Сценарий бинарного открытого урока (история/литература) по теме "Культура советского общества 1920-30 гг.: Эпоха в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце""
методическая разработка по истории (10 класс)

Сергеева Александра Юрьевна

В материале используется конспект беседы с обучающимися, тексты повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", разбираются ключевые термины по теме, представленыиллюстрации плакатов эпохи, рассматриваются и анализируются некоторые фрагменты х/ф "Собачье сердце", 1988г., кроме того, оценивается видеоматериал "Русские маяки" В. Маленко с разбором персоналий русской культуры, искусства и науки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Сахалинский индустриальный техникум»

10 ноября 2023 г., г. Оха

Открытый бинарный урок по истории и литературе

Тема урока: «Культура советского общества в 1920-1930 гг.:

Эпоха в повести М. Булгакова «Собачье сердце»».

Преподаватели:

Смирнова Марина Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы;

Сергеева Александра Юрьевна, преподаватель истории

Обучающиеся 1 курса: 

Группа Т1, «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Группа Э1,  «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;
  2. Развивать навыки монологического высказывания через анализ художественного произведения;
  3. Воспитывать активную личностную позицию во взгляде на эпоху 1920-30 х годов XX века.

Задачи урока:

Образовательные 

  1. Углубить знания о Культуре советского общества в 1920-1930 гг.
  2. Показать эпоху глазами современников –  русских поэтов и писателей, художников и музыкантов  начала XX века.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства уважения к русской, советской культуре и искусству.
  2. Формирование способностей к самовыражению.

Развивающие

  1. Развитие навыков выразительного чтения и культуры речи.
  2. Развитие навыков работы с текстом, презентациями и иллюстративным материалом.

3.Формировать умение оценивать исторические события.

Общие компетенции

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.

ОК  6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться со сверстниками.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения задания.

Методы и приёмы: рассказ, беседа, объяснение; работа с раздаточным материалом; просмотр презентации, фрагментов  х/ф «Собачье сердце», 1988 г.  Анализ повести через «погружение в текст».

Используемые педагогические технологии: развитие критического мышления, интегративная, технология работы с видеоматериалами, здоровьесберегающая, проектная деятельность.

Основные термины урока: (запись на доске) культура, инакомыслие, сатира, «пролетарии», «товарищи», революция, маргинальность, атеизм,  уплотнение,  буржуазия («буржуи»), интеллигенция, элита, Серебряный век, соцреализм, эксперимент, опыт, кинематограф и др.

Слова и выражения, по которым можно определить ЭПОХУ:

Аббревиатура (Центрохоз, Ликбез, Домком, Комбед, СовНарХоз, ПроЛетКульт);

пятиалтынный (монета 15 копеек, 1 алтын= 3 копейки, начали чеканить в 1760 г при Елизавете Петровне); «Гражданин, товарищ» - официальное обращение к любому человеку; Айседора Дункан, американская танцовщица, жена Сергея Есенина

Особенности поведения людей того времени:

Неверие в Бога («…загробной жизни не существует»),

Свобода нравов (поведение машинисточки), «Уплотнение» квартир»= коммуналки,

Безграмотность (грамматические ошибки, которые допускают Швондер и его товарищи)…

Ход урока.

Звучит «Марсельеза» (и показ видео-клипа о Москве 1920-х)

АЮ: Рассказ об основных направлениях

Культуры советского общества в 1920-1930 гг (показ презентации и иллюстраций на стенде) текст Приложения 1

Рефлексивная установка на восприятие.

Видео-клип  «Каждый выбирает для себя…» Ю. Левитанского, исп. Никитины 2 мин

(или чтение наизусть – ЕЛЕНА ТОЩЕНКО)

Каждый выбирает для себя-

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

      Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею,

Ни кому претензий не имею,

Пусть каждый выбирает для себя.

      Человеку часто приходится находиться в ситуации выбора.

      А вам приходилась выбирать?    (Ответы обучающихся). 

Но выбор может быть и серьёзным, осознанным. Это выбор  пути, жизненных принципов. Сегодня нам тоже предстоит сделать свой выбор.

Постановка темы, целей урока, проблемного вопроса.

МС: Обратимся к теме нашего урока.

Жестокий опыт или рождение новой жизни?

(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова — одно из крупнейших явлений русской художественной литературы ХХ века. Его талант дал литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ.

