Программа внеклассной деятельности 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)

Программа внеклассной деятельности 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneklassnoy_deyatelnosti.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ

Рассмотрено

Руководитель МО

______/_________________/

                ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        201__г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №26

______/_________________/

                ФИО

 «___» _________        201__г.

Утверждено

Директор МАОУ СОШ №26

______/_________________/

                ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        201__г.

Пролонгировано на 201__-201__ год

Приказ №        ______ от

«___» _________        201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «Занимательная история»

Направление «Проектная деятельность»

для обучающихся 5 класса

 Составитель:

 учитель истории

 Залюбовская Т.А.

г. Улан-Удэ,

2018- 2019 учебный год


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса разработана в соответствии:

  •  с приказом Министерства образования и науки России (далее – Минобрнауки России) от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);
  • письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
  • письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций»;
  • основной образовательной программой начального общего и основного общего образования МАОУ СОШ №26;
  • с федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования (далее - ФГОС) основная образовательная программа начального и основного общего образования (далее – НОО и ООП) реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ) в том числе через внеурочную деятельность;
  • с примерной программой основного общего образования по истории;
  •  программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
  • идеями и положениями концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • программой Десятниковой М.А., Мотиной Л.В. «Юный историк» (по следам Древнего мира).

Программа «Занимательная история» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса в рамках реализации ФГОС.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Содержание программы «Занимательная история» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения истории, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.

Программа состоит из 35 часов, 1 раз в неделю по одному часу, рассчитана на учащихся 11-12 лет. Срок реализации программы 1 год.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

Общая характеристика внеурочной деятельности на ступени основного общего образования

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению внеурочной деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.

Цель:

- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;

- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

- знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

Познавательный аспект:

- познакомить детей с культурой стран древнего мира через активную деятельность;

- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития древних обществ;

- познакомить с менталитетом древних народов в сравнении с современной культурой;

- формировать универсальные исторические понятия;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;

- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.

Воспитательный аспект:

- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

- приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.

Содержание программы внеурочной деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.

Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.

Особое внимание при организации внеурочной деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

  • формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
  • определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

  • усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
  • расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
  • приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
  • освоение приемов установления причинно-следственных связей;
  • умения объяснять разнообразие современного мира: свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), появившиеся в эпоху Древнего мира. 6)умения рассматривать общественные процессы в развитии;
  • предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
  • выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности;
  • давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи);
  • определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). 

Методы и приемы обучения, воспитания и развития

Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей,) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух.

Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.

Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.

Формы проведения занятий

Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие - это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты. Личностные

- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;

- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- толерантное отношение к истории других стран;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

- коммуникабельность;

- личная и взаимная ответственность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях;

- творчество.

Метапредметные:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Использовать приобретенные знания и умения в практической Деятельности и повседневной жизни:

- понимать смысл адаптированного текста

- уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;

- участвовать в диалоге;

- инсценировать исторические сюжеты;

- передавать историческую информацию в виде художественных образов;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности. Первый уровень результатов — приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантное отношение к истории других стран;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях;
  • творчество.

Проверка результатов проходит в форме:

• игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),

• опросников,

• анкетирования,

• тестирования,

• презентаций творческих работ.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

1

Наши древнейшие предки

4

Творческая мастерская, игра-путешествие

Практическая работа в группах, работа с источниками, рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации, работа с текстом с опорой на текст и иллюстрации,

2

Путешествие по странам Древнего Востока

11

Творческая мастерская, игра-путешествие, практикум, игра-соревнование

Практическая работа в группах, творческая работа с текстом с опорой на текст и иллюстрации, выполнение заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй иероглифы», «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Реши задачу», составление и решение задач на выявление особенностей шумерских ступенчатых башен, Висячих садов Семирамиды, сооружений и зданий Вавилона, групповая работа по составление буклетов на темы: «Жизнь среди природы: животные и боги индийцев», «Древнейшие города», «Вера в переселение душ», «Культура Древней Индии», «Индийская мудрость, знания и книги», командное соревнование

3

В Древней Греции

9

Творческая мастерская, игра-путешествие, практикум, игра-соревнование, ролевая игра

Практическая работа в группах, индивидуальные творческие работы «Каким я увидел героя поэм “Иллада” или “Одиссея” (по выбору)», групповые информационные проекты по темам: «Олимпийские игры в Греции», «Возникновение, развитие олимпийских видов спорта», «Древнегреческие атлеты», «Современные олимпийские виды спорта», работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особенности храмовой архитектуры Древней Греции, «Статуя Зевса в Олимпии» Фидий и его Афина», «Мавзолей Мавсола, «Храм Артемиды в Эфесе», командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию» и т.д.

