Урок «Памяти жертв холокоста посвящается»
классный час по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Маврычева Тамара Григорьевна

Цель:      сформировать представление о Холокосте.

Задачи:   - ознакомление с хронологией трагедии Холокоста;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей, чувства сопереживания, сострадания к другим народам.

Оборудование: презентация.

Возрастные группы: 5-9 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Урок «Памяти жертв холокоста посвящается»

Учитель  высшей категории истории и обществознания

Маврычева Тамара Григорьевна МБОУ «Пригородная ООШ»

Кемеровского района, Кузбасс.2023г.

Цель:      сформировать представление о Холокосте.

Задачи:   образовательная: проследить историю геноцида еврейского народа в годы 2 мировой войны, в особенности детей;

воспитательная: формировать и развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; формировать межнациональную терпимость;

развивающая: развивать умение анализировать, использовать знания, полученные на уроках, делать выводы и обобщения.

  1. М. Джалиль

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
И не забуду никогда, вовеки!

 Я видел: плакали, как дети, реки,
И я в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное,
Омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось,
что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась тьма вокруг.
Я слышал: мощный свалился
вдруг.

Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за плоды.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка меня!
Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать
не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя
руками мать,
Прижала к сердцу, против дула
прямо…
- Я, может, жить хочу. Не надо,
мама!
Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ее ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закапал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно. -

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

2.Слайд 2   Холокост (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня) - термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками (соучастниками) после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 – 1945 гг.).

3. Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их уничтожение.

  1. Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям

5. Слайд№3 Учитель: Сегодня наш урок посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. В январе 2021 года в России проходит ежегодная седьмая «Неделя памяти», приуроченная к годовщине освобождения Красной Армией лагеря уничтожения Аушвиц (Освенцим). это самый крупный лагерь смерти. Здесь погибло более 4 млн человек. 1 млн –евреи.

6.  Слайд №4Под  термином «Холокост» понимается политика и практика нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению еврейского населения в 1933-1945 гг. Холокост – беспрецедентное явление в новейшей истории человечества. Целью нацистов было тотальное уничтожение евреев не только Германии, но и всего мира. Жертвы не могли спастись, сменив веру или покинув страну, где подвергались преследованиям. Все евреи, независимо от
возраста, вероисповедания, политических взглядов, места проживания, были приговорены нацистами к полному уничтожению.

7.Слайд №5 Ни один предшествующий геноцид в новой истории не ставил задачу искоренения целого народа. В нацистской идеологии вина еврея была предопределена самим фактом его  рождения. Они должны были полностью исчезнуть с лица земли как биологический вид. Были подготовлены специальные крематории для сжигания трупов.

Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 6000000 евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того было уничтожено много цыганского населения, белорусского, польского, чернокожих душено больных и не трудоспособных.

8 Слайд №6  Учитель

 Планы фашистской Германии

  1. Уничтожение неполноценных рас
  2. 2. Уничтожение политических оппонентов
  3. 3. Расширение «жизненного пространства»

9 Слайд №7 По оценкам «Энциклопедии "Холокоста" погибло до 3-х миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев, из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев.

Мы, современные люди, не просто должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями.

10  Слайд № 8  учитель Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах  погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.

Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Так давайте вспомним, как всё это было…

11. 1933г.

30 января - Гитлер назначен канцлером. В  Германии начались бойкоты специалистов еврейского происхождения.   Публичное  сожжение произведений еврейских авторов и антинацистких книг.

12. слайд №9-10 1935г.

15 сентября - принятие антиеврейских Нюрнбергских законов.  Которые  лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом кампании по преследованию и уничтожению евреев.

Еврейские семьи селились в отдельные кварталы “гетто» это район куда насильственно переселяли людей . Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “армейские школы”, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки. По мере продвижения немецкой армии специальные эсесовские подразделения проводили операции по ликвидации евреев – часто в считанные дни население целых городов и деревень – к отправке десятков и сотен тысяч евреев в концлагеря.

Слайд №11

13  1937г.

16 июля - создание концентрационного лагеря в Бухенвальде. Через  него прошло 240 тыс человек из 33 стран, из них 56 тыс. чел были умерщвлены в том числеи19 тыс. советских граждан

14. Слайд № 12-13

«Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось - старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход» 

«Дневник Анны Франк» -  записи на нидерландском языке, которые вела еврейская девочка Анна Франк с 12 июня 1942 г. по 1 августа 1944 года в период нацистской оккупации Нидерландов. Эти письма она писала вымышленной ею подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Свой дневник Анна назвала — «Убежище».

«Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

15. 1938г.

октябрь - изгнание из Германии 17 тысяч польских евреев.

