Всемирная история. История Древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Кабанский район» республики Бурятия
МАОУ «Мысовская СОШ № 56»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Шишмакова Анна Михайловна
Учитель истории 1 категории МОАУ «Мысовская СОШ № 56»
г. Бабушкин 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —2020. — № 8. — С. 7—8).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел.
Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы.
Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения.
Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).
Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия.Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3.Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4.Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5.Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8.Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Введение | ||||||||
1.1. | Введение | 2 | 0 | 0 | Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом.; | Устный опрос; | Урок «История и её помощницы» (РЭШ) | |
Итого по разделу | 2 | |||||||
Раздел 2. Первобытность |
2.1. | Первобытность | 4 | 1 | 0 | Показывать на карте места расселения древнейших людей; известные историкам.; Давать определение понятий: присваивающее хозяйство; производящее хозяйство,род,племя.; Называть признаки; по которым историки судят о появлении цивилизации. | Устный опрос; | Урок «Первобытные собиратели и охотники» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/start/253219/ | ||||||
Итого по разделу | 4 | ||||||||||||
Раздел 3.Счет лет в истории | |||||||||||||
3.1 Счет лет в истории | 1 | 0 | 1 | Характеризовать отрезки времени; | Устный вопрос. Решение исторических задач | ||||||||
Раздел 4. Древний Восток | |||||||||||||
4.1. | Древний Египет | 7 | 1 | 0 | Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта; | Устный опрос; | Урок «Государство на берегах Нила и его жители» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/start/310360/ |
4.2. | Древние цивилизации Месопотамии | 4 | 0 | 0 | Рассказывать; Рассказывать об организации ассирийского войска.; | Устный опрос; | Урок «Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» (РЭШ) | |
4.3. | Восточное Средиземноморье в древности | 2 | 0 | 0 | Объяснять; | Устный опрос; | Урок «Финикийские мореплаватели» (РЭШ) |
4.4. | Персидская держава | 2 | 0 | 0 | Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества.; | Устный опрос; | Урок «Персидская держава «царя царей» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7530/start/252723/ | |
4.5. | Древняя Индия | 2 | 0 | 0 | Рассказывать о природных условиях Древней Индии; занятиях населения.; | Устный опрос; | Урок «Природа и люди Древней Индии» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/start/253064/ Урок «Религия и культура индусов. Буддизм» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/593/ |
4.6. | Древний Китай | 3 | 0 | 0 | Характеризовать; | Устный опрос; | Урок «Китай в древности» (РЭШ) | |
Итого по разделу | 20 | |||||||
Раздел 5. Древняя Греция. Эллинизм | ||||||||
5.1. | Древнейшая Греция | 4 | 0 | 0 | Рассказывать; | Устный опрос; | Урок «Древняя Греция: условия жизни и занятия жителей»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/47/ | |
5.2 | Греческие полисы | 10 | 0 | 0 | Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства.Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония; Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти; Рассказывать о составе и организации полисного войска; Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями; Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм; Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена; Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией; Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством; Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты; Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции; Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках; Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия; Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции; Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений греко -персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе); Систематизировать информацию о греко -персидских войнах в форме таблицы; Характеризовать роль конкретных людей — руководителей полисов, военачальников, воинов в ходе военных событий; Называть основные итоги греко -персидских войн; Высказывать суждение о том, почему небольшой группе греческих полисов удалось одержать победу в войнах против могущественной Персидской державы; Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко - персидских войн; Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла; Называть основные источника рабства в Древней Греции, объяснять, почему численность рабов значительно возросла в V в. до н. э.; Характеризовать условия жизни и труда рабов в греческих полисах; Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах; Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны; Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после | Устный опрос; | Урок «Древняя Аттика. Зарождение и развитие демократии в Афинах» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7536/start/310577/ Урок «Древняя Спарта» (РЭШ) |
5.3. | Культура Древней Греции | 3 | 0 | 0 | Называть главных богов; | Устный опрос; | Урок «Религия древних греков» (РЭШ) |
5.4. | Македонские завоевания. Эллинизм | 3 | 0 | 0 | Объяснять; | Устный опрос; | Урок «Македонские завоевания. Держава Александра Македонского» (РЭШ) | |
Итого по разделу | 20 | |||||||
Раздел 6. Древний Рим |
6.1. | Возникновение Римского государства | 3 | 0 | 0 | Рассказывать, используя историческую карту; | Устный опрос; | Урок «Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/start/296170/ | |||||||||||
6.2. | Римские завоевания в Средиземноморье | 3 | 0 | 0 | Представлять общую характеристику Пунических войн (причины; хронологический период; | Устный опрос; | Урок «Пунические войны. Установление господства Рима во всём Средиземноморье» (РЭШ) | |||||||||||
6.3. | Поздняя Римская республика. Гражданские войны | 5 | 0 | 0 | Объяснять; | Устный опрос; | Урок «Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/ Урок «Земельный закон братьев Гракхов» (РЭШ) |
6.4. | Расцвет и падение Римской империи | 6 | 0 | 0 | Рассказывать об установлении единоличной власти | Устный опрос; | Урок «Римская империя: территория, управление» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/600/ |
6.5. | Культура Древнего Рима | 3 | 0 | 0 | Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии»; называть имена поэтов золотого века.; | Устный опрос; | Урок «Культура Древнего Рима» (РЭШ) | |
Итого по разделу | 20 | |||||||
Раздел 7. Обобщение | ||||||||
7.1. | Историческое и культурное наследие цивилизаций | 1 | 0 | 0 | Систематизировать знания об историческом развитии человечества от первобытности до античных цивилизаций; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/ | |
Итого по разделу | 1 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 0 | 0 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Что изучает история. История и её помощницы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
2. | Что изучает история. Источники знаний о прошлом. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
