Конспект урока на тему: Бурятский героический эпос Гэсэр
план-конспект урока (9 класс)

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с героическим эпосом бурят, показать его место в эпосе народов Сибири, художественные и идейно-нравственные особенности.
  2. Развитие навыка выразительного чтения, умения анализировать поэтический текст, находить художественные изобразительные средства.
  3. Воспитание чувства патриотизма, единения и братства разных культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_urokana_temu_buryatskaya_poema_geser_.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Улан-Удэ»

 

 

 

 

 

 

 

                  Конспект урока на тему.

             Бурятский героический эпос. Поэма «Гэсэр». 

 

 

 

 

Разработала и провела:

Дашеева Н.С.

 

 

 

 

2021г 

Тема урока:  Бурятский героический эпос. Поэма «Гэсэр».  9класс

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с героическим эпосом бурят, показать его место в эпосе народов Сибири, художественные и идейно-нравственные особенности.
  2. Развитие навыка выразительного чтения, умения анализировать поэтический текст, находить художественные изобразительные средства.
  3. Воспитание чувства патриотизма, единения и братства разных культур.

 Оборудование:  книга «Гэсэр», текст отрывков из поэмы, презентация с иллюстрациями к поэме.

                                        Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка темы и задач урока.
  2. Вступительное слово учителя. 
  3. Сегодня, когда то там, то тут вспыхивает межнациональная рознь, мне радостно сознавать, что,  начиная со второй половины 17 века, русский и бурятский народы живут на забайкальской земле в дружбе и сотрудничестве, осваивая этот чудесный край, роднясь и братаясь друг с другом, перенимая друг у друга обычаи, традиции, способы хозяйствования. 

Наше занятие посвящено произведению бурятского народа, которое интересно и бурятским, и русским  детям. Тема нашего урока – Бурятский героический эпос. (запись в тетради)

       В бурятском фольклоре, как и в фольклоре других народов мира, бытуют такие жанры, как сказки, легенды и предания. Но особое место занимает героический эпос. Героические сказания бурят называют улигерами .

- Что такое улигеры? (сообщение учащегося) -запись в тетрадь. Это высшее достижение устного народного творчества бурятского народа. Улигеры являются неотъемлемой частью эпического наследия народов Сибири.

- Ребята, какой русский жанр фольклора напоминают улигеры?  Правильно, улигеры чем-то сродни русским  былинам.

Сообщения учащихся, подготовленные дома. Класс делает краткие рабочие записи в тетрадь. Сообщения сопровождаются презентацией, подготовленной учащимися. У компьютера – ученик.

1 сообщение.  Улигеры. Улигеры исполнялись только перед какими-то важными событиями: большой охотой, дальним походом, во имя исцеления больных. Считалось, что исполнение героических поэм способствует прозрению слепых. Имелись также запреты на исполнение улигеров: нельзя было исполнять их днем, в присутствии посторонних, ради праздного любопытства.       В бурятском героическом эпосе, как и в русских былинах, главными героями были богатыри, которые защищают свою землю, отправляясь в путешествие. Вымысел сочетается в них с  элементами реальной жизни бурятского народа: его основными занятиями (скотоводство, охота), бытом, традициями. В этих замечательных произведениях устного народного творчества ярко выражены черты национального характера, традиции бурят, воспеты их лучшие качества: верность долгу, любовь к родной земле, бесстрашие и мужество в борьбе. В образах былинных богатырей воплощены героические идеалы народа - идеалы мужества и доблести, благородства и самопожертвования, любви к родной земле. Эти качества воспитаны всем ходом исторического развития и той вековой борьбой, которую приходилось вести народу, защищая от врагов свой род, свое племя. Героический эпос бурят создавался народом. Его создателями и исполнителями являлись выходцы из простого народа .

2 сообщение . УлигершИны.

