Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Селиванов Владимир Юрьевич

Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Становление Древнерусского государства

Тип урока

Комбинированный, урок-исследование

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян. Раскрыть предпосылки,  причины и этапы становления государства у восточных славян; сформировать представление о закономерности образования государства

Образовательные  ресурсы

Учебник «История России 6 класс» в 2-х частях, Н. М. Арсентьев, М.: Просвещение 2016 г., презентация, видеофрагменты  карточки-тесты для проверки домашнего задания  

План урока

  1. Образование государства.
  2. Захват Киева и путь «из варяг в греки».
  3. Олег и Игорь – первые князья Древнерусского государства.
  4. Борьба с древлянами и реформы Ольги.
  5. Походы Святослава.

Личностнозначимая проблема

Какие перемены в жизни восточных славян произошли со становлением Древнерусского государства?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

государство, полюдье, князь, дружина, варяги, воевода, путь «из варяг в греки». Персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Кий, Щек, Хорив, древляне, история, Летопись (повесть) временных лет, Киевская Русь

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснить систему управления Древнерусским государством

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа

Беседа по изученному материалу.

1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения

  1. "Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?". Эти три вопроса, задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян мы ответили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других.
  2. Ответить на эти вопросы нам поможет историческое исследование.

Но прежде чем перейти к нему, давайте вспомним то, что узнали на предыдущих уроках.

- Объясните, как было создано самое древнее государство на нашей территории.

- Какие теории образования государства на Руси существуют в науке?

  1. - Откуда произошло название государства "Русь"?
  2. Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии к IX в.

1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают.

Карточка 1.

Используя карту, определите влияние климата на быт и хозяйственные занятия финно-угорских племён

Карточка 2.

Покажите на карте и расскажите о развитии Тюркского каганата.

Карточка 3.

Покажите на карте и расскажите о развитии Аварского каганата.

Карточка 4.

Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата.

Карточка 5.

Покажите на карте и расскажите о развитии Волжской Булгарии.

Карточка 6.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

Беседа

Работа с текстом

Работа с текстом

Просмотр иллюстрации

Беседа с учащимися

Работа с терминами

Работа с историческим документом и картой

Заполнение таблицы

Работа с историческим документом

   1. Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги?

2. Используя задание, ученики вставляют пропущенные слова:

Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система __ людьми, проживающими на единой __ ; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых  __, осуществляется охрана __ регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими __

На доске учитель рисует логическую цепочку:

Экономический подъем

Увеличение производительности труда и накопление богатств

Социальное расслоение в племени и выделение знати

Появление аппарата управление

Возникновение государства

1. Каковы были экономические предпосылки создания государства у славян?

2. Покажите на карте славянские города, ставшие центрами племенных союзов.

3. Вспомните, какой была система управления у славянских племен?

4. Чем были недовольны богатые славянские соплеменники?

5. Какую роль в создании государства играли ремесло и торговля?

Чтение документа и ответы на вопросы к нему

- с какими трудностями приходилось сталкиваться славянским купцам, везшим свой товар в Византию?

Задание: Прочитайте «Повесть временных лет» и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.

Используя текст учебника с.40-41, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы

Отвечают на вопросы

Государство

Работают с текстом

Работают с логической цепочкой

Обобщая ответы учащихся на последний вопрос, учитель предлагает познакомиться с документом и обратиться к карте

Используя карту и текст учебника на с. 47, учащиеся рассказывают о продвижении купцов, с помощью иллюстрации на с. 44 рассказывают о торговле

Заполняют таблицу

Читают текст и находят цитаты

Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества

Расставляют в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку

Фронтальная

работа.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

 Устные

ответы.

Устные ответы.

Устное задание

 Устные ответы.

Записи в тетради

Записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация  работы в парах или в группах.

 А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.44-45, составьте схему «Отношения Древнерусского государства с соседями»

Задание. Работа с заданием «История в лицах». На с. 46 прочитайте о том, кто был современником Святослава.

1. Выполнение заданий в тетради.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают  друг другу вопросы

Заполняют схему

Самостоятельно работают с учебником

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

3. Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и тетради

Проверка выполнения заданий в

тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Как  вы думаете, почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства? Кто участвовал в походе Олега на Киев?  Покажите два исторических центра восточных славян. Какие выводы из этого следуют?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание

§ 5, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания на стр. 49. Используя иллюстрацию (с. 41), составить рассказ об объединении Новгорода и Киева под властью Олега

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по краеведению: "Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств"

Разработка онспекта урока по краеведению: "Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств" для учащихся 8 - го класа....

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»

Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

Класс 6а, 6бДата: 08.09.2015Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 векахЦель:  познакомить учащихся с историей возникновения Франкского коро...

Урок истории в 7 классе на тему «Становление многонационального Российского государства»

Конспект урока по ФГОС 2 поколения был разработан для проведения открытого урока на окружном семинаре заместителей директоров по ВР на базе МБОУ "Поведниковская СОШ"....

Открытый урок в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства"

Открытый урок в 6 классе  по теме "Становление Древнерусского государства" составлен в соответствии с ФГОС по линейной системе.  Основные образовательные технологии: технология про...


 

Комментарии

Горохова Нина Владимировна

Спасибо за интересную разработку урока. Методы и приемы Вашего урока применю и в своей практике!