9-10 ноября - "Хрустальная ночь"."Хрустальная ночь". Ночь с 9 на 10 ноября 1938, во время которой по всей Германии прошли еврейские погромы. Сигналом к началу еврейских погромов, повод для которых давно искали нацистские власти, послужило убийство в Париже 17-летним польским евреем Гершелем Грюншпаном 7 ноября 1938 советника германского посольства Эрнста фом Рата. В ответ на этот акт в ночь с 9 на 10 ноября по личному приказу Гитлера и при организационном участии Геббельса и Гиммлера был инсценирован как стихийное выражение народного гнева всегерманский еврейский погром. Было разрушено и сожжено 267 синагог и 815 магазинов и предприятий, принадлежавших евреям. 20 тыс. евреев были арестованы и брошены в концлагеря, 36 человек было убито. Общий ущерб составил 25 млн. рейхсмарок, из которых около 5 млн. пришлось на разбитые витрины (отсюда второе название "Хрустальной ночи" - "Ночь разбитых витрин"). 

16  . 1939г.

1 сентября - Германия оккупирует Польшу. Создание  в Польше еврейских гетто- всем польским евреям приказано носить желтую звезду.

 Слайд №  14  1940г.

Создание концлагеря в Освенциме.  эксперименты по умерщвлению газом людей. Один из крупных концлагерей. Это был целый комплекс на юге Польши.
По последним данным в лагерях Освенцим было умерщвлено около
пяти  млн.человек. 27 национальностей.
. В феврале - начало депортации евреев из Германии в Польшу. в Лодзи. создании варшавского гетто.  Варшавское гетто объявляется закрытой территорией.

17

Слайд №15

  • Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима -  дети  и подростки не старше 18 лет составили около 234 000.
  • Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских.
  • Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. 12 сентября 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры.
  • В начале октября  в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.

18 .Слайд №16 Йозеф Менгеле – немецкий врач, проводивший опыты на узниках лагеря Освенцима. Он любил детей и раздавал им конфеты, более 40 тысяч человек  отправил в газовую камеру.  В своих мемуарах офицер вермахта Рудольф Гесс описывал, как еврейских детей обманом заманивали в газовые камеры концлагерей. Чтобы избежать паники, детей убеждали в необходимости раздеться для душа и дезинфекции.

19 Слайд №17  Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. …Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…»

  20 Слайд №18

1941г. Польше арестовано более 3600 евреев. 22 июня - нападение Германии на Советский Союз. В   Освенциме.- экспериментальные умерщвления газом циклон Е советских военнопленных

Июль - строительство концлагеря в Майданеке.в ноябре 1943г было совершено массовое убийство евреев более 18 тысяч человек. Всего через этот лагерь смерти прошло 1.5 млн.человек 50 национальностей.

10 октября - создание гетто в Терезине. А в декабре начал действовать лагерь смерти в Хелмно близ Лодзи.

21.Слайд № 19-20 

По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, Польше, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся «ямы» - овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.

На рассвете 29 сентября киевские евреи с разных концов города медленно двигались по улицам в сторону еврейского кладбища, на Лукьяновку. Многие из них думали, что предстоит переезд в провинциальные города. Но многие понимали, что Бабий Яр — это смерть.

Огромное множество людей с раннего утра до самой ночи двигалось по мостовой; трудно было перейти с одной стороны Львовской улицы на другую. Это шествие смерти продолжалось три дня и три ночи. Люди шли, останавливаясь, и без слов обнимались, прощались, молились.          Большинство из пришедших были женщины, дети и старики (взрослое мужское население воевало на фронте), кроме евреев пришли представители других национальностей из интернациональных семей. 

   Затем немцы заставляли людей раздеваться догола — всех без исключения — и девушек, и женщин, и детей, и стариков; одежду их собирали, аккуратно складывали. У голых людей — мужчин и женщин — срывали с пальцев кольца. Потом обреченных, группами по 30—40 человек, палачи ставили на край глубокого оврага и в упор расстреливали их. Тела падали с обрыва. Маленьких детей сталкивали в яр живыми.

.Полицаи с помощью палок загоняли людей в овраг глубиной 20-25 метров. На противоположном краю находился пулеметчик. Выстрелы заглушались музыкой и шумом самолета, летающим над оврагом.

За два дня 29-30 сентября 1941 фашисты расстреляли в этом овраге 33 771 человека - почти все еврейское население Киева. Дальнейшие расстрелы евреев прошли 1, 2, 8 и 11 октября 1941 года, за это время были убиты приблизительно 17 тыс. евреев. Избежать смерти удалось немногим

Слайд №22        Бабий яр - место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреевцыган, а также советских военнопленных, осуществлённых немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году[.

Всего было расстреляно свыше ста (или ста пятидесяти]) тысяч человек. По мнению некоторых исследователей, в Бабьем Яру только евреев было расстреляно около ста пятидесяти тысяч человек (жителей Киева и других городов Украины). Из Бабьего Яра спаслось 29 человек 

Слайд №23 -24детский лагерь Саласпилс –Рига.

Янyш Kopчaк. Польский пeдaгoг, писатель и вpaч. Написал «Кopoля Матиуша»? Вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру

.Янyш Kopчaк. Польский пeдaгoг, писатель и вpaч. Он отказался спасти свою жизнь трижды.
В первый раз это произошло, когда Янyш принял решение не эмигрировать перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне войны с нацистами.
Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.
А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел нацист, офицер СС и спросил:
— Это вы написали «Кopoля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
А через несколько дней, в концлагере Тpeблинка, Kopчaк, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Kopчaк держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

25 1942г.