Исполнители улигеров  были талантливые люди с хорошей памятью – улигеры были большими по объему, до 12 тысяч стихов, и запомнить их надо было наизусть. Исполнителей улигеров называли улигершИнами (запись в тетрадь).  Улигершины были очень уважаемыми и почитаемыми людьми. Обычно их сажали на белый войлок, на самое почетное место, под локоть улигершину клали подушечку-олбок, рядом ставили чашку с водой. Ничто не должно было прервать исполнение эпоса. Это бы означало прервать деяния героя. Сказитель как бы перевоплощался в героя. Сказитель должен был обладать безукоризненной памятью, чтобы без пропусков и искажений, как того требовала традиция, передавать огромные эпопеи, состоящие из тысяч стихов. Улигер нельзя было сокращать, переделывать по-своему. Оценку его исполнению давали слушатели, хорошо знавшие содержание улигеров. Певец должен был обладать звучным красивым голосом, музыкальным слухом, хорошо владеть словом, а главное - уметь вдохновляться. Сказитель как бы перевоплощался в героя, самозабвенно отдаваясь пению; голосом, особыми интонациями, жестами или игрой на хуре передавал особенности происходящих событий в эпосе. Такое состояние вдохновения приходило к улигершину только перед слушателями, Улигеры исполнялись  мелодическим  речитативом или пелись. Исполнение улигера сопровождалось мимикой, жестами. И слушатели воспринимали улигер как рассказ о действительных событиях. Наиболее известные исполнители улигеров: Петров, Тороев, Имегенов.     Улигеры создавались на протяжении длительного исторического периода, их создано сотни, наиболее известные: «Аламжи Мэргэн», «Алтан Шагай» и другие.

    3 сообщение. Поэма «Гэсэр».  Но самой значительной героической поэмой бурятского народа является сказание о Гэсэре.  Бурятский героический эпос “Гэсэр” существует по крайней мере тысячелетие. Его называют “Илиадой Центральной Азии”, так как это произведение бытует у многих народов Азии. Ныне существуют три основные версии “ Гэсэра”: бурятская, тибетская и монгольская. Но именно бурятский «Гэсэр» является жемчужиной фольклора народов Азии и по художественным особенностям, и по идейно-нравственному содержанию. Эпос "Гэсэр" отражает мечты народа об идеальном царстве и справедливом правителе

      В бурятском «Гэсэре» отразилась историческая судьба и духовная жизнь бурят, память народа о своем прошлом, о своих предках и героях. В нем отразились представления бурят о Вселенной, о мире. Это  выдающийся памятник эпической поэзии мирового масштаба, популярный персонаж в фольклоре бурят. В его образе сведены воедино лучшие человеческие черты и качества. Создатели эпоса видели в Гэсэре героя с возвышенной душой и добрыми помыслами, Гэсэр идет навстречу судьбе, исполненный веры в справедливость своего предназначения.

           «Гэсэр» переведен в разные годы С. Липкиным и Вл. Солоухиным на русский язык,  что сделало бурятский эпос достоянием самого широкого читателя.

“Гэсэр” – это гимн любви к своей земле. “Не допускай врага к родной земле, не жди  его, но выходи навстречу, там-то он будет побежден” – вот один из важнейших мотивов этого эпического сказания.

Богато и интересно представлена Гэсэриада в творчестве бурятских поэтов, художников, композиторов, мастеров театральной сцены. 

4.Сообщение Сюжет «Гэсэра»: (зарисовки в тетради)

Главы – ветви. Представление о мире в  бурятском эпосе «Гэсэр» было трехмерным: в верхнем, небесном мире  жили небожители – тэнгрии, бессмертные боги, повелевающие разными стихиями, олицетворяющие собой противоборствующие  начала - добро и зло, свет и тьму, поэтому они делятся на  добрых и злых. Боги внешне похожи на людей, имеют свои семьи, стада, занимаются домашней работой, дружат и ссорятся, сражаются между собой, стремясь добиться абсолютной власти, в результате чего Атай Улан, глава злых восточных богов, был побежден, разрублен на части и сброшен на землю.

