Игра Смута
методическая разработка по истории (7 класс)

Павлова Наталья Матвеевна

Интересная игра для обучающихся 7 классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия

Цель: Познакомить  учащихся с историей Дня народного единства, воспитание  чувства патриотизма, единства, сплоченности, согласия, уважения к истории своей страны, толерантности.

Участники: обучающиеся 7-9 классов (7 человек)

Задачи:

- Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ;

- Показать современную идею Дня народного единства;

- Воспитывать уважение к русским национальным героям;

- Развивать  у учащихся  патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны.

Оформление: тема мероприятия, государственная символика РФ, проектор, экран  

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя

История праздника

Мы сегодня собрались здесь, чтобы отдать дань памяти событиям 1612 года и отметить праздник «День народного единства».

Немного истории.

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-городгарнизон Речи Посполитой отступил в КремльКнязь Пожарскийвступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же изКремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 годаЗемский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году, приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.

II. Викторина

Викторина состоит из трех туров.

I тур – «А знаешь ли ты?» (9 заданий на выбор обучающихся) Кто правильно отвечает, тот продолжает выбор заданий. Участникам необходимо перехватить инициативу. (3 балла)

II тур – «Маска, я тебя знаю» (7 заданий) Каждому участнику по порядку будет дано задание, если он не отвечает, ответить могут другие участники игры.  (1 балл)

III тур – «Самый знающий биограф» (7 заданий) Каждому участнику по порядку будет дано задание, если он не отвечает, ответить могут другие участники игры.  (2 балл)

III. Игра со зрителями

Пока наше жюри подводит итоги, проведем игру со зрителями. Нужно как можно быстрее ответить на вопросы.

IV. Итог мероприятия

А) жюри оглашает результаты

Б) заключительное слово учителя

В 1613 году на Земском соборе был избран  новый царь. Им стал Михаил Федорович Романов. Формально Романовы имели право на престол как родственники прежней династии: дед Михаила, Н. Р. Захарьин-Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Фактически же их избрание всех устроило. 

В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери. В 1632 году на средства Дмитрия Пожарского для иконы был построен отдельный каменный собор на Красной площади.

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского.

Так два праздника на Руси слились в один. А сегодня в России празднование этих событий восстановлено.

4 ноября – День народного единства, День Славы русского оружия и День возрождения Российской государственности.

В 1818 году на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому.  Автор – Мартос Иван Петрович (1750-1835), скульптор, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра «Смута в государстве Российском»

Слайд 2

Первый тур «А знаешь ли ты?» Иван Грозный Борис Годунов Земский собор Патриарх Углич Расстрига Лета Тушинский вор Ополчение

Слайд 3

Второй тур Маска, я тебя знаю

Слайд 4

1. Кто возглавил семибоярщину? Федор Иванович Мстиславский

Слайд 5

2. Кто мог говорить такую речь перед согражданами: “Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших; не то что животы, но дворы свои продадим, жен и детей заложим!”? Кузьма Минин

Слайд 6

3. На каком правителе прервалась династия Рюриковичей? Федор Иоаннович

Слайд 7

4. “Злодей! – закричали враги, закипев, – Умрешь под мечами!” Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!” Иван Сусанин

Слайд 8

5. Один из героев 1612 года благословлял ополченцев на борьбу с поляками. В 1914 году был прославлен как святой. Кто он? Патриарх Гермоген

Слайд 9

6. Деятельность правления … была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в … г. был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов . Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Борис Годунов

Слайд 10

7. Назовите имя последней жены Ивана Грозного, матери царевича Дмитрия. Мария Нагая

Слайд 11

Третий тур «Самый знающий биограф»

