Формирование функциональной грамотности
методическая разработка по истории

Владимир Евгеньевич Грищишин

Формирование функциональной грамотности

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ванзетурская средняя общеобразовательная школа» КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Учитель истории и обществознания: Грищишин В.Е.

Слайд 2

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.

Слайд 3

Актуальность данной темы обусловлена тем, что весь образовательный процесс сегодня должен быть направлен на самостоятельную работу обучающихся, он должен обеспечить возможность для самовыражения и саморазвития каждого, что позволяет совершенствоваться, формировать жизненные ценности и образовательные компетенции. Применение полученных знаний на практике, в жизни, сделает личность социально адаптированной, функционально грамотной, позволит осуществлять жизнедеятельность в конкретной культурной среде, что невозможно без компетентностного подхода.

Слайд 4

Алексей Алексеевич Леонтьев – известный российский психолог и лингвист, автор многих научных и популярных статей по вопросам образования дал очень точное, на мой взгляд, и в то же время, емкое определение функциональной грамотности. «Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни, общения и социальных отношений»

Слайд 5

Психологи говорят, что у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 % из того, что он делает. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Может это не всегда получается, но стремится к этому необходимо.

Слайд 6

З адача учителя – сформировать качества личности, при которых ученик: 1) ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (социально адаптирован); 2) самостоятелен в ситуации выбора и принятия решений (способен к поиску решения в нестандартной ситуации); 3) умеет принимать решения и отвечать за их последствия (несет ответственность за себя и своих близких); 4) коммуникативен (хорошо владеет устной и письменной речью как средством взаимодействия).

Слайд 7

Формирование компетенций с помощью КОЗ (компетентностно - ориентированных заданий).

Слайд 8

Компетентностно - ориентированные задания - это задания, в основе которых знания и умения, которые будут реализоваться в практической деятельности.

Слайд 9

На практике выделяют 3 основных типа КОЗ: 1. Предметные. В условии - предметная ситуация, для ее решения необходимы знания предметного содержания, которые изучаются в разных разделах дисциплины; анализ условия приводит к процессу осмысления информации в разных формах; выбор способа решения, модель ответа. Результат имеет познавательную значимость, он может быть использован при решении других заданий.

Слайд 10

2. Межпредметные. В условии - ситуация с явным или неявным использованием знаний другой предметной области. Для решения требуется исследование условия с точки зрения определенных предметных областей и поиск недостающих данных. Результат может зависеть от данных, которые были найдены и отобраны обучающимися. 3. Практические. В условии - практическая ситуация, для ее разрешения нужно применить знания из разных предметных областей, а также приобретенные знания в повседневном опыте. Данные в таком задании не должны быть оторваны от реальности, они должны соответствовать действительности .

Слайд 11

Применение КОЗ позволяет: 1. Стимулировать образовательную деятельности обучающихся при выполнении заданий. 2. Подобрать задания, которые требуют использования дополнительных источников информации (работать со словарем, картами, текстами документов, таблицами, схемами и др.). 3. Обучить приемам составления плана, написанию конспектов, мини-сочинений, разработкой схем и таблиц. 4.Создать условия для высказывания собственных мыслей и суждений по изучаемой проблеме. 5. Организовать работу в парах и группах переменного состава.

Слайд 12

Исходя из опыта использования компетентностного подхода, можно сделать вывод , что КОЗ являются результативными, когда применяются в следующих видах деятельности: Работа с картой. На уроках истории обучающиеся разрабатывают карту маршрут. Подобные задания можно использовать на уроках на разных ступенях обучения при изучении военных походов, битв; материала связанного с освоением или завоеванием новых территорий. Например, «Походы Юлия Цезаря» в 5 классе, «Освоение Сибири» в 7 классе. Задание рассчитано на работу в паре или в группе. (Работа в группах предполагает наличие возможности выхода в интернет: ноутбук, компьютер).

Слайд 13

Работа с диаграммами, таблицами, схемами . Задание составить диаграмму можно использовать, например, при изучении тем о составе и структуре населения, «Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв ». в 9 классе. «Россия на рубеже XVIII—XIX вв. Этнический состав населения». Работа с таблицами проводится при сравнительном анализе, при характеристике исторических и обществоведческих понятий, когда следует охарактеризовать формы, виды, функции. Это позволяет кратко, емко изложить материал так, чтобы он был понятен, доступен, легок в восприятии.

Слайд 14

Работа с историческими документами, источниками, высказываниями, мнениями современников, историков прошлого и настоящего очень важна и интересна. Мы можем узнать о событиях прошедших лет. Они позволяют нам восстановить хронологию событий, узнать об исторических личностях познакомится с деятельностью людей прошлого.