              В среднем, земном мире живут обыкновенные смертные люди, охотятся, разводят скот, и им нет никакого дела до небожителей. По эпическому сказанию, виновниками всех бед, обрушившихся на людей, являются именно боги-небожители: из кусков тела Атай-Улана, сброшенных на землю, нарождаются чудовища - мангадхай, и на землю приходит зло.

      Нижним, подземным миром правит злой Эрлик. Здесь обитают дьяволы-альбины.

      Итак,  на земле воцаряется зло в виде  огромных страшных чудовищ - мангадхаев, пожирающих все живое. С ними не в силах справиться обыкновенные смертные люди. Небесные боги посылают в помощь людям на землю своего сына, Бухэ Белигтэ. Небожитель Бухэ Белигтэ спускается на землю, перевоплотившись в человека – заново родившись, он получает имя Гэсэр. Гэсэр заново рождается на земле в нищей семье, ибо только человеческое дитя, рожденное в семье бедняков, может, по мысли слагателей эпоса, понять горе и чаяния народа, муки людские. В этом – истинная поэзия и истинная народность, потому что  основа народной поэзии – человечность.Земная жизнь Гэсэра показана с его первых подвигов до заключительного момента. Он, как многие сказочные герои, растет не по дням, а по часам, женится, бьется с чудовищами и побеждает их. Большую часть времени он проводит в походах. В его богатырские дела входит и охота на дикого зверя. Гэсээр имеет большую родню, в походах ему помогают звери и птицы. Гэсэр наделен самыми лучшими человеческими качествами: возвышенной душой и добрыми помыслами. Его конь – друг и советчик.  Гэсэр совершает множество подвигов: уничтожает всех мангадхаев, искореняет зло, утверждает добро и справедливость, и на земле наступает счастливая мирная жизнь.

        Героическая поэма поражает читателя  величием изображения  окружающего мира, грандиозностью разворачивающихся событий, титанизмом противоборствующих сил.             Когда Гэсэр уничтожает всех врагов человечества, отец повелевает ему вернуться на небо, но Гэсэр отказывается: он навеки полюбил землю и ее людей. Тогда отец разгневался на него, и вместе со своими богатырями  Гэсэр был наказан: они были превращены в немые человекоподобные скалы. Есть у бурятского народа легенда, что и поныне эти названия украшают Саянский горный хребет и напоминают людям  об их великом заступнике, который рожден был на небе, чтобы покарать неправду на земле, уничтожить звериный закон пожирания слабых сильными. 

5.Чтение учителем и учащимися отрывков из «Гэсэра»: «Бой с мангадхаем»

6. Беседа:

 - Ребята, кого вам напоминает образ Гэсэра и сам сюжет поэмы? (связь с Библией и образом Иисуса Христа). Это не случайно. Представления о Добре и Зле у разных народов и разных религий одинаковы. В этом глубинная связь и сокровенный смысл гуманизма, человеколюбия.

- А какие другие произведения фольклора и чем вам напоминает поэма? (сказка, былина, легенда). 

7.Анализ поэмы (изобразительные средства).

   Поэма «Гэсэр» богата изобразительными средствами.

  В поэме используется олицетворение – наделение живой сущностью солнца, ветра, дождя. Многие положительные и отрицательные персонажи обладают способностью к оборотничеству: например, Гэсэр подстреливает сороку, ворону и «волшебным словом» превращает их в туши изюбря и лося, а большой придорожный камень – в наголовное украшение своей жены, своего коня превращает в ремень и прячет его за пазуху, а себя превращает в двух босоногих мальчишек и т.д. Использована в поэме и магия: брат Гэсэра заговаривает черную стрелу и произносит заклинание, этой стрелой он поражает расположенный на затылке  глаз чудовища.

