Жертвам Холокоста посвящается
методическая разработка (7 класс) на тему

Этот материал преднозначен для проведения часа памяти или классного часа о жертвах Холокоста. Молодое поколение мало знает о всех ужасах второй мировой войны. Ивот в этом материале рассказывается о концлагере Освенцем,  прилагается призентация и музыка. Я думаю этот материал будет полезен и понятен ребятам и оставит неизгладимый след.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие, посвящённое памяти жертвам Холокоста.

Цель: воспитание глубокого уважения к трагическим страницам истории своего народа;  гражданской ответственности и чувства долга перед «лицом отеческих могил».

Оборудование:

    Презентация, проектор, музыкальное сопровождение: реквием, колокол памяти.

Ведущие вечера памяти ( старшеклассники, воспитатель). Вечер можно провести в форме экскурсии в одно из самых трагических мест Холокоста – Освенцим.

Ход мероприятия:

    Вступительное слово воспитателя:

Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня  мы будем говорить об узниках Освенцима и  о Холокосте.

27 января 1945 года наши войска освободили узников Освенцима. И этот день принято считать днём памяти жертвам Холокоста.
«Холокост» – это слово из греческого языка, означающая «Жертва всесожжения».
Нацисты  пришедшие к  власти в  Германии в январе 1933 г.  Считали, что имеют расовое превосходство над другими народами, что   другие народы не  «не достойны жить».

       Не говорить об этом нельзя!   Мы начинаем.

 

Павел Антокольский.  Лагерь уничтожения.     Читает  Аня

А вокруг золотые сияли леса,

Поздней осени польской краса,

Там травы золотой сожжена полоса,

Не гуляют ни серп, ни коса.

Только шепчутся голоса, голоса,

Тихо шепчутся там голоса:

- Мы мертвы. Мы в обнимку друг с другом лежим,

Мы прижались к любимым своим,

Но сейчас обращаемся только к чужим,

От чужих ничего не таим.

Сосчитайте по выбоинам на земле,

По лохмотьям истлевших одежд,

По осколкам стекла, по игрушкам в золе,

Сколько было тут светлых надежд.

Сколько солнца и хлеба украли у нас,

Сколько  детских  засыпали глаз.

Сколько иссиня-чёрных остригли волос,

Сколько девичьих рук расплелось.

Сколько крохотных юбок, рубашек, чулок

Ветер по свету гнал и волок.

Сколько стоили фосфор, и кровь, и белок

В подземелье фашистских берлог…

… Понимаете вы! Мы уже не мертвы,

Мы воскресли на веки веков!

 

 Учащиеся по очереди сменяя друг друга могут комментировать слайды, дополняя их содержимое своим рассказом.

2 - 3 слайд:         Читает Галя

Да вспомнит Бог их души благосклонно…

 Сидел писец в Освенциме,

Считал не хуже робота–

От матерей с младенцами

Волос на сколько добыто.

И.Эренбург.

Рассказ  узника концлагеря Освенцим         Рассказывает Лена

«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки нацистов с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: «Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции». Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству... У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам. Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам — и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие.

Они медленно... но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. Идущие сзади напирают, эсэсовцы нагайками подгоняют толпу. Женщина лет сорока проклинает главаря убийц и кричит, что кровь ее детей падет на его голову. Офицер СС Вирт собственноручно ударяет ее пять раз хлыстом по лицу, и она исчезает в газовой камере. Многие молятся... Эсэсовцы вталкивают людей внутрь.

«Наполнить до отказа!»—командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми зимой.. Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач…

Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы — это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы—им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи—они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии. Выбрасывают трупы — посиневшие, покрытие смертным потом и мочой. Среди них младенцы и дети. Две дюжины рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая ее с помощью железных крюков. Приказ: «С золотыми зубами—налево, без золота—направо». Другие проверяют интимные части тела в поисках укрытого золота и бриллиантов... Комендант показывает полную консервную банку и восклицает: «Подойди-ка, посмотри, сколько золота!»

