Сценарий урока "Экономическое развитие Запада в XIX - начале XX века" 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс)

УМК по Всеобщей истории Сороко-Цюпа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1_ekonomicheskoe_razvitie_v_xix_-_nachale_hh_v.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

Новая история – 9 класс

Урок 1: Экономическое развитие в XIX – начале ХХ в.

Цели:

 ~ обучающая (сформировать представление об основных составляющих экономического развития стран Европы и США в XIX – начале ХХ века);

 ~ развивающая (способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, навыков работы с текстом учебника, умения формулировать и отстаивать свою позицию);

 ~ воспитывающая (показать, что безудержное развитие технического прогресса может привести к экологическим и военным катастрофам).

План.

I Объяснение нового материала.

  1. Модернизация. Неравномерность экономического развития
  2. Промышленная революция XIX в.
  3. Источники капитала
  4. Экономические кризисы
  5. Монополистический капитализм
  6. Сельское хозяйство

II Закрепление

Опережающее задание: выясните, как связаны между собой Эйфелева башня, Французская революция конца XVIII в. и всемирные промышленные выставки второй половины XIX в.; представьте результаты в виде электронной презентации

Домашнее задание: §1 (учебник 2019 г.), записи в тетради, термины (акция, биржа, стандартизация, индустриализация, экономический кризис, монополия, синдикат, картель, концерн, трест, капитал, капиталист, модернизация, промышленный переворот, протекционизм, революция)

Ход урока.

Слайд 1

Беседа

Доска

Слайд 2

Беседа

Запись

Запись

Беседа

Слайд 3

Запись

Запись

Беседа

 РМ

Слайд 4

Беседа

Слайд 5

РМ

Беседа

Запись

Слайд 6

Доска

Беседа

с.294

слайд 7

Беседа

Словарь

с.296

с.293

с.293

с.296

Беседа

Слайд 8

Запись

Запись

Запись

РМ

Слайд 9

Беседа  

I Объяснение нового материала.

(1)

         В 9-м классе мы продолжим знакомство с историей Нового времени, начатое в 7-м классе. Напомню, что основным содержанием этого периода Всемирной истории является разрушение традиционного общества и формирование общества индустриального.

?? Что такое «традиционное общество»?

(общество, основанное на традициях; основа – сельское хозяйство:  аграрное общество)

?? Когда происходил переход от традиционного общества к индустриальному?

(XVI – XVIII вв. - раннее  Новое время)

XVI – XVIII вв.

раннее Новое время

(переход)

Традиционное общество                                                                   Индустриальное общество

       (до XV века)                                                                                               (XIX – п/п XX в.)

?? В чём проявлялось разрушение основ традиционного общества?

  1. в экономике – переход от феодализма к капитализму;

?? В чём заключается разница между капитализмом и феодализмом?

  1. в политике – от сословно-представительной монархии к абсолютной;

?? В чём заключается разница между ними?

  1. в духовной сфере – Реформация,  Возрождение и Эпоха Просвещения уничтожили старую картину мира, сформировали новый тип личности;
  2. в социальной сфере появляются новые группы населения – буржуазия и наёмные рабочие)

Происходивший в XIX веке в Западной Европе и США процесс перерастания традиционного общества в индустриальное получил название модернизации.

Модернизация – это изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу.

      Модернизация – это длительный и очень сложный процесс, в ходе которого изменения охватывают все стороны жизни общества.

       Изучая историю раннего Нового времени, вы смогли убедиться в том, что разрушение традиционного общества в странах Европы происходило неравномерно. В связи с этим учёные выделяют в XIX в. три эшелона модернизации.

Три эшелона модернизации в XIX веке:

  1. страны старого капитализма – Англия, Франция – эволюционный, естественный характер развития;
  2. страны молодого капитализма – Германия, Италия, Австрийская империя, США. Россия – осуществление модернизации за счёт целенаправленных реформ;
  3. Латинская Америка, Испания, Португалия – ограниченная модернизация, преобладание норм традиционного общества.

?? Как вы думаете, чем можно объяснить существование различных эшелонов модернизации?

(необходимость догнать более развитые страны, особенно в развитии военной техники, заставляла проводить реформы ради модернизации)

?? Процесс модернизации в XIX – начале ХХ века почти не коснулся стран Востока: как вы думаете, почему?

(нет Реформации, изменившей сознание людей на Западе, сильны традиции, модернизация воспринималась как чуждое западное влияние, которому надо сопротивляться – закрытие Японии и Китая, а Индия стала колонией и Англия не позволит ей осуществить модернизацию)

(2)

В экономической сфере основным содержанием процесса модернизации стала индустриализация.

