Петра I- Марта Скавронская (после принятия православия – Екатерина I). Она была мудрой женщиной, но не проявила себя никакими особенными реформами, кроме того, что открыла   Академию наук и по совету Меньшикова создала Верховный Тайный Совет. Практически, во время двухгодичного царствования императрицы, государством руководил Меньшиков.

Пётр II- 1727-1730

В 1727 году Екатерина I скончалась от пневмонии, и по решению Сената на императорский престол был избран двенадцатилетний  Петр II Алексеевич -   внук Петра I. С первых дней молодой император находился под опекой Меньшикова. В его планы, с целью войти в состав царской семьи, входила женитьба Петра Алексеевича на своей дочери Марии Александровне Меньшиковой.  Но этим планам не суждено было сбыться, так как  Александр Данилович заболел, и старая родовая аристократия, воспользовавшись   этим,    совершила дворцовый переворот. 

Власть империи и воспитание Петра II года были под контролем Голицыных-Долгоруковых. Этот придворный клан всячески поощрял стремление Петра Алексеевича вести распутный образ жизни и отрицательное отношение к наукам.  Меньшиков пытался повлиять на воспитание подростка, но его, обвинив в  государственной измене, отправили в ссылку в сибирский  город Березов.  Через 3 года царствования, пятнадцатилетний  Петр II Алексеевич умер от оспы. 

Анна Иоановна- 1730-1740

Так как у Петра Алексеевича не было наследников, то решением Тайного Совет на Российский трон была приглашена племянница Петра I Анна Иоанновна.  В тот период она проживала в Курляндии (вассальное герцогство, расположенное на территории современной Латвии).  Был составлен документ, ограничивающий ее права.  Чтобы стать императрицей Анна Иоанновна согласилась его подписать, но после восхождения на престол, отказалась от всех ограничений,  и начала править империей самостоятельно. 

За время своего царствования (1730-1740 гг.) императрица ликвидировала Верховный Тайный Совет. Голицыны и Долгоруковы были отстранены от занимаемых должностей, и на их места была приглашена немецкая знать. Императрица в течение 10 лет царствования завершила строительство Царского Села и империя начала жить, придерживаясь европейского стиля. 

Историки считают, что деятельность Анны Иоанновны являлась очередным государственным переворотом.

Иван VI-1740-1741

На 48 году своей жизни императрица скончалась. У государыни Российского престола была дочь брата Анна Леопольдовна.  Так как у них были натянутые отношения,  то, согласно завещанию, трон был в 1740 году передан трехмесячному сыну племянницы Ивану VI  – правнуку Ивана V. 

Временно исполняющий полномочия Российского монарха, до его совершеннолетия, был назначен герцог Курляндии Эрнст Бирон. В ноябре 1740 года,  в результате очередного переворота, Бирон был свергнут графом Генрихом Остерманом,  и регентом стала мать малолетнего монарха Анна Леопольдовна. 

Елизавета -1741-1761

В конце 1741 года, в результате   недовольства среди царского окружения, вызванные  назначением    немцев на государственные посты, произошел очередной переворот и императрицей становится младшая дочь Петра I   Елизавета Петровна (Елизавета I). 

С помощью Франции и Швеции ей удалось Ивана VI , его мать и всех их сторонников сослать в Сибирь. 

Всех немцев государыня освободила от занимаемых постов, и  на их место назначила представителей русского дворянства. 

В течение 20 лет (1741-1761 гг.) Елизавета I восстановила деятельность Правительствующего сената, основала Московский университет и проводила политику своего отца, чем и завоевала любовь сторонников Петра Великого и народных масс. 

Петр  III- 1761-1762

В 1761 году  Елизавета I   скончалась в возрасте 52-х лет. 

У императрицы не было своих детей и поэтому, на императорский трон был возведен 34-летний сын старшей сестры Елизаветы Петровны Карл-Петр Ульрих Голштинский.До вступления на престол герцог принял православие, получив имя -  Петр Федорович и в историю вошел как Петр III. С раннего детства Петр воспитывался как претендент на Шведский трон. Его пренебрежительное  отношение к России вызывало недовольство царского двора.  Этим положением воспользовалась его жена Екатерина Алексеевна, и через 6 месяцев после коронации своего мужа, совершила  последний переворот в истории Российской империи, объявив себя императрицей Екатериной II. Петр III добровольно подписал акт отречения и был отправлен в Ропшинский дворец, где скончался от приступа геморроидальных колик.  Восхождение на престол Екатерины II стало началом новой эпохи Российской истории.  

