Технологическая карта урока: Граждане, ученые и атлеты Греции
план-конспект урока по истории (5 класс)

Очирова Валентина Очировна

История культуры и спорта Древней Греции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdane_uchenye_i_atlety_gretsii.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока: Граждане, ученые и атлеты Греции

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

Время

учителя

учащихся

1

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся. Просит поприветствовать гостей.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Приветствуют гостей (машут ручками). Организуют свое рабочее место

1мин

2

Актуализация знаний

Познавательные:  

Коммуникативные: монологическое высказывание, оценка устного ответа одноклассников

Ребята, какую страну мы с вами сейчас изучаем? (Слайд 1). Давайте проверим: насколько мы хорошо знаем историю этой страны. Для этого проведем небольшой  блиц-опрос.

Организует исторический блиц-опрос, требующий быстрого и краткого ответа. За каждый правильный ответ мы ставим себе плюсики в лист самооценки

1. В какой области Средней Греции расположены Афины?

2. Автор поэмы «Илиада»?

3. Район Афин, в котором жили гончары?

4. Тяжеловооруженные пешие воины?

5. Рабы  Спарты?

6. Остров Минотавра?

7. Герой троянской войны с уязвимо пятой

8. Государственное устройство Спарты

9. Где погибли 300 спартанцев?

10. Подарок Афины Афинам

 - Древнюю Грецию.

Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимопроверку

        

1. Аттика

2. Гомер

3. Керамик

4. Гоплиты

5. Илоты

6. Крит

7. Ахиллес

8. Олигархия

9. В Фермопилах

10 . Оливковое дерево.

             

                 

2 мин

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

А сегодня мы приступаем к изучению Древнегреческой культуры. Вспомните, что такое «культура»?

Древнегреческая культура достигла своего наивысшего расцвета в 5-4 веках до н. э. этому способствовало возникновение алфавитной письменность. Ребята, у какого народа могли перенять эту письменность греки? В финикийском алфавите были только согласные буквы, а греки дополнили его гласными. Легкость освоения алфавита позволила многим грекам стать образованными.

Ребята, попробуем определить тему нашего сегодняшнего урока. Посмотрите на слайд – что изображено на этой картине (Слайд 2).

Где это  происходит?

Какую роль играет Народное собрание в Афинах? Почему?

С какого века в Афинах утвердилась демократия?

Какие люди могут присутствовать на Народном собрание и участвовать в управлении страной?

На доске записывает слово ГРАЖДАНЕ

- теперь взгляните на следующий слайд (Слайд 3). Кто это? Что вы знаете о нем?

Записываю УЧЕНЫЕ. Теперь осталось определить еще одно слово в теме нашего урока.(Слайд 4). Что изображено на чернофигурной вазе? Или кто?

Запись на доске АТЛЕТЫ

Посмотрите – какая у нас получилась тема урока: «Граждане, ученые, атлеты».(Слайд 5).

Куда, в какой греческий полис мы должны отправиться, чтобы узнать о них?

А может в Спарту? Объясните – почему?

Кого воспитывают спартанцы? Какое развитие детей для них важнее – физическое или умственное?

Значит воспитание в Спарте одностороннее, да?

Посмотрите на тему урока «Граждане, ученые, атлеты». Граждане Афин, чтобы участвовать в управлении страной какими должны быть (образованными, грамотными). А ученые – это какие люди (умные). А атлеты? (сильные, красивые) Если граждане Афин и образованные, и умные, и сильные, значит воспитание в Афинах нацелено на развитие какой личности? Всесторонне развитой личности.

По сравнению со спартанским воспитанием афинское, на первый взгляд, кажется просто идеальным. Так ли оно безупречно? Давайте выдвинем гипотезу?

Гипотеза: «Афинское воспитание было идеальным!»

В Спарте детей обучали и воспитывали в лагере, очень похожем на военный.

А где учились дети афинян, чтобы стать полноправными гражданами Афин, выдающимися учеными и атлетами?

 Система образования в Древней Греции включала три типа учебных заведений: школы, палестры и  гимнасии. (на доске схема: «Учебные заведения ДревнихАфин»). 

Какой план работы на этом уроке мы составим? ». (Слайд 6).