Индустриализация  –  процесс создания крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленности в экономике

?? Необходимым условием индустриализации является промышленный переворот: что это такое?

Промышленный переворот –

  1. переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике;
  2. превращение буржуазии и пролетариата в основные классы общества.

?? Что нужно для осуществления промышленного переворота?

(станки, капиталы, рабочие, предприниматели, рынки сбыта)

Задание классу: работа с таблицей «Важнейшие технические изобретения XIX века».

??  В каких странах были сделаны важнейшие изобретения. В какой из названных стран их было сделано больше всего? Объясните, почему именно названные страны стали первыми в области технических изобретений.

(Англия, т.к. развитие капитализма и аграрная революция раньше других; США, т.к. нет пережитков феодализма, независимость от Англии, демократизация)

?? Какая отрасль промышленности на начальном этапе промышленной революции играла ведущую роль? Предположите, почему.

(лёгкая, т.к. меньше первоначальный капитал, а спрос на одежду есть всегда)

??  Какая новая отрасль промышленности появилась в первой половине XIX в.? Предположите, почему.

(металлургическая, т.к. необходимы уголь как источник энергии  и чугун, т.к. станки для промышленного переворота нужны; затем машиностроение)

??  Каковы возможные последствия развития транспорта («транспортной революции»)?

(нет необходимости строить предприятия возле источников сырья, можно перевозить продукцию в огромных количествах на большие расстояния – новые рынки сбыта и т.д.)

(3)

Так, новые источники энергии  станки есть. Теперь возникает вопрос: «Где взять капитал?»

Задание классу: на основе учебника (§1 п.2 «Век капитала») объясните, откуда брались капиталы.

(личные накопления, если производство небольшое; создание акционерных обществ и  продажа акций на бирже; банковский кредит (банки тоже превращаются в акционерные общества))

?? Какие изменения в связи с этим произошли в производстве?

(укрупнение: завод; стандартизация и серийный выпуск продукции; усилилось разделение труда; усложнилось управление – появились менеджеры)

В конце XIX в. (после 1880 г.) лидирующие позиции в производстве вместо металлургической промышленности и машиностроения занимают новые отрасли – химическая   и производство электроэнергии.

Благодаря широкому внедрению бессемеровского  мартеновского способов получения стали она вытесняет чугун из традиционных отраслей его использования. Использование электричества впервые позволило передавать энергию на большие расстояния и использовать новый тип двигателя – электромотор (вместо парового). Продолжилась  транспортная революция – появились автомобили и самолёты с дизельным мотором и двигателем внутреннего сгорания.

Пожалуй, это была «вторая промышленная революция»!

(4)

В то же время бурное развитие промышленности имело и негативные последствия, связанные с изменением характера и масштабов экономических кризисов.

Экономический кризис – процесс спада экономического роста.

Прежние кризисы возникали чаще всего по естественным причинам (неблагоприятные погодные условия – неурожай)   исходили из аграрного сектора экономики. Новые кризисы был связаны уже с внутренней логикой развития промышленного капитализма.

Задание классу: объясните механизм возникновения экономического кризиса.

Неограниченная конкуренция

и стремление к прибыли

*

Перепроизводство товаров

(предложение товаров больше, чем спрос на них)

*

Сокращение или остановка производства

(экономический кризис)

*

Внедрение новых технологий, переброска капиталов в отрасли, где сохранился покупательский спрос

*

Подъём производства (выход из кризиса) сильных предприятий, разорение и гибель слабых, не выдержавших конкуренции

       Экономическое развитие шло циклически. Кризисы стали постоянным явлением.

1825 – первый экономический кризис перепроизводства (Англия). 1858 – первый мировой экономический кризис.

Последствия: государство, которое до этого не вмешивалось в свободную конкуренцию между предприятиями, начинает после очередного мирового кризиса в 1873 г. эту свободу ограничивать.

(5)

К 70-80-м гг. XIX века в наиболее развитых странах Западной Европы и США свободная конкуренция стала ограничиваться благодаря монополизации.

?? Что такое «монополия»?

Монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточивающее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара, тем самым, устанавливая своё господство в определённой отрасли хозяйства.

?? Как, по-вашему, почему во второй половине XIX века возникла необходимость в крупных хозяйственных объединениях?

(необходимы средства для реализации дорогостоящих проектов: ж/д, каналы, закупка дорогостоящей техники)

       Способом собирания средств стали акционерные компании.

       Крупная компания в условиях конкуренции занимала более выигрышное положение, чем средние, а тем более мелкие предприятия. Затраты на производство, благодаря современной технике, у неё были меньше, а прибыли больше. Со временем такая фирма вытесняла с рынка конкурентов и оставалась одна. Так возникали монополии.

