Конспект урока по краеведению: "Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств"
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему

Разработка онспекта урока по краеведению: "Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств" для учащихся 8 - го класа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект урока: "Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств"

Курс: «Историческое краеведение». 8 класс.

Тема урока: "Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств".

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Цели урока: Познакомить учащихся с историей Воронежского края в составе древнерусского государства и феодальных княжеств (IX - начало XVI  века).

Задачи:

Образовательные:

  • Рассказать учащимся о деятельности славян, живших в Воронежском крае в IX - X вв;
  • Охарактеризовать какие последствия монгольское нашествие оказало на развитие Воронежского края;
  • Актуализировать знания по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI века".

Развивающие:        

  • Развивать у учащихся коммуникативных, когнитивных и логических УУД;

Ценностно-ориентированные:

  • Воспитание у учащихся интереса к изучению Истории Родного края.

Оборудование урока: презентация,  учебник, компьютер, раздаточный материал (карточки)

 Методы: Устный метод, печатно-словесный метод, наглядный метод.

Формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, фронтальный опрос,  сообщения учащихся, просмотр видеофрагмента, заполнение таблицы.

                                              Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

Сегодня на уроке вы познакомитесь с историей Воронежского края в составе древнерусского государства и феодальных княжеств. Узнаете о хозяйственной деятельности славян на Дону, а так же о том, как сказалось татаро-монгольское нашествие на историческом развитии Воронежского края. Но прежде чем преступить к изучению нового материала, давайте проверим, как вы усвоили темы предыдущего урока.

II. Актуализация опорных знаний

- И так, что же мы с вами прошли на прошлом занятии?

- Мы познакомились с историей Воронежского края в древности.

- Совершенно верно.

Ответьте мне на следующие вопросы:

- Когда появился древнейший человек в Воронежском крае?

- Расскажите о жизни человека в Воронежском крае в эпоху металлов.

ПИСЬМЕННО ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС:

- В чём вы видите своеобразие жизни людей при первобытнообщинной формации в Воронежском крае в сравнении с другими регионами нашей страны?

- Молодцы ребята!

III. Изучение нового материала

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:

Северо-западная часть современной Воронежской области в бассейне Верхнего и Среднего Дона оказалась далёкой юго-восточной окраиной Древнерусского государства с центром в Киеве. На рубеже VIII—IX веков восточные славяне заселяли не только берега Дона, но и жили на берегах Воронежа и других донских притоков. На реке Воронеж славянские поселения тянулись почти непрерывной цепью от села Чертовицкое Рамонского района до рабочего посёлка Шилово; по Дону — от города Семилуки до хутора Титчиха Лискинского района.

РАБОТА С КАРТОЙ:

(Проследить по карте славянские поселения на рубеже VIII—IX вв. по берегам рек Дона, Воронежа и других донских притоков.)

ВОПРОС:

- Ребята, как вы думаете, от кого исходила главная опасность для восточных славян в  IX—X веках?(От кочевников-печенегов.)

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:

Главная опасность для восточных славян Подонья в IX—X веках исходила от кочевников-печенегов. Степи, в которых кочевали печенеги, начинались почти сразу за их поселениями и тянулись далеко к югу, юго-востоку и юго-западу. Одной из опорных славянских крепостей от печенегов была крепость на Дону, расположенная в 600 м севернее хутора Титчиха. Её жителям не раз приходилось отбивать нападения кочевников и выдерживать их осаду. Свое поселение они укрепили системой высоких валов и глубоких рвов, деревянным частоколом.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА: "ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛАВЯН НА ДОНУ IX-X вв."

ВОПРОСЫ:

- Ребята, назовите основные занятия славян на Дону.

- Охота, рыболовство и т.д

- Совершенно верно.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

- Ребята, обратите внимание на иллюстрацию на стр. 59 учебника. На ней изображены рыболовные остроги и крючки.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:

- Со второй трети XII века в истории Руси начался длительный период феодальной раздробленности.

ВОПРОС:

- Ребята, как вы можете охарактеризовать этот период?

