Разработка урока по истории-6 кл.- «Становление Древнерусского государства»
методическая разработка по истории (6 класс)

Жиналиева Ирина Жумабаевна

План-конспект урока

на  тему «Становление Древнерусского государства»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka-6_kl.docx47.51 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

на  тему «Становление Древнерусского государства»

 

ФИО

 Жиналиева Ирина Жумабаевна

Место работы

 МОУ-СОШ № 6 г.Маркса Саратовской области

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

История

Класс

 6 класс

Тема и номер урока в разделе

«Становление Древнерусского государства », 2-й урок в главе II «Русь в IX – первой половине XII в .»

Базовый учебник

 Учебник: Н.М.Арсентьев, А. А.Данилов «История России», М: «Просвещение», 2022

СТРУКТУРА И ХОД  УРОКА

Тема: «Становление Древнерусского государства

Цели: содержательная  -1.Формирование умения самостоятельно изучать процесс образования Древнерусского государства.

Деятельностная-1.Продолжить формирование умений и навыков по развитию исторического мышления, умение работать с разными источниками информации: текстом учебника,  иллюстрациями, историческими документами, картами

2. Формирование навыков сравнительного анализа, умение делать выводы, формулировать проблему

3. Воспитательные-формирование патриотизма

4. Метапредметные-личностные, регулятивные, коммуникативные

Задачи – развивающие: устанавливать причинно-следственные связи становления  Древнерусского государства и роль варягов в нём, формировать умения работать в группе и работать с картой, извлекать информацию из разных видов источников, развивать познавательный интерес и мыслительные навыки.

обучающие: формировать навыки сравнительного анализа, определять исторические процессы и явления.

воспитательные : формировать историческое мышление, патриотизм

Планируемые результаты:

Предметные: 1 .Определение исторических процессов , событий .

2 .Определение и использование исторических понятий и терминов.

Личностные : 1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

2.Формирование знаний и умений по данной теме.

Регулятивные: 1. Постановка цели и анализ достижения цели

2 Прогнозирование результата  и оценивание уровня достижения результата

Предметные: 1. Формирование базовых возможностей для самостоятельного усвоения знаний и организации процесса по их нахождению и усвоению

2. Формирование навыков первичных универсальных учебных действий

Познавательные: 1. Определение  понятий

2. Умение структурировать знания

3.Умение выделить существенные характеристики процессов, событий.

4.Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: 1.Умение организовать учебное сотрудничество

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Технология: сотрудничества, критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: коллективная.  групповая, индивидуальная.

 Тип урока: открытия нового знания

Методы обучения: блиц-опрос, диалоговый метод, работа с документом, текстом учебника, с картой, групповая работа,  поисковый, самоанализ и самооценка, самопроверка по эталону соответствуют информационно-коммуникативной и проектной технологиям.

Техническое оборудование: 1. Экран видео проектор

2.Документы ( отрывки из «Повести временных лет», иллюстрации учебника, карта «Русь в IX-Xвеках»).

3. Презентация

Сценарий  урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

-Как называется исторический источник, в котором звучат первые известия о Руси.

-В летописи есть знаменитый рассказ о призвании варягов. Расскажите о нем

-Какие еще имеются свидетельства о народе русь? Назовите исторические источники, содержащие датированные сведения о народе рос (русь).

-Какие данные подтверждают археологические раскопки в Ладоге  и Новгороде?

ИГРА: класс делится на 2 группы: норманисты и антинорманисты.

 Каждая группа приводит доводы и аргументы в подтверждение теории.

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

-А мы с вами продолжаем путешествовать по удивительным страницам истории. 

В  "Повести временных лет": "Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?"  Нестор задает вопросы, начиная свой летописный рассказ.

-О первых известиях о Руси мы узнали на прошлом уроке. А сегодня нам нужно ответить на другие вопросы летописца.

Формулировка темы урока детьми

-Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема урока: СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

4.Объяснение нового  материала

Учитель прикрепляет к доске слово – государство

-Что такое государство?

-Назовите признаки государства.