Формы монополий:

  1. Синдикат – форма монополистического объединения, заключённого для совместного сбыта товаров
  2. Картель – форма объединений, при которой участники договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоятельность
  3. Концерн – форма объединения предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчинённых централизованному финансовому контролю и руководству
  4. Трест – форма монополии, при которой входящие в него предприятия полностью теряют свою производственную и финансовую самостоятельность и подчиняются единому управлению

         В то же время нельзя говорить о полном исчезновении мелкого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг, но роль монополий в экономике была определяющей.

Монополии возникают и в банковской сфере. Часто они сливаются с промышленными монополиями.

?? Каковы положительные и отрицательные последствия подобной ситуации?

(возможность осуществлять крупномасштабные проекты, н – р, ж/д строительство, что важно в том числе и в военно-стратегическом смысле;

возможность влиять на политику, осуществляемую правительствами)

Финансовая олигархия – верхушка монополистической буржуазии (крупнейшие собственники капитала, наиболее влиятельные представители торгово-промышленных и финансовых монополий), олицетворяющая господство финансового капитала в экономической и политической жизни капиталистических государств.

(6)

Факторы развития сельского хозяйства:

  1. Природно-климатический
  2. Исчезновение в сельском хозяйстве Европы и Америки подневольного труда
  3. Совершенствование техники и технологий

Пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

  1. Американский (фермерский)
  2. Прусский (сохранение крупных помещичьих хозяйств и хозяйств зажиточных крестьян)

Задание классу: на основе пункта учебника «Сельское хозяйство» заполните таблицу и сделайте вывод о результатах развития сельского хозяйства к началу ХХ в.

Факторы, влиявшие на развитие сельского хозяйства в XIX в. Фактор

Факты, иллюстрирующие действие фактора

Действие фактора

Природно-климатический

Извержение вулкана Тамбора и резкое похолодание 1816—1819 гг.

Неурожай, рост цен на продовольствие и массовый голод

Наступление периода долгосрочного потепления климата

Благоприятствование развитию сельского хозяйства

Исчезновение в сельском хозяйстве Европы и Америки подневольного труда

Ликвидация рабства в США в результате Гражданской войны

1861—1865 гг.

Отмена крепостного права в России в 1861 г.

Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве

Совершенствование техники и технологий

Селекция скота, использование химических удобрений, появление машин (жатка, молотилка, трактор), многопольный севооборот

Повышение производительности труда в сельском хозяйстве

II Закрепление.

?? Какие условия сделали возможной победу промышленной революции?

?? Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе к середине XIX века? Укажите причины этих явлений и дайте им оценку

ТЕРМИНОЛОГИЯ:

Модернизация – это изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу.

Индустриализация – создание крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленности в экономике.

Урбанизация – рост числа городов и городского населения.

Демократизация – расширение политических прав и свобод граждан, увеличение форм участия населения в политической жизни. 

Экономический кризис – процесс спада экономического роста и насильственного восстановления нарушенных в ходе развития экономики пропорций.

Синдикат – форма монополистического объединения, заключённого для совместного сбыта товаров

Картель – форма объединений, при которой участники договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоятельность

Концерн – форма объединения предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчинённых централизованному финансовому контролю и руководству

Трест – форма монополии, при которой входящие в него предприятия полностью теряют свою производственную и финансовую самостоятельность и подчиняются единому управлению

Монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточивающее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара, тем самым, устанавливая своё господство в определённой отрасли хозяйства

Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить своё господство во всех областях жизни общества.

Финансовая олигархия – верхушка монополистической буржуазии (крупнейшие собственники капитала, наиболее влиятельные представители торгово-промышленных и финансовых монополий), олицетворяющая господство финансового капитала в экономической и политической жизни капиталистических государств на стадии империализма.

Индустриальная (промышленная) революция  – переход от мануфактурной стадии капитализма с её ручной техникой к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Экономическое развитие Коми края в начале ХХ века"

По истории России  в 9 классе при изучении темы "Экономическое развитие страны"  у ребят возникли вопросы о развитии экономики Коми края в начале ХХ века. В связи с этим быланаписана ра...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Сценарий мини-спектакля "Стеклянный город" (о начале творчества сестёр Бронте)

Дети семьи Бронте были очень талантливы. Три сестры и брат с детства много читали и придумывали игры.  К юбилею Шарлотты Бронте по её запискам, известным под названием "Стеклянный город"...

Экономическое развитие в конце XIX — начале XX в.

Презентация по истории России 9 класс...

Тренажер по теме «Социально – экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века».

Тренажер  по теме «Социально – экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века»....

Тренажер по теме «Общественно – политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века».

Тренажер  по теме «Общественно – политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века»....