Любимыми авторами Булгакова еще с юных лет были Н.В. Гоголь и М.Е. Салтыков-Щедрин. Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с раннего сатирического рассказа «Похождения Чичикова» и заканчивая инсценировкой «Мертвых душ» (1930) и киносценарием «Ревизор» (1934).

Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоря его же словами, — «бесчисленные уродства нашего быта». Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки («Дьяволиада» (1924), «Роковые яйца» (1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести «Собачье сердце», написанной в 1925 году.  

            Все эти своеобразные «сигналы-предупреждения» писателя служили для одних его современников поводом к восхищению (М. Горький назвал «Роковые яйца»  «остроумной вещью», для других — к категорическому отказу в публикации (Л.Б. Каменев о «Собачьем сердце»: «это острый памфлет на современность,  печатать ни в коем случае нельзя»). В названных произведениях отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика.

            М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или  с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована.

            В конце урока мы ответим с вами на проблемный вопрос:

Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

           Обращение к эпиграфу. Работа с цитатой.

           Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали».  Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно  не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович  Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:        

«Собачье сердце»- шедевр  булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова - умная и зрячая».  (В. Сахаров)

                                                                         

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

          Подберите  синоним к слову зрячая. (Честная)

Актуализация знаний. Терминологический комментарий.  

Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной.

 Вспомним: что такое сатира?  Против чего направлена сатира?

                     Что является источником сатиры?

 (Сатира - вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие  между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

     Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Повесть открывается  картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь? 

ЧУРИКОВА АЛЕКСАНДРА - Индивидуальное сообщение ученика 

(Москва времён нэпа: с шикарными ресторанами и «столовой нормального     питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства»,  где варят щи «из вонючей солонины». В этой Москве живут «пролетарии», «товарищи» и «господа». Москва, которую революция вывернула наизнанку, где чистопородные пролетарии с чувством превосходства над теми, у кого родословная  «подкачала», и чрезвычайно низким уровнем культуры, «уплотняли» московские дома, где жили буржуи- интеллигенты. То, что эта неприглядная картина дана глазами собаки, делает её еще более ужасающей:

голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения. И когда появляется «загадочный господин» и манит собаку куском колбасы, умный пес оценивает и себя и весь «мир голодных», сводя все к обобщению: «Рабская наша душа, подлая доля!» Вирусом  «раба» заряжены все: и Шарик, и машинисточка, и повар, и швейцар, и пациенты профессора, и даже члены  «жилтоварищества».

О старой Москве Шариков вспоминает с теплотой, желает Царствия Небесного барскому повару графов Толстых, за его доброту и щедрость. Тогда голодать не приходилось.)

Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик?

(Шарик-пес-дворняга, милый, добродушный, наблюдательный, Собака, живущая в ужасных условиях, способна сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении. Она разбирается в людях, даже умеет «читать» задом наперед).

Зачем Шарик был нужен профессору Преображенскому?

Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

 

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет,  холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

   Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина).

Найдите и прочитайте описание нового существа.  

(Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. (гл.6.)  Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… Посмотрите, как оно ведёт себя за столом.

Просмотр фрагмента из к/ф «Собачье сердце» (поведение за столом)

Ответьте на вопрос: А как это «по-настоящему», по мнению Шарикова?

( Это грубо, нагло, невоспитанно, беспардонно. Шариков уверен, что он всё знает о жизни: знает, как вести себя за столом, знает, где можно интересно провести время.)   

  Кто снабдил Шарикова этой книгой, да и не только книгой?

(Швондер – председатель домкома.  Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем.)

Просмотр фрагмента из к/ф «Собачье сердце» (просьба  Шарикова  о паспорте)

Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми  трудом других.  Булгаков с опаской относится к такой политике. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского.

Определение авторской позиции. Аналитическое чтение. 

просмотр фрагмента из к/ф «Собачье сердце»

( или  чтение  отрывков из повести СТРИГУНЕНКО ИЛЬЯ)

1."С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?"

 

2«- Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет - не говорите за обедом о большевизме и о медицине.

И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет.
- Гм... Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "Правду", - теряли в весе
».