Задание:Заполни недостающие звенья

Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система __ людьми, проживающими на единой __ ; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых __, осуществляется охрана __ , регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими __

-Как происходило управление у восточнославянских племен?

-На кого  опирался при управлении князь?

Работа со схемой

https://www.ok-t.ru/studopediaru/baza9/877308702331.files/image001.png

 В IX веке Новгород и Киев соперничали за первенство в государстве. Все решилось после смерти Рюрика. На его месте оказался Олег. Старший дружинник и опекун малолетнего Игоря (сына Рюрика), он решил захватить Киев и править в нем. В 882 г. он выступил в поход на Киев, хитростью проникнув в Киев,

-Кто правил в Киеве в это время?

Учитель рассказывает летописную легенду об убийстве Аскольда и Дира

???-Каковы же особенности правления первых киевских князей?

-Ребята, запишите в тетради «Подготовка к ВПР» и начертите таблицу

По мере того как я рассказываю,  вы заполняете таблицу: в 1-й графе записываете  историческую личность, во 2-й- действия этой личности, в значительной степени повлиявшей на ход или результат события.

После рассказа о деятельности каждого князя- учащиеся устно  отвечают, какие записи внесли

Задание 4 ВПР

Личности

Действия

Олег

(879-912)

1.Объединение Новгорода и Киева под единой властью,

2. Походы на Византию 907, 911 – установление льгот русским купцам.

    911 – первый письменный договор(Русь впервые фигурирует как субъект международной политики.)

Игорь

 (912-945)

941 – неудачный поход на Византию

 945 – восстание древлян, убийство Игоря

Ольга

945-957

946 – карательный поход на древлян, взят Искоростень.

945-946 – налоговая реформа Ольги – фиксация налогооблажения, установление уроков и погостов.

Святослав (964-972)

965-966 – восточный поход Святослава. Разгром Волжской Булгарии и Хазарии. Взятие городов Итиль и Саркел. Основание русского форпоста на Чёрном море – Тмутаракань(Белая Вежа). 967 – первый дунайский поход.

968 – осада Киева печенегами, поход на печенегов.

969-971 – второй дунайский поход. 971 – осада Доростола, договор с Цимисхием. 972 – сражение с печенегами, гибельСвятослава.

  1. Князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев, образовав единое государство 882 г.. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников.

Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней, то воевали, то мирились. Дружины русов не раз появлялись под стенами Царьграда.

Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи на колёса и двинуть их к городу.

Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор. В знак мира византийцы подали Олегу чашу с вином. Но Князь почувствовал неладное и вылил вино, Оказалось, что вино и впрямь было отравлено. Византийцы подумали, что Олег наделён каким-то неведомым даром и прозвали Олега вещим.

Запись в тетради: 882-912 – правление Олега.

Запись в тетради: 907, 911  - Походы на Византию

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.

Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.

Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб.

  1. После смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал  князем.

Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало.   В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился очень печально для русского войска: византийцами был применен так называемый "греческий огонь" и большая часть войска князя была уничтожена.

   Желая смыть позор после поражения первого похода на Царьград, князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей , варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор.

   После этого похода князь Игорь больше не воевал.   Князь Игорь был женат на Ольге, которую по одной из легенд ему избрал Олег в 903 году, и имел сына Святослава. Князь Игорь правил 32 года.

Запись в тетрадь: 912-945 – правление Игоря

В 945году Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав размер дани, князь Игорь решил собрать дань еще раз, т.к. она показалась ему недостаточно большой. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Физкультминутка:

«О Ярило-светило! Приди с летом, дождём, с житом, жнивьём!»

  1. После смерти мужа княгиня Ольга правила государством до достижения совершеннолетия ее сыном Святославом. Ольга принимала активное участие в управлении государством и во время походов Святослава.

 Особую страницу вписала княгиня Ольга в историю христианства. Она была первой княгиней-христианкой. На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха.

Годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором.

При ней были введены Уроки – размер дани и Погосты – определенные места, куда в указанный срок должна была свозиться дань.