3. | Древнейшие люди. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
4. | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
5. | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
6. | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
7. | Появление неравенства и знати. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
8. | Обобщающее повторение по разделу «Жизнь первобытных людей». | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |
9. | Счет лет в истории | 1 | 0 | 1 | Устный опрос и письменный контроль; | |
10. | Государство на берегах Нила. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Работа с исторической картой | |
11. | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
12. | Жизнь египетского вельможи. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
13. | Военные походы фараонов. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
14. | Религия древних египтян. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | |
15. | Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Работа в группах | |
16. | Обобщающее повторение по теме «Древний Египет» | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |
17. | Древнее Двуречье. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Работа с исторической картой | |
18. | Вавилонский царь | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; | |
19. | Финикийские мореплаватели | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Работа с исторической картой | |
20 | Библейские сказания | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
21 | Древнееврейское царство | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Работа с исторической картой | |
22 | Ассирийская держава | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Работа с исторической картой | |
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль; | |
24 | Природа и люди Древней Индии. | 0 | 0 | Устный опрос; Работа с исторической картой | ||
25 | Индийские касты. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
28 | Обобщающее повторение по разделу «Древний Восток» | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | |
29 | Греки и критяне. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос;Работа с исторической картой | |
30 | Микены и Троя. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Практическая работа по тексту | |
32 | Религия древних греков | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
33 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
34 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль; | |
35 | Древняя Спарта. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
36 | Греческие колонии на берегах Черного и средиземного морей | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Работа с исторической картой | |
37 | Олимпийские игры в Древности | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
38 | Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль; Работа с исторической картой | |
39 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
40 | В городе богини Афины | 1 | 0 | 0 | Устный прос; | |
41 | В афинских школах и гимназиях | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
42 | В театре Диониса | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
43 | Афинская демократия при Перикле | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
44 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль; Работа с исторической картой | |
45 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Работа с исторической картой | |
46 | В древней Александрии Египетской. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
47 | Обобщающий урок«Древняя Греция» | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |
48 | Древнейший Рим. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Работа с исторической картой | |
49 | Завоевание Римом Италии. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
50 | Устройство Римской республики. | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль; | |
51 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
52 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
53 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
54 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
55 | Восстание Спартака. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
56 | Единовластие Цезаря. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
57 | Установление империи | 1 | 0 | 1 | Тестирование | |
58 | Соседи Римской империи в первые века нашей эры. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; Работа с исторической картой | |
59 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; работа с исторической картой | |
60 | Первые христиане и их учение. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; работа с исторической картой | |
61 | Расцвет Римской империи во II веке | 1 | 0 | 0 | Устный опрос;работа с исторической картой | |
62 | «Вечный город» и его жители». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; работа с исторической картой; | |
63 | Римская империя при Константине. | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль; | |
64 | Взятие Рима варварами. Падение Западной Римской империи | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; работа с исторической картой; | |
65 | Римская культура. Развитие наук | 1 | 0 | 0 | Работа в группах | |
66 | Искусство Древнего Рима | 1 | 0 | 0 | Работа в группах | |
67 | Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим» | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа | |
68 | ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 5 | 8 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигасин А.А.; Годер Г.И.; Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение; 2018 ;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2018
2. Технологические карты уроков по учебнику А.А.Вигасин/ авт.-сост. Т.В.Ковригина .-Волгоград: Учитель, 2017.
3. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.
Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» – М.: Экзамен, 2019
4. История Древнего мира. Загадки сфинкса (электронный ресурс) М. Медиа-Хаус.2000 5. Алексеев С. И. Задачи по счету лет истории Древнего мира. М. Русское слово.2006
6. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах: Древний мир. М., ОЛМА_ПРЕСС, 2004
7. Буданова В. П. Древний Рим. М., АСТ. ,2006
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2018
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.Комплект карт по Истории Древнего мира
2. Классная магнитная доска.
3. Настенная доска с.
4.Колонки
5. Компьютер/ Интерактивная панель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая прoграмма к учебнику Ф. А. Михайловского "Всеобщая история. История Древнего мира" .5 класс.
Представленная рабочая программа рассчитана на преподавание в 5 классе основной школы по учебнику Ф. А. Михайловского " Всеобщая история. История Древнего мира", создана с учетом требований Государств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5
Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентация к параграфу 8. "Жизнь египетского вельможи"....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентация к параграфу 9. "Военные походы фараонов"...
Рабочая программа по истории 5 класс по УМК Ф.А. Михайловский Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций, Москва ООО «Русское слово – учебник», 2018.
Рабочая программа 5 класса разработана учетом программы воспитания МАОУ лицея № 28....