Учитель: Всё верно. Вы прекрасно справились с заданием. В вашем грузе находится набор, который был выпущен к 400-летию дома Романовых и интересно то, что здесь не было карточки с Петром III. Я думаю, что ответ заключается в его словах. (прочитать) Переходим к следующему специальному грузу. Вашему кораблю «Великая» было дано задание по работе с текстовым документом, картой и репродукцией. Начнем с работы с документом. Что это за документ?  Кому он был посвящен, и кто его написал?

Ученики: 

Всемилостивейшая государыня!

        Вы поистине самая блистательная Северная звезда, и толико благотворной у нас еще никогда не бывало. Андромеда, Персей и Калиста перед Вами ничто. Все сии звезды оставили бы Дидерота умирать с голоду. Он был гоним в своем Отечестве, а Ваши благодеяния и там его сыскали. Вы щедротою превосходите Людовика XIV. Он награждал достоинства чужестранцев, но только тогда, когда ему их показывали; а Вы, всемилостивейшая государыня! Ищете их и находите. 

        Между тем позвольте мне, Всемилостивейшая государыня! обнародовать все, что Вы ни изволили ко мне писать в рассуждении терпимости вер. Всякая черта Вашей руки есть памятник славы Вашей. Дидерот, д'Аламберт и я созидаем Вам алтари. Вы сделали меня язычником; мне в идолопоклонстве находиться у ног Вашего Величества лучше, нежели быть с глубочайшим почитанием Вашего храма жрецом.

     Это письмо от французского просветителя Вольтера в адрес Екатерины II. В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных.  Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям. Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:

  • Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
  • Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
  • Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
  • Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
  • Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.

Именно после общения с французскими просветителями Екатерина II начала проводить политику просвещенного абсолютизма на территории нашего государства.

Учитель: переходим к заданию с картой. Что это за карта? Кто был организатором восстания и какие были цели этого восстания?

Ученики: Восстание Пугачева в 1773-1775 годах стало крупнейшим антиправительственным выступлением в истории России XVIII века. Его отличием от предыдущих народных восстаний был тот факт, что предводитель повстанцев выдавал себя за императора Петра III, погибшего 11 годами ранее. Оно охватило огромную территорию, от южного Зауралья до нижнего Поволжья. Среди его участников были представители разных слоев общества: коренные народы Урала и Волго-Камского региона, крепостные и приписанные к уральским заводам крестьяне, казачество, старообрядцы.

Цели:

-усиление произвола помещиков;

- тяжелое положение работников мануфактур;

-ликвидация казачьего самоуправления;

-ущемление национального положения народов Поволжья.

Ход восстания (на карте). Итоги восстания:

  1. Восстание было подавлено
  2. Пугачева доставили в Москву для показательной казни
  3. Значимые географические объекты восстания были переименованы
  4. Огромные человеческие жертвы
  5. Ущерб хозяйству страны

Учитель: И у вас была репродукция, кто изображен на ней и что здесь за событие, как вы думаете?

Ответы детей: В 1787 году она совершила поездку через всю страну, от Санкт-Петербурга до Севастополя. Общая протяжённость пути составила около 6 тысяч километров. Выезд состоялся 2 января, а завершился 11 июля. 22 мая (2 июня) 1787 г. Екатерина II cо свитой направилась из Бахчисарая в Севастополь. Кульминацией путешествия стала демонстрация Черноморского флота на рейде Севастопольской бухты. Во время обеда, под звуки торжественной музыки, распахнулись занавесы,  и открылся вид на Севастопольский рейд, где стояли суда Черноморского флота, приветствовавшие императрицу салютом. Вы помните, что Екатерина 2 подписала в 1783 году Манифест о присоединении к империи Крымского полуострова.

Учитель: Ребята, вы большие молодцы. Все 3 корабля справились со своими заданиями.