 Запись в тетрадь:945-957 – правление Ольги

Уроки – размер дани

Погосты – место сбора дани.

Она жестоко подавила восстание древлян, отомстив за смерть своего мужа князя Игоря. Княгиня потребовала дань от каждого двора: по 3 голубя и 3 воробья. Обрадованные столь небольшим размером дани, жители Искоростеня поспешили выполнить желание княгини и принесли птиц. Ольга приказала привязать к их лапкам тлеющую паклю и выпустить на волю. Неся с собой огонь, птицы вернулись в гнезда и таким образом подожгли город. После взятия Искоростеня Ольга с дружиной пошла по селам и городам, устанавливая размер дани.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  1. Святослав был сыном князя Игоря и княгини Ольги. После убийства древлянами князя Игоря Святослав был слишком мал, чтобы править государством: ему было всего три года. До его совершеннолетия правила княгиня Ольга.

   Летописец так рисует Святослава. Это был прирожденный воин, "рыцарь без страха и упрека", необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы". Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.

   В 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат. В 968 по просьбе византийского императора Святослав воевал с Болгарским царством (Дунайская Болгария). В результате этого похода был захвачен ряд городов.

   Постоянно находясь в длительных отлучках, Святослав все управление государством переложил на плечи своей матери – княгини Ольги.

   Мирная жизнь не нравилась князю. После смерти матери – княгини Ольги (969 год) он вновь отправился в Болгарию. Перед походом Святослав поделил государство между сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир ушел в Новгород. Так Святослав пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управляющих своими детьми.

   

Весной 972 года изнуренный походом отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств. Князь Святослав до конца дней своих оставался язычником и не поддался на уговоры матери – княгини Ольги – принять христианство.

   У Святослава было трое сыновей: Ярополк и Олег (от гречанки Предславы) и Владимир (от ключницы княгини Ольги Малуши).

Запись в тетрадь: 957-972 – правление Олега, завоеван Хазарский каганат, воевал с Болгарией и Византией.

. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 Главной задачей внутриполитического курса князей было объединение разрозненных территорий под единой властью.

Укрепление собственной власти в городах Киевской Руси.

 

Расширение территорий Киевской Руси.

Завоевание авторитета Киевской Руси  среди соседних государств.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Вернемся к цели нашего урока.

Когда образовалось первое  государство? 882 г.

2) Кто управлял им? Князья Олег, Игорь ….

3) Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств? Объединяли земли, завоевывали новые.

Закрепление

Загадки о первых  князьях

«Был грозным князь сей для врагов

От Киева до Цареграда,

Но плохо слушал он волхвов,

И смерть была наградой»
 

«Не смог он греков победить,

«По людям» стал потом ходить.

Но много дани захотел –

Печален был его удел»

«За Мала замуж не пошла,

Его послов живьём сожгла,

Во всём порядок навела,

Потом крещенье приняла»

«Хазар разбил, болгар разбил,

Да. Жить он дома не любил.

Как воин, голову свою

В неравном он сложил бою»

6.Домашнее задание

Прочитать параграф, выучить новые понятия.

Ответить на вопрос письменно:

 1. Какой русский князь тебе больше всего понравился? Почему?

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Становление Древнерусского государства в IX–X веках» урок истории России 6 класс

Урок истории России 6 класс (с использованием технологии развития критического мышления)Тема: «Становление Древнерусского государства в IX–X веках» Ознакомление учеников с процессом формирования ...

Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"

Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"...

Становление Древнерусского государства, история, 6 класс

Технологическая карта урока, презентация к уроку, рефлексия...

Тест по истории России 6 класс "Становление Древнерусского государства"

Тест по истории России "Становление Древнерусского государства" для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 1 вариант, состоящий из трех частей.В части А 15 заданий, в части В 5 з...

Урок по истории на тему «Становление древнерусского государства» 6 класс

В данном файле представлен конспект урока на заявлению тему...

Презентация для урока по истории «Становление Древнерусского государства» 6 класс

Презентация для урока по истории «Становление Древнерусского государства» 6 класс...