Слайд 15

Работа над ошибками. Найти в тексте и исправить ошибки. Развивает историческую зоркость, стимулирует к постоянной работе над своими знаниями, делает их осознанными, прочными. Обучающийся становится экспертом, выступает в роли учителя . Решение исторических задач. Математика и истории связаны? А как? Математика в истории может быть такое? Ребята могут показать свои умения в счете с учетом особенностей вычислений. (Хронология событий, лета времени).

Слайд 16

Написание мини сочинений. Это форма творческой работы, позволяющая раскрыть индивидуальность каждого ребенка. «Способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира», используя соответствующие понятия учебного курса и опираясь на знания, полученные при изучении учебной дисциплины, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, высказать своё суждение, привести нужные аргументы в обосновании своей точке зрения. В работах данного направления должна присутствовать выдержанная логическая линия, собственный взгляд должен быть подкреплён весомыми аргументами и фактами, работа должна содержать необходимые обобщения и вывод.

Слайд 17

Таким образом, можно сделать вывод , что реализация компетентностного подхода через применение компетентностно - ориентированных заданий на уроках истории и обществознания формирует положительный жизненный опыт, развивает творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении . У ребят появляется устойчивый интерес к предмету, они учатся общаться друг с другом, находить компромиссные решения, развиваются интеллектуально. Вся работа способствует практико-ориентированному процессу обучения. Ее результаты могут применяться вне школы, в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере, то есть, однозначно, обучающиеся становятся функционально грамотными .

Слайд 18

Работа с картой Представьте , что вы являетесь участником похода. Задачная формулировка. Составьте схему вашего маршрута. Вы можете пользовать атласом, учебником, источниками информации, которую найдете в интернете (работа в группах предполагает наличие возможности выхода в интернет: телефон, ноутбук, компьютер) Источник информации . 1.Атлас 2.Учебник 3.Информация, которую найдете в интернете.4. http://explorers.narod.ru/ermak1.htm http://tur-plus.ru/jermak/jermak-2.htm https://timegeo.ru/velikie-lyudi/ermak/ https://history.wikireading.ru/241764

Слайд 19

Карты, которыми можно пользоваться при составлении маршрута. Бланк для выполнения заданий

Слайд 20

Работа с диаграммами Задание . Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Россия на рубеже XVIII - XIX вв. Этнический состав населения. Работа в группах. Для работы каждой группе представлен ноутбук. Стимул. Вы социологи - обществоведа, статисты и должны кратко, емко изложить материал так, чтобы он был понятен, доступен, легок в восприятии. Как это возможно сделать? Задачная формулировка. Изучив материал статистических данных, параграфа учебника, дополнительного материала, представьте всю информацию в виде диаграммы. Предложить можно по данным и свою диаграмму. Работа в программах: Point , Microsoft Office , Power Point .

Слайд 21

Источник информации. 1.Учебник 2.Информация, которую найдете в интернете. 3.https://posredi.ru/etnicheskij-i-konfessionalnyj-sostav-rossijskoj-imperii.html 4.

Слайд 22

Критерии оценивания Баллы Процент населения указан верно для всех народов, внесенных в диаграмму 3 При указании процентного соотношения народов, внесенных в диаграмму, допущены 1-2 ошибки 2 При указании процентного соотношения народов, внесенных в диаграмму, допущены 3 ошибки 1 При указании процентного соотношения народов допущено более 3 ошибок. 0 Максимальное количество баллов за верно выполненное задание 3

Слайд 23

Адреса сайтов с заданиями направленные на развитие функциональной грамотности : http://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/zadaniya-dlya-5-9-klassov http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf https://fg.resh.edu.ru/ http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti https://media.prosv.ru/fg/ https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/pravo/metodicheskie-materialy/zadaniya-pisa-po-predmetam-obshchestvoznanie-istoriya-pravo-ekonomika.html https://media.prosv.ru/func/?utm_source=uchitel.club&utm_medium=webinar&utm_campaign=novye_resursy_24_03_2022 http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.pdf

Слайд 24

Список литературы 1. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект. Электронное научное издание. Альманах пространство и время. Т. 8. Вып . 1,2015. 2.Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. – Ростов-на-Дону, « Аркол », 2010. 3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. 4.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. 5.Компетентностно-ориентированные задания. Методическое пособие под редакцией Ефремовой Н. Ф., М.: «Национальное образование»,2013. 6.Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под ред. Хуторского А.В. – М.: «ИНЭК», 2007. 7.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс , 2003. 8.Пашкевич А. В. Компетентностно -ориентированный урок, Волгоград, «Учитель», 2013. 9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 [Электронный ресурс]. Центр « Эйдос ». 10.Хуторской А.В. Системно- деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. - М.: « Эйдос », 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности

Данный доклад посвящен  теме «Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности с применением интерактивных технологий и цифровых образовательных ...

Естественнонаучная грамотность. Современный урок – пространство формирования функциональной грамотности.

Задания в формате PISA позволяют мне оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте задачи или задания и извлечь из него ...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...