  1. Рефлексия (5 мин):

На протяжении всего нашего морского путешествия с нами присутствовала одна интересная историческая личность (показать портрет). Родился при Елизавете Петровне, состоял на личной службе у самой Екатерины II. Интересный факт, что он сам пробил себе дорогу в будущее, написав письмо сподвижнику Екатерины  II  Алексею Орлову.  Часами сидел за книгами Михаила Ломоносова. Мобилизовался в Преображенский полк, который был создан еще Петром I. Его же подразделение в будущем будет направлено на подавление восстания        Е. Пугачева Державин Гавриил Романович. Помимо того, что Державин был государственным деятелем, он был русским литератором. И находясь на службе, он не переставал писать новые стихи. Большинство его стихотворений были посвящены именно XVIII веку. Предлагаю обратиться к его творчеству и посмотреть, каким был образ человека XVIII века.  Давайте вместе выделим конкретные качества и черты, присущие человеку этого блестящего столетия. Давайте прочитаем и вместе выделим эти черты.

Не умел я притворяться,              
На святого походить,
Важным саном надуваться          
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,                
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье                  
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел.
Не собой блистал я — богом;        
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, -
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, -
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, -
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, -
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом, жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какие качества человека XVIII  столетия мы можем здесь выделить?

Ученики: (перечисляют).

Учитель: Абсолютно верно.

Данным стихотворением поэт всем, и в первую очередь самому себе признается в том, что он так же, как и все остальные люди XVIII века не является святым. Более того, автор говорит и о том, что никогда в своей жизни не умел притворяться и лгать, считая, что лучше сказать горькую правду, чем сладкую ложь.

Несмотря на то, что данное произведение является авторским, в нём можно очень легко проследить роль патриотизма. Подобное стихотворение может написать абсолютно каждый человек, ведь каждому есть в чем признаться и что рассказать. Вот только далеко не многие решаются так откровенно рассказать практически всю историю своей жизни, ничего не скрывая от окружающих, рассказывая даже о самых сокровенных моментах. Я думаю, что здесь можно провести параллель с современными реалиями. Подобные нравственные ценности остаются актуальными и на сегодняшний день.

V. Заключительный этап (3 мин):

Учитель: Вот мы и «добрались» до пункта назначения нашего путешествия. Что мы приобрели за это время? Конечно, знания. Очень важные и очень необходимые. Патриотизм, национальная гордость и историческая память — неразделимы. И если вы всё ещё считаете, что история важна только своим устремлением в будущее, то значит... не очень хорошо изучали историю.

История продолжается не только движением в будущее, но и обращением к прошлому. Ломоносов, Суворов, Фонвизин, Ушаков, Карамзин, Радищев и многие, многие другие, жившие в «безумном и мудром» XVIII столетии, всегда остаются нашими современниками.

 И я ещё раз хочу напомнить вам, что каждый век, каждый период отечественной истории поучителен своим духом, своим настроем. Век восемнадцатый поражает дерзостью мыслей, верой в разум и возможности человека. Это было время людей, сумевших раздвинуть пределы невозможного. Сколько в них мужества, отваги, таланта! В них очень много того, чему и нам, людям XXI века, можно по-хорошему позавидовать, что можно перенять и использовать в организации нашей жизни.

Давайте подведем итоги нашего урока. Запишем домашнее задание на следующее занятие. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки. Тема урока: Можем ли мы увидеть музыку? (Мужественные, героические образы в искусстве)

Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?».               На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись),  с...

Презентация к уроку по теме: Культура России XVIII века.

Сопроводительная презентация к уроку Культура России XVIII века....

Урок на тему: «Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Урок рассказывает о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны,  показывает, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями....

Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв.

Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв. для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида....

Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века".

Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века" для обучающихся  8 класса с ОВЗ....

Конспект урока на тему: Бурятский героический эпос Гэсэр

Задачи:Познакомить учащихся с героическим эпосом бурят, показать его место в эпосе народов Сибири, художественные и идейно-нравственные особенности.Развитие навыка выразительного чтения, умения анализ...

Презентация к уроку по теме "Галерея героических образов"

Данная презентация дополняет тему урока , и является приложением к методической разработке....