 3. «  -Что такое эта ваша разруха?  Старуха  с  клюкой?  Ведьма,  которая выбила все

стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете  под  этим  словом?  Это  вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну  у себя в квартире петь  хором, у меня  настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться  мимо унитаза и то  же самое  будут  делать Зина и  Дарья  Петровна, в  уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не  в  клозетах,  а  в головах. Значит, когда эти  баритоны  кричат "бей разруху!" – Я смеюсь! Это означает, что каждый  из них  должен лупить себя по затылку! И  вот, когда он вылупит из себя всякие  галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, -  разруха исчезнет сама собой. Ничто не изменится  к  лучшему  в нашем доме, да  и  во  всяком другом доме, до  тех  пор, пока  не  усмирят этих певцов!  Лишь только  они  прекратят  свои  концерты,  положение  само  собой изменится к лучшему».

Кому из героев принадлежат данные высказывания?

(Это слова профессора Преображенского.)

Определите авторскую позицию.

(Она совпадает с позицией Преображенского. Кажется, что его устами говорит сам автор.)

         Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя  фамилию Преображенский? (изменять, преображать, улучшить человеческую породу).

Гоголевская традиция – «говорящие» имена - продолжена.

         Речь Профессора Преображенского всегда афористичная. Вот его некоторые яркие реплики:   «На человека и на животное можно действовать только внушением» 

         Или еще: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено».

           Михаил Афанасьевич Булгаков  создал свою повесть «Собачье сердце» в период революционных изменений в России. М.А. Булгаков относился к тем писателям, которые критиковали социалистическое строительство, высмеивали методы построения социалистического общества.  Жанр антиутопии становится своеобразной формой борьбы  против абсурдного государственного устройства.

        Сатирическая повесть «Собачье сердце» сложная и многозначная. Профессор Преображенский из милейшего пса Шарика путем эксперимента создает «редкую мразь» Шарикова.  Этот эксперимент обнажает абсурд, творящийся в советском обществе  20-х годов XX века.  Произошедшая революция ведет к полному развалу страны.   Россия практически уничтожена. Булгаков уже тогда понимал, что произошло. Он, не стесняясь,  высмеивает советскую власть,  «певунов»,  говорит о необходимости  каждому заниматься своим делом. «… Хотя, если когда-нибудь, если будет свободное время, я займусь исследованием мозга и докажу, что  вся эта социальная кутерьма – просто-напросто больной бред…» ( В итоге, 7 мая 1926 года рукопись повести «Собачье сердце» была конфискована.)

         Очень много споров возникает вокруг названия повести. Сам автор заставляет своих героев задуматься над тем, кто о них получился в результате эксперимента. Человек с собачьим сердцем? Но самое страшное заключается в том, что пес совершенно ни при чем, у Шарикова «…именно человеческое  сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе».  Профессор Преображенский полностью отдает отчет в том, что он сделал: «… Милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают!..»  Возможно,  сердце собаки Шарика и было самым человечным и добрым, вообще, собака – это преданное и любящее существо.

           Такой персонаж как  Швондер – это тоже человек с собачьим сердцем,  без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата - группы людей, по мнению Булгакова, «поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями».  Булгаков говорит о том, что среди нас очень много людей с собачьими сердцами, и они проявляют себя в определенные моменты, например, мать, отказывающаяся от своего ребенка. 

            Булгаков пишет, что собачья сущность в Шарикове заключается только в охоте на котов, но и она скоро пройдет и останется самое страшное – Клим Чугункин, который получил вторую жизнь.

            Композиция повести «Собачье сердце», скорее всего, кольцевая. Произведение начинается монологом  Шарика и заканчивается размышлениями  Шарика. Полиграф Шариков пропал, будто его и не существовало вовсе.

          «Собачье сердце» - философское произведение, сочетающее в себе и сарказм и фантастику.  Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил “двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Полиграфовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову.

     Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную и спокойную жизнь

 профессора дискомфорт.
      Свою ошибку профессор исправляет, «переделывая» Шарикова в Шарика.

      Швондеру и его компании он объясняет: «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм!»
       Да, это острая сатира на социалистическое общество, в котором утверждалось право «каждой кухарки управлять государством».  М.А. Булгаков высмеял попытки большевиков сотворить нового человека.

       Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения оставались под запретом. Но сейчас у нас есть возможность переосмыслить все то, что происходило и постараться лишить мир такого чудовища как Шариков.