Слайд 12

Портрет 1. Будучи патриархом в 1610–1613 г.г. как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, рассылал грамоты с призывом к всенародному восстанию против захватчиков. Поляки заточили его в подземную келью Чудова монастыря. Но он и там продолжал обличать интервентов. Озлобленный этим, Гонсевский, не смея открыто расправиться с патриархом, приговорил его к голодной смерти: на пропитание заключенному стали отпускать раз в неделю лишь сноп необмолоченного овса да ведро воды. Существует предание, что перед смертью, в глубоком подземелье, он сеял овес и поливал водой. Когда узнали о его смерти и открыли подземелье, то увидали … стоящим на коленях среди проросшего и уже зеленевшего овса. Похоронен он был в кремлевском Чудовом монастыре. Патриарх Гермоген

Слайд 13

Портрет 2. “Муж родом не славен, но смыслом мудр, смышлен и язычен”. В лихую годину стал старостой, до этого торговал мясом и рыбой, был уважаем за честность. Когда понадобились средства для ополчения, он пожертвовал в казну свои сбережения, сумел быстро собрать чрезвычайный военный налог, вооружить горожан и запасти необходимое продовольствие. Он убеждал всех идти выручать Москву. В боях за Москву проявил высокие качества военного организатора и личную храбрость. За заслуги перед Отечеством был введен в состав Боярской думы. Умер в 1616 году, похоронен в нижегородском Спасо-Преображенском соборе. Кузьма Минин

Слайд 14

Портрет 3. Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Фёдор был сослан, а имение конфисковано. Прадед Иван Баженев, друг Максима Грека, был казнён за вольнодумство. Мать воеводы состояла “верховной боярыней” при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с И. Болотниковым. Участник Первого земского ополчения 1611 г., один из руководителей и командующих Второго земского ополчения и Временного правительства. Участвовал в войне с Польшей в звании второго воеводы. Был также воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском. Руководил приказами – Ямским, Разбойным, Приказных дел, Московским судным. В дни смертельной опасности, нависшей над Москвой в 1941 г., И.В.Сталин призвал советский народ вспомнить о его мужественном образе наряду с Александром Невским, Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым, Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым. Погребен в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре. Дмитрий Пожарский

Слайд 15

Портрет 4. Князь, боярин и воевода, впоследствии царь, сын боярина …. Хитрый и угодливый, он единств, …, подвергшихся опале в правление Б. Ф. Годунова (1587), остался у дел. В 1591 вёл следствие в Угличе по делу о смерти царевича Дмитрия Ивановича и в угоду правительству засвидетельствовал, что тот умер от несчастного случая. Своё царствование начал рядом грамот, полных лжи и клеветы. Правление его было очень несчастливо и полно бунтов и мятежей, а также войн с внеш. (гл. образом - поляками) врагами. Василий Иванович Шуйский

Слайд 16

Портрет 5. По договору 4 февраля 1610 года , который был заключен под Смоленском между королем Сигизмундом и московским посольством, … должен был занять после принятия православия Русский престол. После низложения Василия Шуйского летом 1610 года московское правительство признало … царём и чеканило от имени … монету. … православия не принимал, в Москву не прибыл и венчан на царство не был. В октябре 1612 года в Москве было низложено боярское правительство …; До 1634 года … продолжал пользоваться титулом Великого князя московского. Королевич Владислав

Слайд 17

Портрет 6. Царь … был молод и неопытен, и до … страной правили великая старица Марфа и её родня. Об этом периоде историк Н. И. Костомаров говорит следующее: «Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времен. Сам … был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать». Михаил Федорович Романов

Слайд 18

Портрет 7. Атаман разбойников в царствование Бориса Годунова. В голодный год на Руси появилось много разбойничьих шаек, состоявших преимущественно из холопов, которых отпускали господа, не желая кормить их. Одна из таких шаек, под предводительством …, грабила под самой Москвой. Посланные для истребления шайки военные отряды ничего не могли сделать. Наконец, в 1604 г. против .. отправлено было целое войско под начальством окольничего И. Ф. Басманова; во время битвы Басманов пал, но тем не менее разбойники были разбиты, а …, чуть живой от ран, взят в плен. Какая его постигла участь, не известно. Хлопко-Косолап



Предварительный просмотр:

Первый тур

Заданий №1. Перед вами картина. Скажите, пожалуйста, кто автор картины и как она называется. Как произошло событие, изображенное на картине.