4 слайд                 Читает Слава

Свою судьбу, как чашу пригубив,

Куда уйти Абраму и Ивану?

Что миражи земли обетованной

Перед лицом отеческих могил!

      Роман Левин.

Нацисты до нитки грабили тех, кого отправляли в лагеря. Все личные вещи -  одежда, обувь, кольца, детские коляски… Многое отправляли в Германию для  раздачи немецкому населению. Они грабили трупы своих жертв. Женские волосы, срезанные до газовых камер, шли на изготовление тёплых носков и одеял для экипажей подводных лодок. Золотые зубы переплавляли. Золу от сожжённых тел применяли в качестве удобрения.

5 - 8 слайд                  Читает Галя

  Холокост – всесожжение.

Довольно трудно сосчитать всех   жертв нацистского террора. По имеющимся сведениям число жертв Холокоста составило около 6 млн.человек.

Самые известные лагеря смерти: Бухенвальд, Собибор, Саласпилс, Заксенхаузен. Освенцим.

9  -10 слайд                 Читает Аня

  Освенцим – самый известный лагерь времён  Второй мировой войны, расположен на юге Польши. Немцы называли его  Аушвиц – Биркенау, поляки – Освенцим – Бжезинка.

   Это памятник жертвам Освенцима.

На территории Биркенау гитлеровцы построили четыре крематория с газовыми камерами и четыре временные газовые камеры в переделанных для этих целей крестьянских домах и сараях, а также ямы, траншеи, кострища.

Свидетельство очевидца       Читает Аня

«Часто ночью мы просыпались от страшных криков, это происходило когда экономили газ в газовых камерах и живых детей бросали в топки крематорных печей».

11- 12 слайд                       Читает Настя

  В наши дни на территории лагеря находится музей, посвящённый памяти его узников. В него попадаешь через открытые ворота с печально известной надписью на немецком: «Arbeit macht Frei» ( Труд освобождает – Труд делает свободным) Кого освободил из этого ада труд? Выжившие узники пишут в своих воспоминаниях, что им часто приходилось слышать: из Освенцима есть только один выход – через трубы крематория.

12 слайд:

    Так выглядела зона смерти.

   Жилые блоки, административные здания. лагерный госпиталь, крематорий…Если не знать, что здесь была зона смерти, всё выглядит аккуратно. Никто не знал в первые дни пребывания в лагере и представить не мог, какие ужасы его ожидают.

   Голод.. Развлечения  ради часовые частенько бросали через колючую проволоку в толпу заключённых брюкву. Потерявшие от голода разум тысячи людей набрасывались на овощ. Эсесовцам нравилось наблюдать, как заключённые метались, чтобы схватить эту брюкву. Обезумевшая толпа оставляла десятки  задавленных и сотни покалеченных тел.

13 - 17слайды: ( начинает звучать «Реквием»  )  Читает Галя

Большинство крематориев немцы успели уничтожить

Это лица тех, кто стал лагерной пылью, пеплом.

За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех заключённых его блока убивали. Это был весьма действенный  метод препятствовать попыткам бегства.

18 -20 слайды                            Читает Слава

Стена смерти. Это только часть  стены, восстановленной для музея. С 1941 по 1943 здесь расстреливали заключённых. Сейчас это мемориал памяти,  возле него свечи, венки, цветы.

В Освенцим каждый год приезжает около миллиона посетителей со всего мира. Многие из них – это те люди, история семей которых как-то связана с этим страшным местом. Они приезжают, чтобы почтить память своих предков, чтобы взглянуть на их портреты на стенах блоков,  чтобы возложить цветы к Стене смерти.