              В «Гэсэре» есть, как и в сказках, сказочные предметы, существа: вещая книга судеб, раскрыв которую, герои узнают  свое будущее, волшебная палочка, волшебный силок, волшебная трубочка, помогающая от всех болезней, красный камень задай, вызывающий бури и ливни и т.д. Сказочное существо – белый жаворонок – исцеляет от болезней, у Гэсэра есть два небесных коня. Чудовища, с которыми сражается Гэсэр, обладают  чудодейственными способностями, исполинскими размерами, отталкивающим обликом. Огненное страшилище Гал Дулмэ имеет на спине  сто тысяч глаз, на груди сорок тысяч глаз и самое страшное око, в которое только и можно поразить его, - на макушке его  конь величиной с огромную гору. Присутствуют в эпосе и  сказочные мотивы: герой, вторично рожденный на земле, растет, как в сказке, не по дням, а по часам. В сказках герой часто отправляется на поиски невесты, в сказках по возвращению героев домой обычно устраивается пир, пиром венчается и возвращение Гэсэра  после каждого совершенного им подвига.

Но в то же время в эпосе нашла отражение и реальная действительность. На земле Гэсэр вторично рождается и живет в солнечной стране Жаворонков, по всем характерным признакам напоминающей сибирский край: тайга, где растут кедры, лиственницы, встречаются аршаны - целебные источники, где обитают косули, изюбры, маралы, лоси, описываются сопки и степи, где пасутся  отары овец, стада коров, табуны лошадей, упоминается Байкал, Лена. Деталью реальности является и описание в поэме общественного устройства: люди живут родами, большую роль играют женщины (эпоха материнства), но в то же время  явно преобладают черты отцовского рода и военной демократии: мужчины занимают главенствующее положение. Наблюдается и имущественное неравенство, в сказании бесспорно и наличие военной аристократии, из среды которой уже выделились ханы, имеющие постоянные дружины.

Найдите в тексте поэмы известные вам изобразительные средства.

  8. Заключительное слово учителя о современном положении, о взаимоотношениях русских и бурят, о дружбе народов и диалоге культур. Слайды.

9. Итог занятия. Рефлексия.

10. Домашнее задание : Творческое задание 1 группа – иллюстрирование поэмы, 2 группа – чтение наизусть отрывка из поэмы, 3 – сочинение-отзыв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гэсэр" Бурятский героический эпос

Презентация предназначена для занятий по курсу "Писатели Восточной Сибири" в 6 классе. Содержит иллюстративный материал, способствующий пониманию особенностей бурятского героического эпоса и  раз...

Бурятский героический эпос

« Бурятский эпос «Гэсэр» - гимн Человеку, гимн Земле – во имя спасения Жизни на ней»             (Этноэкологические  аспекты в изучении...

Бурятский героический эпос «ГЭСЭР»

Гэсэр - герой бурятского эпоса, небожитель, спустившийся на землю и превратившийся в человека, чтобы совершить подвиг добра. Ныне существуют три основные версии "Гэсэра": бурятская, тибетская и м...

Бурятский героический эпос. "Гэсэр" (6 кл)

Материалы к уроку "Бурятский героический эпос": отрывок из поэмы "Гэсэр", план содержания....

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»

План-конспект урока 7 класс «Героическая тема в музыке русских композиторов. Галерея героических образов.»...

Конспект урока по бурятскому зыку, тема: Һолонго зурая

Тема: Һолонго зураяЦель: учить детей называть цвет на бурятском языке, отвечать на вопрос: «Ямар үнгэтэйб?», повторить слова, обозначающие качества человека,  термины родства, названи...

Авторская методическая разработка цикла уроков по УНТ «Героический эпос. Былины»

Авторская методическая разработка цикла уроков по УНТ «Героический эпос. Былины»  - апробация Школьной Цифровой Платформы «Сберкласс», ориентированной на персонализированн...