20 января - участники конференции в Ванзее принимают план уничтожения европейского еврейства.

ликвидация польских гетто и депортация евреев в лагеря. начинают действовать центры уничтожения в Собиборе, Белжеце, Треблинке. из Парижа в Освенцим прибывает первый транспорт с евреями. союзники возлагают на нацистов вину за массовое уничтожение евреев.

1943г.

26.  первое вооруженное восстание в варшавском гетто под руководством Мордехая Анелевича. восстание узников Треблинки.

14.10.1943г единственно успешное. - восстание узников Собибора. Возглавил Александр Печерский (34г) в живых осталось 42 человека

18 октября - первая депортация евреев из Рима в Освенцим.

25  1944г.

Слайд № 24 -26 в Освенцим прибывают евреи из Афин. депортация венгерских евреев в Освенцим.

Заключенных подвергали:

  • Заражению вирусами
  • Голоду
  • Переохлаждению
  • Обезвоживанию
  • Гипоксии
  • Выкачивание крови у детей 3,5 тыс . литров
  • На территории лагеря гитлеровцы построили крематории с газовыми камерами…
  • Немецкие концентрационные лагеря и лагеря смерти 1939 – 1945 гг. в границах территории современной  Республики Польша

26. Я никогда такой еще не видел,
И больше не увижу никогда.
Она была столь яркой, светлой, желтой,
Как солнышка застывшая слеза.

И к солнцу поднималась выше, выше,
Легко взлетала в неба синеву.
Зачем? Я знаю, что она хотела
Послать всем нам прощальный поцелуй.

Уж семь недель я заперт в этой клетке,
Я заперт в гетто – нет пути домой.
Но даже здесь нашел я, вы поверьте,
То, что дает мне радость и покой.
Мне одуванчик шлет свои пушинки,
Каштана ветка гладит по щеке.
Но бабочки здесь больше не летают.
Нет больше в гетто бабочек теперь.

27. Автор этого стихотворения Павел Фридман родился в 1921 году. 26 апреля 1942 года его отправили в Терезиенштадт, Терезинское гетто — нацистский концентрационный лагерь, располагавшийся на территории бывшего гарнизонного города Терезин в Чехии. 4 июня 1942 года он написал это стихотворение. 29 сентября 1944 года его перевели в Освенцим, где он и умер.


28 Слайд № 27  Результат этой политики - 6 миллионов уничтоженных людей; более
половины еврейского населения Европы; треть всего народа. Около 50 % всех жертв Холокоста были гражданами Советского Союза, которых уничтожили в годы Великой Отечественной войны.

29. Слайд №28 Ирена Сендлер  — активистка подпольного движения, которая спасла 2,500 еврейских детей из Варшавского гетто во время Второй Мировой Войны.

С помощью организации сопротивления «Зегота» в оккупированной немцами Варшаве,  эта женщина, обеспечивала детям поддельные документы и с командой единомышленников тайно вывозила их из гетто, отдавая в приюты, частные семьи и монастыри.

30   Слайд № 29

1945г

27 января - Советские войска освобождают Освенцим.

11 апреля - 4 мая - войска союзников освобождают концлагеря в Бухенвальде, Берген-Бельзене, Дахау, Маутхаузене, Терезине.

8 мая - капитуляция Германии.

октябрь 1945г. - ноябрь 1946г. - суд над военными преступниками в Нюрнберге. 

Слайд №30

31. Говорят погибшие. Тетради.

Письма. Завещанья. Дневники.

На кирпичной, на шершавой глади

Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой.

На стене осколками стекла.

Струйкой крови на полу барака

Расписалась жизнь — пока была.

Говорят погибшие. Дыханье

В грудах пепла раздувает жар

. Маутхаузен. Орадур. Дахау.

Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

У меня мечта есть у живого:

 В эти мне отпущенные дни

Вымолвить хоть слово, хоть полслова,

Но из тех, что унесли они.

32.  На плиты всех, прошедших это пекло,

Кто розу, кто настурцию кладет.

 А небо не очищено от пепла,

И очищенье это не придет

33. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.

Каждый из нас должен помнить:  многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.  Совершая действия, помни, что ты – Человек!  Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами!  Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Звучит песня Бухенвальдский набат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.

В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...

Жертвам Холокоста посвящается

Этот материал преднозначен для проведения часа памяти или классного часа о жертвах Холокоста. Молодое поколение мало знает о всех ужасах второй мировой войны. Ивот в этом материале рассказывается о ко...

Урок памяти: "Что такое Холокост? Помнить и никогда не забывать"

Представлен конспект урока памяти, посвященного жертвам фашизма. Целью урока является -  добиться четкого понимания учащимися таких понятий как "нацизм", "геноцид". "Холокост", показать все злоде...

«Памяти жертв Холокоста, посвящается…» Классный час:

Классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Знание уроков Холо...

Презентация "Памяти жертв Холокоста, посвящается..."

Внеклассное мероприятие: Презентация "Памяти жертв Холокоста, посвящается..."...

«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...