4

Древний Рим: от города до могучей империи

8

Творческая мастерская, игра-путешествие, практикум, игра-соревнование, ролевая игра

Практическая работа в группах, парные информационные проекты по темам «Особняки на городских холмах», «Многоэтажные дома в низинах между холмами», «Обустройство повседневности римлян», «Римская семья, ее особенности», индивидуальные творческие работы «Один день из жизни римлянина», работа в парах по изготовлению буклетов с опорой на текст, иллюстрации по темам: «Боги древнего Рима», «Мифы о древнеримских богах, «Римские храмы», фронтальная работа по проведению сравнительного анализа египетских, греческих и римских храмов, работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Источники рабства в Риме», «Обязанности рабов», «На рынке рабов в Риме», «Римские учёные о рабах», фронтальная работа по решению проблемных ситуаций по теме «Рабство в древнем Риме», работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Город. столица империя», «Архитектурный облик Рима», «Колизей», «Пантеон», «Римский скульптурный портрет», «Хлеб и зрелища» для бедноты», «Большой цирк в Риме», фронтальная работа по определению особенностей римской цивилизации, командное соревнование по выполнению

заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия»

5

Древний мир-удивительный мир

3

Турнир знатоков истории, игра-путешествие

Составление и решение задач на установление особенностей семи чудес света: пирамиды Хеопса, Висячие сады в Вавилоне, храма богини Артемиды в

Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолеи Мавсола, Колосса Родосский. Фаросский, маяк, выполнение заданий по индивидуальных

темам «Признаки цивилизации стран древнего Востока, Греции и Рима, «Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока», «Вклад народов древности в мировую культуру», «Народовластие в Греции и Рим, «Роль граждан в управлении государством», «Нравы жителей древних государств»

Итого

35

Учебно-тематическое планирование

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

1

Наши древнейшие предки(4 ч)

В гостях у первобытного человека

1

Верования первобытных людей

1

Рисунки первобытных людей

1

Итоговое занятие «Первобытное общество»

1

2

Путешествие по странам Древнего Востока (11 ч)

В гостях у египтянина

1

Религия Древнего Египта

1

Искусство Древнего Египта.

1

Загадки египетской письменности

1

Решение хронологических задач

Путешествие по Древнему Двуречью

1

Путешествие по Финикии

1

Путешествие по Древней Палестине

1

Путешествие по Древней Индии

1

Дорогами Великого шелкового пути

1

Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока»

1

3

В Древней Греции (9ч)

Древняя Греция

1

Поэмы Гомера

1

Религия древних греков

1

Афины

1

Спарта

1

Священный огонь в Олимпии

1

В афинском театре

1

Наследие Александра Великого

1

Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады»

1

4

Древний Рим: от города до могучей империи (8ч)

В гостях у римлянина

1

Религия Древнего Рима

1

Раб-«говорящее орудие труда»

1

В школе гладиаторов

1

Император Цезарь

1

Все дороги ведут в Рим

1

Правление Траяна-«лучшего из императоров»

1

Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи»

1

5

Древний мир-удивительный мир(3 ч)

Семь чудес света

1

Общее и особенное древних цивилизаций

1

Итоговое занятие по истории Древнего мира

1

Всего:

35

Описание учебно-методического обеспечения курса

Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл. — М.: Русское слово, 2015. — 23 с.

  1. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М., 2001.
  2. Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. – М., 1992.
  3. Воронкова Л.Ф. Герои древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина. – М., 2006.
  4. Гаспаров М.Л. Капиталийская волчица. Рим до Цезарей. – М., 2008.
  5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М.: Просвещение, 2010 —223 с.
  6. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с.
  7. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. — М: Просвещение, 2011—178 с.
  8. Д Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика/ Д Эрвильи Э. – М., 2007.
  9. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе. — М.: Русское слово, 2014. — 178 с.
  10. Лемина Г.Л., Сабирова А.Х. Обществознание. История. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2013г.
  11. Лурье С.Я. Заговорившие таблички / Лурье С.Я. – М., 1960.
  12. Матье М.Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника / Матье М.Э. – М., 2002.
  13. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира / Немировский А.И. – М., 1991.
  14. Николаев Д. В. Культура древнего мира [Текст]: учебное пособие / СП6ГТУРП. — СП6., 2011. — 49 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеклассной деятельности "Познай себя"

Программа факультатива для учащихся 5 класса...

Программа внеклассной деятельности "Сделай себя"

Программа предназначена для учащихся 6 класса...

Программа воспитательной деятельности класса.

Программа воспитательной деятельности классаСоставитель:Туймешева Алевтина Ивановнаклассный руководитель 9 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеклассной деятельности "Моя безопасность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Моя безопасность " для 7 класса...

Рабочая программа внеклассной деятельности кружок "Мир биологии"

Рабочая программма внеклассной деятельности по биологии для учащихся 5-6 классов, кружок "Мир биологии"...