20 слайд

  Массовые казни. Гитлеровцы любили делать снимки массовых казней, многие вели дневник. Вот запись одного из немецких инженеров:

  « Для массовых казней использовались ямы, рвы, которые были близ каждого селения, города. Туда подъезжали грузовики, в которых находились мужчины, женщины, дети всех возрастов. По команде эсэсовца, державшего в руке хлыст, им пришлось раздеться. Их заставили отдельно сложить обувь, одежду и нижнее бельё.

  Я собственными глазами видел груду ботинок, огромные кучи одежды. Люди раздевались без рыданий и криков, а потом собирались семьями, обнимались и прощались в ожидании команды другого эсэсовца, стоявшего на краю ямы. Я пробыл там минут 15 и за всё это время не слышал ни единой жалобы или мольбы о пощаде…»

21 - 23 слайды                        Читает Лена

     Йозеф Менгеле – немецкий врач, проводивший опыты на узниках Освенцима. Нарушая клятву Гиппократа, врачебную этику, он проводил эксперименты в области биологии и генетики.

 « Он всё делал очень быстро. Не дожидаясь смерти своих подопечных, он живьём анатомировал их, с целью скорее определить причину неудачи. Боже! Как кричали эти люди. Я видела палаты с близнецами, над которыми он проводил чудовищные опыты». ( из воспоминаний Зинаиды Лишаковой, чудом оставшейся живой после таких экспериментов)

   Все годы после войны Зинаида Лишакова собирала материалы по делу Менгеле. Но его не могли найти. Она не верила, что Менгеле невидимка. Она узнала бы его из тысячи. Да, он был «добрым». Перед началом эксперимента мог угостить ребёнка шоколадкой, пошутить, успокоить…Близнецы были его основным рабочим материалом. Менгеле охотился за ними. Не раз он повторял, что «надо приумножить арийскую расу господ. Немецкие женщины должны рожать гораздо больше близнецов. Задача германской науки – помочь им в этом».

 Под именем Хельмут  Грегор он спокойно умер в 1979 году в возрасте 66 лет в Бразилии. А  в 2004 году в Бразилии были опубликованы записи Менгеле, хранившиеся в полиции. Из откровений нацистского преступника явствует, что «Ангел смерти» к концу жизни совершенно не раскаялся в содеянном.

Из допроса коменданта лагеря на Нюрнбергском процессе:  Читает  Галя

«Обвинитель: Видели ли вы в лагере беременных женщин? И что с ними происходило?
Свидетель: Да… После того, как они производили на свет ребенка, его топили в ведре с водой. Спустя некоторое время приехал новый врач, и детей перестали топить, из них выкачивали кровь, для переливания солдатам на фронте или использовали для опытов.»

Свидетельство очевидца:    Читает Аня

В лагере были организованы специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории и другие учреждения, но существовали они не для лечения, а для истребления людей. Немецкие профессора и врачи производили в них массовые эксперименты над совершенно здоровыми мужчинами, женщинами и детьми.

24 -27  слайды                                   Читает Лена

  С 1941 года в Освенциме испытывались средства, предназначенные для массового уничтожения людей. Газ «Циклон  Б», который использовался для борьбы с крысами. Подопытным материалом служили советские военнопленные.

Это нельзя забыть!

Свидетельство очевидца                   Читает Галя

«Для того, чтобы в камерах поместилось большее число жертв, людей загоняли с поднятыми руками, а на головы им бросали маленьких детей. Эсэсовец   Зепп Гейтрейдер   был специалистом по убиванию младенцев, которых сам хватал за ножки и убивал, ударяя головкой о каменный забор.

По показанию свидетелей, умерщвление в камерах продолжалось 15 минут...»

Свидетельство очевидца:                         Читает Лена

«Мы присутствовали при душераздирающих сценах, видя, как разъединяли пожилые супружеские пары, как матерей понуждали оставлять своих юных дочерей, так как те попадали в лагерь, в то время как матерей и маленьких детей направляли в газовую камеру».

