Разработка технологической карты урока по обществознанию, 7 кл., по теме "Деньги и их функции" на основании требований обновленных ФГОС ООО
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Технологическая карта по обществознанию, 7 кл., по теме "Деньги и их функции" составлена в соответствии и на основании требований обновленных ФГОС ООО. Учебник "Обществознание", 7 кл., для общеобразовательных организаций под ред. Л.Н. Боголюбова. М., "Просвещение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_tehn._karty_uroka_po_obshchestvoznaniyu_7_kl.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка технологической карты урока по обществознанию

 на основании требований обновленных ФГОС ООО.

Тема: «Деньги и их функции»

7 класс.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Л.И. Никитченко

Место работы

Орл.обл., Ливенский р-н, МБОУ «Никольская СОШ»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс 

7

Место урока

9 урок из 13 в главе «Человек в экономических отношениях»

Тема урока 

«Деньги и их функции»

Уровень изучения 

базовый

Тип урока

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

сформулируют и выскажут мнение об актуальности экономических знаний в современном обществе;

смогут определить собственное отношение к деньгам

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- примут участие в целеполагании и планировании собственной деятельности на уроке;

- смогут осуществлять контроль;

Познавательные УУД:

- продолжат развитие навыков нахождения информации в тексте, работы с художественными изображениями;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении в ходе работы в группе

Предметные:

- смогут дать определение понятию «деньги»;

- перечислить основные функции денег;

- дать характеристику языку монет;

- объяснить этимологию происхождения слов «деньги», «рубль», «копейка»;

- назвать современные денежные средства

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Словарь урока: деньги, эквивалент, монеты, рубль, копейка, банкнота, электронные деньги, аверс, реверс, легенда.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок по данной теме является важной частью главы, посвященной экономическим отношениям. Важность темы урока определяется тем, что экономическое содержание многих терминов, которые сопутствуют существованию в мире денег, обучающимся незнакомо или расходится с житейскими представлениями (валюта, номинал, кредитка и др.). Возникает необходимость уяснения тех понятий, которыми обучающиеся нередко оперируют.

Оборудование: учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, «Просвещение»; деньги, купюры-закладки (не являются платежным средством), карта России, презентация

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Формы организации учебной деятельности на данном этапе урока.

Конкретная учебная установка, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность обучающегося (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель предлагает отгадать загадку:

Загадка.

Не любовь, а душу согревают.

Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.

Не магнит, а притягивают.

Не господин, а подчиняют.

Не слуга, а служат.

(Ответ: деньги) 

Перечислены термины: обязанность, назначение, круг деятельности, роль. Задание: определите значение термина.

Учащиеся называют, что это функции. Итак, какова тема нашего урока? Называют тему: «Деньги, их функции».

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Ребята, у кого есть кошелек?

Кто точно знает, какая сумма там находится?

У кого есть копилка? Кто хочет, чтобы копилка постоянно пополнялась? Значит наша тема касается всех без исключения, и ее надо изучать.

Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – дурной господин, но весьма хороший слуга» - эпиграф к уроку. А какие ассоциации у вас возникают при слове «деньги»?

Из слов составьте определение и назовите, значение какого термина оно раскрывает (роль, обмен, товар, всеобщего, эквивалент, при, выполняющий). Задание выполняется путем перемещения слов.

Учащиеся определяют, что это термин «Деньги» – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Этап 1.3. Целеполагание

Цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Ты узнаешь, что такое деньги и их историю возникновения, функции денег.

Ты научишься давать характеристику денег (монет и банкнот, электронные деньги), объяснять этимологию понятий;

определять экономическую роль и виды денег в современном обществе как всеобщего эквивалента в процессе обмена.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).

Учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала.

1) на общее понимание и мотивацию

2) на детали).

Задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Работа с текстом учебника (задание: чтение пункта «Функции денег» и составление кластера «Функции денег»);

Работа с наглядным материалом (у вас на столе лежат российские деньги. Давайте рассмотрим их. 1.Определите какие купюры являются фальшивыми, а какие нет? 2. Как вы это определили?)

Работа с электронным образовательным материалом (на слайде заменители денег: раковины каури, рис, шкурки. Оцените их по качествам: сохранность, делимость, долговечность, однородность, компактность).

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Виды учебной деятельности, соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Игра «Черный ящик».

Какую функцию иллюстрируют следующие предметы из черного ящика?

(чек на продажу-ответ- средство обращения)

(сберегательная книжка-средство накопления)

(пластиковая карта-средство платежа)

(счет извещение на оплату коммунальных-средство платежа)

(доллар, евро-мировые деньги)

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Формы организации соответствующего этапа урока.

Виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.;

докажите истинность/ложность утверждения и т.д.;

аргументируйте собственное мнение; выполните задание;

решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

План урока.

1.Когда появились первые деньги.

2.Функции денег.

3.Виды денег

1. Проведение исследовательского эксперимента, делают выводы – на слайде заменители денег: раковины каури, рис, шкурки. Оцените их по качествам: сохранность, делимость, долговечность, однородность, компактность

Решение задачи - отгадывают загадку.

Моделирование урока - участвуют в постановке целей, в планировании деятельности на уроке.

конструирование - из слов составьте определение и назовите, значение какого термина оно раскрывает (роль, обмен, товар, всеобщего, эквивалент, при, выполняющий). Задание выполняется путем перемещения слов;

проведение исследовательского эксперимента - работа в группах, выполняют задание (задание: чтение пунктов в учебнике «Как деньги стали деньгами» и «Как изменялись деньги». Ответы на вопросы «Верю - не верю»);

2. Выполняют задание – Задание: определите функции денег.

- Плитка шоколада стоит 100 рублей.

- Покупатель купил бутылку молока за 60 рублей.

- Безработный получает пособие по безработице.

- Гражданин Н. положил деньги в банк под проценты.

3. Докажите истинность/ложность утверждения - у вас на столе лежат российские деньги. Давайте рассмотрим их.

1. Определите какие купюры являются фальшивыми, а какие нет?

2. Как вы это определили?

Рассматривают настоящие деньги и купюры, не являющиеся платежными средствами, отвечают на вопросы.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Учебные задания

Проекты о деньгах («Валюта разных стран мира», «Юбилейные монеты банка России»)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Учебные задания

Выполнение теста

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Учебные задания

Работа с текстом учебника (откройте учебник на стр. 107. Изучите схему и перечислите функции денег)

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Задание «География страны на купюрах»: рассмотреть бумажные купюры и ответить на вопросы:

1) Можно ли по деньгам изучать географию страны?

Что изображено на лицевой и обратной стороне купюрах разного достоинства. Найдите и отметь на карте эти города.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Выполнение теста

1. При товарном хозяйстве обмен осуществляется в виде:

1) бартера;         2) денежного обмена        3) натурального обмена;         4) товара на товар

2. Что из перечисленного не относится к важнейшим функциям денег:

1) способность денег обмениваться на любой другой товар;

2) способность денег стать богатством;

3) способность денег служить мировой валютой;

4) Способность денег заканчиваться в самый неподходящий момент;

3. Конвертируемая валюта должна быть:

1) принята в магазинах во всех странах мира;

2) принята в магазинах в странах Азии и Европы;

3) обменена на национальную валюту в большинстве стран мира;

4) выпускаться в большинстве стран мира

Критерии оценивания: 1 вопрос – 1,5 балла, 2 вопрос – 2 балла, 3 вопрос – 1,5 балла. Итог: 5 баллов.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Отвечают на вопросы

• Что я узнал нового?

• Какие вопросы появились?

• Что захотелось узнать?

• Что оказалось трудным для понимания?

• Что понравилось/не понравилось на уроке?

Этап 5.2. Домашнее задание

Рекомендации по домашнему заданию.

§13, задания в классе и дома №3,7 письменно.

Для любознательных и творческих: проекты о деньгах («Валюта разных стран мира», «Юбилейные монеты банка России»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты урока обществознания по ФГОС

Одним из ключевых понятий  ФГОС  стал конструкт урока, который получил название – «технологическая карта». В отличие от конспекта урока, который обычно отражает план работы педагога при пров...

Методическая разработка технологической карты урока согласно требованиям ФГОС по Социально-бытовой ориентировке в 4 классе. «Приготовление салата Оливье».

Методическая разработка составленна с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.Направленна для подготовки к успешной адаптации детей в 5 классе.На занятии происходит знакомство детей с предметом Социально - ...

Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.

Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...

Разработка технологической карты урока в контексте реализации требований ФГОС

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока,...

Проектная работа по теме "Разработка технологической карты урока физики с учетом требований ФГОС ООО"

В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура ...

Разработка технологической карты урока согласно «Реализации требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя»

Данная разработка содержит общую информацию по уроку (класс, место урока по тематическому планированию ПРП), тематический блок, тему, основное содержание, основные виды деятельности обучающихся(на уро...

Разработка технологической карты урока по истории 6 кл., по теме "Батыево нашествие на Русь" на основании требований обновленных ФГОС ООО

Технологическая карта урока по истории, 6 кл., по теме "Батыево нашествие на Русь" составлена в соответствии и на основании требований обновленных ФГОС ООО. Учебник "История России"...