Почему же Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина»? Почему  тишина была «ужаснейшая»?

(Доктор и профессор решаются на преступление: они хотят убить Шарикова. И они исполняют задуманное. Безусловно, живое существо не убито буквально, в нём убит уже мёртвый Клим Чугункин в результате очередной операции. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора.)

Выходит, профессор противоречит сам себе? 

(Нет. Профессор попытался пойти против природы, когда задумал опыт по омоложению,  но она всё расставила на свои места.)

И Филипп Филиппович это понимает. Он приходит к такому выводу:

«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать  спиноз,  когда  любая  баба может его родить  когда  угодно.  Ведь  родила  же   в  Холмогорах  мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество  само заботится об этом и  в  эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из  массы  всякой  мрази,  создает десятками выдающихся гениев, украшающих  земной  шар».

Обратимся к теме  нашего урока:

           Так кто  же такой Шариков: жестокий опыт или рождение новой жизни?

Но кроме профессора пытается провести жестокий опыт и Швондер. Он оказывает идеологическое влияние на Шарикова. Профессор это замечает:  « Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он  всячески  старается натравить его на меня,

не  соображая,  что  если  кто-нибудь в свою  очередь  натравит Шарикова на самого  Швондера, то от него останутся только рожки да ножки. У него самое паршивое сердце из всех, которые существуют в природе!»

Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?

     (К сожалению, любое насилии оправдать нельзя. Придётся поставить знак равенства… Наследственность и воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру). 

Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём идеологического насилия, к чему автор относится отрицательно. По сути это тот же самый опыт, который не может привести ни к чему хорошему.

Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году?

(Гениальная сатира на современность – вот основная причина трудного пути к читателям. Швондеры и им подобные остались ни с чем. Наверное, то, что интеллигенту удалось обмануть власть, оставить ее ни с чем, тоже очень не нравилось цензуре всех советских времен. В обществе, где социализм культивировался около 70 лет, такое произведение не могли опубликовать.)

Итог урока.       Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений.

Оказывается, уметь говорить – это еще не  значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор!

Человеческое сердце – это символ того, что  «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П.Чехов)

МС: Несколько слов о применении кино на уроках литературы и истории…

 АЮ: Сегодня 21 век. После всех пережитых тяжелых преобразований и свершений советской эпохи наша страна научилась беречь бесценную русскую культуру, гордиться выдающимися достижениями русской и советской науки, искусства, литературы.

       Сегодня мы дорожим своей идентичностью и принадлежностью ко всему, что называется «РУССКИМ МИРОМ» (видео-клип «РУССКИЕ МАЯКИ», В. Маленко).

Д/З :          напишите эссе по истории / литературе   (тема на выбор)

  1. «Как вы думаете, кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков — «человек с собачьим сердцем»?» 
  2. Чем страшны «Шариковы» и «Швондеры»?
  3. Удалось ли в наше время «исправить» ошибки той эпохи, о которых идёт речь в повести «Собачье сердце»?

Приложение 1

Культура, наука и образование в СССР в 1920-30 гг.

136314237_afa83be00f_o

Likbez

В начале 1920-х годов в стране насчитывалось более 75% неграмотного населения. 26 Января 1919 года был издан указ «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Это была самая важная задача того времени. Вопрос был и в перестройке школы. В 1918 году началась реорганизация образования. Была создана бесплатная рабочая школа на четыре и пять лет обучения. К 1925 году в 105 тысячах советских школ обучалось более 10 миллионов человек.

В 1920-х годах были созданы заводские и фабричные школы для  крестьянской и рабочей молодежи. В 1918 году занятия в высших учебных заведениях стали бесплатными, а вступительные экзамены были отменены. Открылся первый рабочий факультет (рабфак). К 1925 году студентам стали предоставлять общежития и выплачивать стипендии.

К концу 1930-х годов почти всем народам советской страны создали свою письменность, над которой работа началась ещё в 1920-х годах.

C:\Users\Iser\Desktop\отк урок 10 11 23 видео\Женщина!_Учись_грамоте.jpg

Необходимость быстрой индустриализации страны требовала огромное количество грамотных производительных работников.

Планомерные усилия советского государства, начавшиеся еще в начале 1920-х годов, привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 %. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 1930-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Успешно развивалась советская наука. В 1925 году Российская академия наук была перенесена из Ленинграда в Москву и переименована в Академию наук СССР. Через четыре года была открыта ВАСХНИЛ — Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина.