План урока:

1.школы

2.палестры

3.гимнасии

  - Достижения людей в разных областях человеческой деятельности: в образовании, науке, литературе, искусстве и т.д.

- это все, что создано человеком, его руками, умом, вдохновением

- Народное собрание

- в Афинах. Потому что здесь демократия – власть народа.

- с V века

- свободные граждане

- Геродот – отец истории, живший в Афинах, написавший трактат «История» и описавший Греко-персидские войны». Ученый.

Атлеты

В Афины.

Нет. В Спарте нет ученых.

Воинов.

Физическое.

В лагере

Да.

7мин

4

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: сотрудничают в группе для успешного решения познавательной задачи, высказывают свое мнение

Мы любим работать в группах? 1 группа будет изучать школу, 2 группа – палестру, 3 группа – гимнасии. Вы видите у себя на столах секретные конверты – возьмите конверт №1. Что в нем?

Т.е. разные источники информации, которые помогут вам справиться с заданиями. По результатам своих исследований вы должны подготовить рассказ  и продолжить составление начатой мной опорной схемы. У вас 5 мин на работу с источниками + 2 мин – на выступление. Работаем.

Организует работу в группах.

Выступление групп сопровождает показом слайдов (Слайды 7-14)

Ребята, вы проделали большую работу. Теперь, возвращаясь к нашей гипотезе, скажите является ли афинское образование идеальным, безупречным, или вы нашли недостатки. Если нашли, то какие?

В дальнейшем где могли выпускники свои знания и умения, полученные в учебных заведениях?

Из Древней Греции берут начало многие современные науки. Обратимся к тексту учебника на стр. 181 п.2. В  конверте №2 вы найдете задание для работы в парах. Прочитав текст, вам надо заполнить пустые ячейки таблицы.

Организует работу в парах, проверку выполненного задания.(Слайд 15).

Те  юноши, которые в период учебы в палестрах, проявили незаурядные спортивные способности  участвовали в самых главных в Древней Греции состязаниях – Олимпийских играх.

Послушайте пожалуйста сообщение об истории Олимпийских игр, которое подготовила . (Презентация 2)

.

Работают в группах

Выступление докладчиков от групп. На доске прикрепляют к схеме ключевые слова, которые выбирает из разложенных на столе.

Дописывают схему в рабочих листах.

Недостатки: платное обучение, девочки не учились, учились с раннего утра до самой заката, детей били

Участвовали в управлении страной, занимали должности, могли стать учеными, атлетами, воинами

Работа в парах

Сообщение Сакияевой Алтаны.

10 мин

5 мин

5

Первичное закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Организует тест на закрепление.

 

   

6

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Параграф 38  о/в   

Сравнить афинскую школу и современную школу

Общее:

1.всестороннее развитие личности

2.учили писать, считать, читать, музыка, рисование, учили стихи

3.каникулы

4.праздничные дни, в которые не посещали школу

5.уровни образования (начальное. среднее, высшее)

Различия

Афинская школа

Современная школа

1)платное образование в школе

2)бесплатное школьное образование

2)учились только мальчики

2)учатся и мальчики, и девочки

3)с 7 лет

3) с 6,6 лет

4)педагог –сопровождающий ребенка

4)  педагог – обучает ребенка (ЗУН)

5)наказание розгами

5)запрещено физическое насилие

6)каникулы весной

6)каникулы осенью, весной, летом

7)материалы письма: дощечки, папирус, стиль, тростниковое перо

7)материал письма: бумага и шариковая ручка

Домашнее  задание   записывают   в дневник.

 

7

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке.

Организует заполнение листа самооценки работы на уроке (см. приложение)

 Оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейшая Греция" в технологии проблемно-развивающего обучения

паспорт урока раскрывает программные требования ФГОСа, технология проблемно-развивающего обучения на материале истории Древней Греции позволяет выстроить основные этапы урока по современным стандартам...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Древнейшая Греция

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Древнейшая Греция...

Технологическая карта урока литературы на тему "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии".

Разработка урока по теме "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии"  для учеников 6 класса....

Технологическая карта урока по обществознанию "Права и обязанности граждан"

Технологическая карта урока по обществознанию. ФГОС. 7 класс...

Технологическая карта урока: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне"

Открытый урок в 5 классе по теме: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне" в соответствии с ФГОС...