(Ранее единая государственная территория распалась на ряд самостоятельных земель и княжеств. Междоусобицы, распри, военные столкновения между отдельными князьями стали обычным явлением.)

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ:

- Совершенно верно. 

- Особенно стремились князья овладеть Владимиром, ставшим в XII веке центром Руси. Особенно стремились князья овладеть Владимиром, ставшим в XII веке центром Руси. В пределы владимирских земель не раз вторгались отряды соседних князей. Об этом рассказывают русские летописи. В связи с одним из таких походов на Владимир, в русских летописях под 1177 годом впервые упоминается слово «Воронеж». Летописец не пояснил, что подразумевалась под словом «Воронеж» — река, город или целый регион. Это породило противоречивые суждения о «летописном Воронеже» уже в XIX веке.

- Зимой 1237 года Рязанское княжество стало первым русским княжеством, которое подверглось мощному удару монголо-татарских полчищ.

ВОПРОС:

- Что вы можете сказать о татаро-монгольском нашествии?

- (Нашествие Батыя в 1237—1240 годах принесло неисчислимые бедствия русскому народу. В упадок пришли старые земледельческие центры. Были сожжены дотла и разрушены многие города и села. Сотни тысяч людей погибли или были уведены в плен.)

ЗАДАНИЕ:

- Пользуясь учебником письменно ответьте на вопрос: "Как сказалось татаро-монгольское нашествие на историческом развитии Воронежского края?"

- (Монгольское нашествие не привело к полному запустению Воронежского края.)

О длительном пребывании на территории нашей области татаро-монгол свидетельствуют сохранившиеся до сих пор татарские названия рек и населённых пунктов Воронежской области, например, таких как Татарино, Ямань, Кисляй.

IV. Закрепление изученного материала:

- Вот и подошло к концу наше занятие, ребята что же мы прошли сегодня на уроке?

- (Познакомились с историей Воронежского края в составе древнерусского государства и феодальных княжеств).

- Совершенно верно! Расскажите об образе жизни и деятельности восточных славян в нашем крае в IX-X вв.

ЗАДАНИЕ:

ВСТАВЬТЕ В ТЕКСТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА(РАБОТА С КАРТОЧКАМИ):

На рубеже VIII—IX веков восточные славяне заселяли не только берега Дона, но и жили на берегах ________ и других донских притоков.  Главная опасность для восточных славян Подонья в IX—X веках исходила от ___________.

Слово "Воронеж"   впервые упоминается в русских летописях в _______ году. Летописец не пояснил, что подразумевалась под словом "Воронеж" — _________, _________ или целый регион.

Нашествие Батыя в 1237—1240 годах принесло неисчислимые бедствия русскому народу. Монгольское нашествие не привело к полному запустению Воронежского края. Но число поселений и жителей в них в XIII — XIV веках значительно сократилось по сравнению с предшествующим временем. О длительном пребывании на территории нашей области татаро-монгол свидетельствуют сохранившиеся до сих пор татарские названия рек и населённых пунктов Воронежской области, например, таких как ________, _________, __________.

V. Рефлексия:

«Плюс – минус – интересно»

"П" - "плюс"

"М" - "минус"

"И" - "интересно"

"П"

"М"

"И"

VI. Выставление оценок. Домашнее задание:

Самопроверка.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно поставить оценку своим одноклассникам и аргументировать ее.

Домашнее задание - Параграф № 2, вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 10 классе "Первые князья Древнерусского государства."

Урок решает следующие задачи: воспитание у учащихся уважения к истории своей страны, формирование умений находить нужную информацию, работать с документами....

Урок истории в 6 классе на тему "Древнерусское государство"

Разработка урока истории для учащихся 6 класса на тему "Древнерусское государство" выполнен в соответствии со всеми требованиями ФГОС...

Конспект урока по истории на тему "Начало раздробления Древнерусского Государства" в 6 классе

Урок на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства"...

Открытый урок в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства"

Открытый урок в 6 классе  по теме "Становление Древнерусского государства" составлен в соответствии с ФГОС по линейной системе.  Основные образовательные технологии: технология про...