Огромный капитал был вложен государством в создание конструкторских бюро, где разрабатывались новые танки, самолеты, автоматическое и артиллерийское вооружение. Основоположником авиастроения был Н.Е. Жуковский, создателем биохимии и геохимии —

В.И. Вернадский. К.Е. Циолковский стал «отцом космонавтики». Начались съезды экономистов, ученых-аграриев и врачей. В середине 1930-х годов создаются научно-исследовательские институты (научно-исследовательские институты) и их филиалы.

Все переживания и надежды, которыми была охвачена страна во время революций и Гражданской войны, проявились в творчестве живописцев, писателей, скульпторов.

       Члены творческой организации "Пролеткульт" считали, что надо вдохнуть в людей пролетарское сознание. В духе этой идеологии РАПП (Русская ассоциация пролетарских писателей), как и многие другие группы, хотел быть единственным, кто выражал бы интересы партии. Контроль за печатной продукцией осуществлял цензурный комитет - Главлит, репертуар театров - Главрепертком. Но несмотря на принятую в 1925 году резолюцию о том, что «не каждый может быть судьей в литературе», руководство партии само вмешалось в литературный процесс.

В 1920-х годах было создано Объединение художников революционной России (АХРР).

В середине 1920-х годов многие русские писатели, композиторы и художники были за границей. Они понимали, что в условиях, сложившихся в России после революции, традиции русской культуры будут либо под контролем новой власти, либо полностью уничтожены.

Началось широкое градостроительство. Был построен Театр Красной Армии, Дом культуры им. Rusakova в Москве.

В СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на "народ" и "верхи", то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной "культурной революцией".

Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя и широкими, но весьма бедными. Они порождали, в сущности, "полукультуру", замешенную на причудливой духовной маргинальности* миллионов и миллионов людей. Но это не ошибка и не вина советской власти тех лет - иначе и быть не могло: грандиозность масштабов и молниеностность темпов высокого качества культурности не обеспечивают. Во-вторых, культура "навязывалась" народу: жестким регулированием сельской жизни - колхозной системой, а городской - "мобилизационными возможностями" заводских ударных строек, организационным и пропагандистским натиском государственных планов "охвата", комсомольских кампаний, профсоюзных соревнований. Тем самым проращивание потребности в культуре подменялось, по существу, диктатом общественных структур и давлением общественной атмосферы. Это уже была историческая ошибка, порожденная уверенностью во всесилии "революционного натиска".

Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился к созданию в нашей стране "культуры нового типа", уже в 20-е годы получило "марксистское" теоретическое обоснование. Были "установлены" эти "основные черты"; коммунистическая идейность и партийность, коллективизм, интернационализм и патриотизм, партийное руководство и советского государства планомерным развитием культуры. Именно это и объявлялось "новым шагом в духовном развитии человечества", его "вершиной".

В нашей стране произошел насильственный разрыв с культурно-исторической традицией. Борьба с "пороками старой культуры" привела к значительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой традиции.

Реформирование в образовании, искусстве и науке.

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу партии были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие.

11214

statue_39-02_big

image010

В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев (бывший РАППовец), остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.). Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду социалистической пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти (например, «Собачье сердце» М.А. Булгакова).

Происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 1920-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени – Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов».

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953). Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 1930-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева.

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский». Снимаются фильмы на революционную тематику.

Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в организации новых и возрождение старых обществ и объединений, создании ценностей в области духовной и материальной культуры. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка бинарного открытого урока по дисциплинам "оборудование пищевых предприятий" "Автоматизация производства"

Методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарног...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»

      Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...

Интегрированный, театрализованный урок (история, литература). "Эпоха Ивана Грозного"

Значение этой эпохи в истории государства Российского, значение этой эпохи для познания современности...

Бинарный открытый урок по дисциплинам «Информатика» и «Техническая механика». Тема «Определение опорных реакций однопролетных балок»

В рамках проведения декады ЦК ОПД и СЭЗС организовал и провел  бинарный открытый  урок по дисциплинам «Информатика» и «Техническая механика». Тема «Определение ...

Культурное прастранство советского общества 1920-е годы

Культурное прастранство советского общества 1920-е годыПрезентация 10 класс...