28 -31 слайд:                                          Читает Настя

Это гранитная плита, на которой высечена надпись:

Да будет на века криком отчаяния

И предостережением для человечества это место,

Где гитлеровцы уничтожили около полутора миллионов

мужчин, женщин, детей из разных стран Европы.

30 слайд

   27 января 1945 года советские войска освободили Освенцим. К моменту прихода советских войск в лагере оставалось  не более трёх тысяч заключённых, все трудоспособные были вывезены в Германию, остальные уничтожены.

31 слайд

   В 1947 году на месте лагеря был создан музей «Освенцим – Бжезинка».

    В 1967 году здесь был открыт международный памятник жертвам фашизма.

32-34 слайды ( звучит колокол памяти)               Читает Аня

   Освенцим…фабрика смерти. Это преступление останется на совести нацизма навсегда. Человечеству хочется приглушить боль, хочется стереть из памяти это кровавое место… Но забывать Освенцим нельзя, потому что забвение – это верный путь к повторению.

Стихотворение Александра Городницкого. По Освенциму ветер гуляет.

По Освенциму ветер гуляет,

И ромашки цветут меж печей,

И экскурсия нас ожидает,

Москвичей, москвичей, москвичей.

Вам покажут сожжённые кости, -

Сколько хочешь на пепел глазей.

Приезжайте, пожалуйста, в гости

В тот музей, в тот музей, в тот музей.

Разбирайтесь по двое, по трое –

Каждый день, каждый час, каждый час.

Кто из вас лагеря эти строит,

Кто из вас, кто из вас, кто из вас?

Лучше мне докатиться до «вышки»,

В землю лечь, в землю лечь, в землю лечь,

Чем однажды подбросить дровишки

В эту печь, в эту печь, в эту печь.

Где музеи такие же встанут?

Ни намёка о том, ни слезы, -

На бескрайних степях Казахстана

Или в жёлтой долине Янцзы?

По Освенциму ветер гуляет,

И ромашки растут меж печей…

Кто нам скажет, что нас ожидает,

Москвичей, москвичей, москвичей?

Заключительное слово воспитателя:

   Обычно после посещения  интересного музея  в голове появляется много мыслей, чувство удовлетворения. После такой заочной экскурсии остаётся чувство глубокого опустошения и подавленности.

Вот воспоминание одного из тех, кто в наши дни посетил музей Освенцима:    «Если ад существует, то я посетил это место. Я чувствовал гнев, боль, и всё моё человеческое восстало против того, что я там увидел, это трудно описать. Это был урок жизни для меня, такой урок должен  стать обязательным для всех. Кожу холодил ужас, а сердце разрывалось от сострадания. Я плакал, и я видел, что люди тоже плакали».

   Трудно себе представить, насколько масштабной может быть человеческая жестокость!  Но это часть нашей истории, которую надо знать, какой бы трагичной она ни была.

Прошло 70 лет, но это невозможно забыть! Нам нужна эта Память. Пусть она будоражит умы, пусть она леденит наши сердца. Именно она, Память, заставляет нас задуматься: так ли мы живем, достойны ли мы воинов-патриотов? Именно она, Память, не допустит, чтобы прервалась связь поколений.

Мы обязаны помнить все уроки Второй мировой войны, обязаны думать о том, почему такое произошло, и делать всё, чтобы этот ужас никогда не повторился.

Минута молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.

В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА

Пояснительная записка и классный час посвященный Дню  памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""...

«Памяти жертв Холокоста, посвящается…» Классный час:

Классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Знание уроков Холо...

Презентация "Памяти жертв Холокоста, посвящается..."

Внеклассное мероприятие: Презентация "Памяти жертв Холокоста, посвящается..."...

Урок «Памяти жертв холокоста посвящается»

Цель:      сформировать представление о Холокосте.Задачи:   - ознакомление с хронологией трагедии Холокоста;- воспитание толерантного отношения к людям разных н...

«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...