Задание №2. Назовите современников Бориса Годунова: митрополит Макарий, патриарх Никон, Андрей Курбский, Дмитрий Донской, Олег Вещий, Малюта Скуратов, Василий Шуйский, Екатерина II.

Задание №3. Назовите годы созывов Земских соборов в годы смуты. В чем заключалось их историческое значение? 

Задание №4. Родился около 1525 года в Старице в семье посадских людей. Принял монашеский постриг в Старицком Успенском монастыре. Был духовно «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен».

Впоследствии стал игуменом (с 1566 по 1571 год) Старицкого Успенского монастыря. Так как Старица была одним из центров опричнины, привлёк внимание Ивана Грозного и в 1571 году его перевели в Москву в  Симонов монастырь. В 1575 году стал архимандритом царского Новоспасского монастыря в Москве. С 1581 года епископ Коломенский. В Коломне был до 1586 года, когда был назначен архиепископом Ростовским. Первый патриарх Московский. Назовите его имя.

Задание №5. Что за событие получило название угличское дело? Когда оно произошло?

Задание №6. Православные святители не забыли, как предавали анафеме злого расстригу и еретика. Увидев самозванца вблизи, они не избавились от старых подозрений.  ___________ не решился оставить подле себя никого из своих друзей-католиков. Зато его ближними советниками стали протестанты братья Бучинские. Иезуитам царь предоставил обширное помещение для богослужения, а кроме того, он время от времени тайно приглашал их к себе на совещания в Кремль. Окруженный всеми атрибутами призрачного могущества, царь горько жаловался им на свое одиночество.

Задание №7. Что такое заповедные и урочные лета? Что появилось раньше?

Задание №8. Кто такой тушинский вор. Почему его так прозвали?

Задание №9. Назовите место и дату формирования второго ополчения.

Второй тур

1. Кто возглавил семибоярщину?  (Мстиславский)

2. Кто мог говорить такую речь перед согражданами: “Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших; не то что животы, но дворы свои продадим, жен и детей заложим!”? (Минин)

3. На каком правителе прервалась династия Рюриковичей? (федор Иоаннович)

4. “Злодей! – закричали враги, закипев, –

Умрешь под мечами!” Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!” (Иван Сусанин)

5. Один из героев 1612 года благословлял ополченцев на борьбу с поляками. В 1914 году был прославлен как святой. Кто он? (патриарх Гермоген)

6. Деятельность правления … была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в … г. был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. (Борис Годунов)

7. Назовите имя последней жены Ивана Грозного, матери царевича Дмитрия. (Мария Нагая)

Третий тур

Портрет 1. Будучи патриархом в 1610–1613 г.г. как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, рассылал грамоты с призывом к всенародному восстанию против захватчиков. Поляки заточили его в подземную келью Чудова монастыря. Но он и там продолжал обличать интервентов. Озлобленный этим, Гонсевский, не смея открыто расправиться с патриархом, приговорил его к голодной смерти: на пропитание заключенному стали отпускать раз в неделю лишь сноп необмолоченного овса да ведро воды. Существует предание, что перед смертью, в глубоком подземелье, он сеял овес и поливал водой. Когда узнали о его смерти и открыли подземелье, то увидали … стоящим на коленях среди проросшего и уже зеленевшего овса. Похоронен он был в кремлевском Чудовом монастыре. (Патриарх Гермоген)

Портрет 2. “Муж родом не славен, но смыслом мудр, смышлен и язычен”. В лихую годину стал старостой, до этого торговал мясом и рыбой, был уважаем за честность. Когда понадобились средства для ополчения, он пожертвовал в казну свои сбережения, сумел быстро собрать чрезвычайный военный налог, вооружить горожан и запасти необходимое продовольствие. Он убеждал всех идти выручать Москву. В боях за Москву проявил высокие качества военного организатора и личную храбрость. За заслуги перед Отечеством был введен в состав Боярской думы. Умер в 1616 году, похоронен в нижегородском Спасо-Преображенском соборе. (Кузьма Минин)

Портрет 3. Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Фёдор был сослан, а имение конфисковано. Прадед Иван Баженев, друг Максима Грека, был казнён за вольнодумство. Мать воеводы состояла “верховной боярыней” при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с И. Болотниковым. Участник Первого земского ополчения 1611 г., один из руководителей и командующих Второго земского ополчения и Временного правительства. Участвовал в войне с Польшей в звании второго воеводы. Был также воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском. Руководил приказами – Ямским, Разбойным, Приказных дел, Московским судным. В дни смертельной опасности, нависшей над Москвой в 1941 г., И.В.Сталин призвал советский народ вспомнить о его мужественном образе наряду с Александром Невским, Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым, Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым. Погребен в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре. (Дмитрий Пожарский)

Портрет 4. Князь, боярин и воевода, впоследствии царь, сын боярина …. Хитрый и угодливый, он единств, …, подвергшихся опале в правление Б. Ф. Годунова (1587), остался у дел. В 1591 вёл следствие в Угличе по делу о смерти царевича Дмитрия Ивановича и в угоду правительству засвидетельствовал, что тот умер от несчастного случая. Своё царствование начал рядом грамот, полных лжи и клеветы. Правление его было очень несчастливо и полно бунтов и мятежей, а также войн с внеш. (гл. образом - поляками) врагами. (Василий Иванович Шуйский)

Портрет 5. По договору 4 февраля 1610 года, который был заключен под Смоленском между королем Сигизмундом и московским посольством, … должен был занять после принятия православия Русский престол. После низложения Василия Шуйского летом 1610 года московское правительство признало … царём и чеканило от имени … монету. … православия не принимал, в Москву не прибыл и венчан на царство не был. В октябре 1612 года в Москве было низложено боярское правительство …; в 1613 году царём был избран Михаил Фёдорович. До 1634 года … продолжал пользоваться титулом Великого князя московского.  (Королевич Владислав)

Портрет 6. Царь … был молод и неопытен, и до … страной правили великая старица Марфа и её родня. Об этом периоде историк Н. И. Костомаров говорит следующее: «Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времен. Сам … был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать».

(Михаил Федорович Романов)

Портрет 7. Атаман разбойников в царствование Бориса Годунова. В голодный год на Руси появилось много разбойничьих шаек, состоявших преимущественно из холопов, которых отпускали господа, не желая кормить их. Одна из таких шаек, под предводительством …, грабила под самой Москвой. Посланные для истребления шайки военные отряды ничего не могли сделать. Наконец, в 1604 г. против .. отправлено было целое войско под начальством окольничего И. Ф. Басманова; во время битвы Басманов пал, но тем не менее разбойники были разбиты, а …, чуть живой от ран, взят в плен. Какая его постигла участь, не известно. (Хлопко-Косолап)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вопросы для викторины со зрителями

  1. Назовите хронологические рамки Смутного времени (1598 - 1613).
  2. Какое событие получило в истории название «Угличская драма»?    (смерть Дмитрия).
  3. На каком правителе прервалась династия Рюриковичей? (Фёдор Иванович).
  4. Объясните, почему возник в XVІ в. династический кризис. (Убийство Иваном Грозным старшего сына, болезненность Фёдора и его бездетность,  гибель царевича Дмитрия).
  5. Назовите первого патриарха Москвы и всея Руси (Иов).
  6. В каком году Земский собор избрал царём Бориса Годунова? (1598).
  7. Кем приходился Борис Годунов царю Фёдору? (шурином).
  8. Что такое Земский собор? (представительный орган).
  9. Кто из русских царей того периода был задушен вместе с матерью? (Фёдор Годунов).
  10.  В каком году Лжедмитрий І пересёк границу Русского государства?  
  11.  Настоящая фамилия Лжедмитрия І?  (Отрепьев).
  12. Супруга Лжедмитрия І? (Марина Мнишек).
  13. Глава заговора против Лжедмитрия, его приемник на престоле? (Шуйский).
  14. Какова была расправа над Лжедмитрием? (убит, сожжён, прах выстрелили из печи по направлению  Польши).
  15. Кто из русских царей впервые присягнул подчинённым - дал «крестоцеловальную запись»? (В. Шуйский).
  16. Вождь восстания крестьян и казаков, противник Шуйского? (Болотников).
  17. Назовите город - центр восстания И. И. Болотникова? (Путивль).
  18. Деревня, в которой находился лагерь Лжедмитрия ІІ на подступах к Москве? (Тушино).
  19. Назовите монастырь, ставший центром борьбы против Лжедмитрия ІІ? (Троице-Сергиев).
  20. Кого называли «тушинским ворёнком»? (сын Марины Мнишек).
  21. Что означает выражение «тушинские перелёты»? (переходили из-за материальной выгоды от Шуйского к Лжедмитрию Второму).
  22. Как называлось время боярского правления после свержения Василия Шуйского? (семибоярщина).
  23. Кто возглавил семибоярщину? (Мстиславский).
  24. Польский королевич, призванный боярами на русский престол? (Владислав).

  1. В какой монастырь был заключён патриарх Гермоген? (Чудов).
  2. Патриарх Русской православной церкви, противник иноземного вмешательства в русские дела? (Гермоген).
  3. Город, более полутора лет, выдерживавший осаду польских войск? (Смоленск).
  4. Город, занятый Шведами во время смуты? (Новгород).
  5. Назовите центр І ополчения? (Рязань)
  6. Назовите центр ІІ ополчения? (Нижний Новгород)
  7. Князь, военный руководитель ІІ ополчения? (Пожарский).
  8. Нижегородский староста, руководитель ІІ ополчения? (Минин).
  9. Назовите верховный орган ІІ ополчения? («Совет всей земли»).
  10. Фамилия царя, избранного в 1613 году? (Романов).
  11. Монашеское имя отца царя Михаила Фёдоровича? (Филарет).
  12. Кого называли бобылями? (обнищавших крестьян).
  13. Назовите полководца, племянника царя Василия Шуйского, разгромившего тушинцев под Тверью? (М. Скопин-Шуйский).
  14. В каком году Польша объявила войну с Россией? (1609).
  15. В каком году ополчение Минина и Пожарского освободило Москву? (1612)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Завершение Смуты в России"

Разработка урока для 10 класса и презентация к нему....

Урок истории на тему: " Смута. Лжедмитрий II"

Цель:  Рассмотреть и выявить сущность Смутного времени и его значение в истории России.Задачи:Образовательные:на основе документального и другого материала определить причины, сущность и ит...

Дидактический материал по теме "Смута. Кризис общества и государства"

Раздаточный материал для проверки знаний 2-4 учеников 10 класса в начале урока (карточки), можно применить в качестве диагностического теста для всего класса в конце 2 урока по изучению темы "Смутное ...

Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".

Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....

Россия после Смуты

Презентация, сопровождающая урок по данной теме...

задания для учащихся 7 классов по теме "Смута"

Предлагаю вашему вниманию задания по теме "Смута".Здесь представлены выдержки из исторических документов.предполагается организовать работу учащихся по группам, где они отвечают на вопросы по тексту.В...

Россия на рубеже XVI-XVII веков Тема урока: Смута

Компетентностно-ориентированный урок по истории России в 7 классе. Тема: Смута....